Монтаж железобетонных резервуаров.
Из сборных железобетонных конструкций сооружается значительное количество заглубляемых природоохранных объектов: очистные сооружения, отстойники, нефтеуловители, пылящие и шумные вагоно- опрокидыватели, транспортные галереи, а также резервуары под воду, жидкое топливо, химические растворы, отходы производства.
Применяются три метода сооружения заглубленных объектов: открытый — с разработкой котлована; метод опускного колодца; метод «стена в грунте».
Открытый метод возведения с разработкой котлована и последующим монтажом железобетонных конструкций применяется при глубине заложения сооружений до 8 м и часто сопровождается проведением дорогостоящих работ по искусственному водопонижению и водоотливу. Некоторые резервуары и отстойники строятся полузаглубленного типа, полностью перекрываются конструкциями с последующим обвалованием грунтом.
Из сборного железобетона сооружаются типовые цилиндрические резервуары вместимостью 5, 10, 20 и 30 тыс. м3. Диаметр резервуаров достигает 60 м, высота внутренних колонн 7… 10 м. При увеличении геометрических размеров подземной части сооружения возрастают глубины, при которых эффективно его строительство в открытом котловане.
При строительстве природоохранных сооружений выполняется комплекс строительно-монтажных работ:
— земляные работы с устройством дренажа и водопонижением (в необходимых случаях), отсыпка песчаной подушки, устройство бетонной подготовки;
— арматурные работы и бетонирование днища, устройство горизонтальной гидроизоляции;
— монтаж сборных железобетонных конструкций колонн, балок, панелей стен, плит покрытия;
— замоноличивание стыков панелей стен с предварительной навивкой кольцевой арматуры;
— временное обжатие и бетонирование пристенной части днища;
— торкретирование внутренней поверхности стыков панелей стен;
— навивка кольцевой напрягаемой арматуры и торкретирование наружной поверхности стенки резервуара;
— устройство изоляции и гидравлические испытания;
— обратная засыпка и обвалование с уплотнением грунта.
Бетонную подготовку под днище укладывают полосами шириной около 3 м по маячным рейкам через одну полосу. Уплотняют бетон виброрейкой. Подачу бетона осуществляют в бадьях кранами. В круглых сооружениях днище делится на кольцевые захватки шириной 5… 10 м, при этом каждая захватка маячными досками разделяется на «карты» бетонирования.
Бетонирование днища крупных сооружений ведётся от центральной части к периферии.
В круглых сооружениях среднее кольцо днища бетонируют со стоянки крана на центральном круге, внешнее кольцо — при движении крана с наружной стороны. Ширина участков 3…5 м. Швы между картами днища и проезды для механизмов бетонируют после монтажа сборных конструкций.
Колонны, бачки, плиты покрытия по радиусам монтируются стреловым краном грузоподъемностью 25…40 т со стоянок в центральной части днища. Конструкции по радиусу и панели стен монтируют при движении крана с внешней стороны резервуара.
Резервуар диаметром 6 м с монолитным днищем монтируется из четырех однотипных выпукло-вогнутых стеновых панелей толщиной 160 мм, покрытие — из двух одинаковых плит. Замоноличивание стыков производится бетоном на цементе НЦ.
Смонтированные колонны раскрепляют расчалками на хомутах, которые крепятся к монтажным петлям фундаментов и переносным железобетонным блокам массой 4…5 т. Плиты и балки устанавливают с помощью переносных подмостей и приставных лестниц. Панели стен временно крепят гибкими связями и распорками — подкосами. Стеновые панели скрепляются друг с другом сваркой выпусков арматуры, после соединения которых производят бетонирование вертикальных швов.
Рекомендуется применять комплексный монтаж с раскреплением колонн балками и плитами покрытия по ячейкам резервуара.
После монтажа всех сборных элементов и заделки стыков производится навивка на стенки кольцевой арматуры и ее натяжение с помощью специальной навивочной машины. При этом обжимают стенки, а также днище и покрытие.
Кроме того, необходимо усиленное обжатие нижней и верхней зоны боковых стенок в местах примыкания их к днищу и покрытию. Кольцевая арматура навивается арматурно-навивочными машинами АНМ-5 при достижении бетоном вертикальных стыков стеновых панелей не менее 70% проектной прочности (рис. 4.4).
Рис. 4.4. Навивочная машина АНМ-5 для натяжения проволочной арматуры на стены железобетонных резервуаров: 1 — стена резервуара; 2 — навитая арматура; 3 — навивочное устройство;
4 — тяговая цепь; 5 — тележка; 6 — поворотная стрела
Внутреннюю поверхность резервуара, а в процессе навивки и наружную поверхность резервуара торкретируют цементно-песчаным раствором состава 1:2-1:3 с помощью цемент-пушек слоями толщиной 10…15 мм.
До засыпки грунтом резервуары подвергают гидравлическим и предварительным технологическим испытаниям. Гидравлические испытания проводят для проверки резервуара на прочность и водонепроницаемость. Предварительные технологические испытания устанавливают величину потерь и герметичность резервуара.
После этого производятся обратная засыпка пазух стен резервуара и проектное обвалование или полная засыпка вровень с дневной поверхностью.
57.Монтаж покрытий зданий больших пролетов
В зависимости от конструктивных особенностей и условий работы конструкций встречаются различные методы монтажа, в том числе на подмостях, с использованием временных опор, полунавесная и навесная сборка.
На сплошных подмостях, поддерживающих конструкцию в процессе монтажа и воспринимающих нагрузки от ее массы, осуществляют монтаж некоторых fHrioB оболочек, сводов, арок, пролетных строений мостов и др.
Передвижные подмости, перемещаемые по подкрановым путям, обеспечивающие безопасную и производительную работу, применяют для удобства сборки при монтаже большепролетных покрытий и располагают под узлами сопряжения этих элементов (рис. 8.4).
С использованием временных опор осуществляют монтаж конструкций по частям (в основном больших пролетов и большой массы), если нет возможности или нецелесообразно устанавливать их целиком.
Рис. 8.4. Монтаж арочного покрытия с использованием передвижных подмостей:
1 — башенный кран; 2 — монтажные стыки арки; 3 — передвижные монтажные подмости с домкратами
Полунавесная сборка характеризуется тем, что в процессе монтажа конструкция удерживается временными растяжками или устанавливается на промежуточные опоры. Этим способом монтируют купола, некоторые конструкции арок, конструкции пролетных строений мостов.
Возведение зданий методом подъема перекрытий и этажей.
Метод подъема перекрытий заключается в том, что на уровне земли бетонируют пакет перекрытий, который затем с помощью домкратов последовательно поднимают по колоннам или другим опорный конструкциям изакрепляют в проектном положении. При такой технологии появляется возможность устройства перекрытий в наземных условиях и их бескранового подъема, метод обеспечивает экономию материалов и большую пространственную жесткость всей конструкции.
Монтаж многоэтажных зданий методом подъема перекрытий целесообразен, когда стандартные конструкции заводского изготовления не могут быть применены (больше число технологических отверстий в перекрытиях, затруднение с применении обычных монтажных средств). Подъем перекрытий (здания производят в такой последовательности: после установки колонн первого яруса на уровне земли бетонируют пакет перекрытий размером на секцию или с разрезкой на несколько карт.
При бетонировании между плитами устраивают разделительные прокладки, из синтетической пленки, прокладывают коммуникация, устраивают отверстия, обрамленные металлически фартуками, приваренными к арматуре, 3 фартуках оставляют отверстия Для пропуска вантовых тяг домкратных устройств. Перекрытия поднимают с помощью специальных подъемников, расположенных на оголовках колонн очередного яруса или в любом месте колонны, что облегчает наращивание колонн к перестановку подъемников по высоте. После подъема плиты чердачного перекрытия и временного закрепления
Возведение здания методом подъема перекрытий: а-г) этапы возведения здания; I - колонны; 2 - подъемники; 3 - ядро жесткости; 4 - плиты перекрытия ее на колоннах поднимают остальные плиты, которые также закрепляют временно с помощью закладных элементов, за исключением шит перекрытий первого и второго этажей, которые закрепляют окончательно В проектном положении. После наращивания очередного яруса
Метод подъема этажей - это усовершенствованный вариант метода подъема перекрытий. При этом методе на плитах междуэтажных перекрытий монтируют на уровне земли, стеновые конструкцийлаки санитарных узлов, коммуникации к другие конструкции. Готовый этаж поднимают гидроподъемниками на проектную отметку и промежуточную отметку, после чего в той же последовательности приступают к монтажу очередного этажа;
Иногда при возведении зданий методом подъема перекрытий или этажей для создания жесткости вначале возводят технические шахты-ядра жесткости), в которых расположены лестничные клетки и лифты.
Схема монтажа здания методом подъема этажей: а) непосредственно на проектные отметки с установкой подъемников в верхней части ядра жесткости; б) с .промежуточными стоянками с установкой подъемников на последовательно наращиваемые колонны; I - краны для наземной укрупнительной сборки конструкций стажа; 2 - железобетонная башня-ядро жесткости; 3 - этаж в процессе .подъема; 4 - этажи в проектном положении; :5 - подъемные домкраты; 6 - подъемные тяги; 7 - отверстия jum крепления этажей;'8 а. пакет плит перекрытий; 9 - колонна наращиваемого яруса; 10 - подъемные тяги яруса; II - подъемник; 12 - кран для наращивания колош; 13-16 - этажи монтируемого здания