Ситуационное упражнение по системе ARIS
4.1. Анализ процедуры обслуживания застройщиков
Процедуры обслуживания застройщиков относятся к градостроительной деятельности, целью которой является сбалансированное развитие городской территории для создания полноценной жизненной среды.
Функциями градостроительной деятельности являются:
– анализ состояния градостроительства и прогнозирование его развития;
– планирование местной территории и архитектурной деятельности;
– рациональное использование природных ресурсов;
– создание и совершенствование социальной, производственной, инженерной, транспортной инфраструктуры города;
– улучшение условий жизни жителей;
– контроль соблюдения градостроительного законодательства;
– выбор, изъятие и предоставление земель для градостроительных нужд.
Формирование городской территории с большим количеством участков и сооружений на сравнительно ограниченном пространстве всегда сопровождается возникновением разных проблемных ситуаций, на решение которых направлена градостроительная деятельность. Многие проблемы возникают в результате пересечения интересов разных землепользователей, которые нужно согласовывать с соблюдением рациональной организации территории при размещении производственных комплексов, жилых районов, общественных центров, зон массового отдыха и других объектов. При этом должны быть обеспечены нормальные условия для работы, быта и отдыха населения, организации производства, сохранения и улучшения окружающей среды с использованием принятых во всем мире градостроительных методов регулирования естественных, социальных и экономических процессов.
Результативность управления градостроительной деятельностью в значительной степени зависит от институциональной среды и методов, которые используются в системе управления. Совершенствование этой среды, в частности, порядка выдачи разрешений на строительство, регулируемого правилами застройки, является актуальной задачей. Эти правила определяют порядок предоставления земель застройщикам, проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объектов, информационного обеспечения и контроля процесса застройки, принятия решений органами местного самоуправления.
Проведенный анализ этой деятельности в г. Харькове показал:
– институциональное несовершенство градостроительной деятельности;
– сложность и большую продолжительность разрешительных процедур;
– недостаточность информирования общественности и ее участия в процессе решения вопросов градостроительства;
– значительные затраты времени организаций, заинтересованных в строительстве, на получение разрешения, экономические потери вследствие затягивания сроков ввода объектов строительства в эксплуатацию.
С учетом результатов анализа была определена необходимость:
– обеспечить рациональное градостроительное использование земель;
– повысить эффективность процесса выдачи разрешений на строительство объектов, упростив согласования, уменьшив их продолжительность и создав условия для развития инфраструктуры города;
– объединить усилия территориальных органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественности для обеспечения и защиты полноценной и безопасной жизненной среды, рационального природопользования, сохранения памятников культурного наследия в процессе градостроительной деятельности;
– стимулировать инвестиционную деятельность и внедрить действенные механизмы общественного контроля процесса принятия решений в сфере градостроительства.
В правилах выдачи разрешений на строительство выделены такие этапы принятия решений:
1. Предпроектный этап, на котором выделяется земля под застройку.
2. Подготовка документации для предоставления земельного участка и получение разрешения на проектирование.
3. Разработка проектной документации и получение разрешения на ведение строительных работ.
4. Контроль и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Исполнители и порядок выполнения функций, выполняемых на этапах 1-3, указаны в табл.2,а их описание функций - в Приложения Г,где для них дополнительно указаны выходные документы и время выполнения Т в днях.В заголовках столбцов приведены номера функций в порядке их выполнения. Выделение земли под застройку и обслуживание объектов градостроительства осуществляется городским Советом согласно законодательству Украины, Генеральному плану города и другой градостроительной документации, плану земельно-хозяйственного устройства с соблюдением государственных стандартов, норм и правил застройки. При планировании отдельного земельного участка и строительство на нем зданий и сооружений учитываются интересы других владельцев или пользователей земельных участков, зданий и сооружений.
Основная задача заказчика на этапах 2, 3 – получить согласование и утверждение на сессии городского Совета проекта документации по отводу земельного участка. После этого заказчик имеет право обратиться к департаменту градостроительства и архитектуры для получения исходных данных на разработку проектной документации, которую должна осуществить проектная организация по договору с заказчиком.
Порядок разработки проектной документации регламентируется государственными строительными нормами. Окончательное согласование проектной документации выполняет отдел координации проектов Управления градостроительства и архитектуры. В зависимости от градостроительной значимости объекта, зависящей от расположения объекта по отношению к основным городским магистралям, к центральной части города, а также от влияния на силуэт города, проектная документация может рассматриваться на заседании архитектурно-градостроительного совета. Исполнители и порядок выполнения функций этапа 3 указаны в табл. 1.
Таблица 1 – Исполнители и порядок выполнения функций этапа 3
Таблица 2 – Исполнители и порядок выполнения функций этапов 1-3
После завершения строительства объектов государственная комиссия определяет их готовность к вводу в эксплуатацию согласно утвержденной проектной документации, нормативным требованиям, исходным данным на проектирование. В создаваемую рабочую комиссию входят представители генерального подрядчика, субподрядной организации, генерального проектировщика (автор проекта), эксплуатационной организации, инспекции ГАСК, МЧС. Кроме того, в нее входят представители санитарно-эпидемиологического надзора, надзора охраны труда, охраны окружающей природной среды, инспекции энергосбережения и других органов, осуществляющих государственный надзор по целевому назначению объекта. Один из возможных вариантов сокращения количества функций этапов 2,3, предложенный специалистами ХНАГХ, показан в табл.3, 4.
Таблица 3 – Исполнители и порядок выполнения функций этапа 2,3 для перспективного варианта
Таблица 4 – Перспективный вариант функций для этапов 2, 3
4.2. Совершенствование процедуры получения разрешения на строительство