Защита трудовых прав работников и работодателей
Под защитой трудовых прав работников и работодателей понимается деятельность по реализации предусмотренных законодательством правовых способов и средств, обеспечивающих пресечение нарушений трудовых прав, их восстановление или устранение препятствий в реализации.
В соответствии со ст.352 ТК РФ основными способами защиты трудовых прав являются
- самозащита;
- защита трудовых прав и интересов работников профсоюзами;
- государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- судебная защита.
В качестве дополнительных способов защиты можно выделить
- защиту трудовых прав Уполномоченным РФ по правам человека;
- защиту трудовых прав работодателей Уполномоченным по защите прав предпринимателей;
- защиту трудовых прав и интересов комиссиями по трудовым спорам и др.
Материальная ответственность работников и работодателей
Материальная ответственность – это обязанность одной стороны трудового договора возместить другой стороне трудового договора причиненный ущерб в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.
Материальная ответственность работников может быть ограниченной (возмещается в пределах среднего заработка) и полной (возмещается прямой действительный ущерб). Упущенная выгода с работника не взыскивается. Полная материальная ответственность является индивидуальной или коллективной (бригадной).
Полная материальная ответственность – это исключение и наступает в строго определенных ст.243 ТК РФ случаях (например, при заключении договора о полной материальной ответственности, при причинении ущерба не при исполнении трудовых обязанностей и т.д.).
Работодатель создает комиссию, которая определяет размер ущерба, и истребует от работника объяснения по факту причинения ущерба.
Ущерб возмещается работником в добровольном порядке (график платежей разрабатывается работником и работодателем) или принудительном порядке (по распоряжению работодателя (ст.248 ТК РФ) или в определенных случаях на основании решения суда).
Материальная ответственность работодателя наступает в следующих случаях:
- в результате незаконного лишения его возможности трудиться (незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу и др.);
- за ущерб, причиненный имуществу работника;
- за невыплату или выплату заработной платы не в полном размере;
- за моральный вред.
ЛЕКЦИЯ 4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наиболее интенсивное загрязнение окружающей среды, как и иное негативное воздействие на окружающую среду, происходит в процессе хозяйственной деятельности человека. Так или иначе, при строительстве жилых и производственных сооружений, прокладке коммуникаций, функционировании промышленных предприятий, транспортных перевозках, агрохимической обработке полей происходит воздействие на окружающую среду, однако вред от такого воздействия необходимо минимизировать.
Поэтому в законодательстве уделяется особое внимание охране окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности человека (иная деятельность – это и бытовая, потребительская, в результате которой, в частности, образуется большое количество отходов, и научная, поскольку она бывает связана, например, с ядерными испытаниями и другими опасными воздействиями, и функционирование оборонного комплекса). Этой цели служат установленные законом методы экономического регулирования, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, проведение экологического мониторинга, экологического контроля, формирование экологической культуры населения, применение мер ответственности к нарушителям.
В Законе об охране окружающей среды специальная глава посвящена требованиям по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Их можно условно разделить:
1) на общие экологические требования по всем стадиям хозяйственной деятельности;
2) особые требования к отдельным отраслям хозяйства;
3) требования к градостроительной деятельности;
4) требования к обращению с опасными веществами;
5) требования к обращению с отходами.
Требования в области охраны окружающей среды при строительстве зданий, сооружений и иных объектов.
Закон об охране окружающей среды подробно регламентирует, какие экологические требования необходимо соблюдать на каждом из этапов строительства любого рода зданий, строений, сооружений, иных объектов.
Этапы возведения зданий, строений, сооружений. Закон выделяет этапы возведения сооружений, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду: размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация, ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов.
В настоящее время действует утвержденный Федеральным законом от 30.12.2009 г. № 384-Φ3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Он включает требования механической, пожарной безопасности, безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях; безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; безопасности для пользователей зданиями и сооружениями; доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; энергетической эффективности зданий и сооружений; безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
В частности, в соответствии с регламентом здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения обеспечивались безопасные условия для проживания и пребывания человека в зданиях и сооружениях по таким показателям, как качество воздуха в помещениях; качество воды, используемой для питья и для хозяйственно-бытовых нужд; инсоляция и солнцезащита помещений; естественное и искусственное освещение помещений; защита от шума; микроклимат помещений; регулирование влажности; уровень вибрации; уровень напряженности электромагнитного поля; уровень ионизирующего излучения.
Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов по предписаниям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.Полное же прекращение размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды может быть произведено только на основании решения суда.
2.4 Выбор мест размещения сооружений. При выборе мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов следует учитывать ближайшие и отдаленные экологические, экономические, демографические и иные последствия эксплуатации указанных объектов и соблюдать приоритет сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Природоохранные мероприятия необходимо определять по каждому компоненту природной среды и включать предложения по рациональному использованию природных ресурсов, предупреждению их истощения и загрязнения экосистем. Приоритетным при выборе площадки размещения объекта должен быть вариант, где прогнозируемый экологический риск намечаемой деятельности будет минимальным.
Размещение экологически опасных объектов на территориях, загрязненных химическими веществами, вредными микроорганизмами и другими биологическими веществами свыше предельно допустимых концентраций, радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней, не допускается до полной реабилитации указанных территорий.
В случаях, если размещение зданий, строений, сооружений и иных объектов затрагивает законные интересы граждан, решение принимается с учетом результатов референдумов, проводимых на соответствующих территориях.
3.4 Проектирование сооружений. При проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов необходимо учитывать нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматривать мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применять ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.
Согласно Градостроительному кодексу под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объект незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Для подготовки проектной документации объектов капитального строительства проводятся инженерные изыскания. В ходе таких изысканий должны быть получены, в частности, материалы о природных условиях территории, на которой будет осуществляться строительство, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, о необходимой инженерной защите таких объектов, а также мероприятиях по охране окружающей среды.
В состав проектной документации объектов капитального строительства включается в качестве самостоятельного раздела перечень мероприятий по охране окружающей среды. Проектная документация объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности также должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4.4 Строительство и реконструкция сооружений. В соответствии с Градостроительным кодексом строительство представляет собой создание зданий, строений, сооружений(в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства),а реконструкция – изменение параметров объектов капитального строительства, их частей(высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена или восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство – это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В большинстве случаев оно выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, но существует целый ряд исключений, установленных ст. 51 Градостроительного кодекса. Так, в отношении объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), разрешение выдается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.
Строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт может осуществлять непосредственно застройщик либо иное привлекаемое им на основании договора лицо. При этом определенные виды таких работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими свидетельства о допуске к таким видам работ.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия, соответствие строительства проектной документации, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов. В этих целях оно должно проводить строительный контроль за ходом работ.
Кроме того, в отношении строительства и реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе,осуществляется государственный строительный надзор.
5.4 Ввод сооружений в эксплуатацию. В соответствии с Градостроительным кодексом для ввода объекта в эксплуатацию необходимо разрешение. Такое разрешение представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка (в случае строительства, реконструкции линейного объекта – проекту планировки территории и проекту межевания территории), и проектной документации.
В соответствии со ст. 38 Закона об охране окружающей среды запрещен ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов:
– не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
– не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды;
– без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ.
Эксплуатация сооружений.В ходе эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов юридические и физические лица, осуществляющие такую эксплуатацию, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. В частности, они обязаны:
– обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
– проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
6.4 Вывод сооружений из эксплуатации.Вывод из эксплуатации (ликвидация, перепрофилирование, консервация) зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляют также при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. В нее включают: обоснование необходимости ликвидации (перепрофилирования) объекта; оценку деградации природной среды в результате деятельности объекта; оценку последствий ухудшения экологической ситуации в районе размещения объекта на здоровье населения; обоснование комплекса мероприятий по восстановлению природной среды и созданию благоприятных условий для жизни населения.
Так, в соответствии с утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 № 802 Правилами проведения консервации объекта капитального строительства решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более шести месяцев с перспективой его возобновления в будущем. В этом случае застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
7.4 Особые экологические требования к объектам отдельных отраслей. Рассмотренные выше требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику. Однако в отдельных чрезвычайных ситуациях, перечень которых устанавливается законодательством, соблюдение таких требований невозможно.
Кроме того, к размещению, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и выводу из эксплуатации объектов отдельных отраслей народного хозяйства предъявляют, наряду с изложенными, особые экологические требования.
Объекты энергетики.При возведении объектов энергетики (тепловых и ядерных электростанций, гидроэлектростанций) кроме общих требований необходимо соблюдать дополнительные меры по обеспечению безопасности таких объектов.
При проектировании и строительстве тепловых электростанций следует предусматривать их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства.
При размещении гидроэлектростанций необходимо учитывать особенности рельефа местности, предусматривать меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечивать устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы. Кроме того, следует принимать меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ, иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.
Особенной потенциальной опасностью для окружающей среды, жизни и здоровья населения обладают ядерные установки – сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции. Порядок их проектирования, строительства и эксплуатации регулирует Федеральный закон от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».
Решения о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территории закрытых административно-территориальных образований, принимает Правительство РФ.
Правительством РФ утверждены специальные Правила принятия решения о сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Размещение ядерных установок, в том числе атомных станций, осуществляется при наличии на проект размещения положительных заключений не только государственной экологической экспертизы, но и иных предусмотренных законодательством государственных экспертиз, подтверждающих экологическую и радиационную безопасность ядерных установок. При этом проекты размещения ядерных установок должны содержать решения, обеспечивающие безопасный вывод их из эксплуатации.
Государственный орган, принявший решение о сооружении ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, обязан отменить принятое им решение либо прекратить или приостановить их сооружение в случае выявления дополнительных факторов, приводящих к снижению уровня безопасности этих объектов, ухудшению состояния окружающей среды или влекущих иные неблагоприятные последствия. Предложения по пересмотру принятого решения могут быть приняты органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями (объединениями).
Так, было законсервировано строительство АЭС в Ростовской и Костромской областях, расширение АЭС в Курской и Воронежской областях.
В целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения устанавливают санитарно-защитную зону, где запрещается размещение жилых и общественных зданий, детских учреждений, и зону наблюдения, в которой на граждан распространяется действие мер по социально-экономической компенсации за дополнительные факторы риска, а также могут быть введены ограничения на хозяйственную деятельность.
При строительстве и эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций, следует обеспечивать охрану окружающей среды от радиационного воздействия таких установок. Для этого необходимо строго соблюдать технологический процесс и установленные требования – такие как, например, утвержденные постановлением Правительством РФ от 19.07.2007 № 456 Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, обязательные для выполнения всеми юридическими лицами, осуществляющими деятельность по производству, использованию, хранению, утилизации, перевозке (транспортированию) ядерных материалов, проектированию, сооружению, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", осуществляющими управление и координацию в указанной сфере деятельности или обеспечивающими такую деятельность, а также осуществляющими надзор за этой деятельностью.
Деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок осуществляют по лицензии. Положение о признании организации пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами, утверждено постановлением Правительства РФ от 17.02.2011 №88.
Нефтегазовые производства. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки следует предусматривать эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
Строительство и эксплуатацию таких объектов допускают при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных законодательством государственных экспертиз; обязательно производят восстановление загрязненных земель. Ввиду отсутствия должных природоохранных мероприятий были законсервированы добыча и переработка нефти и газа в ряде районов Оренбургской и Ленинградской областей и республики Башкортостан.
Опасные производственные объекты.Среди различных производственных объектов, предполагающих особые экологические требования, в законодательстве выделяют опасные производственные объекты. К категории опасных производственных объектов относят объекты (предприятия, их цехи, участки, площадки), на которых:
– получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, представляющие опасность для окружающей природной среды);
– используется оборудование, работающее под избыточным давлением;
– используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы;
– получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
– ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых и др.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре. Правила такой регистрации утверждены Правительством РФ.
Техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании специальной проектной документации, отклонения от которой не допускаются. Не допускаются техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации такого объекта. Декларацию промышленной безопасности в обязательном порядке разрабатывают на тех опасных производственных объектах, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в законе.
Разработка такой декларации предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы для здоровья населения и окружающей среды; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте. Утверждает декларацию промышленной безопасности руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; он же несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений.
В целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности осуществляется федеральный надзор в области промышленной безопасности.
Гидротехнические сооружения. В законодательстве отдельно урегулировано обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. Кроме упоминавшихся выше гидроэлектростанций к ним относятся каналы, плотины, судоходные шлюзы, водосбросные сооружения и другие разного рода сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Эти сооружения опасны в случае аварий на них, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций – затоплению значительных территорий, загрязнению сточными водами и другим тяжелым последствиям.
В настоящее время действует специальный Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». В соответствии с ним все гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений. Порядок его ведения определен Правительством РФ.
Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий на него (например, в результате размещения производственных объектов в русле реки и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения). На основании полученных данных они должны осуществлять регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения (если оно произошло).
На всех этапах функционирования гидротехнического сооружения (проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, вывод из эксплуатации, его реконструкция, капитальный ремонт, восстановление, консервация) собственник или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Она является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения экологическим требованиям и критериям безопасности.
Правительством РФ установлен порядок составления такой декларации и ее содержание применительно к разным видам гидротехнических сооружений. Только после того как указанная декларация утверждена органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, может быть выдано разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию (и другие перечисленные выше этапы эксплуатации) гидротехнического сооружения.
Органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений могут выдавать предписания об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений, которые обязательны для собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций и подлежат немедленному исполнению.
Об угрозе аварии гидротехнического сооружения эксплуатирующие организации обязаны незамедлительно информировать региональные органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта – население и организации в зоне возможного затопления.
8.4 Экологические требования в градостроительстве. Особые требования предъявляют к строительству городских и сельских населенных пунктов, которые должны обеспечивать благоприятное состояние окружающей среды для проживания людей. Такие требования установлены Законом об охране окружающей среды и Градостроительным кодексом, Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и нормативными правовыми актами, принятыми в их развитие.
Градостроительное планирование.Одним из основных принципов градостроительной деятельности является устойчивое развитие территорий, т.е. обеспечение безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
В этих целях принимаются документы градостроительного планирования, которые включают схему территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъектов РФ и документы территориального планирования муниципальных образований, в которые, в свою очередь, входят: схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
По проектам генеральных планов в обязательном порядке проводятся публичные слушания с участием жителей поселений, городских округов.
В отношении всех застроенных или подлежащих застройке территорий готовится документация по планировке территорий. Она служит для выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, и земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Применительно к установленным такими проектами элементам планировочной структуры разрабатываются проекты межевания территорий, устанавливающие границы застроенных земельных участков и границы незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
На основании проектов межевания территорий разрабатываются градостроительные планы застроенных или предназначенных для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельных участков. В них содержится информация о градостроительном регламенте и разрешенном использовании земельного участка, определяются места допустимого размещения зданий, строений, сооружений. Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, в которых устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Градостроительный регламент представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, минимальные и максимальные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Существуют основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, условно разрешенные виды использования и вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к первым двум видам.
На осуществление условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства необходимо специальное разрешение. Вопрос о предоставлении такого разрешения подлежит обсуждению на общественных слушаниях.
Зонирование территорий. Зонирование территорий имеет большое значение для обеспечения благоприятной среды городов и других населенных пунктов. Он