Вскрытие и восстановление дорожных и тротуарных покровов.
Вскрытие дорожных и уличных покровов является наиболее трудоемким процессом, предшествующим выполнению земляных работ и поэтому нуждаются в максимальной механизации. Вскрытие асфальтовых покровов производится с помощью асфальторезов и пневматического отбойного инструмента. Для вскрытия бетонных покровов и оснований, уличных дорог следует применять бетоноломы. Отбойные молотки и бетоноломы приводятся в действие компрессорными станциями. Булыжные мостовые можно вскрыть с помощью одноковшовых экскаваторов или с применением пневматических отбойных инструментов. Вскрытие уличных покровов производится на площади определенных размеров с учетом норм дополнительного вскрытия покровов.
Нормы дополнительного вскрытия уличных покровов.
Тип покрытия | Ширина дополнительного вскрытия на каждой стороне траншеи или котлована, (м) |
1. Асфальтовый покров | по 0,1м |
2. Мостовая из штучных камней | по 0,2м |
3. Дерн в парках | по 0,1м |
4. Растительный слой на скверах и газонах | по 0,15м |
5. Плиточный тротуар, деревянные мостки | Плиты или доски снимаются в пределах, не допускающих их обвала в траншею или котлован. |
При производстве работ в парках и скверах верхний растительный покров рассматривается как уличный. Полученные от вскрытия уличных покровов материалы, а так же другие верхние слои почвы, во избежание их засыпки и засорения вынимаемым из траншеи грунтом, необходимо складывать на расстоянии не менее 1м от края траншеи со стороны противоположенной отвалу грунта. Временное замощения траншей на проезжей части должно проводиться строительной организацией сразу после завершения
земляных работ. Окончательное восстановление уличных покровов производится специальными организациями по договорам со строительными фирмами.
Крепление стен траншей и котлованов.
Разработка траншей и котлованов с вертикальными стенками в грунтах естественной влажности без крепления может производиться на глубине:
- не более 1м в насыпных и песчаных грунтах
- не более 1,25м субпесчанных и суглинистых грунтах
- не более 1,5м в глинистых грунтах
- не более 2м в особо плотных грунтах
При этом выполнение работ следует производить немедленно вслед за отрывкой траншей и котлованов. Наибольшая допустимая крутизна откосов траншей и котлованов должна определяться из соответствующих таблиц. Рытье траншей и котлованов в мерзлых грунтах всех пород, за исключением сухого песчаного, можно вести с вертикальными стенками без крепления на всю глубину их промерзания. При углублении ниже уровня промерзания должно производиться крепление. Траншеи и котлованы в сухих (сыпучих, песчаных) грунтах, независимо от степени их промерзания следует разрабатывать с обеспечением требуемой крутизны откосов или с устройством крепления стен. На пересечении с железной дорогой или трамвайными путями необходимо разрабатывать траншеи и котлованы с обязательным креплением их стен. Крепить траншеи и котлованы глубиной до 5м следует, как правило, индивидуальными приспособлениями. При отсутствии инвентарных приспособлений детали крепления траншей и котлованов должны изготавливаться на месте с соблюдением следующих требований:
для крепления грунтов естественной влажности, кроме песчаных, должны применяться доски толщиной не менее 40мм, а для грунтов повышенной влажности не менее 50мм. Доски следует укладывать за вертикальные стойки вплотную к грунту с укреплением распорками.
Стойки креплений должны устанавливаться не реже, чем через 1,5м.
Расстояние между распорками по вертикали не должно превышать 1м.
Над бровками верхние доски должны выступать не менее чем на 15см.
Разработку выемок в грунтах, насыщенных водой, следует осуществлять по индивидуальным проектам предусматривающим безопасный способ производства работ.
Крепление котлованов и траншей следует разбирать снизу вверх по мере обратной засыпки грунта одновременно снимать не более 2 – 3 досок. Стенки котлованов и траншей, разрабатываемые землеройными машинами должны крепиться готовыми щитами, которые опускают и распирают сверху. Рабочим опускаться в нераскрепленную траншею запрещается.