Организация и технология выполнения работ
В состав работ, выполняемых при установке дорожных знаков и указателей, входят:
– подготовительные работы;
– разбивочные работы;
– земляные работы;
– монтажные работы;
– укрепительные работы;
– покрасочные работы
– Технологической картой предусмотрено установку дорожных знаков комплексной механизированной бригадой с фронтальным погрузчиком L-45B VOLVO (емкость ковша 1,20-2,50 м ) в качестве ведущего механизма.
Рис.30.Фронтальный погрузчик L-45B
– Работы выполняются круглый год и ведутся в одну смену. Продолжительность рабочего времени в течение смены составляет 8,0 часов.
– В соответствии со СП 48.13330.2011. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004. до начала выполнения строительно-монтажных (в том числе подготовительных) работ на объекте Генподрядчик обязан получить от Заказчика в установленном порядке разрешительную документацию на ведение строительных работ (ордер на производство работ).
Основным работам по устройству дорожных ограждений должно предшествовать выполнение следующих мероприятий и работ:
– прием от заказчика участка автомобильной дороги, подготовленного к производству работ;
– проверка наличия проектно-сметной документации и ознакомление ИТР и рабочих с рабочими чертежами и Проектом производства работ;
– проверка сертификатов качества, паспортов и комплектность на соединительные детали для знаков и указателей;
– оборудован бытовой городок для рабочих и места стоянки машин;
– составление акта готовности объекта к производству работ.
Перед установкой дорожных знаков должны быть выполнены следующие работы:
– произведена геодезическая привязка и разбивка контуров берм под знаки;
– завезены и складированы железобетонные изделия, строительные материалы и необходимое оборудование, инструменты, металлические столбики и знаки;
– подготовлено основание под берму;
– произведена отсыпка и уплотнение бермы;
– произведена геодезическая разбивка центра ям под фундаменты дорожных знаков;
– вырыты ямы под фундаменты;
– получен наряд-допуск на работу автомобильного крана вблизи линии электропередач (при необходимости).
До начала строительно-монтажных работ заказчик обязан создать геодезическую разбивочную основу для выполнения работ по установке дорожных знаков и передать подрядчику техническую документацию на нее и закрепленные на местности знаками пункты этой основы. Геодезическая разбивочная основа для строительства должна включать:
– а) высотные реперы (марки);
– б) пункты, закрепляющие места установки знаков и указателей.
В геодезическую разбивочную основу должны быть включены также пункты, с которых можно производить разбивку центров ям под знаки и указатели и контроль за их положением в процессе устройства.
Принятые знаки геодезической разбивочной основы в процессе устройства дорожных знаков и указателей должны постоянно находиться под наблюдением за сохранностью и устойчивостью и проверяться инструментально не реже двух раз в год (в весенний и осенне-зимний периоды).
Приемку геодезической разбивочной основы для устройства дорожных знаков и указателей следует оформлять актом. К акту приемки геодезической разбивочной основы должен быть приложен схематический план автомобильной дороги с указанием местоположения пунктов, типов и глубины заложения закрепляющих их знаков, координат пунктов, их пикетажных значений и высотных отметок в принятой системе координат и высот.
Завезенные фундаменты и стойки дорожных знаков укладываются на деревянные подкладки, светоотражающие элементы укладываются под навес для предотвращения попадания на их поверхность влаги, и повреждения светоотражающей пленки.
Разбивку бермы под дорожные знаки начинают с нахождения и закрепления центральной оси опоры дорожного знака, выполняя следующие действия:
- восстанавливают ось дороги;
- восстанавливают проектную линию бровки земляного полотна и отмечают ее колышками через 10-20 м;
- измеряют стальной лентой (дважды) расстояние от ПК до дорожного знака;
- забивают в полученной точке стальной гвоздь длиной 100-120 мм;
- перпендикулярно оси дороги от стального гвоздя стальной лентой измеряют расстояние до центральной оси дорожного знака, забивают временный колышек;
- разбивают очертания бермы согласно разбивочному чертежу с закреплением его контуров колышками, забитыми на расстоянии 0,5-1,5 м от бровки бермы.
Поврежденные в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить. Разбивку делают на сменный объем работ.
Рис.31. Установка дорожных знаков и указателей
Рис.32.Устройство присыпных берм и фундаментов при установке дорожных знаков
Для подготовки основания для бермы необходимо:
– обеспечить временный водоотвод от подошвы бермы;
– тщательно спланировать основание по проектным отметкам;
– разметить и нарезать уступы на откосе земляного полотна дороги.
Планировка основания осуществляется вручную дорожными рабочими, после чего тщательно уплотняется виброплитой LF-90 до Куп. =0,95.
Нарезка уступов производится фронтальным погрузчиком L-45B, а при высоте откоса свыше 2 м одноковшовым экскаватором без дальнейшего уплотнения. Разработку уступов начинают с нижнего уступа на всю длину отсыпаемой бермы. Поперечный уклон уступа должен быть от 20 до 30┐ в сторону насыпи, крутизна стенки уступа должна быть 1:0,25. Выбранный грунт с первого уступа идет на отсыпку первого слоя основания бермы.
Разработанный грунт со второго уступа разравнивается вручную, слоями 20-30 см по первому уступу и уплотняется виброплитой LF-90, начиная от стенки уступа с последующим переходом к краям отсыпаемых слоев, по челночной схеме. Данная технологическая последовательность соблюдается для каждого вновь нарезанного уступа.
Недостающий грунт для отсыпки бермы доставляется к месту производства работ автомобилями-самосвалами КамАЗ-65115 после чего развозится и отсыпается фронтальным погрузчикомL-45В по нарезанным уступам, слоями 20-30 см, придавая им поперечный уклон в сторону откосов, и тщательно утрамбовывается виброплитой LF-90 до Куп.=0,95. Длина и ширина верха бермы может быть от 1,5 м и более в зависимости от устанавливаемого знака, согласно рабочего проекта.
Подготовка ям под фундамент. Копание ям под фундаменты дорожных знаков осуществляются вручную дорожными рабочими на глубину 1,15 м и ширину 1 м, после чего трамбуется и засыпается слоем песка высотой 0,15 м с последующим его уплотнением вибротрамбовкой VIBROMAX SL1R.
Готовые ямы под фундаменты предъявляют Заказчику для освидетельствования и подписания Акта на скрытые работы.
Установка дорожных знаков. В подготовленную яму автокраном КС-3571, устанавливается железобетонный фундамент с последующей засыпкой пазух ямы грунтом и тщательным уплотнением вибротрамбовкой VIBROMAX SL1R.
В монтажное отверстие ставится металлическая стойка и омоноличивается бетоном марки В15. Затем стойка грунтуется и окрашивается масляно-земляными красками МА-0115 (мумия, сурик железный).
На металлическую стойку при помощи болтов и зажимов крепятся дорожные знаки и указатели. Необходимые материалы с приобъектного склада к месту производства работ доставляются фронтальным погрузчиком.
Технологическая схема организации производства работ по установке дорожных ограждений и сигнальных столбиков приведена технологической схеме.
Готовый участок автомобильной дороги с установленными дорожными знаками и указателями предъявляется Заказчику для освидетельствования и подписания Акта промежуточной приемки ответственных конструкций.
Требования к качеству и приемке работ
Контроль и оценку качества работ по установке дорожных знаков следует выполнять в соответствии с требованиями нормативных документов:
- СП 48.13330.2011. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004.
- СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги;
- ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения.
С целью обеспечения необходимого качества установки дорожных знаков и указателей работы должны подвергаться контролю на всех стадиях их выполнения.
Производственный контроль подразделяется на входной, операционный (технологический), инспекционный и приемочный. Контроль качества выполняемых работ должен осуществляться специалистами или специальными службами, оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля и возлагается на руководителя производственного подразделения (прораба, мастера), выполняющего строительные работы.
Все материалы, поступающие на объект, должны отвечать требованиям соответствующих стандартов и рабочих чертежей.
До начала проведения работ поступившие на объект материалы должны быть подвергнуты входному контролю. Входной контроль проводится с целью выявления отклонений от этих требований.
Поступившие на объект изделия и материалы (стойки, фундаменты, знаки, крепежные изделия) должны иметь сопроводительный документ (паспорт), в котором указываются наименование материала, номер партии и количество материала, содержание вредных компонентов и примесей, дата изготовления.
Результаты входного контроля оформляются Актом и заносятся в Журнал учета входного контроля материалов и конструкций.
В процессе установки дорожных знаков и указателей необходимо проводить операционный контроль качества работ. Это позволит своевременно выявить дефекты и принять меры по их устранению и предупреждению. Контроль проводится под руководством мастера (прораба), в соответствии со Схемой операционного контроля качества.
При операционном (технологическом) контроле надлежит проверять соответствие выполнения основных производственных операций требованиям, установленным строительными нормами и правилами, рабочим проектом и нормативными документами.
Инструментальный контроль при установке дорожных знаков и указателей должен осуществляться систематически от начала до полного его завершения. При установке дорожных знаков должны проверяться:
- соблюдение размеров бермы в плане и в профили;
- толщину отсыпных слоев грунта;
- соблюдение размеров ямы под фундамент;
- точной установки стойки и крепления знака.
Результаты операционного контроля должны быть зарегистрированы в Общем журнале работ.
При инспекционном контроле надлежит проверять качество работ выборочно по усмотрению заказчика или генерального подрядчика с целью проверки эффективности ранее проведенного производственного контроля. Этот вид контроля может быть проведен на любой стадии строительных работ.
Результаты контроля качества, осуществляемого техническим надзором заказчика, авторским надзором, инспекционным контролем и замечания лиц, контролирующих производство и качество работ, должны быть занесены в Общий журнал работ. Вся приемо-сдаточная документация должна соответствовать требованиям СП 48.13330.2011. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004.
Контроль качества работ ведут с момента поступления материалов на строительную площадку и заканчивают при сдаче объекта в эксплуатацию.
Качество производства работ обеспечивается выполнением требований к соблюдению необходимой технологической последовательности при выполнении взаимосвязанных работ и техническим контролем за ходом работ, изложенным в настоящей карте.
Схемы операционного контроля качества работ
Таблица 32
Наименование операций подлежащих контролю | Предмет, состав и объем проводимого контроля, предельное отклонение | Способы контроля | Время проведения контроля | Кто контролирует |
Разметка центров ям под элементы обстановки | - глубина ям до ±20 мм - смещение оси в плане ±10 мм; | Измери- тельный, шаблон | Каждая яма | Прораб Геодезист |
Устройство присыпных берм | -ширина бермы по верху и низу ±15 см; - крутизна откосов 10% | " | Каждая берма | " |
Установка дорожных знаков | - высота нижней кромки шита ±1,0 см (на каждый 1 м ширины шага); - высота стойки над поверхностью дороги не более 2,5 м | " | Каждый знак | " |
По окончанию установки дорожных знаков и указателей, выполненные работы принимают по Акту промежуточной приемки ответственных конструкций, к которому прилагают:
– общий журнал работ;
– акты освидетельствования скрытых работ;
– исполнительную схему инструментальной проверки законченного участка автомобильной дороги с установленными на нем дорожными знаками и указателями с нанесением на исполнительной схеме отклонений от проекта, допущенных в процессе строительства;
– паспорта на фундаменты, стойки, металлические крепежные изделия, дорожные знаки и указатели.
На объекте строительства должен вестись Общий журнал работ, Журнал авторского надзора проектной организации и Журнал геодезических работ.