И порядок действий дежурного персонала в различных режимах
Работы устройства
6.1. Устройство контроля прохода в тоннель (УКПТ) предназначено
для повышения степени безопасности движения поездов и контроля
прохода посторонних лиц в тоннель или выхода из него во время движения
поездов.
6.2. Включение УКПТ производится дежурным по станции
непосредственно перед подачей второго предупредительного сигнала.
Включение УКПТ в работу производится нажатием кнопки
включения. При этом в торце платформы загорается сигнальная лампа и
горит ровным светом.
При нажатии кнопки «Выключение УКПТ» отключается
одновременно звуковая и световая сигнализация.
Выключение УКПТ производится дежурным по станции после
утверждения приказа поездного диспетчера о снятии напряжения с
контактного рельса.
6.3. При проходе посторонних лиц по главным станционным путям
в тоннель, а также при выходе из него во время движения поездов
осуществляется автоматическое переключение устройства в режим
"тревога", которому соответствует одновременное горение сигнальной
лампы мигающим светом и подача звукового сигнала. По истечении двух
минут звуковая сигнализация автоматически отключается, а горение
сигнальной лампы остается мигающим.
6.4. В случае переключения устройства в режим «тревога» в период
движения поездов и наличия напряжения на контактном рельсе работники
метрополитена должны действовать в соответствии с требованиями,
изложенными в разделе «Порядок действий при обнаружении людей на
путях в период движения поездов» Инструкции по движению поездов и
маневровой работе на метрополитенах РФ.
6.5. Каждое включение, выключение, переход УКПТ в режим
«тревога», а также все отказы регистрируются дежурным по станции в
Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ и связи и
контактной сети (в дальнейшем Журнал осмотра). Об отказах в работе
УКПТ, а также о ложном срабатывание УКПТ в режим «тревога»
сообщается дежурному старшему инженеру службы сигнализации и связи
на диспетчерском участке, а при переходе работы УКПТ в режим
«тревога» кроме того - работнику УВД на метрополитене.
6.6. Работник УВД на метрополитене, получив сообщение или лично
обнаружив, что устройство переключилось в режим «тревога» должен:
6.6.1. Немедленно доложить дежурному по отделу милиции и
дежурному по станции.
6.6.2. Действовать в соответствии с должностными обязанностями и
особыми инструкциями, утвержденными соответствующим органом МВД.
6.6.3. Совместно с дежурным по станции принять все меры по
усилению контроля прохода посторонних лиц со станции в тоннель и
выхода из него.
6.7. Машинист, обнаружив работу УКПТ в режиме «тревога»,
должен доложить об этом поездному диспетчеру и вести поезд с особой
бдительностью.
6.8. Дежурный по станции, установив лично или получив сообщение
о том, что устройство перешло в режим «тревога», обязан:
6.8.1. Выключить УКПТ и вновь его включить в работу.
6.8.2. Сообщить о происшедшем поездному диспетчеру и
работнику УВД на метрополитене.
6.8.3. Действовать в соответствии с п. 1.97 Инструкции по движению
поездов и маневровой работе на метрополитенах РФ.
6.9. Дежурный по станции должен лично проверять работу УКПТ
каждую ночь до подачи второго предупредительного сигнала.
6.10. Проверка работы УКПТ производится после его включения
путем прохода через охраняемую зону. При этом устройство должно
автоматически переключаться в режим «тревога».
После проверки необходимо выключить УКПТ и вновь включить в
работу непосредственно перед подачей 2-го предупредительного сигнала,
согласно пункта 6.2 настоящей Инструкции.
6.11. Поездной диспетчер, получив сообщение о переходе работы
УКПТ в режим «тревога» обязан:
6.1 1.1. Дать указание дежурным по станции о включении всех групп
освещения в тоннеле по обоим путям.
6.11.2. Предупреждать по поездной радиосвязи машинистов поездов,
следующих по обоим путям, о возможном наличии людей и о следовании с
особой бдительностью, в соответствии с требованиями п.4.19 Инструкции
по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах РФ.
6.11.3. Дать указание машинисту-инструктору или инспектору по
контролю за состоянием пути проехать на поезде для проверки перегона.
6.12. Если УКПТ перешло в режим «тревога» на станции, к которой
примыкает соединительная ветвь с электродепо на перегоне, то по
указанию поездного диспетчера на станции из поезда высаживают
пассажиров и машинист-инструктор или инспектор пути по контролю за
состоянием пути следует с резервным поездом на соединительную ветвь,
для проверки наличия людей.
Если УКПТ перешло в режим «тревога» на станции, к которой
примыкает соединительная ветвь с другой линией или со станциями
нескольких линий, поездной диспетчер должен сообщить об этом
поездным диспетчерам этих линий.
В этом случае со станций, ведущих на соединительные ветви, для
проверки наличия людей разрешается проход пешком машинисту-
инструктору и работнику УВД на метрополитене с регистрацией у
дежурного по станции в Книге учета прохода.
Разрешается отправить резервный поезд на эти ветви.
Машинистам поездов должны быть выданы письменные
предупреждения.
После осмотра соединительных ветвей указанные работники о
результатах проверки должны сообщить по тоннельной связи или
поездной радиосвязи поездным диспетчерам соответствующих линий.
Аналогичным порядком проверяется наличие людей на станционных
путях для оборота и отстоя электросоставов.
6.13. Один раз в неделю в ночь с воскресенья на понедельник и
после промывки тоннеля, в период отсутствия напряжения на контактном
рельсе дежурный по станции обязан протирать линзы и отражатели УКПТ,
расположенные на высоте до 1,5 метров, а свыше 1,5 метров - протирку
производят работники службы сигнализации и связи с оформлением
выполняемых работ в Журнале осмотра.
В случае наличия подвижного состава, находящегося на ночной
расстановке и препятствующего выполнению вышеуказанной работы,
разрешается ее выполнение в ночь с субботы на воскресенье или с
воскресенья на понедельник.
6.14. Если при проверке работы УКПТ во время включения оно не
переходит в режим "тревога" или постоянно остается в режиме "тревога",
а также при всех отклонениях в работе, дежурный по станции должен
выключить УКПТ и сообщить о неисправности УКПТ поездному
диспетчеру, дежурному старшему инженеру службы сигнализации и связи
на диспетчерском участке и работнику УВД на метрополитене.
6.15. После получения сообщения о неисправности УКПТ старший
инженер службы сигнализации и связи на диспетчерском участке
информирует об этом ответственного дежурного по службе сигнализации
и связи, скорую техническую помощь службы сигнализации и связи и
дежурного механика УКПТ.
До восстановления работы УКПТ в торце платформы службой
сигнализации и связи должен быть установлен дежурный пост.
7. Порядок входа (выхода) на парковые пути электродепо
7.1. Пребывание людей на парковых путях электродепо при наличии
напряжения на контактном рельсе запрещено.
Исключением являются случаи, изложенные в п.7.2. настоящей
Инструкции.
7.2. На парковые пути электродепо разрешается проход работникам
метрополитена, УВД на метрополитене, Отдела пожарной охраны
метрополитена для выполнения работ:
- по устранению неисправностей, угрожающих безопасности
движения поездов или вызывающих нарушение нормальной работы
метрополитена (проникновение посторонних лиц, попадание на путь
посторонних предметов, загорание, задымление или затопление,
неисправности устройств и сооружений, подвижного состава);
- по выполнению работ, предусмотренных технологическими
процессами, при наличии наряда (приложение № 2 настоящей
Инструкции), если работы выполняются на электрифицированных
парковых путях;
- для проведения комиссионного осмотра стрелочных переводов в
соответствии с пунктами 10.2 и 10.6 ПТЭ метрополитенов РФ;
- для приемки подвижного состава к местам расстановки;
- для формирования хозяйственных поездов на парковых и прочих
путях, а также для прохода к местам постоянной работы (стрелочные и
милицейские посты, парковые околотки и др.) по маршрутам служебных
проходов (п.8.3.1. настоящей Инструкции), при этом необходимо
соблюдать требования, изложенные в п.8.3. настоящей Инструкции.
7.3. Проход в экстренных случаях на парковые пути работников
аварийных и спасательных служб городских организаций (пожарная
охрана, милиция, МОСГАЗ, Мосводоканал, Мосэнерго, МЧС и др.)
осуществляется в сопровождении дежурного по электродепо после снятия
напряжения с контактного рельса.
7.4. Наряд выдается должностными лицами, определенными
приказами начальников служб, электродепо.
Наряд выписывается в двух экземплярах и действителен не более
15 календарных дней с момента выдачи, один экземпляр наряда на время
проведения работ находится у дежурного по электродепо.
В наряде указывается фамилия производителя работ (в дальнейшем -
старший группы) или наблюдающего. Допускается старшему группы
совмещать обязанности наблюдающего.
Наличие наряда дает право прохода на электрифицированные
парковые пути независимо от наличия у работающего пропуска
(удостоверения) со штампом "под напряжением".
Наряды с истекшим сроком действия на допуск на
электрифицированные парковые пути хранятся у лиц, выдающих наряд в
течении 30 суток.
7.5. Проход на парковые пути осуществляется группами от двух до
пяти человек.
Исключением является проход машиниста электропоезда и
машиниста-инструктора к месту расстановки подвижного состава,
работника службы пути по должности не ниже помощника дорожного
мастера для осмотра и инструментальной проверки пути, контактного
рельса, стрелочных переводов, а также монтера пути по уходу за
стрелочными переводами для осмотра стрелочных переводов.
7.6. Проход на неэлектрофицированные парковые пути для
выполнения любых видов работ осуществляется без наряда с регистрацией
прохода в соответствии с п.7.7 настоящей Инструкции.
7.7. Перед началом работ старший группы вместе с членами бригады
обязан явиться к дежурному по электродепо для регистрации группы в
Книге учета прохода, имея при себе оформленный наряд, если работы
выполняются на электрифицированных парковых путях. Наряд остается у
дежурного по электродепо.
До прохода локомотивной бригады (машиниста) на
электрифицированные парковые пути или на соединительную ветвь к
месту расстановки подвижного состава машинист обязан явиться к
дежурному по электродепо для регистрации прохода (без наряда).
При оформлении прохода на парковые пути дежурный по
электродепо в Книге учета прохода (проезда) работников в тоннель (на
парковые пути) электродепо заполняет все графы, кроме граф 8 и 10.
Дежурный по электродепо, предварительно проведя инструктаж о
порядке прохода к месту и об условиях производства работ (о границах
снятия напряжения, местах установки закороток и др.), делает
соответствующие записи о допуске на парковые пути в наряде
(приложение № 2 настоящей Инструкции).
7.8. Проход работников метрополитена на парковые пути для
выполнения работ по технологическому процессу или для устранения
неисправностей разрешается только в сигнальных жилетах и при наличии
сигнального фонаря или в светлое время суток сигнальных (желтого и
красного) флагов, находящихся у старшего группы или наблюдающего.
Проход локомотивной бригады (машиниста) или машиниста-
инструктора к месту расстановки подвижного состава разрешается без
сигнального жилета, но при наличии сигнального фонаря.
7.9. Дежурный по электродепо после регистрации членов группы в
Книге учета прохода сообщает по телефону дежурному поста
централизации электродепо о численности группы, маршруте движения,
месте и времени производства работ на парковых путях.
7.10. Дежурный поста централизации электродепо предупреждает по
громкоговорящему оповещению людей, находящихся на парковых путях, о
движении подвижного состава.
7.1 I. Дежурный по электродепо оповещает машинистов выходящего
из электродепо подвижного состава о наличии людей на парковых путях.
7.12. Машинист подвижного состава при движении по парковым
путям должен проявлять бдительность, своевременно подавать
оповестительные сигналы, держать открытым окно кабины управления,
или приоткрытую дверь кабины машиниста, или ближайшую форточку
окна для восприятия указаний, передаваемых по громкоговорящему
оповещению.
При нахождении людей непосредственно на пути следования
электропоезда машинист должен убедиться в их уходе с пути, получить
подтверждение от наблюдающего (старшего) группы о том, что группа
находится вне габарита подвижного состава с помощью сигналов,
подаваемых:
- в темное время суток - ручным фонарем с прозрачно-белым огнем;
- в светлое время - развернутым желтым флагом.
При отсутствии сигнала машинист принимает меры к остановке
подвижного состава до находящейся на пути группы.
7.13. Старший группы (или наблюдающий) при приближении
подвижного состава принимает меры к уходу группы в безопасное место.
Убедившись, что вся группа находится в безопасном месте, старший
группы (наблюдающий) оповещает машиниста:
- в темное время суток - фонарем с прозрачно-белым огнем;
- в светлое время суток - желтым развернутым флагом.
7.14. После окончания работы и выхода с парковых путей старший
группы вместе с членами бригады должен явиться к дежурному по
электродепо для регистрации выхода.
При выходе локомотивной бригады (машиниста) с парковых путей
после расстановки подвижного состава на парковых путях и
соединительных ветвях, машинист электросостава должен явиться к
дежурному по электродепо для регистрации выхода.
Дежурный по электродепо сообщает о выходе группы по телефону
дежурному поста централизации электродепо.
7.15. При сдаче дежурства дежурный по электродепо сообщает-
заступающему на дежурство сведения о наличии людей на парковых путях
на основании записи в Книге учета прохода. Дежурный по электродепо,
принявший смену, должен расписаться в Книге учета прохода в графе
примечание.