Год. Строгонов Вас. Ал. «Печное искусство. Практическое руководство для начинающих инженеров и архитекторов, а также для печников, домовладельцев и строителей».
Что же, однако, служит причиной того, что печи за редким исключением делаются дурные? Во-первых, почти поголовное невежество наших печников, как подрядчиков, так и мастеровых, в печном деле. Люди эти умеют замачивать глину, ставить и обделывать изразцы, вязать их проволокой — вот, пожалуй, и все, и думают они в простате душевной, что все знают — ну точь-в-точь сапожное мастерство! Между тем печник имеет дело со стихиями; они обязывают знать природу этих стихий и законы, которыми они подчиняются, если хотят. Чтобы они не шли наперекор ему и его сооружению.
Что печник знает о движении воздуха, о насыщении его парами воды, о передаче тепла, о расширении тела, а между тем берется и устраивает вентиляцию! Обыкновенно, если его случайно поставят в тупик каким-нибудь общим вопросом, он пренаивно несет какую-нибудь дичь, иногда очень остроумную, но совершенно не нужную к делу; а так как знания всех по этому предмету равны, то и удовлетворяются каким угодно ответом, лишь бы он сказал бы с известным апломбом, присущим сведущему человеку.
Не вдаваясь в рассуждения по поводу взаимоотношений теории и практики, я приведу лишь мнение знаменитого мыслителя Дж. С. Милля, который говорил, «что для массы людей необходимо или понимать теорию того, что они делают, или же руководствоваться правилами, установленными для них теми, кто понимает эту теорию». — Как бы в подтверждении этого и проф. Лукашевич говорит: «одна только практика, без надлежащей подготовки и осознанного отношения к делу, как-то показывает история развития печного искусства, не только способствовала застою, но и приводила к многочисленным заблуждениям».
Впрочем, бывают случаи, что печи, построенные и заурядными печниками, греют образцово. Чаще всего это происходит от стечения благоприятных обстоятельств, не зависящих от доброй воли печника. Обыкновенно же печник, когда делает печь и сам не знает, какая она выйдет из его рук, хорошая или дурная.
Отчего же не отдают в таком случае, работу ученым печникам? Да потому, что к несчастью бывают разные ученые печники: одни — отчаянные теоретики, поклонники формулы, — они не признают никаких исключений из общих правил и отличаются нетерпимостью к чужим мнениям, широтою собственных замыслов и производят сооружения, отличающиеся непрактичностью; другие для приобретения практических знаний довольствуются легкой прогулкой по литературе предмета, считая печное дело искусством незамысловатым, пускаются прямо на дела, где, за неимением практических знаний, и творят, сами не зная что; третьи, наконец, довольствуясь известным знанием, дающим право считать себя специалистом в печном искусстве, поручают руководство делом своим десятникам, а сами почивают на лаврах. Вследствие таких ненормальных явлений происходит то, что публика в большинстве случаев не доверяет ученым печникам и отдает работы мастерам и подмастерьям. [210,с.136].
Берутся же эти люди за дело, мало знакомое им, 1) потому, что настоящих специалистов не хватает на все работы по устройству ….отопления …; а 2) потому, что русскому человеку вообще свойственно считать себя специалистом по всем отраслям человеческого знания: вот и делает, не мудрствуя лукаво, а что из этого выходит, — известно всякому, только не всякий знает, отчего именно это происходит. К тому же печники по своей малограмотности не имеют никакого авторитета в глазах публики: — ведь за свое двухвековое существование они ровно ничего не придумали, чтобы конкурировать даже с плохим водяным отоплением. [210,с.356].
1909 год. Скородинский А.П. «Комнатные печи…. Практическое руководство».
Устройство комнатных печей сплошь и рядом из рук вон плохо, так как находится почти исключительно в руках невежественных рабочих-самоучек, поставленных притом в такие условия, что им нет никаких оснований заботится о качестве работы…. Одной из причин такого состояния дела является почти полное отсутствие в России (выгорающей сплошь в течение 20-летнего периода) школ печного дела, хотя не меньше половины всех пожаров, даже в городах, относится на счет «неисправных дымоходов». [190, вступление].
Экономические условия работы таковы: вся работа сдается а) подрядчику, б) рабочим сдельно и в) им же поденно.
Сдача работ подрядчику здесь наименее уместна: вы можете быть совершенно уверены, что в лучшем случае внешняя сторона будет в порядке; изразцы будут сносно пригнаны, железные кожухи будут поставлены по отвесу. А что внутри — Бог его знает: довольно с вас и того, что печи будут топиться и нагреваться.
А что может быть через 3-4 года завалится в печке кирпич, заслонит оборот или соединит два смежных оборота и вам придется перебирать печь — на то воля Божия. Если же вы начнете «мудрить», требуя добросовестной работы, как ее нужно понимать, то подрядчик — и со своей точки зрения резонно заметит вам: «мы делаем так десятки лет и не вам нас учить; сказал бы, что вам нужна мудрость, а не печи, так мы бы и не брались, или спросили бы втрое». И он будет прав, так как, подрядились с вами, имея в виду делать вам так же плохо, и наскоро, как и всюду — лишь бы как-нибудь топилась.
То же самое имеет место и при наиболее распространенной сдаче прямо рабочим сдельно, т.е. с печи, с плиты или с погонной сажени дыма, т.е. отдельного дымохода в трубе. Только здесь разница та, что подрядчик оттянет момент решительного объяснения, потом всучит вам работу и получит деньги, а печник-мастеровой, видя вашу «мудрость», уйдет, или в начале работы выпросит прибавку. И это справедливо, так как, сговариваясь с вами, он имел в виду одно, а приходится делать ему другое.
Самым естественным выходом из этого положения является наем печника и чернорабочего к нему — поденно. Само собою разумеется, что при этом надо наблюдать за ними. Сначала печник, вернее всего, будет подсмеиваться над вашими указаниями и попробует вам доказать, что вы заблуждаетесь. Ведь странно для иного в престарелом возрасте после нескольких десятков лет практики учиться своему же делу, которое его кормило всю жизнь. Но первое ощущение неудовольствия у него пройдет и тогда, видя, что вы говорите дело и даете работе направление, в общем, не придираясь к пустякам (это главное!), человек отнесется к вам с доверием, и через несколько дней будет спрашивать вас: «у какого инженера вы работали по печному делу?». [190,с.28].