Глазман Ф.Е. Защита стальных конструкций мостов от коррозии // Трансп. стр-во. - 2000. - № 3. - С. 23-24.

Наиболее широко используемым способом защиты мостовых металлоконструкций от коррозии является окрашивание лакокрасочными материалами.

Лакокрасочные материалы и покрытия, предназначенные для защиты стальных конструкций мостов от коррозии, должны удовлетворять следующим основным требованиям:

защищать от коррозии металлоконструкции мостов на срок не менее 10 лет;

обеспечивать атмосферостойкость в интервале температур от +55°С до -60°С, в том числе при воздействии солнечной радиации;

обладать стойкостью к химическим реагентам;

иметь достаточную механическую прочность для сопротивления износу и динамическим воздействиям в процессе эксплуатации.

Основным требованием к антикоррозионной защите стальных конструкций мостов является длительное и надежное ее действие.

Это особенно важно для конструкций, проведение ремонта которых осложнено из-за трудного доступа к поврежденным местам. Кроме того, при ремонте требуется исключение объекта из эксплуатации.

Наиболее перспективными лакокрасочными материалами в настоящее время целесообразно рассматривать материалы с высоким сухим остатком и цинкосодержащие лакокрасочные материалы.

Лакокрасочные материалы с высоким сухим остатком из-за малого содержания растворителя более экономичны и благоприятны в экологическом отношении по сравнению с традиционными. Лакокрасочные материалы с высоким сухим остатком имеют во всех отношениях хорошо сбалансированные характеристики. Их можно получать практически на основе всех применяемых в традиционных лакокрасочных материалах пленкообразователях. Они наносятся теми же способами, какими и обычные лакокрасочные материалы. Кроме того, они дают возможность формировать покрытия повышенной толщины с использованием стандартного оборудования. В некоторых случаях толщина достигается при одноразовом нанесении. Это приводит к значительному снижению трудоемкости процесса окрашивания и экономии энергии.

Цинксодержащие лакокрасочные материалы являются весьма перспективными материалами, обеспечивающими высокую противокоррозионную защиту металлоконструкций (вследствие протекторного характера защиты от коррозии).

Характеристики грунтовочного покрытия с содержанием металлического цинка в сухой пленке 92 - 95 % такие же, что и у цинкового покрытия, получаемого катодным способом.

При достаточно высоком содержании цинка такие коррозионно-защитные грунтовки имеют свойство залечивать дефектные места покрытия.

При выборе лакокрасочных материалов покрытий должны учитываться следующие свойства материалов: технологичность, физико-механические свойства материалов и покрытий, устойчивость лакокрасочных покрытий к действию открытой атмосферы и ее агрессивности.

Наиболее полно отвечают всем вышеперечисленным свойствам и рекомендуются для защиты мостовых металлоконструкций цинксодержащие, эпоксидные и полиуретановые материалы.

Цинксодержащие грунтовки имеют высокую адгезию к очищенному металлу и обладают стойкостью к абразивному износу.

Эпоксидные лакокрасочные материалы обладают высокой твердостью, химической стойкостью и чаще используются как промежуточный слой между цинковой грунтовкой и уретановым покрывным слоем.

Полиуретановые материалы обладают высокой прочностью, имеют хороший глянец, высокую абразивостойкость, отличаются стойкостью к перепаду температур от -60°С до +130°С, высокой стойкостью к различным агрессивным средам. Применение лакокрасочных материалов на полиуретановой основе является одним из перспективных направлений для защиты металлоконструкций от коррозии.

Расход лакокрасочных материалов в развитых капиталистических странах в 2 - 2,5 раза ниже, чем у нас, благодаря использованию более прогрессивного ассортимента, высокоэффективных методов нанесения и способов подготовки поверхности.

В последнее время в нашей стране наблюдается тенденция к росту использования лакокрасочных материалов более высокого качества, а именно: цинконаполненных композиций на различных связующих и полиуретановых лакокрасочных материалах.

Применение вышеуказанных материалов для защиты металлоконструкций от коррозии в зависимости от условий их эксплуатации, агрессивности окружающей среды и выбранной системы покрытия обеспечит срок службы покрытий не менее 10 - 15 лет.

Гончаров-Андреев Н.В. Методы ремонта и реконструкции автодорожных мостов, разработанные и апробированные на практике специалистами отдела диагностики мостов ГП Росдорнии // Автомоб. дороги: Информ. сб. / Информавтодор. - 1999. - Вып. 9. - С. 29-38.

Извлечение

Произошедшие изменения в области финансирования поставили проектировщиков и ученых в новые условия. В последнее время одними из основных направлений работы проектных организаций стали ремонт мостов и реконструкция существующих на автомобильных дорогах мостовых переходов. Просматриваются два направления.

Первое направление включает обоснованный результатами обследования выбор технического решения. При этом может рассматриваться как ремонт существующего сооружения, так и реконструкция.

При необходимости изменения эксплуатационных и технических характеристик сооружения (в случае реконструкции) существующие конструкции сохраняются максимальным образом.

Второе направление - замена существующего сооружения, независимо от состояния конструкций, на новое. Анализ технического состояния существующего моста при этом, как правило, не проводится, предусматривается его снос. Для нового строительства применяются апробированные на практике типовые проекты и решения.

Безусловно, в каждом конкретном случае критерием выбора решения должна служить экономическая целесообразность. Как бессмысленно пытаться ремонтировать исчерпавшие свой технический ресурс конструкции, также нерационально и сносить "живые мосты". На таких автомобильных дорогах, как Москва - Санкт-Петербург, Москва - Минск, многие сооружения представляют историческую ценность, как памятники инженерной мысли XIX - начала XX века.

В течение длительного времени специалисты-мостовики ГП Росдорнии занимались проблемой разработки новых технических решений по ремонту и реконструкции искусственных сооружений. Большой опыт был накоплен при ремонте и реконструкции аварийных сооружений. Эти случаи требовали немедленного вмешательства и неординарных решений.

Ниже приведены лишь некоторые примеры предложенных технических решений по ликвидации аварийных ситуаций.

Наши рекомендации