Построение проектной линии продольного профиля
Проектный профиль автомобильной дороги разрабатывают, руководствуясь нормативными документами на проектирование дорог, методическими указаниями и техническими условиями, экономическими требованиями и особенностями эксплуатации данного сооружения. Основное требование для автомобильных дорог – плавное и безопасное движение, поэтому проектный уклон назначается из расчета iпр £ imax . Обычно при проектировании положение проектной линии определяется значениями проектных отметок в контрольных точках. Контрольными точками могут быть точки начала и конца трассы, точки примыкания трассы к существующим трассам и коммуникациям, отметка проезжей части моста или путепровода. Если такие точки есть, то намечают начало и конец участка с равномерным проектным уклоном, определяют его длину d и вычисляют предварительный уклон по формуле
iпред=(Нкон – Ннач)/d, (2.42)
где Ннач, Нкон – отметки контрольных точек.
Например, для примера, приведенного в прил. 6, контрольными точками служат: ПК0, ПК3+10, ПК4, ПК7, ПК10. Их предварительные проектные отметки должны быть известны (они задаются в техническом задании на проектирование). В нашем примере они будут следующими:
; ;
; ;
.
Имея предварительные проектные отметки на концах участков, вычисляем предварительный проектный уклон.
Рассмотрим пример расчета для интервала ПК0–ПК3+10.
Вычисляем предварительный уклон на этом интервале:
iпред = , (2.43)
где d – длина интервала; ПК3+10–ПК0; d=310 м.
Пример.
iпредв=(146,27 – 149,45)/310= – 0,01026.
Округляем до тысячных долей уклона и получаем окончательное значение проектного уклона iпр= – 0,010 или iпр= – 10 ‰ (10 промилле).
Полученное значение проектного уклона записываем в графу профиля «Уклоны». Знак уклона не ставится, он заменяется диагональной линией:
при положительном уклоне
при отрицательном уклоне
при нулевом уклоне
Окончательную проектную отметку конечной точки этого интервала вычисляем по формуле
(2.44)
где d – длина интервала (в нашем примере 310 м).
м.
Проектные отметки точек, находящихся внутри этого интервала, вычисляем по формуле
(2.45)
где di – расстояние от начальной точки интервала до рассчитываемой.
В нашем примере
Интервал ПК3+10–ПК4.
Согласно заданию, проектные отметки граничных точек этого интервала равны, следовательно, проектный уклон равен нулю.
Интервал ПК4–ПК7.
Вычисляем предварительный уклон на этом интервале по формуле
iпредв=
где м (согласно проектному заданию).
iпредв=(155,18–146,35)/300=0,02943.
После округления
iпр=0,029=29 ‰.
Вычисляем окончательное значение проектной отметки ПК7:
.
Проектные отметки точек, находящихся внутри интервала, рассчитываем по формуле
Интервал ПК7–ПК10.
На этом интервале проектный уклон задан iпр = 0,004 = 4‰.
Следовательно,
Проектные отметки точек, находящихся внутри интервала, рассчитываем по формуле
.
Все рассчитанные проектные отметки заносим в графу «Отметки оси дороги» («Проектные данные»). Построение проектной (красной) линии осуществляется по проектным отметкам контрольных точек (т.е. по точкам перелома уклона) аналогично тому, как строился профиль земли.
Для строительства сооружения необходимо знать объемы земляных работ по всему участку трассы, которые рассчитываются по рабочим отметкам. Рабочая отметка – это разность между проектной отметкой и отметкой земли в данной точке. Она показывает высоту насыпи или глубину выемки в этой точке.
= Hпрj – Hземj. (2.46)
Положительные рабочие отметки подписываются выше красной линии на 10 мм – это насыпь; отрицательные рабочие отметки подписываются под красной линией без знака – это выемка. При пересечении проектной линии с линией земли рабочая отметка в этой точке равна нулю. Такие точки называют точками нулевых работ.
Для определения планового и высотного положений точки нулевых работ рассмотрим рис. 2.14. Из подобия треугольников можно записать следующее.
Рис. 2.14. Определение планового положения
точки нулевых работ
Отношение высот треугольников равно отношению их оснований, а именно:
, (2.47)
так как у=d–х, то получим
(2.48)
точно так же находим у
. (2.49)
Контролем правильности вычислений будет равенство .
Для определения отметки точки нулевых работ воспользуемся проектным уклоном интервала, в котором находится эта точка, и проектной отметкой точки А:
Пример. На участке между ПК 3+66 (точка А) и ПК4 (точка В) имеется точка нулевых работ ; ; d=34 м;
; ;
- контроль.
ПЛАНИРОВКА УЧАСТКА ПОД ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ ПЛОСКОСТЬ
3.1. Подготовка исходные данных
Схема нивелирования участка по квадратам, результаты нивелирования и отметки реперов выдаются преподавателем индивидуально или могут быть взяты как в методических указаниях с учетом своего номера зачетной книжки.
Рассмотрим вариант расчета планировки участка под горизонтальную плоскость на конкретном примере.
1. Результаты нивелирования поверхности занесены в журнал нивелирования и представлены в табл. 3.1.
2. Схема с границами нивелирования для каждой станции приведена на рис. 3.1.
3. Отметка репера, от которой прокладывается нивелирный ход, задается каждому студенту в зависимости от номера его зачетной книжки.
, (3.1)
где - вариант студента.
Например, если Nз= 5, то HRр = 105,105 м.
Таблица 3.1
Журнал нивелирования
Номер стан-ции | Номер точки | Отсчеты на рейке | Превыш. h | hСР | hУР | Отмет-ка Н, м | ГИ,м | ||
задней | передней | промежут. | |||||||
I | RР | ||||||||
Продолжение табл. 3.1 | |||||||||
+20 ∙ Nз | |||||||||
II | |||||||||
II | |||||||||
III | |||||||||
+20 ∙ Nз | |||||||||
-20 ∙ Nз | |||||||||
IV | |||||||||
RP | |||||||||
Отсчеты на заднюю и переднюю рейки взяты по красной и черной сторонам. Отсчеты на промежуточные точки взяты только по черной стороне рейки. Все отсчеты взяты в мм.
Рис. 3.1. Схема нивелирования площадки по квадратам:
---- – границы нивелирования по станциям; – репер;
– связующая точка; ∆ – станция нивелирования
Планировка участка под горизонтальную плоскость