Iv. методические указания по темам
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОКТЯБРЬСКИЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по изучению дисциплины
«Основы геодезии»
Программа подготовки специалистов среднего звена
Для специальности 08.02.01
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Октябрьский, 2014 г.
УТВЕРЖДЕНО
на заседании предметно-цикловой
комиссии математических, общих
естественнонаучных и
общепрофессиональных дисциплин
Протокол №_____
от «___»_________20___г.
Председатель ПЦК
_____________Л.А. Топорова
РАЗРАБОТАНО:
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Е.В.Густова
СОГЛАСОВАНО:
ЗАВ. ЗАОЧНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ В.И. Зинатуллина
Составитель: Лобачев О.Н., преподаватель спец. дисциплин ГБПОУ ОКСК.
Методические указания по изучению дисциплины «Основы геодезии» составлены в соответствии с характеристикой профессиональной деятельности выпускников и требований к минимуму результатов освоения дисциплины.
Методические указания по изучению дисциплины «Основы геодезии» адресованы студентам заочной формы обучения в помощь для организации самостоятельной работы по изучению материалов курса.
Содержат рекомендации по изучению теоретического блока, перечень практических работ, перечень, структуру и порядок выполнения контрольных работ, курсового проекта, а также включает вопросы и задания по промежуточной аттестации.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
Введение | |
I. Пояснительная записка | |
II. Примерный тематический план | |
III. Литература | |
IV. Методические указания по темам и вопросы для самоконтроля | |
V. Методические указания по выполнению контрольной работы | |
Задания на контрольную работу | |
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ.
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!!!
Самостоятельная работа при заочной форме обучения является основным видом учебной деятельности. Ваша самостоятельная работа по дисциплине предполагает следующее:
− самостоятельное изучение теоретического материала;
− выполнение практических и/или лабораторных работ;
− выполнение контрольных работ;
− выполнение курсовых проектов;
− подготовку к промежуточной аттестации и ГИА.
В помощь Вам предлагается Методические указания по изучению ПМ (дисциплины), подготовленные преподавателями колледжа.
Методические указания по изучению дисциплины «Основы геодезии» является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ОКСК по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», разработанной в соответствии с ГОС СПО второго поколения (ФГОС СПО третьего поколения).
Содержание дисциплины «Основы геодезии» разбито на смысловые блоки (разделы), которые изучаются по темам.
Практические работы выполняются аудиторно.
Контрольные работы выполняются самостоятельно.
Для того чтобы Вам успешно пройти итоговую форму контроля, необходимо, помимо освоения теоретического материала и отчета по практическим работам, выполнить контрольную работу, предусмотренную учебным планом. Для того чтобы получить свой вариант контрольной работы, Вам достаточно обратиться к методисту заочного отделения.
Получив свой вариант контрольной работы, вы должны:
- внимательно ознакомиться с вопросами (теоретическими и практическими) своего варианта;
- подобрать соответствующую учебно-методические пособия, изданные в колледже, учебную литературу, нормативные и нормативно-правовые документы;
- ознакомиться с подобранной информацией;
- выполнить задания по теоретическим вопросам, составив, в зависимости от задания, конспект, таблицу, схему, план ответа и др.
- провести расчеты, решить задачи, предварительно изучив типовые образцы по теме, используя учебно-методические пособия, изданные в колледже.
- оформить работу в соответствии с образцами.
Если Вами не освоен теоретический материал или у Вас возникают трудности при выполнении контрольной работы, необходимо обратиться за помощью к преподавателю или попытаться ещё раз самостоятельно с помощью данного УМКД пройти весь образовательный маршрут по проблемному разделу. С графиком консультаций, проводимых преподавателем, можно ознакомиться у методиста заочного отделения.
В ГБПОУ ОКСК на дисциплину «Основы геодезии» по специальности
080201 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» отводится 75 часов, в том числе 14 часов аудиторной нагрузки и 63 часа самостоятельной работы студентов. Освоение дисциплины требует обязательного выполнения студентами 1 (одной) контрольной работы, 6 (шести) практических занятий и 4 (четырех) лабораторных работ. По итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет.
Итоговый контроль по дисциплине
По итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет. Перечень вопросов и варианты заданий представлены в УМКД.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 1
Формы отчетности, обязательные для сдачи | Количество |
Практические работы | |
Лабораторные работы | |
Контрольная работа | |
Итоговая аттестация | диф.зачет |
Желаем Вам удачи!
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Основы геодезии» предусматривает изучение теоретических основ производства инженерно-геодезических измерений при выполнении строительно-монтажных работ, а также получение практических навыков в работе с основными геодезическими инструментами, ознакомление с современными геодезическими инструментами и методами выполнения геодезических работ, получение навыков в составлении основных геодезических документов и чертежей.
По данной дисциплине предусматривается выполнение одной домашней контрольной работы, охватывающей все разделы примерной учебной программы.
Материал, выносимый на установочные и обзорные занятия, а также перечень выполняемых практических занятий и лабораторных работ определяются учебным заведением, исходя из профиля подготовки выпускника, контингента студентов (работающих и не работающих по избранной специальности) и соответствующего учебного плана, согласованного с УК и УЗ Госстроя России.
На установочных занятиях студентов знакомят с программой дисциплины, методикой работы над учебным материалом и дают разъяснения по выполнению одной домашней контрольной работы.
Варианты домашней контрольной работы составлены применительно к действующей примерной программе по дисциплине.
Обзорные лекции проводятся по сложным для самостоятельного изучения темам программы.
Проведение практических занятий и лабораторных работ предусматривает своей целью закрепление теоретических знаний и приобретение необходимых практических умений, по программе учебной дисциплины.
Выполнение домашней контрольной работы определяет степень усвоения студентами изученного материала и умение применять полученные знания при решении практических задач.
Учебный материал рекомендуется изучать в той последовательности, которая дана в методических указаниях:
ознакомление с примерным тематическим планом и методическими указаниями по темам;
усвоение программного материала по рекомендуемой литературе;
составление ответов на вопросы для самоконтроля, приведенные после каждой темы. При наложении материала необходимо соблюдать единство терминологии, обозначений, единиц измерения в соответствии с действующими стандартами (СНиПами, ГОСТами).
В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление:
об основных задачах геодезии как науки для обслуживания строительства; знать:
основные геодезические определения, методы и принципы выполнения топографо-геодезических работ, геодезические приборы; уметь:
читать карту, определять по карте длины и ориентационные углы проектных линий, координаты и высоты; по известным координатам определять положение точки и проектной величины на местности инструментальными методами.
II. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы | Разделы и темы |
1.1 1.2 | Раздел 1. Общие сведения Понятие о форме и размерах Земли Изображение земной поверхности на плоскости |
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 | Раздел 2. Работа с топографическими планами Масштабы Условные знаки Рельеф местности и его изображение на топографических картах и планах Ориентирование направлений Определение прямоугольных координат точек, заданных на топографической карте Прямая и обратная геодезические задачи |
3.1 3.2 3.3 3.4 | Раздел 3. Геодезические измерения Сущность измерений. Классификация измерений, виды геодезических измерений Линейные измерения Угловые измерения Государственная система стандартизации и метрологии измерительной техники. |
4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 | Раздел 4. Понятие об опорных геодезических сетях и съемках Понятие о планово-высотной геодезической сети Закрепление точек геодезических сетей на местности Назначение, виды теодолитных ходов. Порядок работ при проложении теодолитных ходов Обработка полевых материалов при проложении теодолитных ходов Понятие о методах горизонтальной съемки и составления плана |
5.1 5.2 5.3 | Раздел 5. Геометрическое нивелирование Общие сведения о нивелировании Устройство, исследования, поверки нивелиров и реек Назначение, технология производства и камеральная обработка хода технического нивелирования |
6.1 6.1 | Раздел 6. Геодезические работы при вертикальной планировке участка Нивелирование поверхности участка как вид подготовки топографической основы Геодезические расчеты при вертикальной планировке участка |
7.1 7.2 | Раздел 7. Понятие о геодезических работах при трассировании линейных сооружений. Содержание и технология выполнения полевых работ по трассированию линейных сооружений Построение профиля по результатам полевого трассирования. Определение проектных элементов трассы |
8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 | Раздел 8. Элементы инженерно-геодезических разбивочных работ Методы разбивочных работ Построение в натуре проектного угла. Вынос в натуру линии заданного направления и проектной длины. Закрепление проектных точек створными знаками. Вынос в натуру проектной высоты точки. Построение линии заданного уклона, плоскости заданного проектного уклона. Определение высоты сооружения, вертикальных габаритов воздушных сетей. Контроль установки конструктивных элементов в вертикальной плоскости |
III. ЛИТЕРАТУРА
Маслов А.В., Гладилина Е.Ф., Костин В.А. Геодезия. - М.: Недра, 2006 Родинов В.И. Геодезия.-М.: Недра, 2007
Фельдман В.Д., Михелев Д.Ш. Основы инженерной геодезии. — М.: Высшая школа, 2008
Клюшин Е.Б., Михелев Д.Ш. - М.: Недра, 2010
Новак В.Г., Лукьянов В.Ф. и др. Курс инженерной геодезии.- М.: Недра, 2009
Орлов А.И. Рабочие тетради по геодезии: № 1 «Работа с картой», № 2 «Изучение теодолита», № 4 «Изучение нивелира и работа с ним», № 6 «Геодезические работы при вертикальной планировке участка» - М.: ГУЛ ЦПП, 2008
СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве.
И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Раздел1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Тема 1.1.Понятие о форме и размерах Земли
При изучении темы следует усвоить основные термины и понятия, уяснить порядок определения положения точек на земной поверхности с помощью различных систем координат, разобраться с системой высот точек.
Для лучшего усвоения материал рекомендуется кратко законспектировать и вычертить сопровождающие схемы.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие основные вопросы изучаются в дисциплине «Основы геодезии»?
2. Какова роль геодезии в строительстве?
3. Каким образом можно определить положение точки на земной поверхности?
4. Что такое отметка точки и превышение?
Тема1.2. Изображение земной поверхности на плоскости
Следует усвоить определения: карта, план, порядок вычисления горизонтального проложения и уклона линии, превышения между двумя точками на поверхности земли.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое горизонтальное проложение?
2. Что такое карты и план, каково отличие между ними?
3. Что такое уклон линии и как его подсчитать?
4. Как найти превышение?
Раздел 2. РАБОТА С ТОПОГРАФИЧЕСКИМИ ПЛАНАМИ.
Т е м а 2.1. Масштабы
Тема 2.2. Условные знаки
Тема2.3. Рельеф местности и его изображение на топографических картах и планах
При изучении тем 2.1,2.2,2.3 следует понять и запомнить определение масштаба и его суть, виды основных масштабов, их точность. Порядок построения линейного и поперечного масштабов и порядок работы с ними.
Усвоить классификацию условных знаков, наиболее распространенные зачертить в конспект.
Усвоить, что такое рельеф, его типовые формы, методы изображения рельефа на чертежах, свойства горизонталей. Начертить соответствующие схемы в конспект.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое масштаб?
2. Виды масштабов и их точность.
3. Виды условных знаков.
4. Что такое рельеф?
5. Какие типовые формы рельефа?
6. Основные методы изображения рельефа.
7. В чем суть изображения рельефа способом горизонталей?
8. Что такое высота сечения, заложение?
9. Как определить отметку точки на плане в горизонталях?
10. Как определить превышение между двумя точками на плане?
11. Как определить уклон линии на плане?
Тема 2.4. Ориентирование направлений
При изучении темы нужно усвоить смысл ориентирования линии на местности. Этими линиями могут быть оси различных сооружений или коммуникаций, оси проездов, красные линии кварталов и т.п. Для ориентирования этих линий и служат азимуты и румбы. Зная эти углы осей сооружений, можно установить аналитическую связь между данными осями.
Следует уяснить, что дирекционный угол во всех точках будет одинаков, а азимуты — различны, что дирекционные углы и азимуты отличаются между собой на угол сближения меридианов.
Нужно хорошо усвоить формулы вычисления азимутов (дирекционных углов) последующих сторон по известным азимутам предыдущих линий и углу между ними.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое азимут линии, какие бывают азимуты?
2. Что такое румб линии?
3. Какая зависимость между азимутами и румбами?
4. Что такое дирекционный угол?
5. Как найти дирекционный угол последующей стороны (линии), если известен дирекционный угол предыдущей линии и угол между этими линиями?
6. Что такое буссоль и как с ней работать?
Тема 2.5. Определение прямоугольных координат точек, заданных на топографической карте
Тема 2.6. Прямая и обратная геодезические задачи
При изучении тем 2.5 и 2.6 нужно усвоить, что такое плоские прямоугольные координаты и их приращения, направление осей координат, усвоить методику решения прямой геодезической задачи. Нужно научиться пользоваться таблицами вычисления приращений координат, усвоить методику обработки замкнутого теодолитного хода и разомкнутого хода. Научиться строить план полигона. Уметь контролировать вычисления и построение плана.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем суть плоских прямоугольных координат?
2. Что определяется в результате решения прямой геодезической задачи и как?
3. Как решается обратная геодезическая задача?
4. Как проверяется правильность вычисления приращений координат и координат точек полигона?
Раздел3. ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ
Тема3.1. Сущность измерений. Классификация измерений,
виды геодезических измерений
Тема3.2. Линейные измерения
Тема 3.3. Угловые измерения
Тема 3.4. Государственная система стандартизации
Вопросы для самоконтроля
1. Какие измерения встречаются в практике геодезических работ?
2. Приборы, применяемые для измерения расстояний на местности.
3. Как измеряется расстояние?
4. Какие поправки нужно внести при измерении расстояний?
5. Назначение теодолита, его основные части.
6. Установка теодолита
7. Как выполнить поверки теодолита и юстировку?
8. Как измерить горизонтальный угол и вести журнал?
9. Как измерить вертикальный угол?
И СЪЕМКАХ
Тема4.1. Понятие о планово-высотной геодезической сети
Тема4.2. Закрепление точек геодезических сетей на местности
Тема4.3. Назначение, виды теодолитных ходов.
Вопросы для самоконтроля
1. Виды геодезических сетей.
2. Типы геодезических знаков.
3. Назначение теодолитного хода.
4. Состав полевых работ по теодолитному ходу.
5. Порядок обработки материалов теодолитного хода.
6. Построение плана теодолитного хода.
7. Основные методы горизонтальной съемки.
Раздел 5. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ НИВЕЛИРОВАНИЕ
Тема 5.1. Общие сведения о нивелировании
Вопросы для самоконтроля
1. Способы геометрического нивелирования.
2. Назначение и устройство нивелира.
3. Как установить нивелир?
4. Как выполняются поверки нивелира?
5. Как передать отметку в котлован?
6. Как нивелируется трасса?
7. Порядок заполнения журнала нивелирования.
8. Обработка результатов нивелирования.
9. Нивелирные рейки.
Раздел6. ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКЕ УЧАСТКА
Тема 6.1.Нивелирование поверхности участка
как вид подготовки топографической основы
Тема 6.2. Геодезические расчеты
при вертикальной планировке участка
При изучении данного раздела прежде всего следует уяснить, для чего нивелируют поверхность, а также порядок выполнения полевых работ при нивелировании поверхности.
Нужно также усвоить порядок определения проектной отметки площадки из условия нулевого баланса земляных работ; определение рабочих отметок; методику построения картограммы земляных работ и подсчета объема работ при планировке площадки. Для закрепления материала выполнять соответствующее практическое задание.
Вопросы для самоконтроля
1. Зачем нивелируют поверхность?
2. Как готовят площадку к нивелированию?
3. Как выполняют нивелирование площадки?
4. Как подсчитывать черные отметки?
5. Как определить проектную отметку площадки?
6. Как находят рабочие отметки?
7. Как определить положение точек нулевых работ и построить картограмму земляных работ?
8. Как считать объемы земляных работ при планировке площадки?
Раздел7. ПОНЯТИЕ О ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТАХ ПРИ ТРАССИРОВАНИИ ЛИНЕЙНЫХ СООРУЖЕНИЙ
Тема7.1. Содержание и технология выполнения полевых работ по трассированию линейных сооружений
Тема7.2. Построение профиля по результатам полевого трассирования. Определение проектных элементов трассы
Изучая материал раздела, усвоить цель нивелирования трассы, подготовительные работы, порядок нивелирования и заполнения журнала, его обработку, контроль работы.
Нужно разобраться с порядком построения профиля трассы и нанесения на него проектной линии, подсчета рабочих отметок.
Вопросы для самоконтроля
1. Для чего нивелируют трассу?
2. Как подготовиться к нивелированию трассы?
3. Порядок нивелирования трассы.
4. Порядок заполнения журнала нивелирования трассы.
5. Порядок построения профиля.
6. Как считать проектные отметки точек трассы и рабочие отметки?
В вертикальной плоскости
Особое внимание обратить на технологию работ по передаче разбивочных осей сооружений в котлован, траншеи и на монтажный горизонт. Хорошо усвоить порядок работ построения заданного горизонтального угла; последовательность операций при передаче проектных отметок в котлован и на монтажный горизонт.
Уяснить способы выноса основных точек сооружения на местности; методику выверки вертикальности конструкций.
Вопросы для самоконтроля
1. Как построить заданный горизонтальный угол?
2. Как передать разбивочную ось сооружения в котлован и на монтажный горизонт?
3. Как передать проектную отметку на дно котлована и на монтажный горизонт?
4. В чем суть основных способов выноса главных точек сооружения на местность (полярного, прямоугольных координат, линейных и угловых засечек)?
5. Как проверить вертикальность конструкции при монтаже?
ЗАДАНИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ
Вариант 1
1. Понятие о географических прямоугольных координатах.
2. Назначение и устройство теодолита (Т-30). Виды теодолитов. Геометрическая схема.
3. Геометрическое нивелирование способом "из середины", его схема
4. Геодезическое сопровождение при монтаже ленточных фундаментов.
Задача №1; №2.
Вариант 2
1. Что такое отметка точки, превышение, абсолютная и относительная отметки?
2. Как установить теодолит в рабочее положение?
3. В чем суть нивелирования способом "вперед", его схема
4. Геодезическое сопровождение при монтаже столбчатых фундаментов (фундаментов стаканного тина).
Задача №1, №2.
Вариант 3
1. Дайте определение основным видам геодезических чертежей.
2. Как выполняются основные поверки и юстировка теодолит (Т-30).
3. В чем суть геодезического обоснования, его виды?
4. Геодезическое сопровождение при монтаже колонн в стаканы фундаментов.
Задача №1; №2.
Вариант 4
1. Масштабы, применяемые для составления геодезических чертежей.
2. Как измеряется горизонтальный угол с помощью теодолита?
(Способ приемов.)
3. Порядок нивелирования трассы, ведение журнала нивелирования.
4. Геодезическое сопротивление при монтаже подкрановых балок
Задача №1; №2
Вариант 5
1. Перечислите основные виды условных знаков для геодезических чертежей. Дайте их характеристику.
2. Как с помощью теодолита измеряется вертикальный угол? Необходимые вычисления.
3. Для чего делается нивелирование поверхности? Как выполняется эта работа? Как вычисляются черные, красные и рабочие отметки точек площади?
4. Геодезическое сопротивление при монтаже ферм (балок) покрытая.
Задача №1; №2.
Вариант 6
1. Что такое рельеф, его типовые формы, как рельеф изображается с помощью горизонталей?
2. Как с помощью теодолита построить заданный горизонтальный угол?
3. В чем суть способов выноса на местность основных точек сооружения (полярного, координат, засечек)?
4. Какими геодезическими работами сопровождается строительство кирпичных зданий?
Задача №1; №2.
Вариант 7
1. Какие знаки применяются для закрепления геодезических точек на местности?
2. Как определить магнитный азимут линии на местности?
3. Как делается разбивка сооружения? Для чего делается обноска и как на нее выносят оси зданий?
4. Какие геодезические работы нужно выполнить при монтаже стеновых панелей многоэтажных бескаркасных зданий?
Задача №1; №2.
Вариант 8
1. Измерение расстояний на местности с помощью мерных лент.
2. Назначение нивелиров, их виды. Устройство и установка нивелира в рабочее положение
3. Как передать разбивочные оси здания в котлован, траншею?
4. Геодезические работы при монтаже многоэтажных каркасных зданий.
Задача №1; №2.
Вариант 9
1. Что такое азимут? Какие бывают азимуты? Что такое румб линии?
2. Как проверяется круглый уровень нивелира? Краткие сведения о нивелирных рейках
3. Как разбить на местности линию с заданным проектным уклоном?
4. Как определить высоту труднодоступной точки.
Задача №1; №2.
Вариант 10
1. В чем суть прямой геодезической задачи ?
2. Как передают на всех строящихся сооружениях проектные отметки и разбивочные оси?
3. Как выполняется поверка цилиндрического уровня нивелира?
4. Геодезическое обеспечение монтажа металлических конструкций.
Задача №1; № 2.
Задача №1
Тема: Составление плана теодолитной съемки.
Состав задания:
1. По данным полевых измерений (приложение №1) абрису теодолитной съемки (приложение №2) вычислить координаты вершин углов поворота теодолитного хода
2. Построить координатную сетку квадратов (100х100) в заданном масштабе соответствующего размера
4. Построить план теодолитной съемки в масштабе 1:1000 м (в 1 см - 10м).
В целях индивидуальности выполнения работы при вычислении дирекционных углов необходимо первый дирекционный угол линии α1-2 (α1-2) взять каждому учащемуся согласно своему учебному шифру. Для этот число, составленное тремя последними цифрами учащегося, нужно разделить на 100, представив результат в виде градусов и минут.
Например: если учебный шифр учащегося 86-277, то № шифра = 277 и тогда α1-2 = № шифра/ 100 = 277/ 100 ~ 2,77 = 3° 17′.
Координаты начальной точки №1 каждому учащемуся принять равными:
X1 = 1000,00 м + № шифра
Y1 = 1500,00 м + № шифра
Например, для учебного шифра 86-277, получаем:
X1 = 1000,00 м + 277,00 = 1277,00 м;
Y1 = 1500,00 м + 277,00 = 1777,00 м.
Порядок выполнения работы:
1. Вписать в ведомость вычисления координат (приложение №3) данные полевых измерений, подсчитать практическую сумму измеренных (правых по ходу) углов полигона
2. Определить величину угловой невязки по формуле:
ƒβ = ∑βпрак. - ∑βтеор.,
где ∑βтеор = 180⁰(n - 2); n - число внутренних углов в полигоне.
3. Сравнить полученную угловую невязку с величиной допустимой невязки, вычисляемой по формуле:
ƒβдоп = ±1,5t√n
где t = 30 ′′ - точность теодолита
n - число внутренних углов полигона
4. Если полученная невязка (ƒβ) меньше или равна допустимой, то распределить её на все измеренные углы
После введения поправок сумма исправленных углов полигона должна быть равна теоретической сумме углов.
5. Взяв на исходный дирекционный угол линии 1-2 (α1-2), вычислить по увязанным углам дирекционные углы остальных линий по формуле:
α2-3 последующей линии = α1-2 предыдущей линии ± 180⁰-β2, исправленный
Контролем вычислений дирекционных углов служит получение
начального дирекционного угла (α1-2).
6 Вычисленные дирекционные углы перевести в румбы (r) по формулам: (рисунок 1):
в I четверти r1 = α1;
Рисунок 1 |
в III четверти r3 = α3 - 180⁰
в IV четверти r4 = 360⁰ - α4
7.Вписать в графу 6 ведомости вычисления координат значения измеренных длин линий (горизонтальные проложения) и подсчитать
периметр полигона по формуле P = ∑Ɩ
8. Вычислить приращения координат по румбам «r» и длинам «Ɩ »
линий по следующим формулам:
∆xi = Ɩ cos ri ∆yi = Ɩ sin ri
Приращения координат можно вычислить на микрокалькуляторе, а также применяя «Таблицы приращений координат», «Пятизначные таблицы натуральных значений тригонометрических функций». Приращение координат при записи в ведомость нужно округлять до 0,01 метра. Знаки приращений будут завесить от того, в какой координатной четверти находится та или другая сторона полигона (рисунок 2).
Рисунок 2
9. Подсчитать невязки ƒ∆х и ƒ∆у в приращениях координат по формулам:
ƒ∆x = ∑∆x ƒ∆y = ∑∆y
10. Определить допустимость полученных невязок, вычислить для этого сначала абсолютную невязку ƒабс. по формуле:
ƒабс = ±√ f 2∆х + f 2∆y,
а затем относительную невязку по формуле:
ƒотн. = ƒабс / P, где P – периметр полигона
11. Полученную относительную невязку сравнить с предельной (допустимой) относительной невязкой, равной 1:2000, при этом ƒотн. должна быть ≤1: 2000.
12. Если полученная относительная невязка меньше или равна предельной, то по каждой невязке ƒ∆х и ƒ∆у вычислить поправки U∆хi и U∆уi по формулам:
U∆хi = ƒ∆х / P x Ɩi U∆yi = ƒ∆y / P x Ɩi
Ввести поправки U∆хi и U∆уi в соответствующие вычисленные приращения координат ∆хi и ∆уi получив увязанные приращения координат:
∆х′i = ∆хi + U∆хi ∆y′i = ∆yi + U∆yi
Проверить, чтобы суммы увязанных приращений равнялись нулю,т.е.
∑∆х′ = 0 ∑∆y′ = 0.
13. Взяв координаты первой точки, значения которых получены в соответствии с вариантами вычислить алгебраически по исправленным приращениям координаты точек полигона по формулам:
x2 = x1 + ∆x1-2 y2 = y1 + ∆y1-2
x3 = x2 + ∆x2-3 y3 = y2 + ∆y2-3
x4 = x3 + ∆x3-4 y4 = y3 + ∆y3-4
x5 = x4 + ∆x4-5 y5 = y4 + ∆y4-5
x1 = x5 + ∆x5-1 y1 = y5 + ∆y5-1
Контролем вычислении будет служить получение вновь координат первой точней (X1 и У1).
14. Построить на чертежной бумаге координатную сетку квадратов с помощью масштабной линейки.
Вычертить её синей или зеленой тушью. Учитывая масштаб, подписать выходы сетки (с учетом значений координат точек теодолитного хода).
13. По величинам координат в масштабе 1:1000 с помощью измерителя и масштабной линейки нанесли все точки хода, проверяя расстояния между ними по масштабу и сравнивая их с длинами сторон, записанными в журнале полевых измерений.
16. По данным абриса теодолитной съемки /см. приложение 1/ нанести и вычертить тушью всю внутреннюю ситуацию полигона в том же масштабе и оформить соответствующими условными знаками.
Сдаче подложат:
1. Пояснительная записка.
2. Ведомость вычисления, координат /приложение 3/.
3. План теодолитной съемки / приложение 4/.
Задача №2
ДАННЫЕ ПОЛЕВЫХ ИЗМЕРЕНИЙ
Номера точек теодолитного хода | Измеренные углы (правые по ходу) | Длины линий (горизонтальные проложения) в метрах | |
121⁰27′ | 231,30 | ||
90⁰07,5′ | |||
200,40 | |||
135⁰49′ | |||
241,00 | |||
84⁰10,5′ | |||
263,40 | |||
108⁰27′ | |||
201,60 | |||
Приложение №2
АБРИС ТЕОДОЛИТНОЙ СЪЕМКИ
Приложение №3
ПРОДОЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ ТРАССЫ
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ
МАСШТАБ: ВЕРТИКАЛЬНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОКТЯБРЬСКИЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по изучению дисциплины
«Основы геодезии»
Программа подготовки специалистов среднего звена
Для специальности 08.02.01
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Октябрьский, 2014 г.
УТВЕРЖДЕНО
на заседании предметно-цикловой
комиссии математических, общих
естественнонаучных и
общепрофессиональных дисциплин
Протокол №_____
от «___»_________20___г.
Председатель ПЦК
_____________Л.А. Топорова
РАЗРАБОТАНО:
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Е.В.Густова
СОГЛАСОВАНО:
ЗАВ. ЗАОЧНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ В.И. Зинатуллина
Составитель: Лобачев О.Н., преподаватель спец. дисциплин ГБПОУ ОКСК.
Методические указания по изучению дисциплины «Основы геодезии» составлены в соответствии с характеристикой профессиональной деятельности выпускников и требований к минимуму результатов освоения дисциплины.
Методические указания по изучению дисциплины «Основы геодезии» адресованы студентам заочной формы обучения в помощь для организации самостоятельной работы по изучению материалов курса.
Содержат рекомендации по изучению теоретического блока, перечень практических работ, перечень, структуру и порядок выполнения контрольных работ, курсового проекта, а также включает вопросы и задания по промежуточной аттестации.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
Введение | |
I. Пояснительная записка | |
II. Примерный тематический план | |
III. Литература | |
IV. Методические указания по темам и вопросы для самоконтроля | |
V. Методические указания по выполнению контрольной работы | |
Задания на контрольную работу | |
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ.
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!!!
Самостоятельная работа при заочной форме обучения является основным видом учебной деятельности. Ваша самостоятельная работа по дисциплине предполагает следующее:
− самостоятельное изучение теоретического материала;
− выполнение практических и/или лабораторных работ;
− выполнение контрольных работ;
− выполнение курсовых проектов;
− подготовку к промежуточной аттестации и ГИА.
В помощь Вам предлагается Методические указания по изучению ПМ (дисциплины), подготовленные преподавателями колледжа.
Методические указания по изучению дисциплины «Основы геодезии» является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ОКСК по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», разработанной в соответствии с ГОС СПО второго поколения (ФГОС СПО третьего поколения).
Содержание дисциплины «Основы геодезии» разбито на смысловые блоки (разделы), которые изучаются по темам.
Практические работы выполняются ауд