Тема. Повышение индивидуального творческого потенциала
Существуют различные способы повышения собственного потенциала. Один из них - активная визуализация. Произвольное сосредоточение внимания на чувственных образах позволяет подключить больше анализаторов к решению поставленной задачи.
Задание 1. Эмоциональные способы
Для выполнения упражнения сосредоточьтесь на помещении, в котором находитесь, и на происходящем внутри вас. Все, что было до и будет после, сейчас исключается. Даже если вы просто отдохнете, это будет результат! Сядьте удобно, закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Мысленно глубоко вдыхайте и выдыхайте воздух. С каждым вдохом и выдохом вы все более успокаиваетесь и сосредотачиваетесь на своих ощущениях. Дышите легко и свободно. Вокруг продолжается жизнь, до нас могут доноситься различные звуки – это обычное дело.
Тело расслабляется все больше. Вам тепло, удобно и спокойно. Вы вдыхаете свежий, прохладный воздух. Вы успокаиваетесь и настраиваетесь на выполнение новой работы. Мы приступаем к овладению приемами формирования образных представлений. Проговаривайте про себя перечисленные ниже слова, сосредоточьтесь на их содержании. После этого стремитесь представить соответствующие образы.
Зрительные образы: | Слуховые образы: | Телесные представления: | Осязательные и обонятельные образы: |
апельсин | звук капающей из крана воды | прикосновение к шелку | вкус только что разрезанного лимона |
море | скрежет колеса | колючий снег | вкус шоколада |
поляна | звон колокольчика | прикосновение к липкому предмету | свежесрезанный гриб |
цветы | звуки скрипки | холодный ветер | запах моря |
птица | завывание ветра | горячий пар | аромат розы |
светлый | эхо | прикосновение ко мху | |
играть | шум волны | теплая вода | |
нежный | шепот | колкая иголка | |
плести | рассерженный крик | прикосновение к рыбьей чешуе | |
строить | пение птиц | нежный пух |
Анализ результата:
Получилось выполнить данное упражнение?________________________________
Что (какие образы) получились лучше? _____________________________________
Что удалось не очень или совсем не удалось? ________________________________
Тот образ, который ярче получился – основной ваш канал. На него можно опираться для визуализации и построения собственных картин саморегуляции; он является ведущим при решении вами творческих задач.
Задание 2. Интеллектуальные способы
1. Нарисуйте дом. Но перед тем как приступите к этому занятию, выберите 10 любых слов (любые части речи). Запишите их.
________________________________________________________________________
Представьте, что вам, как архитектору заказали проект дома. Но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова. Здесь может быть что угодно.
Например, «апельсин» – и крыша вашего дома должна быть оранжевой, «тарелка» — сделайте круглые окна в ванной и т.д. Рисуя на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни.
Чем живее вы себе это представите — тем лучше. Потому что живость фантазии — это основной компонент творческого потенциала. Что мы, собственно и повышаем.
Место для рисунка:
2. Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное. _________
Теперь напишите 5 прилагательных, которые, по вашему мнению, ему больше всего подходят. Например, «носки» — черные, теплые, шерстяные, зимние, чистые.
_________________________________________________________________________
Теперь попробуйте написать еще 5 прилагательных, которые совсем не подходят.
_________________________________________________________________________
Вот, тут-то все и застопорились. Оказывается, сделать это очень трудно. Покопаться в различных сферах восприятия и найдите-таки нужные слова.
3. Напишите рассказ о сегодняшней погоде. Количество слов в предложении может быть любым, но слова должны начинаться на буквы С,О,П,Л. Знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение задания дается 5 минут.
Ваш рассказ:
Вот, что сказал о творческих задачах автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генрих Саулович Альтшуллер: "Они поразительно красивы. Они могут относиться к любой области жизни, к любой отрасли техники, они всегда загадочны, всегда исполнены очарования тайны. И еще: они романтичны. Их решение - драма идей, приключение, которое неизвестно чем кончится. Они удивительны, эти задачи; стоит ввести дополнительное ограничение, чуть-чуть повернуть условия - и задача обновится..."
Задание 3 Задачи с креативным решением.
Придумайте минимум два решения для каждой задачи.
* Однажды на стройке возникла проблема: замерить горизонтальность плиты, расположенной за поворотом вентиляционного хода. Такой замер очень легко сделать с помощью простого жидкостного уровня с пузырьком, да вот беда – просунуть уровень за поворот еще можно, а вот посмотреть на него – никак: мешает выстроенная стена. Пытались приспособить для этого зеркала, но ничего не вышло. Как быть?
* На стройке иногда возникает необходимость сломать железобетонную стену, сваю, панель. Но это очень нелегко - преимущества железобетона в такой ситуации оборачиваются недостатком. Как быть? (А.Б. Селюцкий, Как стать еретиком).
* В центре города находится старинная башня. Возникло опасение, что грунт под фундаментом башни проседает. Необходимо это проверить. Для этого нужно установить теодолит на какой-нибудь "твердой точке" и дважды - с определенным интервалом - провести съемку. Ближайшая "твердая точка" (невысокая скала) находится в трехстах метрах от башни, в городском парке. Однако увидеть со скалы башню невозможно: площадь, на которой стоит башня, окружена высокими жилыми домами. Как быть?
("Найти идею", Г.С. Альтшуллер)
* Однажды у коммунальщиков возникла следующая проблема: Для проведения ремонта водопровода они разрыли в одном месте дорогу (как это знакомо!) и обнажили трубу, по которой течет вода. Но в какую сторону она течет? А знать это необходимо, чтобы быстро найти утечку. Можно, конечно разрезать трубу и тогда сразу станет ясно, куда течет вода, но труба-то при этом будет повреждена, а этого бы очень не хотелось.
А если не резать трубу, то она останется целой, но не узнать направления тока воды. И тогда утечку придется искать наугад. Как быть?
А что бы вы посоветовали коммунальщику? Только не надо предлагать ему сбегать в контору и порыться в схемах - это очень долго и трудоемко. Нет, решение надо найти прямо тут, не сходя, как говориться, с места.
(Альтов Г. "И тут появился изобретатель", М.: Детская литература, 1987.)
Еще больше креативных задач для закрепления умения вы можете найти на сайте https://www.inventech.ru/pub/creat/
Практическое занятие 2