Разработка траншей и котлованов в мерзлых грунтах
В мерзлых грунтах при толщине мерзлого слоя до 0,25 м допускается разработка траншей одноковшовыми экскаваторами с ковшом емкостью до 0,5 м3 без предварительного рыхления. При глубине промерзания грунта более чем на 0,25 м необходимо производить предварительное рыхление грунта на всю глубину промерзания с удалением разрыхленного грунта одноковшовым экскаватором, либо разрабатывать траншеи на полную глубину роторными экскаваторами в соответствии с их техническими характеристиками.
Рекомендуется применение роторного экскаватора типа ЭТР—134, буровой машины типа ДГП — ЗУМ или цепного траншейного экскаватора типа ЭТЦ — 208Д.
При разработке вручную траншей и котлованов в мерзлом грунте, осуществляемой, как правило, для строительства кабельной канализации в городских районах с большим количеством подземных коммуникаций, применяется предварительный отогрев грунта.
В табл. 2. приведены способы оттаивания грунта.
На практике применяется оттаивание мерзлых грунтов сжиганием под металлическими коробами дровяного топлива. Применение в качестве топлива угля и нефтепродуктов практически невозможно из-за сильного загрязнения окружающего воздуха. Наиболее приемлемым представляется осуществление отогрева грунта с помощью газовых горелок инфракрасного излучения. Этот метод требует соответствующего технического оснащения и внедрения в строительное производство.
При прогреве грунта в населенных пунктах, где имеются подземные сооружения, должны соблюдаться правила техники безопасности и обеспечиваться сохранность этих сооружений.
Таблица 2
Технико-экономические показателя различных способов оттаивания грунта
Метод и способ оттаивания | Толщина слоя оттаивания, (м) | Расход тепла, энергии или топлива для оттаивания 1 м3 грунта | Продолжительность оттаивания грунта на глубину 1 м, час | Трудоемкость оттаивания 1 м3 грунта, чел-дн |
Кострами под металлическим коробом | 0,4-0,5 | 0,11 | ||
То же жидким топливом | 0,4-0,5 | |||
Поверхностными паровыми регистрами | До 1,0 | 50-100 кг | 0,21 | |
Нагревательным щитом с проводом КСОП | до 1,0 | 33,4 квт-ч | 0,044 | |
Электроотражательными печами | до 1,0 | 45,0 квт-ч | 24-48 | |
Электротепляками | до 0,7 | 45-63 квт-ч | 36-48 | 0,28 |
Факельными газовыми горелками под коробом | до 1,0 | 0,14 | ||
Горелками инфракрасного излучения: | ||||
- при однослойном оттаивании | 0,4-0,8 | 118000 ккал | 17,7 | 0,09 |
- при многослойном оттаивании | 0,1-0,3 | 36300 ккал | 5,7 | 0,03 |
Горизонтальными струйными электродами | до 0,8 | 60 квт-ч | 20-35 | 0,07 |
Вертикальными поверхностными электродами | до 0,8 | 30-95 квт-ч | 0,07 | |
Токами высокой частоты | до 1,5 | 10-32 квт-ч | 0,5-1 |
Засыпка траншей и котлованов. Отвоз грунта.
На городских участках траншей следует засыпать вынутым грунтом с таким расчетом, чтобы наиболее рыхлая его часть отсыпалась в нижние слои траншеи. Траншеи, вырытые с предварительным снятием твердого дорожного покрытия, следует засыпать песчаным грунтом. Засыпка грунта должна производиться слоем толщиной не более 20 см с их тщательным послойным уплотнением с помощью пневматических, электрических или ручным утромбовыванием. Засыпка траншей и котлованов грунтом, засоренным строительным мусором, остатками твердых покрытий и т.д. не допускается. Траншеи, имеющие крепление стен, засыпаются после снятия креплений. Если разборка креплений опасна, оно может быть частично или полностью оставлено в траншее и засыпано. Избыточный грунт нужно отвозить, в первую очередь, в те места, где должна производиться подсыпка грунта до планировочной отметки. Только после этого грунт следует отвозить на свалки, местоположение которых должно быть согласованно с органами местной администрации.
Способ прокладки при пересечении трассы с шоссейными и железными дорогами.
- опорная плита
- гидровлический пресс
- шланг
- насос высокого давления
- силовая установка
- стальная штанга
- наконечник
- расширитель
- труба