Поверхностная обработка дорожных покрытий
4.3.1. Поверхностная обработка выполняет ряд важнейших функций в обеспечении транспортно-эксплуатационных характеристик дорожных покрытий. Исходя из функционального назначения, поверхностная обработка должна обладать следующими свойствами:
обеспечить хорошую герметизацию покрытия;
создать и сохранить в течение всего срока службы шероховатую поверхность и текстуру, обеспечивающие хорошее сцепление колес автомобиля с покрытиями в сухом и мокром состоянии и низкий уровень шума от движения автомобилей;
создать слой износа, воспринимающий без деформаций и разрушений воздействие транспортных нагрузок и климатических факторов в течение длительного периода эксплуатации; не требовать больших затрат на устройство и содержание в процессе эксплуатации.
4.3.2. Настоящее качество достигается при устройстве поверхностной обработки с применением битумных эмульсий, особенно в случае использования техники с синхронным распределением минерального материала и вяжущего.
4.3.3. Выбор битумной эмульсии производится в зависимости от состояния структуры покрытия, на котором должна быть устроена поверхностная обработка используемых минеральных материалов, а также в зависимости от климата и состояния окружающей среды района прохождения дороги, периода проведения работ.
4.3.4. Требования к используемому для устройства поверхностной обработки щебню принимаются в соответствии с п. 4.1. «Методических рекомендаций по устройству одиночной поверхностной обработки техникой с синхронным распределением битума и щебня» (ОДМ).
4.3.5. Выбор фракции используемого при выполнении работ щебня производится в соответствии с п. 5.2, приложениями Б и В ОДМ.
4.3.6. Для устройства поверхностной обработки используются битумные эмульсии классов ЭБК-1, ЭБК-2. Устройство поверхностной обработки при ремонте и реконструкции дорог, при невозможности закрыть или ограничения движения по участку выполнения работ, следует производить только с использованием эмульсии класса ЭБК-1.
4.3.7. Выбор битума для приготовления битумной эмульсии осуществляется в соответствии с табл.4.2.
Таблица 4.2
Выбор битума для приготовления эмульсии в зависимости от климатических условий в районе выполнения работ
Дорожно-климатическая зона | Среднемесячная температура наиболее холодного времени года, °С | Марка битума |
I | Не выше -20 | БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300 |
II-III | От -10 до -20 | БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 200/300 |
II, III, IV | От -5 до -10 | БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БН 90/130, БН 130/2200 БН 200/300 |
IV | Не ниже +5 | БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130 |
4.3.8. Для повышения долговечности устраиваемой поверхностной обработки, особенно в районах II и III дорожно-климатических зон, целесообразно использование полимермодифицированных битумных эмульсий.
4.3.9. Устройство поверхностной обработки допускается при среднесуточной температуре окружающего воздуха не ниже плюс 5 °С. Наиболее благоприятным периодом для устройства поверхностной обработки является летний период с температурой воздуха более +20 °С. Нецелесообразно выполнение работ при резком изменении температуры покрытия (охлаждении).
4.3.10. Устройство поверхностной обработки включает в себя следующие этапы:
подготовительные работы;
непосредственное устройство шероховатой поверхностной обработки;
уход за поверхностной обработкой.
4.3.11. Подготовительные работы включают: обследование участков с целью оценки состояния покрытия, определения дефектных мест и твердости покрытия, выбор и заготовку щебня и компонентов для приготовления битумной эмульсии; подготовку машин, входящих в состав специализированного потока; обучение и подготовку персонала, задействуемого при выполнении работ.
4.3.12. Работы по ликвидации дефектов проезжей части (ямочный ремонт, исправление дефектов продольного и поперечного профиля, заливка трещин и др.) должны быть выполнены не позднее чем за 7 дней до начала устройства поверхностной обработки.
4.3.13. Проверяется адгезия планируемых к использованию битумной эмульсии и щебня. При получении неудовлетворительного результата проводятся работы по доводке эмульсии путем изменения дозировки эмульгатора, рН водного раствора эмульгатора, введения адгезионных добавок, замены эмульгатора либо производится переход на щебень из другого каменного материала.
4.3.14. При устройстве поверхностной обработки с использованием битумной эмульсии используется необработанный вяжущим щебень.
4.3.15. Нормы расхода материалов для устройства поверхностной обработки приведены в табл. 4.3.
Таблица 4.3
Нормы расхода материалов при устройстве поверхностной обработки
Фракция щебня | Расход | |
щебня, м3/100 м2 | эмульсии (69 % концентрации), л/м2 | |
5-10 | 0,9-1,1 | 1,38 |
10-15 | 1,2-1,4 | 1,77 |
15-20 | 1,3-1,5 | 1,96 |
4.3.16. Норма расхода щебня может быть уточнена по методике, приведенной в приложении Г ОДМ.
4.3.17. Расход битумной эмульсии может быть скорректирован вследствие влияния вторичных факторов в соответствии с табл. 4.4
Таблица 4.4
Влияние вторичных факторов на расход битумной эмульсии
Наименование вторичных факторов | Корректировка расхода битумной эмульсии, л/м2 |
1. Размер фракции щебня | |
Ближе к нижней границе | -0,1 |
Середина | |
Ближе к верхней границе | +0,2 |
2. Состояние покрытия | |
Избыток, выпотевание вяжущего | -0,1 |
Нормальное | |
Пористая структура | +0,1 |
Очень пористая структура | +0,2 |
3. Влияние тени | |
Незначительная | |
Частично затемненная | +0,1 |
Полностью затемненная | +0,2 |
4.3.18. При устройстве поверхностной обработки может применяться технология, предусматривающая использование автогудронатора и щебнераспределителя.
4.3.19. Щебень должен быть распределен равномерно в один слой по свеженанесенной битумной эмульсии до ее распада, но не позже чем через 30 с после прохода автогудронатора. При величине продольного или поперечного уклона покрытия более 30 % необходимо стремиться к минимально возможной дистанции между автогудронатором и щебнераспределителем, чтобы предотвратить стекание эмульсии.
4.3.20. Распределение эмульсии не рекомендуется производить при сильном, более 8 м/с, ветре (из-за деформации струи вяжущего).
4.3.21. Для обеспечения качества поперечного стыка при использовании машин с синхронным распределением материалов необходимо укладывать на конец шероховатого слоя предыдущей захватки непромокаемый материал (на 0,3-0,7 м) и убирать его сразу после прохода машины.
4.3.22. Для обеспечения качества продольного стыка необходимо в его месте на ширине 0,1-0,15 м работы выполняются с двойным распределением вяжущего и однократным - щебня.
4.3.23. Уплотнение поверхностной обработки следует начинать не позднее момента начала распада битумной эмульсии.
4.3.24. Для уплотнения необходимо использовать пневмокатки с давлением в шинах 0,7-0,8 МПа. Количество проходов по одному следу должно составлять 3-5. Скорость катков при первых двух проходах не более 3 км/ч.
4.3.25. После выполнения работ скорость движения на участке ограничивается на 7 сут 40 км/ч.
4.3.26. В течение недели за поверхностной обработкой осуществляют уход, заключающийся в регулярной уборке излишнего щебня с помощью КДМ и исправлении возможных локальных дефектов.
Рис. 4.1. Устройство поверхностной обработки машиной с синхронным распределением материалов типа «Чипсилер».