Характеристика и классификация грунтов.
Грунт – почва или любая горная порода, залегающая в верхних слоях земной коры. Грунты имеют следующие основные характеристики, определяющие способы их разработки:
1.Объемная масса – это масса 1м3 грунта в естественном состоянии;
2.Плотность – масса 1м3 грунта в плотном состоянии;
3.Сцепление – это начальное сопротивление грунта сдвигу;
4.Рыхление – это увеличение объема грунта при нарушении его естественной структуры, %;
5.Влажность – степень насыщения грунта водой, определяется в %, как отношение воды в грунте к массе твердых частиц;
6.Угол естественного откоса – угол между горизонтальной плоскостью и поверхностью земляного сооружения, при котором грунт находится в состоянии предельного равновесия.
По трудности разработки грунты разделяются на 11 групп. Наиболее часто встречающиеся грунты относятся к 1, 2, 3 группам.
1 группа:
1) песок, естественной влажности, с примесью гравия, гальки или щебня в количестве до 20 % объема;
2) грунт растительного слоя без корней деревьев;
3) суглинок легкий и лессовидный;
4) гравий (галька) мелкий с диаметром до 20 мм;
5) лёсс естественной влажности, рыхлый (лёс – ил оставшийся от вешних вод);
6) торф;
7) шлак котельный, рыхлый.
2 группа:
1) песок, естественной влажности, с примесью гравия, гальки или щебня, в количестве до 40% объема, либо сухой барханный или дюнный;
2) глина жирная, мягкая, а также насыпная, слежавшаяся, с примесью гравия, гальки, щебня и с примесью строительного мусора;
3) грунт растительного слоя, либо с корнями, либо с примесью строительного мусора, гравия, щебня.
4) суглинок, слежавшийся с примесью гравия, гальки, или щебня в количестве до10% от объема;
5) гравий (галька) средним диаметром до 40мм;
6) лёсс естественной влажности, рыхлый с примесью гравия и гальки, либо сухой;
7) шлак слежавшийся металлургический (промышленный).
3 группа:
1) глина тяжелая и мягкая – ломовая с примесью гравия, гальки, щебня и строительного мусора, а также примесью булыг до 10% от объема;
2) строительный мусор;
3) суглинок тяжелый с примесью булыг;
4) гравий (галька) крупный с диаметром до 150мм, либо мелкий и средний с примесью булыг с массой до 10кг;
5) лёсс плотный.
Разбивка трасс.
Разбивка трасс для прокладки кабелей в грунте или для строительства кабельной канализации должна проводиться в соответствии с рабочими чертежами, по геодезическим отметкам. Разбивка трассы состоит из 2-х рабочих операций.
Из переноса с рабочего чертежа в натуру и закрепление поворотных, основных и промежуточных центров по оси трассы, которые должны выполняться в абсолютных привязках от местных ориентиров и от «красной линии» застройки. Разбивка должна проводиться с помощью геодезического инструмента, а при привязке к местным ориентирам с помощью мерной цепи или рулетки.
Определение прямолинейности и переноса в натуру, продольной оси трассы между поворотными, основными и промежуточными центрами с помощью вышек, мерной цепи или рулетки.
Закрепление прямолинейности трасс, а также мест контрольных точек, при прокладке подземных сооружений с помощью вех, должны выполняться следующим образом: главную веху №1, высотой 3 – 4 м, с красным флажком, устанавливают в исходной точке, веху №2 устанавливают в поворотном или промежуточном центре так, что бы ее было видно со стороны первой вехи. Затем между первой и второй вехами устанавливают веху №3 таким образом, что она находилась на одной прямой с первой и второй вехами.
3 и последующие вехи устанавливают со стороны 1-ой через каждые 40-50 м.
Правильность установки 3-ей вехи проверяют глазомерной визировкой с 1 на 2 веху. Если 3 находится на прямой соединяющую 1 и 2 вехи, то она закроет собой для наблюдения со стороны 1 веху №2 и наоборот. Места установки фиксируются кольями. Колья, применяемые для разбивки трасс должны иметь длину 30 – 40 см и диаметр3 – 4 см. Нижнюю часть кола заостряют на конце, а в верхней части делают срез для маркировки. В том случае, если при разбивке обнаруживается не соответствие чертежей натуре и необходимость выполнения работ с отклонением от проектных данных, строительная организация должна пригласить представителей заказчика и проектная организация должна решить вопрос об изменении трассы, что оформляется актом или коррекцией рабочего чертежа, который должен быть удостоверены подписями представителей заказчика проектной и заинтересованной организации.
В процессе разбивки трасс ГТС необходимо учитывать следующее:
Пересечение улиц подземными сооружениями ГТС должны осуществляться под углом 90° к оси улицы, только при невозможности этого допускается отклонение от прямого угла не более 45° ;
Пересечение рельсовых путей подземными сооружениями ГТС должно осуществляться только под углом 90° ;
В садах, парках и скверах разбивка трасс должна производиться в присутствии представителя садово-паркового хозяйства и земельного строительства с учетом наименьшего повреждения зеленых насаждений.
При разбивке трассы, прокладки кабеля связи в канализации и в грунте необходимо соблюдать расстояния между ними и другими сооружениями.
Наименование сооружений:
1)мосты магистральных авто - и железных дорог общегосударственного назначения
- через внутренние водные пути, судоходные реки, каналы, водохранилища – 1000 м.
- через сплавные реки – 300 м.
- через судоходные и несплавные реки – 50- 100 м.
2)Мосты авто - и железных дорог областного и местного назначения:
- через судоходные реки и каналы – 200 м.
- через остальные реки – 50 – 100 м.
3) Авто - и железные дороги:
- по горизонтали – 5м от края подошвы настила
- по вертикали – 1м ниже полотна автодороги или подошвы рельса, либо 0,8м ниже дна кювета
4)Городская канализация:
- 0,5м по горизонтали
- 0,25 – 0,15м по вертикали
5) Газопроводы высокого давления до 5,5 МПа, нефтепроводы и трубопроводы на загородной трассе:
- по горизонтали – 10м
- по вертикали – 0,5- 0,15м
6) Газопроводы давлением от 5КПа до 1,2 МПа
- по горизонтали – 1м
- по вертикали – 0,5 – 0,15м
7) Водопроводы разводящей сети диаметром до 300мм:
- по горизонтали – 0,5м
- по вертикали – 0,5 – 0,15м
8) Водопроводы разводящей сети диаметром свыше 300мм:
- по горизонтали – 1м
- по вертикали – 0,25 – 0,15м
9) Здания в городах и поселках городского типа от красной линии 0,6м.
- стены и опоры тоннелей и путепроводов (на уровне или ниже основания) – 0,5м.
- стволы деревьев в городах – 1,5м.
10) Трамвайные пути:
- от ближайшего рельса по горизонтали – 2м.
- по вертикали – 1м.
Прокладка ОК в траншею.
Технологический процесс при прокладке ОК в траншею практически совпадает с процессом прокладки электрических кабелей. Если позволяют условия трассы, то размотку ОК удобно производить с барабана, установленного в специально оборудованном кузове автомобиля, передвигающегося вдоль трассы. При этом должен выдерживаться следующий режим прокладки:
скорость движения автомобиля менее 1 км/ч;
минимальное расстояние от колес автомобиля до траншеи не менее 1,25G(глубины траншеи);
минимальный радиус изгиба ОК не менее 20 диаметров ОК;
температура воздуха не ниже –10оС;
размер траншеи: минимальная ширина на верху 0,3м, на дне минимум 0,1м, глубина от 0,8 до 1,2м.
Если рельеф местности не позволяет использовать технику, то прокладку проводят путем выноски вручную прокладываемой длины ОК вдоль траншеи, выкладывая кабель на бровке грунта, а затем постепенно опуская его на дно подготовленной траншеи. Такой способ требует привлечения большого числа персонала, который должен обеспечить правильное обращение с ОК во время всего цикла прокладки (выдерживать допустимые пределы растяжения ОК, его изгибов, закручивания и истирания оболочки). Кроме того, при таком способе прокладки возникают организационные трудности по управлению персоналом на трассе большой протяженности, проходящей по пересеченной местности, по охране в течение длительного времени раскопанной траншеи и предохранению ОК от возможных повреждений.
При недостаточном числе рабочих, прокладку ОК производят способом «петли». При этом конец ОК оставляют у барабана, а размотку ведут с верха барабана, перебирая руками петлю кабеля, нужную часть которой по мере продвижения рабочих укладывают непосредственно в траншею или на ее бровку по мере выкладки нижней части петли, освобождающиеся рабочие переходят к барабану и подхватывают новый участок ОК. При этом расстояние между соседними рабочими должно быть таким, чтобы ОК при прокладке не волочился по земле. Барабан при сматывании ОК должен вращаться равномерно и принудительно. После укладки ОК на дно траншеи производится фиксация его трассы в рабочих чертежах и засыпка траншеи специальными траншеезасыпщиками, бульдозерами (или скреперами ) или вручную. Траншеезасыпщик представляет собой раму с разнесенными по длине лемехами, закрепленными под постоянным углом. При работе траншеезасыпщик движется вдоль оси траншеи, производя сгребание грунта лемехами к середине траншеи и образуя валик грунта. Разравнивание образовавшегося валика грунта и его уплотнение производится при положении траншеезасыпщика лемехами вверх.
Схема траншеезасыпщика:
/ — трактор; 2 — стальные канаты; 3 — рама; 4 — полозья; 5 — лемехи
Прокладка ОК в траншею с бортовой машины (а) путем выноса всей длины кабеля (б) и способом «петли» (в)