Оплата труда: понятие, государственные гарантии, порядок, сроки и место выплаты
В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата работника состоит из трех частей, первая из которых обязательная, а две другие – факультативные. В частности, обязательная - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
К дополнительным частям заработной платы относятся:
- компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
- стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Факультативные части заработной платы выплачиваются, если имело место выполнение работником дополнительных обязанностей, например, работник совмещал свою работу и другую работу на основании дополнения к трудовому договору, или работник в течение определенного месяцаработал и в выходные дни, иливысокое качество работы работника позволило работодателю выплатить ему премию и т.д. Размер компенсационных выплат определяется двумя путями:
- не ниже, установленного законодательством (например, ст. 147, 148, 154 ТК РФ и т.д.), либо
- соглашением сторон (ст. 151 ТК РФ).
В ст.130 ТК РФ установлены основные государственные гарантии по оплате труда работникам. К их числу относятся:
- величина минимального размера оплаты труда в РФ. С 01 января 2016 года ее размер составляет 6 204 рубля. Согласно ст.133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда в РФ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, который в 4 квартале 2015 года составил 10187 рублей. Очевидно, что минимальный размер оплаты труда значительно ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, в связи с чем субъектам РФ предоставлено право самостоятельно уравнивать эти две величины на территории субъекта РФ за счет бюджета субъекта РФ. На основании Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Краснодарском крае на 2015–2017 годы размер минимальной заработной платы в крае уравнен с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения и с 01 февраля 2016 года составляет 10025 рублей до установления величины прожиточного минимума в крае за 1 квартал 2016 года;
- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. К таким мерам относится, например, индексация заработной платы (ст.134 ТК РФ);
- ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы. Ограничение осуществляется в соответствии со ст.137 ТК РФ по правилам ст.138 ТК РФ;
- ограничение оплаты труда в натуральной форме. На основании ст.131 ТК РФ заработная плата должна выплачиваться в денежной форме в рублях. Однако допускается выплата заработной платы в натуральной форме в размере не более, чем 20% от начисленной месячной заработной платы. Такая форма оплаты труда выплачивается в соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению работника. Не допускается выплата зарплаты в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и т.д.;
- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами. Согласно Конвенции Международной организации труда №173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя», которую ратифицировала Россия, защита трудовых прав работников на оплату труда в случае неплатежеспособности работодателя происходит путем привилегии: требования работников должны удовлетворяться из активов неплатежеспособного работодателя до удовлетворения требований непривилегированных кредиторов;
- федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Данный надзор осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и, в частности, федеральной инспекцией труда, которая находится в составе этой службы. Федеральная инспекция труда проводит проверки по соблюдению работодателями законодательства о заработной плате: о правильности ее начисления работнику, своевременности выплаты и т.д.;
- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. За нарушение законодательства об оплате труда работодатель несет материальную (ст.236 ТК РФ), административную (ст.5.27 КоАП РФ), уголовную ответственность (ст.145-1 УК РФ). Возможна дисциплинарная ответственность работодателя, если собственник имущества привлечет к этому виду ответственности руководителя, являющегося работодателем по отношению ко всем принятым им работникам и работником по отношению к собственнику имущества (ст.193 ТК РФ). Кроме того, работник вправе приостановить работу, если ему задерживают заработную плату на срок более 15 дней, известив работодателя в письменной форме (ст.142 ТК РФ). За весь срок приостановления работы за работником сохраняется средняя заработная плата;
- сроки и очередность выплаты заработной платы. Согласно ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца в день, который установлен правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
При каждой выплате заработной платы работодатель должен оповещать работника о составных частях заработной платы, о размерах иных сумм, начисленных работнику, об удержаниях, об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Извещение работника происходит в письменной форме, т.е. в виде расчетного листка, форма которого утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
На основании ст.136 ТК РФ заработная плата, как правило, выплачивается работнику в месте выполнения им работы. Также заработная плата может выплачиваться через кредитную организацию, которую работник укажет в своем заявлении. Это может быть любая кредитная организация, которую выберет работник, сообщив работодателю все необходимые реквизиты в письменной форме не позднее, чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы.
8.3 Охрана труда. Надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Охрана труда в строительстве.Согласно Рекомендации Международной организации труда от 20 июня 1988 г. № 175 о безопасности и гигиене труда в строительстветермин «строительство» охватывает:
1) строительные работы, включая земляные работы и возведение, конструктивные изменения, реставрационные работы, капитальный и текущий ремонт (включая чистку и покраску) и снос всех видов зданий или сооружений;
2) гражданское строительство, включая земляные работы и возведение, конструктивные изменения, капитальный и текущий ремонт и снос, например, аэропортов, причалов, гаваней, внутренних водных путей, плотин, защитных сооружений по берегам рек и морей и вблизи зон обвалов, автомобильных дорог и шоссе, железных дорог, мостов, тоннелей, виадуков и объектов, связанных с предоставлением услуг, таких как коммуникации, дренаж, канализация, водоснабжение и энергоснабжение;
3) монтаж и демонтаж зданий и конструкций из элементов заводского производства, а также производство сборных элементов на строительной площадке, т. е. где осуществляются какие-либо указанные работы.
При осуществлении строительной деятельности, обязательно выполнение сторонами трудовых правоотношений, требований законодательства об охране труда. Строительные работы должны планироваться, готовиться и проводиться таким образом, чтобы:
1) опасности, возникновение которых возможно на рабочем месте, предотвращались незамедлительно;
2) исключались излишне или без необходимости напряженные рабочие положения и движения;
3) организация работ учитывала требования безопасности и гигиены труда работников;
4) использовались такие материалы и изделия, которые пригодны с точки зрения безопасности и гигиены труда;
5) применялись методы работы, которые защищают работающих от вредного воздействия химических веществ, физических и биологических факторов.
Надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В качестве основных прав граждан Конституция РФ закрепила право на охрану здоровья (ст. 41) и право на труд в условиях, их требованиям безопасности и гигиены (ст. 37). Не менее важны другие права в самой широкой сфере человеческих отношений — сфере труда.
Для обеспечения правопорядка действует целая система органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой области. Цель этих органов состоит в том, чтобы прежде всего не допустить нарушений. Надзорные функции осуществляют преимущественно государственные органы, тогда как контроль в большей мере связан с общественными функциями профсоюзов,хотя в законодательстве термин «контроль» применяется и в отношении государственных органов.
Органы надзора, обладая определенными властными полномочиями, вправе не только проводить соответствующие проверки на поднадзорных и подконтрольных объектах, но и давать работодателю обязательные юридические указания об устранении выявленных нарушений или воздержании от принятия тех или иных решений.Неисполнение этих указаний влечет определенные правовые последствия: решения работодателя признаются недействительными, нарушенные права работника подлежат восстановлению, а виновные должностные лица привлекаются к ответственности.
Федеральный государственный надзорза соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работв отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральная инспекция труда (ст. 354 ТК РФ) — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах (ст. 366 ТК РФ) - осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, который проверяет соблюдение государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.
Федеральный государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК РФ) - государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного энергетического надзора.
Органы Государственного пожарного надзора, входящие в систему МЧС России, осуществляют надзор за соблюдением правил и норм, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей в случае пожара, оснащение организаций средствами противопожарной защиты и пожарной техникой, а также выполнением других правил пожарной безопасности.
Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор России (ст. 368 РФ) и его органы на местах ведут надзор за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и правил, проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации профессиональных и инфекционных заболевании, гигиеническому воспитанию населения, а также санитарно-противоэпидемических мероприятий.
Государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности (ст. 369 ТК РФ) - осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими соответственно федерального государственного надзора в области использования атомной энергии и государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах.
Общественный контроль за обеспечением прав работников на охрану труда осуществляют профсоюзы (ст. 370 ТК РФ).
Общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.
Профсоюзные инспекторы трудав установленном порядкеимеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
· осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
· проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
· принимать участие в «расследовании» несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
· защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
· предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
· направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
· осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
· принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
· принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
· принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
· принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
· обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.