Стадионы технических экстремальных видов спорта.
Стадионы технических экстремальных видов спорта обычно предназначены для тренировок и соревнований по автомобильному (картинг, автокросс) и мотоциклетному спорту (мотокросс, суперкросс).
Профили трасс и оборудование должно соответствовать требованиям Международной и Российской федераций автомобильного и мотоциклетного спорта.
Трассы картинга.
Минимальная длина 1100 метров.
Максимальная длина 1700 метров.
Ширина: минимальная 10 метров, максимальная 16 метров.
Уклоны (максимальные): продольные 5%, поперечные 10%, обратные поперечные уклоны не допускаются.
Длина прямых: не более 170 метров, как минимум одна прямая длиной не менее 150метров.
Туннели: ширина дорожки, плюс 2 метра обочины с обеих сторон трассы, включая ширину средств защиты. Высота - 2,5 метра - минимум.
Мосты: ширина дорожки, плюс 1,5 метра обочины с обеих сторон трассы (защита сплошного типа).
Покрытие: асфальт по всей длине трассы по требованиям не ниже, чем к автомобильной дороге 1 категории. Не допускается изменение качественных показателей асфальта на поворотах и в зонах торможения. Укладка асфальта должна проводиться без продольных и поперечных швов за один прием. Правый и левый край асфальтовой дорожки трассы должен быть обозначен белой или желтой линией, максимальной шириной 12 сантиметров.
Повороты могут иметь постоянный или увеличивающийся радиус. На внутренней стороне поворотов желательно устройство бетонных бордюров с подъемом высотой 70x10 миллиметров на ширине 350x50 миллиметров и горизонтальной частью шириной 350x50 миллиметров. Как на внутренней, так и на внешней стороне поворотов рекомендуется устройство бордюров принятой СИК-ФИА конструкции.
Расстояние между соседними дорожками трассы должно быть как минимум 4-5 метров.
Края трассы, обочины и зоны схода: Трасса по всей длине должна иметь обочины, имеющие ровную поверхность и они должны быть на уровне полотна трассы или задних кромок бордюров. На обочине не может быть никаких локальных препятствий, деревьев и строений, резкого изменения профиля поверхности. Она должна быть засеяна травой на ширину не менее 1 метра.
Зона схода - часть поверхности между обочиной и первой линией защиты и имеющей более рыхлую поверхность (песок, мелкий гравий, речная галька). Ширина зоны схода 10 - 30 метров вычисляется в зависимости от скорости, развиваемой картом на этом участке. Если эта зона не может быть выдержана в указанных размерах, то устанавливаются защитные демпфирующие устройства. Защита устанавливается на поворотах и в местах, где полосы встречного движения расположены друг от друга ближе 10 метров. Применение автомобильных шин для разделения встречных потоков запрещено.
Судейские посты оборудуются вышками высотой 1-2 метра с возможностью размещения 3 судей, на дистанции зрительной связи, но не далее 200 метров друг от друга и должны быть защищены (блоки или маты из пенистого материала, связки шин).
Места для зрителей - трибуны по 150-1000 мест каждая, желательно с навесом из металлических конструкций.
Трасса и места ограниченного доступа публики должны иметь эффективное ограждение высотой не менее 2 метра. Если эти места находятся напротив закруглений трассы или на расстоянии 6-10 м от нее, то необходимо предусматривать эффективную защиту (отбойную стенку) высотой не менее 1 м. В тех местах трассы, где отбойные стенки расположены под углом более 30 градусов к траектории движения картов, устраиваются демпфирующие заграждения из тюков прессованной соломы, блоков пенопласта, поролона или стопок шин легковых автомобилей, скрепленных с отбойными стенками.
Стартовая прямая: между линией старта и первым поворотом (в данном случае под поворотом понимается резкое изменение направления движения более чем на 45 градусов) должно быть как минимум 80 м. Этот поворот должен быть максимально открытым и его ширина должна быть от 10 до 12 м.
Оборудование, обустройство и обязательные сооружения.
Трасса должна быть оборудована:
• системой электронного автоматического хронометража официально признанной Российской автомобильной федерацией с возможностью измерения контрольных параметров по секторам,
• светофором,
• системой часофикации гонки и счета кругов на светодиодной матрице.
Судейская вышка высотой 6-8 метров. На судейской вышке должны быть отдельные помещения для Коллегии спортивных комиссаров (1 уровень), Руководителя гонки(2 уровень), судей счета кругов (3 уровень), хронометристов (4 уровень). Все помещения судейской вышки должны быть оборудованы электрическим отоплением.
Парк-стоянка.
Для размещения участников соревнования и их сервисных автомобилей, рядом с трассой организуется Парк-стоянка в одном блоке. Площадь, отводимая одному Водителю (Участнику) в Парке-стоянке должна составлять не менее 6 х 8 м. По рекомендациям СИК-ФИА, минимальное количество мест в Парке-стоянке должно быть не менее 160. Площадь Парка-стоянки соответственно порядка 9000 кв. м.
В парке-стоянке должны быть предусмотрены:
помещение- навес для складирования шин;
крытое помещение для техосмотра;
крытое помещение для взвешивания;
крытое, хорошо проветриваемое помещение для хранения топлива;
противопожарный пост.
Закрытый парк.
Для проведения технических проверок, предстартовой подготовки и расстановки, взвешивания, а также других действий, предусматривающих ограниченный доступ, организуется Закрытый парк. Закрытый парк обязателен для всех соревнований, на которых предусмотрены технические проверки. Закрытый парк должен иметь размер не менее 150 кв. м и быть огражден забором из металлической сетки высотой 2м, чтобы исключить доступ в него посторонних лиц в период нахождения в нем картов. Закрытый парк должен располагаться как можно ближе к линиям старта/финиша. В Закрытом парке или в непосредственной близости от него перед выездом на трассу устраивается предстартовая зона с разметкой, обеспечивающей выпуск картов на старт в нужном порядке. Дорожка при въезде в Закрытый парк должна быть устроена таким образом, чтобы обеспечить значительное снижение скорости съезжающего с трассы карта, без применения интенсивного торможения. Ширина дорожки – 2…3 м.
Ремонтная зона.
Для проведения регулировочных и ремонтных работ с картом в ходе тренировочных и соревновательных заездов на трассе организуется Ремонтная зона. Питлейн длиной 80-100 м шириной 8-10м по требованиям к дороге 3-4 категории с подиумом для механиков высотой 1,5 - 2 м. Въезд в ремонтную зону с трассы должен позволять направить карт в зону технического осмотра. Выезд из ремонтной зоны и зоны техосмотра должны выходить на трассу.
Другие сооружения.
Пост медицинской помощи должен позволять располагать не менее чем два автомобиля скорой медицинской помощи и быть расположен так, что бы был обеспечен их беспрепятственный выезд на трассу и доступ к ним Участников соревнований в случае необходимости.
Трассы кросса.
Трассы кросса (автокросса и мотокросса) обычно имеют общую инфраструктуру, которая включает:
Оборудование, обустройство и обязательные сооружения.
Трассы должны быть оборудованы:
• системой электронного автоматического хронометража официально признанной Российской автомобильной федерацией и Мотоциклетной федерацией России с возможностью измерения контрольных параметров по секторам,
• светофором,
• системой часофикации гонки и счета кругов на светодиодной матрице,
• стоянку для автомобилей судей, других официальных лиц, а также приглашенных VIP персон - определить проектом.
• стартовой машиной для трассы мотокросса.
Судейская вышка высотой - 6-8 м. На судейской вышке должны быть отдельные помещения для Коллегии спортивных комиссаров (1 уровень), Руководителя гонки(2 уровень), судей счета кругов (3 уровень), хронометристов (4 уровень).
Стационарная система полива трассы с забором воды из скважины (или пруда).
Парк-стоянка водителей должна быть оборудована в непосредственной близости от трассы и обеспечивать возможность безопасного выезда в предстартовый накопитель. В парке-стоянке водителей должно быть обеспечено размещение спортивной и сервисной техники спортсменов. Площадь, отводимая одному Водителю (Участнику) в Парке-стоянке должна составлять не менее 6 х 8 м. (возможно совмещение с ПС картинга и мотокросса).
Закрытый парк. Для проведения технических проверок, предстартовой подготовки и расстановки, взвешивания, а также других действий, предусматривающих ограниченный доступ, организуется Закрытый парк. Закрытый Парк обязателен для всех соревнований, на которых предусмотрены технические проверки. Закрытый парк должен иметь размер не менее 150 кв. м и быть огражден забором из металлической сетки высотой 2м, чтобы исключить доступ в него посторонних лиц в период нахождения в нем участников соревнований. Закрытый парк должен располагаться как можно ближе к линиям старта/финиша. Дорожка при въезде в Закрытый парк должна быть устроена таким образом, чтобы обеспечить значительное снижение скорости съезжающего с трассы участника, без применения интенсивного торможения. Ширина дорожки от 2 до 3 м.
Другие сооружения.
Пост медицинской помощи должен позволять располагать не менее чем два автомобиля скорой медицинской помощи и быть расположен так, что бы был обеспечен их беспрепятственный выезд на трассу и доступ к ним Участников соревнований в случае необходимости.
Места для зрителей - трибуны по 150-200 мест каждая, желательно с навесом из металлических конструкций.
Трасса автокросса
Трасса должна представлять собой замкнутую кривую произвольной конфигурации. Для легковых и специальных кроссовых автомобилей трасса должна иметь грейдированное грунтовое покрытие. Не допускается в соревнованиях для легковых и специальных кроссовых автомобилей пересечение ручьев и других естественных или искусственных водоемов, ям и канав.
Гоночное полотно должно быть очищено от камней, обработано пылесвязующим веществом (опил) и поливаться водой по необходимости из стационарной системы полива.
Длина трассы по внутреннему краю должна быть минимум 600 метров максимум 2000 метров. Ширина трассы 12-25 метров. Длина прямолинейных участков не должна превышать 200 метров. При длине прямолинейного участка более 150 метров - за ним должен следовать поворот, угол направления движения в котором должен быть не меньше 45 градусов с максимальным радиусом (по средней линии) - 25 метров. На всем протяжении трассы, то есть в любом ее месте, должен быть возможен обгон двигающегося вперед или остановившегося автомобиля.
Судейские посты оборудуются вышками высотой 1-2 метра с возможностью размещения 3 судей, на дистанции зрительной связи, но не далее 200 м друг от друга и должны быть защищены (блоки или маты из пенистого материала, связки шин).
Граница гоночного полотна с обеих сторон должна быть обозначена, а в опасных местах (местах расположения зрителей или местах, представляющих опасность для гонщика в случае выезда автомобиля за пределы гоночного полотна) оборудована земляным валом высотой не менее одного метра. Сторона вала, обращенная к гоночному полотну, должна иметь по возможности вертикальный профиль.
В особо опасных местах граница гоночного полотна должна быть оборудована гардрелью (двойной или тройной высотой 0.8-1 метр), способной удержать на трассе потерявший управление или неисправный автомобиль. Допускается использование для этой цели автомобильных покрышек легковых автомобилей, уложенных горизонтально и обязательно скрепленных между собой бортами с помощью болтов и шайб. Высота барьера из покрышек зависит от конкретных условий, но не должна быть менее 1 метра.
Стартовая зона должна находиться за пределами замкнутого кольца трассы, чтобы формирование очередного заезда не мешало двигающимся по трассе автомобилям. Стартовая зона должна быть оборудована твердым покрытием (уровня ПД-3). Отрезок от линии старта до первого поворота трассы (его угол рекомендуется не менее 45 градусов) должен быть прямолинейным, длиною не менее 100 метров и, желательно, располагаться на горизонтальном уровне и не в коем случае не должен иметь сужение трассы вплоть до конца первого поворота. Размеры стартовой зоны должны обеспечивать расстояние по фронту между стоящими на одной линии автомобилями не менее двух и расстояние между стартовыми рядами в глубину не менее 8-ми метров. Ширина стартовой зоны 15-18 метров. Во всех случаях расположение людей, если они не защищены надежным отбойником и металлической сеткой или находятся на склоне (трибуне) на высоте менее 2-ух метров над трассой, возможно на расстоянии не ближе 30 метров от края гоночного полотна.
Трасса мотокросса.
Характеристика трассы.
Минимальная длина 1800 - 2000 м.
Ширина: минимальная 8 м, максимальная 10 м.
Уклоны: в соответствии с рельефом, обратные уклоны допускаются.
Длина прямых: не более 70 м.
Покрытие: грейдированное грунтовое покрытие должно быть очищено от камней, обработано пылесвязующим веществом (опил) и своевременно поливаться водой. Не допускается пересечение ручьев и других естественных или искусственных водоемов, ям и канав.
Повороты могут иметь постоянный, уменьшающийся или увеличивающийся радиус при постоянной ширине.
Расстояние между соседними дорожками трассы должно быть как минимум 4-5 метров.
Края трассы, обочины и зоны схода: Трасса по всей длине должна иметь обочины созданные при грейдировании высотой до 1 метра. На обочине не может быть никаких локальных препятствий, деревьев и строений, резкого изменения профиля поверхности. Судейские посты оборудуются на дистанции зрительной связи, но не далее 200 метров друг от друга и должны быть защищены (блоки или маты из пенистого материала, связки шин).
Трасса и места ограниченного доступа публики должны иметь эффективное ограждение высотой не менее 2 метров.
Стартовая прямая: между линией старта и первым поворотом (в данном случае под поворотом понимается резкое изменение направления движения более чем на 45 градусов) должно быть как минимум 80 метров. Этот поворот должен быть максимально открытым и его ширина должна быть от 10 до 12 метров.
Трасса мотокросса также используется для занятий маунтинбайком, снегоходным кроссом, езде на квадроциклах.
Велодром ВМХ.
Полотно велодрома должно быть компактным, иметь конструкцию незамкнутой петли, длина которой вдоль ее центральной линии 230 -270 м, по внутренней бровке 180-200м. Длина прямых – 50-55м. Длина виражей - 40-45 м.
Угол наклона на виражах 25°.
Ширина трассы на старте должна быть не менее 7 м. Ширина трассы по ходу не должна сужаться менее, чем на 4,5м
Длина прямого разгона ( первая прямая : от линии старта до начала первого виража) порядка 50.0 м.
Стартовая горка:
-должна быть приподнята на 2,5-3,0 м от начальной прямой дорожки и иметь ширину минимум 8,0 м;
-спуск, отделенный стартовыми воротами до начала ровного участка должен быть шириной 8,0 м и длиной 10,0 м;
-на верху стартовой горки находится площадка шириной 8,0 м длиной 5,0 м.
Стартовая горка должна обычно монтируется из фундаментных блоков или кирпича, стартовая площадка, стартовый спуск и место подъема на горку с боков оборудуются перилами.
Покрытие полотна велодрома: доломитовая крошка или теннисит; для постоянного увлажнения (полива) доломитового полотна велодрома предусмотреть прокладку водяных труб под землей и вывод гидрантов между дорожками.
Виражи и стартовая горка должны быть забетонированы и заасфальтированы и покрашены грунтовыми смесями.
Внутренняя площадь должна быть закрыта для зрителей.
Места для зрителей - трибуны по 150-200 мест возводятся обычно из легких конструкций.
Минимальный набор вспомогательных помещений для велодрома ВМХ включает:
1. Тренерская комната размер - 4м х 5м;
2. Кабинет медицинского обследования - Зм х 5м;
3. Судейская комната - 10м х 5 м;
4. Раздевальные комнаты: 2 мужские - 4м х 5м. и 1 женская - 4м х 5м.;
5. Душевые комнаты - 2 шт. по 4 лейки;
6. Санитарный узел - 2 шт.;
7. Подсобное помещение для хоз. инвентаря под стартовой горкой;
8. Ремонтная мастерская - 4м х 5м.;
9. Комната для хранения велосипедов - 10м х 5 м.;
10. Восстановительный центр (сауна) - 10м х 5м.;
11. Тренажерный зал-10м х 5 м.
12. Кабинеты - заведующего спорткомплексом, инструктора и сторожа - 3 шт.
Ипподромы.
Ипподром — плоскостной элемент конноспортивного сооружения. Он включает скаковое поле со скаковыми дорожками (скаковой круг) для гладких и барьерных скачек, а также для стипль-чеза. Скаковое поле ипподрома должно быть не менее 120 х 60 м, лучше 200 х 100 м . Радиус поворота скакового круга - не менее 100 м. Ограда вокруг скакового поля ипподрома должна быть высотой 1,20 - 1,50 м. При меньшей высоте необходимо расширить пространство у ограды, засадив его кустами и цветами.
В окружающих скаковое поле трибунах следует делать разрывы для въездных и выездных ворот. У въездных ворот необходима небольшая площадка (паддок), рассчитанная на стоянку 3-5 лошадей, ожидающих въезда на поле ипподрома.
Одно из важнейших сооружений конноспортивной базы — скаковой круг, используемый для гладких и барьерных скачек, а также для стипль-чеза. Скаковые дорожки круга устраиваются с более мягким покрытием. Верхний слой - из морского песка - толщиной 10 - 15 см, нижний - из гравия или измельченного туфа - толщиной 25 - 30 см. Для гладких скачек двухлеток -прямая дорожка длиной 1200 м, для трехлеток (дерби) - круговая дорожка длиной 2500 м, шириной 25 - 30 м (не менее 12 м) при радиусе поворота минимум 100 м. Если под скаковой круг приспосабливается спортядро стадиона, то дистанция будет меньше.
Для скачек с препятствиямиширина скаковой дорожки не менее 20 м. Расстояние между препятствиями 160 - 200м. Количество - произвольное.
Покрытие дорожки для рысистых испытаний, входящей в скаковой круг, должно быть более жестким, чем для скачек с препятствиями. Возможно устройство верхнего слоя из смеси песка, глины и гравия (мраморной крошки), нижний слой - дренажный. Ширина дорожки - 20 - 25 м, протяженность — 1200 — 1500 м.
Конструкции покрытий: а) поле для конкура, б) ипподром.
Судейские местадолжны устраиваться вне скаковой дорожки, так, чтобы судьи были изолированы от зрителей и могли наблюдать за состязаниями, не мешая им.
Площадка для выездкии поле для конкура могут устраиваться внутри и вне скакового поля. Лучше всего сооружать их вблизи крытых манежей и там, где рядом можно удобно оборудовать дистанцию для кроссов.
Площадка для выездки должна иметь покрытие из дерна или песка и специальную буквенную разметку. Размер площадки — 20 х 60 м. Площадку ограждают барьерами высотой 40 — 50см, длиной 2 — 2,5 м каждый, окрашенными в белый или голубой цвет. Площадка должна быть разделена хорошо заметной средней линией. За барьером устанавливается тумба с буквами согласно программе езды.
Поле для конкура должно иметь упругое покрытие с хорошо укоренившимся дерном и эффективную дренажную систему на песчаном грунте.
Размер поля не ограничивается, но предпочтительнее около 50 х 75 м и не более 100 х 150 м. Ширина песчаных дорожек для разминки лошадей -6 м. Поле должно иметь ограду высотой 1,2 — 1,5 м с въездными воротами (может быть огорожено с флажками). Расстояние от барьера до зрителей — не менее 2 м. На поле устанавливается 12 — 14 препятствий высотой 1,2 — 1,6 м, шириной 2 м, длиной 5 м.
По программе Олимпийских игр длина маршрута конкура - около 1000м. Для удобства обзора судейская трибуна несколько приподнята над землей, здесь же находится колокол или гонг. Площадка для разминки размещается вблизи конкурного поля и может быть песчаной с 2 — 3 препятствиями. Размер тренировочной площадки — 60 х 30 м.
Для конного полотребуются площадка размером 180 х 280м и ворота шириной 7,5м.
На территории конноспортивных сооружений необходимы левады (огороженные выгоны) с решетками высотой 1,8 — 2 м, состоящими из горизонтальных элементов с зазорами 0,5 — 0,6 м, а также эстакады для загрузки лошадей в транспортные средства.
Механические водила для проводки лошадей устраиваются вблизи конюшен и должны иметь радиус 20м.
Кроме конноспортивных полей и площадок конноспортивное сооружение (база) может иметь площадки для спортивных игр, гимнастики, занятий на тренажерах.