События 1905—1907 годов в Тверской губернии.
Урок № 7.
Планируемая дата проведения урока: 20.10.2017 г.
Опрос по теме предыдущего урока:
События 1905—1907 годов в Тверской губернии.
В 1885 год – забастовки на Тверской мануфактуре Морозовых и на Рождественской мануфактуре.
В конце 19 века более 100 тыс. уроженцев тверских земель работали на московских и питерских предприятиях.
В январе 1905 года – попытка группы агитаторов объявить политическую забастовку на мануфактуре Морозовых. Их избили и выгали с фабрики.
1 мая 1905 года – демонстрация от Жёлтиковой рощи к Морозовской мануфактуре. Однако в городе путь им преградила враждебно настроенная толпа.
17 октября, в день объявления Манифеста о гражданских свободах, произошёл погром в Тверской губернской земской управе.
19 октября в Твери прошла массовая демонстрация рабочих.
В декабре в Твери всеобщая забастовка. Только к концу декабря разобрали баррикады у Морозовской мануфактуры.
В 1906 г. в Твери активно действовали эсеровские террористы.
Депутат II Государственной Думы – тверской социал-демократ А.П. Вагжанов.
Тема урока:
Бологое между революциями
Пятое ж.д. направление – на Полоцк (1902-1907 гг.).
Согласно военной конвенции 1892 года, заключенной между Францией и Россией, в случае нападения Германии на Францию Россия обязывалась употребить все свои войска для нападения на Германию. Причем эти войска (от 700 до 800 тысяч человек) должны быть полностью и со всей быстротой введены в дело так, чтобы Германии пришлось сражаться сразу и на востоке, и на западе. Франции это было на руку.
Впервые о необходимости строительства ж.д. линии Бологое – Полоцк было сказано на одном из совместных совещаний российского и французского генштабов в феврале 1901 года. Так что идея строительства железной дороги Бологое – Полоцк принадлежит Франции. При этом французы изъявили готовность оказать финансовую помощь, поскольку предполагалось, что новая дорога будет иметь стратегическое значение.
Франция действительно выделила финансы, и начавшееся в 1902 году строительство первые два года не испытывало затруднений в денежном отношении.
Общее руководство строительством дороги осуществлял Николай Михайлович Герсиванов,23-26-летний талантливый инженер, впоследствии – крупный ученый в области строительной механики.
Дорогу планировалось построить за 3 года, но русско-японская война 1904-1905 годов примерно на год задержала завершение строительства, которое велось под контролем военного ведомства. Для ознакомления с ходом и качеством строительства Бологовско-Полоцкой ж.д. в марте 1906 года в Бологое побывал император Николай II.
Хотя дорога предусматривалась однопутной, на всем ее протяжении земляное полотно и мосты были рассчитаны на два пути – для резкого увеличения пропускной способности при возникновении такой необходимости.
На станциях 3-го класса (Бологое-2, Осташков, Торопец, Великие Луки, Невель, Полоцк) строились теплые казармы для солдат, коновязи и питьевые желоба для лошадей, кубовые для приготовления кипятка, погрузочные площадки, пункты продовольствия, бани.
Вокзалы 3-го класса имели помещения для почты, заправки ламп керосином, коменданта, агента службы движения, телеграфиста.
Были построены ж.д. больницы на станциях Бологое-2 (65 коек), Полоцк (20 коек) и Торопец (13 коек). На этих же станциях были возведены оборотные депо.
Все станции и разъезды были оснащены современными на то время средствами сигнализации и связи.
В январе 1907 года дорога была принята для регулярного движения поездов на всем протяжении. Дорога обошлась в огромную сумму – 53 млн. рублей (118.391 руб./верста).
Бологое-Полоцкое направление стало пятым и последним в формировании станции Бологое как крупного ж.д. узла, получившего не только большое экономическое, но и важное военно-стратегическое значение.
Урок № 7.
Планируемая дата проведения урока: 20.10.2017 г.
Опрос по теме предыдущего урока:
События 1905—1907 годов в Тверской губернии.
В 1885 год – забастовки на Тверской мануфактуре Морозовых и на Рождественской мануфактуре.
В конце 19 века более 100 тыс. уроженцев тверских земель работали на московских и питерских предприятиях.
В январе 1905 года – попытка группы агитаторов объявить политическую забастовку на мануфактуре Морозовых. Их избили и выгали с фабрики.
1 мая 1905 года – демонстрация от Жёлтиковой рощи к Морозовской мануфактуре. Однако в городе путь им преградила враждебно настроенная толпа.
17 октября, в день объявления Манифеста о гражданских свободах, произошёл погром в Тверской губернской земской управе.
19 октября в Твери прошла массовая демонстрация рабочих.
В декабре в Твери всеобщая забастовка. Только к концу декабря разобрали баррикады у Морозовской мануфактуры.
В 1906 г. в Твери активно действовали эсеровские террористы.
Депутат II Государственной Думы – тверской социал-демократ А.П. Вагжанов.
Тема урока:
Бологое между революциями