Норма права: понятие, структура и классификация
Норма права (правовая норма)– формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права.
Структура нормы права - это ее внутреннее строение. К структурным элементам нормы права относятся:
Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению. Она как бы привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, времени, месту (например, статья 12 Семейного кодекса РФ закрепляет следующие обстоятельства, необходимые для заключения брака - «взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста». Помимо названных обстоятельств, семейное законодательство также рассматривает дополнительные обстоятельства, препятствующие заключению брака - «если хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; между близкими родственниками; между усыновителями и усыновленными; если хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства» (ст. 14);
Диспозиция содержит само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы права, т.е. определяет меру дозволенного и должного поведения. Диспозиция представляет собой ядро, сердцевину нормы права ( например, ст. 363 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что «договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства». Данное правило поведения сформулировано совершенно определенно: как должны поступать субъекты правоотношений в реализации этой нормы, то есть обязывает их заключать договор в письменной форме. А несоблюдение этой формы влечет за собой признание договора ничтожным, ст. 143 Семейного кодекса РФ предусматривает возможность решать суду, как поступить при отмене усыновления ребенка: «При отмене усыновления ребенок по решению суда передается родителям. При отсутствии родителей, а также если передача ребенка родителям противоречит его интересам, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства». В данном случае суду дано право выбрать один из вариантов поведения, который представляется ему наиболее целесообразным с точки зрения защиты интересов ребенка);
Санкция указывает на неблагоприятные последствия для ее нарушителей. Это меры принуждения, наказания, иного воздействия на правонарушителей, реакция государства натакого рода деяния.Санкции содержат меры не только наказания, но и предупредительного воздействия, например отмена административного акта, привод, задержание и др. Санкции содержат меры защиты, восстановительные и компенсационные, например восстановление незаконно уволенного работника на прежнем месте работы, взыскание алиментов, возмещение морального вреда, возмещение причиненного вреда и др.
Классификация правовых норм позволяет: во-первых, четко определять место каждого вида юридических норм в системе действующего в государстве права; во-вторых, лучше уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования; в-третьих, точнее определить границы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения; в-четвертых, совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов. Таким образом, именно классификация позволяет более четко обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.
Выделяют следующую классификацию правовых норм:
1.По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы подразделяются на нормы государственного (конституционного), административного, финансового, земельного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, уголовного и иных отраслей права;
2. В зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и др.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные). Различие между ними в том, что первые отвечают на вопрос «что регулируют нормы права?», а вторые — «как?»;
3. В зависимости от методов правового регулирования делятся на: императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);
4. В зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);
5. В зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);
6. В зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);
7. В зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);
8. В зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);
9. В зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;
10. В зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);
11. В зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).
Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.
Источники (формы) права
Источник права – это внешняя форма права, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения; это официальный документ, фиксирующий ту или иную норму права.
Существуют следующие виды источников (форм) права:
1. Правовой обычай – обычай, санкционированный государством. Государство утверждает и обеспечивает исполнение своей принудительной силой уже сложившиеся в обществе правила поведения. Это может осуществляться в ходе судебной практики или путем включения существующего обычая в закон.В российском праве обычай как способ регулирования общественных отношений занимает незначительное место и действует чаще всего в порядке исключения и только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается действующим законодательством ( например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота).
2. Прецедент – (судебный или административный) решение суда или административного органа по конкретному делу, которое становится обязательным при решении аналогичных дел. Такой источник как судебный прецедент широко используется в странах с англосаксонской правовой системой (Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д.). В России и других странах, относящихся к романо-германской правовой семье, судебный прецедент не рассматривается как источник права.
3. Нормативный правовой акт – документ, принимаемый уполномоченным государственным органом или принятый всеми гражданами государства на референдуме, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного права Германии, Франции, Италии, России и т.п.;
По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на
две большие группы: законы и подзаконные акты. Высшей юридической силой среди нормативных актов обладает Конституция Российской Федерации, которая является основой действующего законодательства.
Закон– это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по важным вопросам общественной жизни. Законы принимаются высшими представительными органами Федерации, ее субъектов и на референдуме. Этим обусловлено верховенство закона, придание ему высшей юридической силы по отношению к нормативным актам других государственных органов. Законы издаются в определенном порядке и для них характерна особая законотворческая процедура. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. В Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причем все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы – федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ – федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения.
Подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений. Подзаконные акты могут иметь разную юридическую силу, которая зависит от компетенции принявшего их органа, но вместе с тем не может превышать или быть равной юридической силе закона.
Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:
1. указ Президента- это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам;
2. акты Правительства РФ. Постановления Правительства РФ, РаспоряженияПравительства РФ, как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами;
3. акты федеральных министерств и ведомств. Приказы и Инструкции. Приказы могут быть нормативными и ненормативными. Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Ненормативные приказы являются правоприменительными актами.Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Они имеют нормативное содержание;
4. акты исполнительной власти субъектов РФ. Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, издают указы и распоряжения.Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения, правительство регионов (если таковое имеется) при осуществлении своих полномочий издаютпостановления и распоряжения.Соответствующие региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкции. Эти акты издаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъектов Федерации, а также в соответствии с Конституцией и законами РФ. Они имеют локальную сферу действия, распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов Федерации. Все отмеченные акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.
5. акты органов местного самоуправления.В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В пределах своих полномочий органы местного самоуправления издают соответствующие правовые акты:постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления; акты поселковых и сельских сходов (собраний);акты представительных органов.Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.
6. локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений).Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением предприятия или учреждения. Так, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка и т. п. Их действие имеет правовое значение. А посему все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами. (Например, приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений и организаций. С их помощью регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения;решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров, совета директоров и т. п.).
Правоотношение
Правоотношение – это возникающая на основе правовых норм и вследствие наступления определенных юридических фактов связь субъектов права, обладающих взаимными правами и обязанностями. Посредством правоотношений требования правовых норм воплощаются в жизнь. Структура правоотношений включает в себя три элемента:
Субъект правоотношения – это отдельные индивиды (физические лица), организации (юридические лица) и государство, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Физические лица - это граждане, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории конкретного государства. К организациям относятся: государство в целом, хозяйственные объединения (юридические лица). Чтобы стать участником правоотношения, необходимо наличие определённых юридических качеств, т.е. правоспособности - способности обладать правами и нести юридические обязанности и дееспособности - способности своими действиями приобретать права и исполнять юридические обязанности и деликтоспособности - это способность отвечать за свои деяния (действия и бездействия) и прежде всего за совершенные правонарушения. А дееспособность может быть ограничена только судом. Например, человек может быть полностью лишен дееспособности судом, если он злоупотребляет спиртными напитками и наркотиками и не обеспечивает семью. Суд может также ограничить в дееспособности в случае констатации психического заболевания. В таких случаях лицо признается неделиктоспособным, соответственно, оно и не будет отвечать за свои деяния. Правоспособность физических лиц возникает с момента рождения. Дееспособность связана с совершением волевых действий, что предполагает достижение определенного возраста человека и психического уровня его зрелости. По общему правилу полная дееспособность наступает с момента совершеннолетия. Однако российское законодательство предусматривает два исключения из этого правила. Во-первых, лица могут стать полностью дееспособными и до наступления совершеннолетия, если они вступят в брак. Во-вторых, гражданское законодательство предусматривает возможность признания гражданина полностью дееспособным (эмансипированным) с 16 лет, если он работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью с согласия родителей или опекунов. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей или усыновителей либо, при отсутствии такого согласия, - по решению суда.
Ограниченной дееспособность является по общему правилу у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Они вправе совершать гражданские сделки, но только с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей; могут самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять авторские и изобретательские права, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, а также по достижении 16 лет быть членами кооперативов (ст. 26 Гражданского кодекса РФ). Действующим законодательством также предусмотрена неполная, ограниченная дееспособность малолетних от 6 до 14 лет, которые могут совершать мелкие бытовые сделки. У юридических лиц и организаций правоспособность и дееспособность возникают с момента их образования.
2. Объект правоотношения - всё то, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения, т.е. материальные блага (вещи, предметы); нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство); поведение, действия субъектов; продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи); ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции).
3. Содержание правоотношения – это субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право - это вид и мера возможного или дозволенного поведения субъекта. Это право называется субъективным, поскольку, во- первых, оно связано с удовлетворением потребностей отдельного человека (субъекта правоотношений), и, во-вторых, его реализация зависит от субъективной воли этого человека, от его желания действовать в меру дозволенного поведения. Юридическая обязанность - это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивид, организация, государство в целом).
Возникновение, изменение, прекращение правовых отношений всегда связано с наступлением юридического факта.
Юридическими фактами являются обстоятельства, жизненные события или действия, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение конкретных правовых отношений.
Виды юридических фактов:
1. По характеру последствий: правообразующие (например, гражданско-правовые сделки, заключение трудового договора, заключение брака в соответствии с нормами семейного права, совершение преступных действий, вызывающих уголовно-правовые отношения, и др.), правоизменяющие (например, перевод на другую работу изменяет содержание трудового правоотношения между сторонами, хотя в целом правоотношение сохраняется), правопрекращающие (например, смерти человека (субъекта права), гибели вещи (объекта правоотношения);
2. По волевому признаку: события-это юридически значимые факты, которые возникают независимо от воли человека (например, естественная смерть человека ведёт к возникновению правоотношений связанную с наследованием, гибель застрахованного имущества от пожара или наводнения); действия (бездействие)- - это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли людей (например, составление завещания, дарение). Действия могут быть подразделены на правомерные (не нарушающие закон) и неправомерные (нарушающие закон). Среди правомерных действий различают: юридические поступки, то есть действия совершенные без цели породить определенные юридические последствия (например, находка чужой потерянной вещи) и - юридические акты, то есть действия, совершенные с целью породить соответствующие юридические последствия (например, заключение сделки, вынесение судом приговора).
3. По характеру действия во времени: факты однократного действия (например, возврат ссуды), факты-состояния (например, состояние в кровном родстве, в трудовом договоре, в браке, нетрудоспособность и т.п.) - это факты непрерывного юридического действия, которые вызывают множество правоотношений.