Тема. Повышение индивидуального творческого потенциала

Существуют различные способы повышения собственного потенциала. Один из них - активная визуализация. Произвольное сосредоточение внимания на чувственных образах позволяет подключить больше анализаторов к решению поставленной задачи.

Задание 1. Эмоциональные способы

Для выполнения упражнения сосредоточьтесь на помещении, в котором находитесь, и на происходящем внутри вас. Все, что было до и будет после, сейчас исключается. Даже если вы просто отдохнете, это будет результат! Сядьте удобно, закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Мысленно глубоко вдыхайте и выдыхайте воздух. С каждым вдохом и выдохом вы все более успокаиваетесь и сосредотачиваетесь на своих ощущениях. Дышите легко и свободно. Вокруг продолжается жизнь, до нас могут доноситься различные звуки – это обычное дело.

Тело расслабляется все больше. Вам тепло, удобно и спокойно. Вы вдыхаете свежий, прохладный воздух. Вы успокаиваетесь и настраиваетесь на выполнение новой работы. Мы приступаем к овладению приемами формирования образных представлений. Проговаривайте про себя перечисленные ниже слова, сосредоточьтесь на их содержании. После этого стремитесь представить соответствующие образы.

Зрительные образы: Слуховые образы: Телесные представления: Осязательные и обонятельные образы:
апельсин звук капающей из крана воды прикосновение к шелку вкус только что разрезанного лимона
море скрежет колеса колючий снег вкус шоколада
поляна звон колокольчика прикосновение к липкому предмету свежесрезанный гриб
цветы звуки скрипки холодный ветер запах моря
птица завывание ветра горячий пар аромат розы
светлый эхо прикосновение ко мху  
играть шум волны теплая вода  
нежный шепот колкая иголка  
плести рассерженный крик прикосновение к рыбьей чешуе  
строить пение птиц нежный пух  

Анализ результата:

Получилось выполнить данное упражнение?________________________________

Что (какие образы) получились лучше? _____________________________________

Что удалось не очень или совсем не удалось? ________________________________

Тот образ, который ярче получился – основной ваш канал. На него можно опираться для визуализации и построения собственных картин саморегуляции; он является ведущим при решении вами творческих задач.

Задание 2. Интеллектуальные способы

1. Нарисуйте дом. Но перед тем как приступите к этому занятию, выберите 10 любых слов (любые части речи). Запишите их.

________________________________________________________________________

Представьте, что вам, как архитектору заказали проект дома. Но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова. Здесь может быть что угодно.

Например, «апельсин» – и крыша вашего дома должна быть оранжевой, «тарелка» — сделайте круглые окна в ванной и т.д. Рисуя на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни.

Чем живее вы себе это представите — тем лучше. Потому что живость фантазии — это основной компонент творческого потенциала. Что мы, собственно и повышаем.

Место для рисунка:

2. Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное. _________

Теперь напишите 5 прилагательных, которые, по вашему мнению, ему больше всего подходят. Например, «носки» — черные, теплые, шерстяные, зимние, чистые.

_________________________________________________________________________

Теперь попробуйте написать еще 5 прилагательных, которые совсем не подходят.

_________________________________________________________________________

Вот, тут-то все и застопорились. Оказывается, сделать это очень трудно. Покопаться в различных сферах восприятия и найдите-таки нужные слова.

3. Напишите рассказ о сегодняшней погоде. Количество слов в предложении может быть любым, но слова должны начинаться на буквы С,О,П,Л. Знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение задания дается 5 минут.

Ваш рассказ:

Вот, что сказал о творческих задачах автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генрих Саулович Альтшуллер: "Они поразительно красивы. Они могут относиться к любой области жизни, к любой отрасли техники, они всегда загадочны, всегда исполнены очарования тайны. И еще: они романтичны. Их решение - драма идей, приключение, которое неизвестно чем кончится. Они удивительны, эти задачи; стоит ввести дополнительное ограничение, чуть-чуть повернуть условия - и задача обновится..."

Задание 3 Задачи с креативным решением.

Придумайте минимум два решения для каждой задачи.

* Однажды на стройке возникла проблема: замерить горизонтальность плиты, расположенной за поворотом вентиляционного хода. Такой замер очень легко сделать с помощью простого жидкостного уровня с пузырьком, да вот беда – просунуть уровень за поворот еще можно, а вот посмотреть на него – никак: мешает выстроенная стена. Пытались приспособить для этого зеркала, но ничего не вышло. Как быть?

* На стройке иногда возникает необходимость сломать железобетонную стену, сваю, панель. Но это очень нелегко - преимущества железобетона в такой ситуации оборачиваются недостатком. Как быть? (А.Б. Селюцкий, Как стать еретиком).

* В центре города находится старинная башня. Возникло опасение, что грунт под фундаментом башни проседает. Необходимо это проверить. Для этого нужно установить теодолит на какой-нибудь "твердой точке" и дважды - с определенным интервалом - провести съемку. Ближайшая "твердая точка" (невысокая скала) находится в трехстах метрах от башни, в городском парке. Однако увидеть со скалы башню невозможно: площадь, на которой стоит башня, окружена высокими жилыми домами. Как быть?

("Найти идею", Г.С. Альтшуллер)

* Однажды у коммунальщиков возникла следующая проблема: Для проведения ремонта водопровода они разрыли в одном месте дорогу (как это знакомо!) и обнажили трубу, по которой течет вода. Но в какую сторону она течет? А знать это необходимо, чтобы быстро найти утечку. Можно, конечно разрезать трубу и тогда сразу станет ясно, куда течет вода, но труба-то при этом будет повреждена, а этого бы очень не хотелось.

А если не резать трубу, то она останется целой, но не узнать направления тока воды. И тогда утечку придется искать наугад. Как быть?

А что бы вы посоветовали коммунальщику? Только не надо предлагать ему сбегать в контору и порыться в схемах - это очень долго и трудоемко. Нет, решение надо найти прямо тут, не сходя, как говориться, с места.

(Альтов Г. "И тут появился изобретатель", М.: Детская литература, 1987.)

Еще больше креативных задач для закрепления умения вы можете найти на сайте https://www.inventech.ru/pub/creat/

Практическое занятие 2

Наши рекомендации