Парковых путях метрополитена
8.1. Общие требования.
8.1.1. Все работники, находящиеся в тоннелях, на наземных участках
и парковых путях должны знать, что как в дневное время, так и ночью
пассажирские и хозяйственные поезда движутся с большой скоростью и
имеют длинные тормозные пути. Поэтому условия работы, особенно в
тоннелях, требуют личной осторожности и бдительности со стороны
каждого работника, находящегося в тоннеле, наземном участке, парковых
путях.
Необходимо помнить, что отсутствие бдительности у работника
находящегося в тоннеле, на наземном участке, парковых путях, нарушение
им требований техники безопасности (переход через пути или контактный
рельс перед приближающимся поездом, несвоевременный уход с путей,
отсутствие ограждения места работ сигналами и т.д.) могут привести к
тяжелому травматическому случаю.
8.1.2. Перед выходом на работу каждый работник должен иметь
нормальный отдых с тем, чтобы приступить к работе подготовленным.
Лица, чувствующие недомогание, обязаны до начала работы
обратиться в ближайший здравпункт и приступить к производству работ,
только после разрешения медицинского работника.
8.1.3. Проход работников метрополитена в тоннели, на наземные
участки, парковые пути и их пребывание там разрешается только в
сигнальных жилетах со светоотражающими элементами и при наличии
фонарей (на группу - 2 фонаря), а на наземные участки и парковые пути в
светлое время суток - сигнальных флагов (красных и желтых).
Перед выходом в тоннель в ночное время руководитель работ или
любой работник обязан выяснить у поездного диспетчера о предстоящем
движении хозяйственных поездов на этом участке и о времени их
проследования.
Для руководителей метрополитена, служб и дистанций на каждой
станции должно быть по четыре сигнальных жилета и четыре сигнальных
фонаря, находящихся у дежурного по станции, а на наземных станциях
дополнительно по четыре сигнальных красных и желтых флага; в каждом
электродепо - по пять запасных сигнальных жилетов, пять сигнальных
фонарей и пять пар сигнальных флагов (красных И желтых), находящихся
у дежурного по электродепо.
Сигнальные фонари, сигнальные флаги и сигнальные жилеты могут
быть в экстренных случаях использованы и другими работниками
метрополитена, прибывшими для устранения неисправностей, вызвавших
нарушение нормальной работы устройств метрополитена, а также
работниками УВД на метрополитене.
Сигнальные фонари и сигнальные флаги необходимы для
обеспечения личной безопасности работников, которые ими пользуются
для подачи сигналов локомотивной бригаде о том, что они видят
приближающийся поезд, а также, при необходимости, для остановки или
уменьшения скорости движения поезда.
Проход локомотивных бригад для приемки электросоставов в
тоннель и на наземный участок разрешается при наличии сигнальных
фонарей без сигнальных жилетов и оформления наряда на допуск в
тоннель с обязательной регистрацией у дежурного по станции (у
дежурного по электродепо) установленным порядком в Книге учета
прохода.
8.1.4. Каждый работник должен знать, что наиболее выступающей
частью подвижного состава является токоприемник, расположенный на
высоте 20 см от уровня головки ходового рельса и выступающий за конец
шпалы нормальной длины (2,7 м) на 25 см.
8.1.5. Ввиду нахождения в опасных зонах (тоннель, наземный
участок и парковые пути, стесненности пространства) образующихся
между движущимся подвижным составом и стенками тоннеля,
предъявляются особые требования к одежде лиц, находящихся в тоннеле,
на наземном участке и парковых путях:
- одежда не должна стеснять движение, должна быть застегнута;
- нельзя носить одежду с длинными развевающимися полами,
которые могут зацепиться за выступающие части подвижного состава;
- головные уборы не должны закрывать уши, чтобы не снижать
уровень восприятия звуковых сигналов;
- обувь должна быть удобной, исключающей возможность
травмирования (нельзя находиться на путях в тапочках, сандалиях и
другой легкой обуви).
8.1.6. В случаях, не предусмотренных технологией производства
работ, идти внутри рельсовой колеи запрещается.
8.1.7. Лица, находящиеся в тоннеле, на наземном участке и парковых
путях, должны заблаговременно выбрать место, где можно укрыться при
приближении поезда и сойти с пути, не ожидая сигнала машиниста, чтобы
не подвергать себя опасности наезда, а также не вызвать экстренное
торможение поезда, соблюдая при этом следующий порядок:
8.1.7.1. Локомотивная бригада (машинист), получив предупреждение
о наличии работников на перегоне, обязана вести поезд с особой
бдительностью, периодически подавать оповестительный сигнал,
внимательно следить за сигналами, подаваемыми наблюдающим
(старшим) группы, повторять их показания и принимать
незамедлительные меры по их исполнению.
8.1.7.2. При производстве работ, не требующих закрытия перегона
или ограждения места производства работ, из состава бригады выделяется
наблюдающий, в обязанности которого входит наблюдение за
приближением подвижного состава к месту производства работ и
оповещение об этом работающих.
Наблюдающий (старший) за работающей или двигающейся к месту
работы группой должен ответить на звуковой оповестительный сигнал,
подаваемый машинистом поезда, сигналом, предусмотренным п.5.7.
Инструкции по сигнализации на метрополитенах РФ - прозрачно-белым
огнем ручного фонаря в сторону приближающегося поезда.
Предварительно старший группы должен убедиться, что все члены группы
находятся вне габарита подвижного состава.
На наземных участках и парковых путях в светлое время суток
наблюдающий (старший) группы подает сигнал локомотивной бригаде
(машинисту) развернутым желтым флагом.
8.1.7.3. Локомотивная бригада (машинист), восприняв сигнал
наблюдающего (старшего) группы, отвечает одним длинным звуковым
сигналом электропоезда.
8.1.7.4. В случае, если локомотивная бригада (машинист) не
получила светового сигнала, а на наземных участках - сигнала, поданного
желтым флагом, принимает меры к остановке поезда до места
производства работ или движущейся группы.
В том случае, когда в предупреждении не было указано место
нахождения работников или было включено рабочее и аварийное
освещение на перегоне, а локомотивная бригада (машинист) не была
предупреждена о причинах включения освещения, должна вести поезд с
такой скоростью (в зависимости от расстояния видимости), при которой
должна остановить поезд не доезжая до места препятствия или людей и
выяснить через поездного диспетчера причину включения освещения.
8.1.8. При работе в тоннеле, а также в районе рампы необходимо
обращать внимание на звонки громкого боя, извещающие о приближении
поезда, и своевременно укрыться в безопасном месте.
8.1.9. При проходе по путям в районах стрелочных съездов и
соединительных ветвей или при производстве работ в этих местах
наблюдающий должен следить за возможным приближением поезда со
всех направлений.
8.1.10. При проходе по тоннелю, наземному участку и парковым
путям группы работников (более двух человек) впереди должен находиться
старший группы, а сзади наблюдающий, каждый из которых обязан иметь
сигнальный фонарь (в светлое время на парковых путях и наземных
участках - красные и желтые сигнальные флаги) и следить, чтобы все
идущие при приближении поезда своевременно укрылись в безопасное
место.
8.1.11. Запрещается садиться и вставать на защитный короб
контактного рельса, на ходовые рельсы, остряки стрелок, рабочие и
связующие тяги, электроприводы стрелок и другие предметы и устройства,
находящиеся в непосредственной близости от пути, даже в период
отсутствия напряжения на контактном рельсе.
8.1.12. При выполнении конкретных работ по технологическому
процессу или устранению неисправностей в тоннелях, на наземных
участках, парковых и деповских путях, как в период движения
электропоездов и наличия напряжения на контактном рельсе, так и в
период отсутствия напряжения на контактном рельсе каждый работник
обязан соблюдать требования, изложенные в правилах и инструкциях по
охране труда, действующих по своему подразделению.
8.2. Меры безопасности при проходе (проезде) и пребывании
работников в тоннелях и на наземных участках метрополитена:
8.2.1. При нахождении работников в тоннеле или на наземном
участке пути (при плохой видимости) для выполнения работ дежурные по
смежным станциям должны включить одновременно рабочее и аварийное
освещение, а на наземном участке пути (при плохой видимости) - мачты
освещения.
При нахождении работников в притоннельных сооружениях,
освещение которых осуществляется от сети рабочего и аварийного
освещения, дежурные по станции должны включать по требованию этих
работников рабочее или аварийное освещение.
8.2.2. Отключение освещения, включенного на период прохода и
производства работ, осуществляется дежурным по станции по указанию
поездного диспетчера на основании сообщения об окончании работ и
выхода всех работников.
8.2.3. Спуск с платформы на путь в тоннель и на наземный участок
разрешается только по специальным лестницам, расположенным в торцах
пассажирских платформ станции.
8.2.4. Проход по тоннелю разрешается, только навстречу движению
поездов, а на объекты, расположенные на расстоянии до 60 м от торцевой
двери, разрешается проход по направлению движения поезда.
8.2.5. Проходить по тоннелям глубокого заложения следует по
служебному мостику или банкетке, а там, где они отсутствуют - сбоку
пути со стороны, противоположной контактному рельсу. Сходить с
пешеходного мостика разрешается только по лестницам, а переходить
через контактный рельс - в местах, где с обеих сторон имеются банкетки.
8.2.6. Проход по эстакадному участку пути Бутовской линии
осуществляется только по пешеходной дорожке, расположенной справой
стороны по направлению движения поездов, навстречу движения поезда, а
на объекты, расположенные на расстоянии до 60 метров от торцевой двери
разрешается проход по направлению движения поездов.
При нахождении на пешеходной дорожке необходимо соблюдать
осторожность в связи с наличием зазора между пешеходной дорожкой и
ограждением эстакады, а также выступающих с левой стороны реперных
знаков и табличек.
Переход с одного пути на другой разрешается только в специально
установленных местах, оборудованных переходными мостиками.
8.2.7. Для укрытия при пропуске поезда необходимо войти в нишу
или выбрать место, где расстояние от конца шпалы до стенки тоннеля в
уровне балласта или бетона будет не менее 70 см, или встать на банкетку,
трубу или выступы тоннельной обделки.
Пропуская подвижной состав, следует держаться за кабельные
кронштейны, трубы, ребра тюбингов. Держаться за кабель запрещается.
8.2.8. Работающий в тоннеле и на наземном участке обязан, как
правило, выбирать такое положение, чтобы его лицо было обращено в
сторону ожидаемого поезда, и при выполнении работы следить за
приближением поезда.
8.2.9. Работник может иметь при себе служебную сумку (чемодан),
приборы и инструменты, размеры которых не превышают 65 х 35 х 20 см,
длинномерный инструмент до 170 см. Проход с тяжелыми и более
громоздкими предметами к месту работы разрешается только при снятом
напряжении с контактного рельса.
8.2.10. Во избежание поражения электрическим током при наличии
напряжения на контактном рельсе запрещается прикасаться
металлическими предметами одновременно к ходовому рельсу и
тюбинговой обделке.
Необходимо также следить, чтобы указанные предметы и
инструмент были убраны до подачи напряжения на контактный рельс.
8.2.11. Действующие вентиляционные шахты создают сильный шум,
ухудшающий слышимость в тоннеле, поэтому при работе вблизи шахт
следует проявлять особую бдительность.
8.2.12. Находясь в двухпутных тоннелях (наземных участках)
работник, услышавший или заметивший приближающийся поезд, обязан
встать за пределы габарита подвижного состава и дождаться, пока
проследует поезд, независимо оттого, по какому пути он движется.
8.2.13. Проход работников во время «ночного окна» по тоннелям со
стесненным габаритом разрешается не менее чем в два лица (за
исключением обходчиков пути и контактного рельса), одно из которых
назначается наблюдающим при выдаче наряда-задания на производство
работ.
Машинисты хозяйственных поездов обязаны подавать
оповестительные сигналы при приближении к тоннелю стесненного
габарита, а при следовании по опасному участку подавать
оповестительные сигналы постоянно; следовать на участках тоннеля со
стесненным габаритом со скоростью, обеспечивающей остановку перед
возможно находящимися там людьми или препятствием с учетом плана и
профиля опасного участка.
При нахождении группы работников в тоннелях стесненного
габарита, опасных для нахождения людей, наблюдающий обязан
своевременно подать сигнал остановки приближающемуся хозяйственному
поезду.
Машинист, увидев подаваемый сигнал или находящихся в зоне
стесненного габарита людей или препятствие, обязан принять меры к
немедленной остановке поезда, не доезжая до людей или препятствия, и
следовать далее только после того как наблюдающий выведет людей из
опасной зоны и подаст сигнал на разрешение движения.
8.3. Меры безопасности при входе (выходе), проходе и пребывании
на территории парковых и деповских путей.
8.3.1. Проход по территории электрифицированных и
неэлектрифицированных парковых путей к местам производства работ
разрешается только по служебным проходам. Схема служебных проходов
утверждается начальником соответствующего подразделения и
согласовывается с начальником электродепо.
На схеме должны быть указаны пути безопасного прохода к
различным местам парковых путей, обозначены наиболее опасные для
прохода места с учетом профиля пути, места схода с путей для. пропуска
подвижного состава, места проезда автотранспорта и другие местные
условия. На этой же схеме для наглядности наносятся границы частичного
снятия напряжения с контактного рельса парковых путей.
Проход работников группой или в одно лицо по маршрутам
служебных проходов осуществляется без наряда и без регистрации у
дежурного по электродепо.
Нарушение маршрута следования запрещается.
Схемы служебных проходов должны быть вывешены в помещениях
дежурного по электродепо, дежурного поста централизации электродепо,
дорожного мастера, на посту дежурного сотрудника милиции, в
помещении мотодепо.
8.3.2. В местах прохода по парковым путям должны быть
установлены знаки безопасности в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001
"ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная".
При необходимости устанавливаются также указатели с надписями,
указывающими ближайшие места прохода и перехода через пути.
8.3.3. При необходимости снятия напряжения с контактного рельса
парковых путей (полностью или частично) должен соблюдаться
следующий порядок:
8.3.3.1. Ответственное лицо за производство работ (руководители
служб, дистанций) за сутки до начала работ передают соответствующую
телефонограмму на имя начальника электродепо и главного диспетчера
движения.
8.3.3.2. Начальник электродепо, получив телефонограмму от
ответственного лица за производство работ со снятием напряжения с
контактного рельса, дает указание дежурному по электродепо согласовать
с поездным диспетчером возможность и время снятия напряжения.
8.3.3.3. Старший группы в соответствии с полученным нарядом
записывает в Книгу заявок о подаче и снятии напряжения 825В на
парковые пути электродепо заявку на снятие напряжения с контактного
рельса, указав свою фамилию, должность, место производства работ
(номер парка), время начала и окончания работ, характер работы.
8.3.3.4. Дежурный по электродепо, получив заявку на снятие
напряжения, выполняет по распоряжению энергодиспетчера необходимые
отключения с помощью разъединителей в соответствии с Инструкцией о
порядке пользования разъединителями 825В в устройствах контактной
сети электродепо.
8.3.3.5. После снятия напряжения с контактного рельса дежурный по
электродепо в присутствии старшего группы указателем напряжения 825В
проверяет отсутствие напряжения на отключенном участке контактного
рельса и указывает место, где производитель работ (старший группы)
устанавливает закоротку на контактном рельсе, после чего делает отметку
в наряде и допускает бригаду к производству работ.
О постановке закоротки дежурный по электродепо докладывает
энергодиспетчеру.
8.3.3.6. О снятии напряжения с контактного рельса парковых путей
дежурный по электродепо ставит в известность поездного диспетчера и
дежурного поста централизации.
8.3.4. Если во время производства работ напряжение с контактного
рельса снято с части парковых путей, то в этом случае перед контактным
рельсом, остающимся под напряжением, устанавливаются переносные
щиты «Стой! Контактный рельс под напряжением» надписью, обращенной
в сторону работающей бригады. Установка и снятие этих переносных
щитов выполняется старшим группы.
При отсутствии таких переносных щитов в указанных местах на все
время производства работ выставляется наблюдающий, который должен
предупреждать работающих об опасности приближения к участкам
контактного рельса, находящимся под напряжением.
Места производства работ на парковых путях должны быть
ограждены в соответствии с Инструкцией по сигнализации на
метрополитенах РФ, Правилами технической эксплуатации
метрополитенов РФ и Правилами технической эксплуатации
электроустановок потребителей.
Установка ограждений производится старшим группы.
В помещении дежурного по электродепо должно находиться
необходимое количество переносных ограждающих сигналов, количество
которых определяется начальником электродепо в зависимости от местных
условий.
8.3.5. Перед выходом на парковые пути старший группы назначает
наблюдающего (или выполняет его функции сам), инструктирует его и
обеспечивает сигнальными принадлежностями:
в темное время суток - сигнальным фонарем с прозрачно-белым
огнем;
- в светлое время - сигнальными красным и желтым флагами.
8.3.6. Наблюдающий должен находиться среди группы в таком
месте, чтобы видеть всю группу и приближение подвижного состава.
8.3.7. Проходить к месту производства работ по возможности
следует со стороны, противоположной контактному рельсу.
При проходе необходимо обращать внимание на встречающиеся
препятствия (стрелки, предельные столбики и др.).
8.3.8. По окончании работ, требовавших снятия напряжения с
контактного рельса, старший группы проверяет готовность контактного
рельса и парковых путей к подаче напряжения, совместно с дежурным по
электродепо проверяет отсутствие людей на парковых путях, снимает
закоротки и переносные щиты. Старший группы явившись вместе с
членами бригады к дежурному по электродепо для регистрации выхода в
соответствии с п.7.14 настоящей Инструкции и записывает в Книге заявок
о подаче и снятии напряжения 825В на парковые пути электродепо заявку
на подачу напряжения, докладывает энергодиспетчеру о снятии закоротки.
8.3.9. Дежурный по электродепо, получив заявку на подачу
напряжения, лично убеждается в готовности контактного рельса и
парковых путей к подаче напряжения, сообщает дежурному по посту
централизации о выходе людей и о предстоящей подаче напряжения.
8.3.10.Дежурный поста централизации электродепо по
громкоговорящему оповещению объявляет о предстоящей подаче
напряжения на контактный рельс парковых путей. С момента объявления
контактный рельс считается под напряжением.
8.3.11. Дежурный по электродепо после объявления о подаче
напряжения на контактный рельс, получив распоряжение
энергодиспетчера, производит сбор схемы по подаче напряжения на
контактный рельс в соответствии с Инструкцией о порядке пользования
разъединителями 825В в устройствах контактной сети электродепо.
8.3.12. При наличии напряжения на контактном рельсе парковых
путей электродепо запрещается выполнять работы по обслуживанию
устройств электрической централизации одновременно с работами по
ремонту и обслуживанию пути.
8.3.13. Погрузочно-разгрузочные работы на парковых путях в районе
контактного рельса должны производиться при снятом напряжении с
контактного рельса, если токораздел контактного рельса составляет не
менее 25 метров при соблюдении требований настоящей Инструкции.
8.3.14. Проход вдоль деповских путей разрешается между
габаритными линиями смотровых канав.
8.3.15. Проезд автомашин, перемещение грузов, хождение по
наружному пожарному проезду электродепо запрещены,за исключением
проезда специальных пожарных машин, производства ремонтных работ и
по снегоуборке, а также при перевозке грузов со складов материально-
технического снабжения, расположенных в нефах электродепо, под
контролем дежурного по электродепо в сопровождении уполномоченного
им работника.
8.3.16. Переход и перевозка грузов через деповские пути
разрешается по проходу вдоль ворот в здании электродепо, по проходу в
конце путей и по переходным мостикам.
8.3.17. Запрещаетсяпереходить деповские пути перед движущимся
подвижным составом и после сигнала о приеме или отправлении
подвижного состава.
8.3.18. Спускаться в смотровые канавы разрешается только по
лестницам.
Запрещается переход через смотровые канавы и спуск в нихне по
сходным устройствам.
Главный инженер - первый
заместитель начальника метрополитена
А.В.ЕРШОВ
Приложение № 1
ПЕРЕЧЕНЬ