Тема 6.4. Свайные фундаменты

Понятие об искусственных основаниях. Свайные основания, область их применения. Классификация свай по характеру работы, материалу, форме поперечного сечения, методу изготовления и погружения в грунт. Конструк­ция железобетонных свай.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое сваи и как они работают?

2. По каким показателям классифицируют сваи?

3. Как определяется несущая способность свай-стоек?

4. Как определяется несущая способность свай, защемленных в грунте?

5. Определение несущей способности свай по результатам полевых испытаний.

6. Укажите этапы проектирования свайных фундаментов.

Литература: [13], c. 600-626

[12], c. 9-12

Перечень рекомендуемой литературы

Нормативные документы

1. СНиП 2.01.07.-85 «Нагрузки и воздействия». – Госстрой СССР. – М.: ЦИТП Госстроя СССР. 1986 (с учетом дополнения. Раздел 10. Прогибы и перемещения).

2. Изменения №1 СНиП 2.01.07-85/ минстройархитектуры Республики Беларусь, МН.; 2004

3. ЕН 1990: 2001 Eurocode – Basis Structural Design. – Brussels. – 2001

4. СНиП 11-23-81* «Строительные конструкции». – Госстрой СССР. – М.: ЦИТП Госстроя ССР, 1991

5. СНБ 5.05.01-2000 «Деревянные конструкции». – МН.; стройтехнорм, 2001

6. СНБ 5.03.01-02 «Бетонные и железобетонные конструкции», - МН.: стройтехнорм, 2002

7. Изменение №1 СНБ 5.03.01-02/ минстройархитектуры Республики Беларусь, МН., 2004

8. Изменение №2 СНБ 5.03.01-02/ минстройархитектуры Республики Беларусь, МН., 2005

9. Изменение №2 СНБ 5.03.01-02/ минстройархитектуры Республики Беларусь, МН., 2006

10. СНиП 11.22.81 «Каменные и армокаменные конструкции». – Госстрой СССР.-М.: ЦИТП Госстроя ССР, 1983

11. СНБ 2.04.01-97 «Строительная теплотехника». – МН.; стройтехнорм, 1998

12. СНБ 5.01.01-99 «Основания и фундаменты зданий и сооружений». – МН.: стройтехнорм, 1999

Научно-технические и методические указания

13. Цай Т.Н., Бородич М.К., Мандриков А.П. Строительные конструкции. Том 1. – М.: стройиздат, 1984

14. Пецольд Т.М., Тур В.В. Железобетонные конструкции. – Брест, БНТУ, 2003

15. Пецольд Т.М., Рак Н.А., Смех И.В., Синач А.Ф., Смех В.И. Расчет конструирование монолитных железобетонных конструкций многоэтажного производственного здания. Учебно-методическое пособие по выполнению курсового проекта по дисциплине «Железобетонные конструкции». – МН., БНТУ, 2006

16. Мандриков А.П. Примеры расчета железобетонных конструкций. М.:

17. Мандриков А.П. Примеры расчета металлических конструкций. М.:

18. Байков В.Н., Сигалов Э.Е. Железобетонные конструкции. Общий курс. М.: Стройиздат, 1991

19. Цай Т.Н. Строительные конструкции. Том 2. – М.: Стройиздат, 1985

КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Общие положения

Цель курсового проекта - закрепление и углубление теоретических знаний и приобретение практических навыков в проектировании железобе­тонных конструкций, пользовании учебной, справочной и нормативной лите­ратурой.

Курсовой проект разрабатывается на основе задания на курсовое проектирование, при выдаче которого следует добиться полной индивидуаль­ности каждого из заданий, что обеспечивается за счет выдачи различных по характеру исходных данных: величин нагрузок, пролетов, количества этажей, различных климатических и фунтовых условий.

В процессе проектирования отдельных элементов (конструкций) сле­дует стремиться к обеспечению технологичности их изготовления и эконо­мичности принимаемых проектных решений. Последнее обеспечивается за счет технико-экономического сравнения нескольких вариантов.

Работать над курсовым проектом учащийся начинает по мере изуче­ния необходимого для проектирования материала. Поэтому задание на курсо­вое проектирование следует выдать заблаговременно.

Состав проекции . В состав проекта входят:

- графическая часть, представляющая собой рабочий чертеж проек­тируемых элементов (конструкций), выполняемых на двух листах формата А2 (594 х 420 мм);

- текстовую часть, представляющую собой пояснительную записку объемом 20-25 листов рукописного текста или 15-20 листов печатного на лис­тах стандартного формата А4 (297 х 210 мм).

Тематика и содержание курсового проекта

Темой курсового проекта может быть расчет и конструирование эле­ментов (конструкций) гражданского здания с неполным железобетонным каркасом (здания с несущими стенами по периметру), или промышленного здания (одно- или многоэтажного, имеющего железобетонный каркас), или сборно-монолитного балочного перекрытия.

Проектируемых элементов должно быть не менее трех и определяет­ся их сложностью. Например, можно предлагать для проектирования сле­дующие элементы:

- сборные железобетонные балки покрытия и перекрытия;

- сборные железобетонные плиты покрытий и перекрытий;

- сборные железобетонные марши и площадки;

- сборные железобетонные колонны;

- монолитные железобетонные фундаменты и элементы опалубки для их возвращения;

- монолитные железобетонные перекрытия балочного типа или с плитами, опертыми по контуру;

- прокатные металлические балки;

- составные металлические балки;

- металлические колонны сплошного сечения;

- металлические колонны сквозного сечения.

Графическая часть курсового проекта разрабатывается в виде рабоче­го чертежа проектируемых элементов (конструкций), который должен содер­жать:

- расчетные схемы проектируемых элементов;

- опалубочные чертежи;

- арматурные изделия проектируемых элементов;

- узлы и детали;

- спецификации и выборки арматуры по элементам;

- необходимое текстовое пояснение к чертежу.

Оформление курсового проекта

Графическая часть

Рабочий чертеж проектируемых элементов (конструкций) выполня­ется в карандаше на 2 (двух) листах бумаги формата А2 (594 х 420 мм).

Каждый лист должен быть обрамлен рамкой, отстоящей от левой кромки листа на 20 мм, от прочих кромок - на 5 м.

В правом нижнем углу должен быть штамп установленного образца.

Чертежи должны быть выполнены четко, со строгим соблюдением масштаба, условных обозначений согласно действующей ЕСКД и снабжены необходимыми размерами и поясняющими надписями.

Размерные линии следует располагать от изображений, а также друг от друга на расстоянии не менее 10-7 мм, линейные размеры на всех чертежах указывать в миллиметрах.

Текстовая часть (пояснительная записка)

Пояснительная записка к проекту должна быть написана четким шрифтом чернилами на одной стороне листа писчей бумаги стандартного формата А4 (297 х 210 мм), ориентировочный объем пояснительной записки 20-25 листов.

Текст записки сопровождается необходимыми рисунками и чертежа­ми (схемами грузовых площадей, расчетными схемами рассчитываемых эле­ментов, схемами армирования элементов и т.д.).

Содержание и структура пояснительной записки зависят от характера проектируемого элемента. Так, например, применительно к проектированию изгибаемых элементов записка должна содержать разделы:

- данные для проектирования;

- сбор нагрузок;

- определение внутренних усилий;

- определение площади поперечного сечения арматуры и краткие указания по конструированию.

При проектировании сборно-монолитного балочного перекрытия:

- введение;

- компоновка монолитного балочного перекрытия (конструктивные схемы перекрытий, конструкции линии, конструкции балок, данные для рас­чета);

- расчет монолитной плиты балочного перекрытия (расчетный пролет и нагрузки, определение расчетных усилий, назначение материалов, подбор сечений арматуры);

- расчет монолитной второстепенной балки (расчетный пролет и на­грузки, статический расчет второстепенной балки, подбор арматуры);

- расчет колонны и фундамента под колонну.

Критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по курсовому проектированию дисциплины «Строительные конструкции»
Оценка в баллах Показатели для оценки
  Один Два Три   Отсутствие пояснительной записки либо графической части курсового проекта, либо отсутствие пояснительной записки по одному из разделов , не полностью оформлена графическая часть, либо оформлена не в соответствии с требованиями ГОСТ, выполнение курсового проекта по теме, не соответствующей заданию.  
Четыре Графическая часть: курсовой проект разработан в соответствии с утвержденной темой. Учащийся не способен обосновать принятые решения, сделать пояснения графических изображений на листе. Не полно представлена графическая часть, в таблицах допущены существенные ошибки, оформление не соответствует требованиям ГОСТ. Пояснительная записка:отсутствуют некоторые пункты задания, есть существенные ошиб­ки в содержании вопросов и расчетов, влияющие на конечный результат, либо в начальной стадии допущено множество ошибок, информация изложена слишком кратко. Учащийся не может сделать вывод по выполненным расчетам. Оформление пояснительной записки не со­ответствует требованиям ГОСТ.  
  Пять Графическая часть:выполнена в полном объеме, но имеет существенные ошибки, есть от­ступления от требований ГОСТ по оформлению, шрифтам, расположению изображений. Учащийся затрудняется обосновывать и анализировать принятые решения без наводящих во­просов. В таблицах допущены единичные ошибки, отсутствуют ссылки на нормативные ис­точники. Пояснительная записка:выполнена в соответствии с требованиями ГОСТ, но имеет суще­ственные ошибки в содержании некоторых вопросов, либо они изложены очень кратко. Уча­щийся не может анализировать некоторые принятые решения, а при расчетах не полно ис­пользованы исходные данные, которые следует принять самостоятельно.  
Оценка в баллах Показатели для оценки
  Шесть Графическая часть:учащимся проведен обзор работы, которая выполнена в поном объеме, но имеет незначительные ошибки оформления, или табличных расчетов, или описания. Ана­лизирует и обосновывает принятые решения, но с небольшим затруднением. Пояснительная записка:выполнена в соответствии с требованиями ГОСТ, полно описаны принятые решения и расчеты выполнены на уровне понимания с несущественными ошибка­ми, устраняемыми самостоятельно. Анализирует и обосновывает исходные данные и расчеты с их использованием, свободно владеет понятиями, делает выводы.  
Семь     Графическая часть:выполнена в полном объеме в соответствии с ГОСТ. Учащийся свобод­но анализирует и обосновывает принятые решения, но при подаче материала отсутствует системность и последовательность, не может определить место выполненной работы в прак­тической деятельности. Пояснительная записка:обоснованы основные положения расчетов; представлено развер­нутое описание принятых конструктивных решений. Учащийся способен обоснованно сфор­мулировать полученные результаты, но при этом присутствует одна, две несущественные ошибки, устраняемые самостоятельно.  
Восемь   Графическая часть:выполнена в полном объеме в соответствии с требованиями ГОСТ на высоком уровне, с соблюдением требований к размещению изображений, чертежному шриф­ту, правильному построению. Грамотно обоснованы принятые решения, но место выполнен­ной работы в практической деятельности учащийся определяет с помощью преподавателя. Пояснительная записка:составлена с учетом всех требований ГОСТ и задания. При этом учащийся показал глубокие знания, которые выражаются в полном развернутом обосновании принятых решений, подтвержденных формулировкой выводов.  
Девять Графическая часть:выполнена в полном объеме в соответствии с требованиями ГОСТ на высоком уровне. Работа характеризуется системностью и ясностью принятых решений, пра­вильностью выполнения и расположения изображений. Учащийся свободно оперирует теоре­тическим материалом, делает попытки принимать и обосновывать собственные реше- ния, в работе присутствуют элементы творческого характера, отличные от рассматриваемых подходов расчета на практических занятиях.    
Оценка в баллах Показатели для оценки
    Пояснительная записка:составлена полно, учащийся показал глубокое системное знание программного материала, опираясь на знания, полученные при изучении других предметов. Умеет защитить принятые решения и полно отвечает на нестандартные вопросы. Проявляет познавательную активность. Полная самостоятельная работа. Но может допустить одну, две неточности при защите принятых решений.______________  
Десять Графическая часть:безукоризненно выполнена работа с использованием ЭВМ, применени­ем новых технологий, связанных с разработкой графических изображений. Свободно владеет техникой работы с пакетом программ в области проектирования конструкций. Есть рекомен­дация к использованию работы в практической деятельности. Пояснительная записка:составлена на уровне творчества. Умелое и осознанное использо­вание знаний при выполнении расчетов, которые выполнены безошибочно, с повышенным уровнем сложности. Сделаны выводы и предложения, доказывающие возможность дальней­шего использования. При расчетах использован пакет компьютерных программ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гродненский государственный политехнический колледж»

Контрольная работа № 1

по дисциплине «Строительные конструкции»

Вариант № ____

учащегося _________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

____________курса группы_______________

специальности2-70.02.01 «Промышленное и гражданское строительство»

Шифр учащегося _______________

Преподаватель: _________________________

(фамилия, инициалы)

Рецензия:

Наши рекомендации