Увязка размеров поперечной рамы по высоте
Исходные данные
Шаг колонн – 12 В (м)
Несущая конструкция- Профилированный настил
Высота фермы -hф = 3,15 м
Место строительства- Пермь
Утеплитель- Фибролит
Длина здания - 156 (м)
Класс бетона фундамента- В 15
L = 36(м)
Q = 50/12,5(т)
dкр = 13,2
Q, т | Нагрузка на главный крюк, кН | Пролет здания L, м | Размеры, мм | Максимальное давление колеса, кН | Вес тележки G1, кН | Вес крана с тележкой GК,кН | Тип кранового рельса | Высота рельса hР, мм | Высота подкрановой балки hб, мм, при шаге колонн, м | |||||
HК | В1 | В2 | К | Р1 | Р2 | |||||||||
50/12,5 | 380(470) 415(505) 455(525) | 475(676) 583(774) 716(843) | КР-80 | |||||||||||
МОСТОВОЙ КРАН:
- грузоподьемность Q = 50/12,5
- пролет крана L = 15,5 м
- давление колеса Р1 = 455 и Р2 =525
- количество колес с одной стороны n = 8
- вес тележки σт = 132
- вес крана σкр т = 190
- высота крана Нк = 6,4м
- вылет консоли крана В1 = 0,6
- С1 = L – Lк = 2,5
- высота рельса hp = 130мм
3. Компоновка конструктивной схемы каркаса
При проектировании каркас производственного здания обычно расчленяется на две системы - поперечную и продольную, работа каждой из них под нагрузкой принимается независимой. В состав этих систем включают конструкции, работа которых является определяющей для данной системы.
В поперечную систему - раму включают только колонны и ригели покрытия. Рама образуется двумя жёстко заделанными в фундамент ступенчатыми колоннами и ригелем - жёстко опертой стропильной фермой (рис. 1). Стропильная ферма - ферма с параллельными поясами (при использовании в качестве несущей конструкции кровли профилированного настила прогонов) или трапециевидная (при использовании крупноразмерных железобетонных ребристых плит).
Всем вариантам принять тип решётки фермы: | ||||
Рисунок 1 Геометрическая схема поперечной рамы | ||||
Задана нулевая отметка на уровне пола здания d0 = 0,000 м и отметка головки кранового рельса dкр (см. исходные данные). Принимаем отметку dф = - 0,6 м (для всех вариантов).
Задана нулевая отметка на уровне пола здания d0 = 0,000 м и отметка головки кранового рельса dкр=13,2
. Принимаем отметку dф = - 0,6 м
Увязка размеров поперечной рамы по высоте
Определяем зазор между тележкой крана и фермой:
а = ∆в + ∆доп. = 0,1 + 0,3=0,4
∆в = 0,1 м – обязательный зазор
∆доп. = 0,2….0,4 м – дополнительный зазор на погиб фермы и подвеску связей
Определяем высотные размеры h1 и h2:
h1 = м
h2 = Hк + а= 3150+0,4= 3150,4
м – окончательно назначается кратно 0,2
Hк - высота крана вместе с крановой тележкой
Определяем отметку низа ригеля:
dр = dкр + h2= 13,2+3150,4=3163,6м
Окончательно принимаем dр кратно 0,6.
Н = dр = h1 + h2= 13,2+3150,4=3163,6
h = =3163,6 -0,000=3163,6
Определяем высоту сечения подкрановой балки:
hп.б = 1/6 В - при шаге колонн В = 6 м.
hп.б = 1/8 В - при шаге колонн В = 12 м.
Рассчитываем высоту балки:
hб = hр + hп.б=130+12=142 м
где hp = 130-170мм - высота рельса (смотри исходные данные)
Определяем высоту нижней части колонны:
hН = dкр – dф – hб= 13,2- 0,6- 142 = -129,4 м
Определяем высоту верхней части колонны:
hВ = dр – dкр +hб=3163,6-13,2+129,4 = 3279,8 м
В здании фонарь не предусмотрен.
Нагрузки, действующие на конструктивную схему каркаса
Постоянные нагрузки
В табличной форме определяются нагрузки от кровельного покрытия по слоям.
Таблица 6 - сбор нагрузок от покрытия
№ | Наименование | Расчёт | qн | γf | qp |
Обрешетка из сосновой доски, толщиной 40 мм, 600 кг/м3 | q*δ | 40*600/1000=24 | 1,1 | 24*1,1=26,4 | |
Металлочерепица 5 кг/м2 | 1,1 | 5*1,1=5,5 | |||
Гидроизоляция 1,3 кг/м2 | 1,3 | 1,1 | 1,3*1,1=1,43 | ||
Стропильная нога сечением 60х120 мм, шаг стропил – 1.1м, сосна – 600 кг/м3 | 6*12*600/(1*11000)=3,9 | 1,1 | 3,9*1,1=4,3 | ||
ИТОГО | 34,2 | 37,6 |
q, кН/м3 - нормативный вес материала конструкции (принимается по
СП 50.13330.2012"Строительная теплотехника", Приложение Т, таблица Т.1)
δ, м - толщина конструкции
Расчётная постоянная нагрузка на 1м длины покрытия:
= 0,95*37,6* /1=203,04 кН/м2
γn = 0,95 – коэффициент надежности по назначению здания
Cos α = cos 30≈ 1
Реакция опора колонны:
= 203,04*36/2=3654,72 кН
Вес верхней части колонны:
Gв= 0,95 × 1,05 × 0,2 × К × В × Н = 0,95*1,05*0,2*0,4*6*3150,4 = 1508,4 кН
К = 0,4 кН/м2 - средний расход стали на колонны
Н = hв+ hн= 3279,8 +(-129,4) =3150,4м
Вес нижней части колонны:
Gв = 0,95 × 1,05 × 0,8× К × В × Н= 0,95*1,05*0,8*0,4*6*3150,4=6033,6 кН
Поверхностная масса стен: 1200 кг/м2
Поверхностная масса остекления: 35 кг/м2
Принять высоту остекления – 2*2,4 м, остальную высоту распределить на стеновые панели.
Рисунок 2
Пример расположения стеновых панелей и остекления по высоте колонны
Усилие от верхней части колонны:
=1949,34 кН
Усилие от нижней части колонны:
=6308,7 кН
Момент от постоянной нагрузки:
кНм =(3654,72 +1949,34) 0,5-0,25/2 = 672,48
Рисунок 3
Распределение усилий в раме от постоянных нагрузок
Снеговые нагрузки
Временная нагрузка: Снеговая нагрузка 160 кг/м2 | 1,25 | 160*1,25=200 |
Рассчитываем снеговые нагрузки:
= 0,95 * 1,4 * 1,2*1*6= 9,6кН/м
, кПа – значение веса снегового покрована 1 м2 горизонтальной поверхности земли (принимается по СП 20.13330.2011"Нагрузки и воздействия", таблица 10.1)
Так как .
- коэффициент надежности по снеговой нагрузке
Реакция опоры колонны:
, = 9,6*36/2=172,8 кН
Момент от снеговой нагрузки:
=(172,8+1949,34)*0,5 = 1061,07 кНм
Рисунок 4
Распределение усилий в раме от снеговых нагрузок
Нагрузки от мостовых кранов
Вычертить в масштабе 1:100 (1:200) два крана и определить ординаты каждого колеса, приняв y1 = 1 для колеса крана, которое находится над центральной колонной. Остальные ординаты определяют методом интерполяции.
Рисунок 5
Определение ординат колес
Вес подкрановой балки:
= 1,9*6*36/2 = 205,2 кН
где: кН/м – вес 1м балки.
Максимальное давление крана на колонну:
= 0,85*0,95*455*1,9+205,2= 903,3 кН
где: - коэффициент условия работы;
- коэффициент надежности;
кН – максимальное давление на колесо крана;
- сумма ординат под колёсами крана.
Минимальное нормативное давление:
=455+716/2-490 = 95,5 кН
кН - вес крана с тележкой;
, кН - максимальная грузоподъемность крана;
- количество колес с 1-й стороны.
Минимальное давление крана на колонну:
= 0,85*0,95*95,5*1,9+205,2 = 351,7 кН
Эксцентриситет давления крана на колонну:
=0,25
Сосредоточенный момент, возникающий в подкрановой части колонны:
= 903,3*0,25 =225,82 кН∙м
= 351,7*0,25 = 87,92 кН∙м
Нормативное давление на 1 колесо крана:
= 455+132*0,05/2 = 14,67 кН
- при гибком подвесе груза
- вес тележки
Горизонтальное давление на колонну, передаваемое на уровне тормозных конструкций:
= 0,85*0,95*14,67*1,9 = 22,5 кН
Рисунок 6
Распределение усилий в раме от мостовых кранов
3.4. Ветровые нагрузки.
Ветровой поток вызывает давление с наветренной стороны и отсос с подветренной высоты здания. При расчёте с наветренной стороны нагрузки принимаются с аэродинамическим коэффициентом , а с подветренной стороны .
где: - коэффициент, учитывающий изменение напора ветра в зависимости от высоты и типа местности.
Для местности типа Б: ; ; .
С наветренной стороны:
кН/м
кН/м
кН/м
кН/м
кН/м
С подветренной стороны:
кН/м
кН/м
кН/м
кН/м
кН/м
Эквивалентная равномерно распределенная нагрузка:
кН/м
кН/м
Расчетная величина сосредоточенной силы на уровне нижнего пояса фермы.
кН
кН
кН
4. Статический расчет поперечной рамы.
Экономическое уравнение:
Жесткость верхней части колонны
Моменты от поворота узлов на угол φ = 1
Моменты от нагрузки на стойку
Коэффициенты экономического уравнения:
Моменты от фактического угла поворота:
Моменты окончательной эпюры:
Т.к. , то в ригеле равна нулю.
4.2. Расчёт на снеговую нагрузку:
Экономическое уравнение:
Моменты от поворота узлов на φ = 1
Моменты от нагрузки на стойку
Коэффициенты экономического уравнения:
Моменты от фактического угла поворота:
Моменты окончательной эпюры:
4.3. Расчёт на вертикальную нагрузку от мостовых кранов.
Экономическое уравнение:
Момент на левой стойке, когда тележка с грузом находится максимально близко к стойке.
Реакция верхних концов стоек:
Смещение плоской рамы:
Определяем коэффициент пространственной работы
- кол-во колёс с одной стороны крана
Определяем смещение рамы под нагрузкой от мостовых кранов
Строим окончательную эпюру:
4.4. Расчёт на горизонтальное воздействие мостовых кранов.
Каноническое уравнение:
Окончательная эпюра Мок
При поперечном действии крановой нагрузки эпюра продольных сил нулевая.
4. 5 Расчёт на действие от ветровой нагрузки.
Грузовая эпюра с наветренной стороны:
Грузовая эпюра с подветренной стороны:
Окончательная эпюра:
Эпюра продольных сил N - нулевая.
Сумма моментов относительно точки А.
Тоже с подветренной стороны:
Эпюра продольных сил нулевая.
ТАБЛИЦА РАСЧЁТНЫХ УСИЛИЙ. | ||||||||||
№ | Вид нагрузки | Надкрановая часть | Подкрановая часть | |||||||
Сечение 1-1 | Сечение 2-2 | Сечение 3-3 | Сечение 4-4 | |||||||
М | N | M | N | M | N | M | N | Q | ||
Постоянная | -92,32 | -86,4 | -218,26 | -691,18 | 344,13 | -691,18 | -159 | -1321,6 | -62,27 | |
Снеговая | -54,38 | -86,4 | -60,17 | -86,4 | 26,23 | -86,4 | 3,17 | -86,4 | -25,84 | |
Т на лев. стойку | 40,38 | 37,44 | 37,44 | 9,98 | 5,9 | |||||
Т на прав. стойку. | 3,13 | 8,25 | 8,25 | 17,34 | 3,2 | |||||
Dмах на лев.стойку | -13,4 | 382,9 | -1021,94 | -1639 | 561,84 | -1639 | -196 | |||
Dмах на прав.стойку | -13,4 | 382,9 | -1021,94 | -10,57 | 561,84 | -10,57 | -196 | |||
Ветровые справа | 29,34 | 18,4 | 18,4 | -99,28 | 15,87 | |||||
Ветровые слева | -31,52 | 17,5 | 17,5 | 94,78 | -0,63 |
ТАБЛИЦА СОЧЕТАНИЙ. | |||||||||||||
Вид комбинаций | Сочетания | Надкрановая часть | Подкрановая часть | ||||||||||
Сечение 1-1 | Сечение 2-2 | Сечение 3-3 | Сечение 4-4 | ||||||||||
М | N | M | N | M | N | M | N | Q | |||||
+Mmax Nсоотв. | № нагр. | 1,3 | |||||||||||
φ =1 | 381,57 | -691,2 | |||||||||||
№ нагр. | 1,2,3,7,8 | ||||||||||||
φ=0,9 | 399,33 | 699,82 | |||||||||||
-Мmax Nсоотв. | № нагр. | 1,2 | 1,2 | 1,7 | |||||||||
φ =1 | -146,7 | -172,8 | -278,4 | -777,6 | -258,28 | -1321,6 | -46,4 | ||||||
№ нагр. | 1,2,3,5,8 | 1,2,3 | 1,3,7 | ||||||||||
φ =0,9 | -208,8 | -155,5 | -284,3 | -699,84 | -241,43 | -1189,45 | -41,76 | ||||||
-Nmax Mсоотв. | № нагр. | 1,2 | 1,2 | 1,5 | 1,5 | ||||||||
φ =1 | -146,7 | -172,8 | -278,4 | -777,6 | -677,81 | -2330,2 | 402,84 | -2960,6 | -158,3 | ||||
№ нагр. | 1,2,5 | 1,2,5 | |||||||||||
φ =0,9 | -586,4 | -2174,9 | 365,4 | -2742,3 | -155,7 | ||||||||
Nmin Mсоотв. | № нагр. | 1,8 | |||||||||||
φ =1 | -64,22 | -1321,6 | 62,9 | ||||||||||
№ нагр. | |||||||||||||
φ =0,9 | |||||||||||||
Qmax | № нагр. | 1,7 | |||||||||||
φ =1 | -258,3 | -1321,61 | -46,4 | ||||||||||
№ нагр. | |||||||||||||
φ =0,9 | |||||||||||||
5. Расчёт и конструирование стержня колонны.
Определяем наиболее неблагоприятные сочетания в 1 и 2 сечениях.
1) М = - 284,3 кН м; N = - 699,84 кН
2) М= -278,4 кН м; N = -777,6 кН
Где вв – ширина верхней части колонны.
Следовательно, принимаем:
М = -278,4 кН∙м;
N = -777,6 кН
5.1 Расчётные длины верхней и нижней частей колонны.
кН
кН
Определяем коэффициент приведения расчётной длины для подкрановой части колонны:
Коэффициент приведения расчётной длины для верхней части колонны:
Расчётные длины в плоскости рамы для нижней и верхней частей колонны
м
м
Расчётные длины из плоскости рамы для нижней и верхней частей колонны
м
м
5.2 Конструирование и расчёт верхней части колонны:
Вст 3пс 6-2 - марка стали мПа
Тип сечения: двутавр
cм2
м
По сортаменту принимаем двутавр:
40 Ш2
А = 133 см2 ; в = 300 мм ; см4 ; см3 ; см ; см
Проверка общей и местной устойчивости верхней части колонны:
Гибкости стержня:
Условная гибкость:
- условие выполняется.
5.3.1. Проверка общей устойчивости колонны в плоскости действия момента.
, где
- коэффициент влияния формы сечения
см
Устойчивость стержня колонны:
кН/см2
Недонапряжение:
- условие выполняется.
5.4. Расчёт и конструирование нижний части колонны:
Подкрановая ветвь: Наружная ветвь:
Сечение 3-3 N1 = 2330,2 кН M1 = 677,81 кН∙м
Сечение 4-4 N2 = 2960,6 кН M2 = 402,84 кН∙м
5.4.1. Подбор сечения подкрановой части сквозной колонны:
Задаёмся см
м
м
м
Усилие в ветвях колонны:
кН
кН
Определяем требую площадь сечения ветвей:
см2
По сортаменту подбираем двутавр:
№ 45 Б2
Аф = 82,8 см2 ; см4 ; см3 ; см ; см
Для наружной ветви принимаем:
мм
мм
мм
Требуемая площадь полки сварного швеллера:
см2
см2
Ширина полки сварного швеллера
см
Проверяем условие:
- условие не выполняется, следовательно увеличиваем толщину полки.
мм
см2
см
- условие выполняется.
см
Фактическая площадь сварного швеллера:
см
Расстояние от наружной грани до центра тяжести ветви.
см
см
Моменты инерции сечения:
см4
см4
см4
Определяем радиус инерции:
см
см
Проверка ветвей колонны на устойчивость как, центрально-сжатых стержней.
кН/м2 кН/м2 – условие выполняется.
Наружная ветвь:
кН/м2 кН/м2 – условие выполняется.
5.5. Подбор сечения элементов решетки колонны.
см
м
см
кН
кН
Стержень 1-2
кН
см2
Принимаем уголок равнополочный: 75х6 мм
Аф = 8,78 см2 ; см ; см
Определяем максимальную гибкость:
- условие выполняется.
Стержень 1-3.
см2
Принимаем уголок равнополочный: 45х5 мм
Аф = 4,29 см2 ; см ; см
Определяем максимальную гибкость:
кН/м2 – условие выполняется.
5.6. Проверка устойчивости колонны, как единого стержня составного сечения.
см3
Моменты инерции всего сечения:
см4
см
Приведенная гибкость относительно оси Х
Относительные эксцентриситеты:
см
кН/м2
кН/м2
Вывод: все условия выполняются, следовательно, прочность колонны обеспечивается.
Исходные данные
Шаг колонн – 12 В (м)
Несущая конструкция- Профилированный настил
Высота фермы -hф = 3,15 м
Место строительства- Пермь
Утеплитель- Фибролит
Длина здания - 156 (м)
Класс бетона фундамента- В 15
L = 36(м)
Q = 50/12,5(т)
dкр = 13,2
Q, т | Нагрузка на главный крюк, кН | Пролет здания L, м | Размеры, мм | Максимальное давление колеса, кН | Вес тележки G1, кН | Вес крана с тележкой GК,кН | Тип кранового рельса | Высота рельса hР, мм | Высота подкрановой балки hб, мм, при шаге колонн, м | |||||
HК | В1 | В2 | К | Р1 | Р2 | |||||||||
50/12,5 | 380(470) 415(505) 455(525) | 475(676) 583(774) 716(843) | КР-80 | |||||||||||
МОСТОВОЙ КРАН:
- грузоподьемность Q = 50/12,5
- пролет крана L = 15,5 м
- давление колеса Р1 = 455 и Р2 =525
- количество колес с одной стороны n = 8
- вес тележки σт = 132
- вес крана σкр т = 190
- высота крана Нк = 6,4м
- вылет консоли крана В1 = 0,6
- С1 = L – Lк = 2,5
- высота рельса hp = 130мм
3. Компоновка конструктивной схемы каркаса
При проектировании каркас производственного здания обычно расчленяется на две системы - поперечную и продольную, работа каждой из них под нагрузкой принимается независимой. В состав этих систем включают конструкции, работа которых является определяющей для данной системы.
В поперечную систему - раму включают только колонны и ригели покрытия. Рама образуется двумя жёстко заделанными в фундамент ступенчатыми колоннами и ригелем - жёстко опертой стропильной фермой (рис. 1). Стропильная ферма - ферма с параллельными поясами (при использовании в качестве несущей конструкции кровли профилированного настила прогонов) или трапециевидная (при использовании крупноразмерных железобетонных ребристых плит).
Всем вариантам принять тип решётки фермы: | ||||
Рисунок 1 Геометрическая схема поперечной рамы | ||||
Задана нулевая отметка на уровне пола здания d0 = 0,000 м и отметка головки кранового рельса dкр (см. исходные данные). Принимаем отметку dф = - 0,6 м (для всех вариантов).
Задана нулевая отметка на уровне пола здания d0 = 0,000 м и отметка головки кранового рельса dкр=13,2
. Принимаем отметку dф = - 0,6 м
Увязка размеров поперечной рамы по высоте
Определяем зазор между тележкой крана и фермой:
а = ∆в + ∆доп. = 0,1 + 0,3=0,4
∆в = 0,1 м – обязательный зазор
∆доп. = 0,2….0,4 м – дополнительный зазор на погиб фермы и подвеску связей
Определяем высотные размеры h1 и h2:
h1 = м
h2 = Hк + а= 3150+0,4= 3150,4
м – окончательно назначается кратно 0,2
Hк - высота крана вместе с крановой тележкой
Определяем отметку низа ригеля:
dр = dкр + h2= 13,2+3150,4=3163,6м
Окончательно принимаем dр кратно 0,6.
Н = dр = h1 + h2= 13,2+3150,4=3163,6
h = =3163,6 -0,000=3163,6
Определяем высоту сечения подкрановой балки:
hп.б = 1/6 В - при шаге колонн В = 6 м.
hп.б = 1/8 В - при шаге колонн В = 12 м.
Рассчитываем высоту балки:
hб = hр + hп.б=130+12=142 м
где hp = 130-170мм - высота рельса (смотри исходные данные)
Определяем высоту нижней части колонны:
hН = dкр – dф – hб= 13,2- 0,6- 142 = -129,4 м
Определяем высоту верхней части колонны:
hВ = dр – dкр +hб=3163,6-13,2+129,4 = 3279,8 м
В здании фонарь не предусмотрен.