Схема 13. Две рабочие системы шин

Схема 13 применяется на напряжении 110 - 220 кВ при числе присоединений от 5 до 15 при повышенных требованиях к надежности питания каждой ВЛ и при отсутствии возможности отключения всех присоединений секции (системы шин) на время ревизии и ремонта сборных шин.

Схема 13Н. Две рабочие и обходная системы шин

Схема 13Н применяется на напряжении 110 - 220 кВ как альтернатива схеме 13 при повышенных требованиях к сохранению в работе присоединений в период ремонта выключателей, но допускающих потерю напряжения на время оперативных переключений, в РУ с устройством для плавки гололеда. А также при реконструкции и наличии других обоснований.

Схема 14. Две рабочие секционированные выключателями и обходная системы шин с двумя шиносоединительными и двумя обходными выключателями

Схема 14 может применяться для мощных узловых ПС, при соответствующем обосновании, в РУ напряжением 110 - 220 кВ при необходимости снижения токов КЗ (например, путем опережающего деления сети), при числе присоединений более 15, и трех или четырех трансформаторах.

Схемы с обходными системами шин – 12, 12Н, 13Н и 14 – рекомендуются для РУ ПС с устройствами для плавки гололеда.

В РУ 110...220 кВ по схемам 12, 13, 14 из герметизированных ячеек с элегазовой изоляцией (КРУЭ, PASS), а также в РУ с выкатными выключателями или аппаратными комплексами обходная система шин не выполняется при условии возможности замены, при необходимости, выключателя в удовлетворяющее эксплуатацию время.

При расширении действующих РУ 110, 220 кВ, выполненных по схемам 4Н и 5Н с подключением дополнительно от двух до четырех линий, рекомендуется выполнение одиночной секционированной выключателем системы шин.

В схемах 12, 13, 14 допускается установка на секции или системе шин второго ТН при наличии обоснования.

Обходная система шин может быть секционирована разъединителем или воздушным промежутком с установкой двух обходных выключателей. Целесообразность секционирования определяется числом присоединений, имеющимся опытом эксплуатации (ремонтных работ), требуемой надежностью схемы.

Схемы 13 и 14 характеризуются большим количеством разъединителей, их применение должно быть обосновано, альтернативой им являются схемы 9–12, а на напряжение 220 кВ и кольцевые схемы 16 и 17.

Указания по применению схем со сборными шинами с двумя и «полутора» выключателями на присоединение

Схемы со сборными шинами с полутора выключателями на присоединение применяются в РУ 220-750 кВ мощных узловых ПС, т.к. ущерб от отключения ВЛ указанных напряжений во много раз превышает экономию на средствах, затраченных на покупку и установку ячеек РУ.

Схема 15. Трансформаторы–шины с присоединением линий через два выключателя)

Схема 15 применяется в РУ 330-750 кВ при трех - четырех линиях, когда требуется полное стопроцентное резервирование подключения ВЛ, и при двух и более трансформаторах.

Схема 16. Трансформаторы–шины с полуторным присоединением линий)

Схема 16 применяется в РУ 220-750 кВ при числе присоединений 5 и более при повышенных требованиях к надежности подключения присоединений.

Схема 17. Полуторная

Схема 17 применяется в РУ 220-750 кВ при числе присоединений 6 и более при повышенных требованиях к надежности подключения присоединений.

В РУ по схемам 15, 16, 17 при установке на первом этапе
сооружения ПС одного трансформатора, второй комплект заземляющих ножей на данной системе сборных шин устанавливается на другом любом шинном разъединителе, предпочтительнее на разъединителе у ТН.

Схемы 15, 16 и 17 при числе линий более четырех, а также по условиям сохранения устойчивости энергосистемы, проверяются на необходимость секционирования сборных шин.

В схеме 17 допускается, при соответствующем обосновании, подключение трансформаторов и линий без соблюдения чередования присоединений (без перекрещивания присоединений).

При количестве трансформаторов более двух присоединение последующих трансформаторов в схемах 15 и 16 предусматривается аналогично линиям и учитывается как линейное при определении числа линейных присоединений.

В схемах 16 и 17 при соответствующем обосновании можно отказаться от установки линейных разъединителей, т.к. время существования ремонтных схем (отключенная линия) в настоящее время в связи с повышением надежности аппаратов значительно сокращено.

Наши рекомендации