Организация руководства изобретательской и рационализаторской деятельностью.
В компетенцию агентства входят: осуществление единой государственной политики в области охраны промышленной собственности, включая охрану права на изобретения, полез ные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания.
Руководство делом изобретательства и рационализации в каждой отрасли экономики возложено на соответствующее ведомство (министерство, комитет), в котором имеются управления (отделы) по изобретательству и рационализации.
Общее руководство этой работой на строительных предприятиях возлагается на руководителей организаций. В крупных организациях (акционерных компаниях, ассоциациях) решением вопросов изобретательства и рационализации занимаются патентные отделы или бюро. Эти подразделения непосредственно подчиняются главному инженеру предприятия. В первичных подразделениях строительных организаций (СУ, СМУ) эту работу ведет один из инженеров производственно-технического отдела.
53Материально-техическая база стр-ва. МТБС представляет собой представляет собой систему предприятий и хозяйств, строительных ведомств и организаций, а т.ж. предприятий и хоз-в различных отраслей промышленности и транспорта обсл. стр-во. В состав базы стр.орг. входят: 1-предприятия на самостоятельном балансе, но администрация подчиняется строительным ведомствам; 2- предприятия состоящие на балансе строительной организации и частично относящиеся к другим отраслям строительства; 3- собственная база конкретного стр-ва; 4- предприятий и хоз-ва находящиеся на собственном балансе. Предприятия входящие в МТБС: 1 - межрайонные (удовлетворяющие потребность нескольких экономических районов); 2- районные (обеспечивающие один экономический район); 3-местные (обслуживают крупный узел сосредоточения стр-ва или нескольких объектов). МТ обеспечение д/осуществлятся на основе ПТК.
54Производственно-техническая комплектация.. Комплектация- процесс обеспечения строящихся объектов сборными конструкциями, деталями и мат-ми в увязке и технологической последовательностью работ. В первичных организациях сформированны строй-комплект, а в трестах УПТК. Основные функции стройком-плекта: 1- планирование комплектного обеспечения стр-ных организаций сборными конструкциями и изделиями. 2- планирование потребностей и поступление местных строительных мат-лов. Основные функции треста и УПТК: 1- планирование комплексного обеспечения сборными конструкциями и изделиями стр-ных орг.; 2- планирование потребностей и поступления местных стр-ных материалов по всем хоз.подразделениям в системе МТ обеспечения. Главная особенность - они выступают в качестве единственного потребителя продукции от внешнего поставщика и единственным поставщиком всех внутренних потребителей.
55.Производственно-технологическая комплектация (ПТК) - это форма организации и управления материально-техническим обеспечением строительства, создаваемая на основе производственной переработки исходных строительных материалов с учетом технологии возведения конкретного строительного объекта.
Основная задача производственно-технологической комплектации состоит в формировании комплектов и в обеспечении поставки на строительную площадку комплектов переработанных и подготовленных к использованию строительных материалов, изделий, полуфабрикатов и конструкций в заданном объеме и в заданное время.
Промышленно-производственная переработка исходных строительных материалов позволяет организовать специализированное изготовление подготовленных к использованию на строительной площадке комплектов строительных изделий и конструкций.
Службы производственно-технологической комплектации формируют комплекты, изготавливают недостающие элементы, производят укрупнительную сборку элементов, осуществляют раскрой и обрезку линолеума, обоев, других рулонных материалов и т.д.
Производственно-технологическая комплектация выполняет функции и снабженческие и производственные.
Основными функциями служб производственно-технологической комплектации являются: составление годовых, квартальных, месячных и недельно-суточных планов комплектации, составление спецификаций изделий и конструкций, составление и согласование графиков поставок комплектов изделий и конструкций на стройплощадку.
Целесообразность создания производственно - технологической комплектации в каждом конкретном случае устанавливается путем сравнение суммарных выгод, которые приноси! производственно-технологическая комплектация с суммарными затратами на ее создание и функционирова-ниё. Целесообразность = Выгоды – Затраты
56Структура и задачи УПТК Основные функции треста и УПТК: 1- планирование комплексного обеспечения сборными конструкциями и изделиями стр-ных орг.; 2- планирование потребностей и поступления местных стр-ных материалов по всем хоз.подразделениям в системе МТ обеспечения. Главная особенность - они выступают в качестве единственного потребителя продукции от внешнего поставщика и единственным поставщиком всех внутренних потребителей. Принципы формирования УПТК: 1- сосредоточение в УПТК всей работы по планированию и организации МТБС с ликвидацией всех других снабженческих подразделений. 2- создание в УПТК производственной комплект базы (ПКБ). 3- создание в УПТК линейных подразделений и диспетчерских служб. Структура УПТК д/ включать отделы: 1- комплектации, 2- оперативно- производственного производства. 3-реализации материальных фондов. 4- планово-экономический.
57.
Современное строительное производство все больше превращается в комплексно - механизированный процесс выполнения строительных работ, в которых используется большой парк строительной техники: землеройной, монтажной, общестроительной, дорожной, транспортной, погрузо-разгрузочной и др.
Однако за последние пять лет количество строительных машин основной номенклатуры сократилось почти в два раза (табл. 12.1), а уровень обновления парка строительных машин в настоящее время составляет 1,5+2,0% в год при норме в 8+12%, что приводит к старению парка машин.
(Развитие структуры парка строительных машин должно осуществляться на основе требований прогрессивных технологии производства строительных работ с учетом современных конструктивных и проектных решений зданий и сооружений, а также влияния характера строительства. Например, при строительстве новых комплексов производственного (заводы, фабрики и т.п.) и жилищно-гражданского назначения (поселки, микрорайоны, кварталы домов) эффективно можно использовать традиционную существующую технику, а при уплотни-тельной застройке существующих комплексов и строительстве отдельных объектов общественного и индивидуального назначения более эффективней будет использование мобильной и малогабаритной строительной техники, способной маневрировать по строительной площадке и оперативно перемещаться с объекта на объект.
Для оценки использования парка строительных машин применяются следующие показатели:
■ коэффициент использования календарного времени машин (Кк) определяется отношением количества часов рабочего времени (Тк) в часах одной среднесписочной машины к продолжительности соответствующего календарного периода времени в часах (Т)
Kt=f , (12.4)
■ показатель использования машин по времени (Кисп) определяется отношением фактической продолжительности рабочего времени (Тф) в часах одной среднесписочной машины к установленной продолжительности рабочего времени (Тр) в процентах
Кисп=^--100 , (12.5)
ТР
■ коэффициент использования внутрисменного времени (Кв) определяется отношением количества часов полезной работы машин в течении смены (Трсм) к общей установленной продолжительности смены (Тсм) в часах
■ коэффициент сменности работы машины (Ксм) определяется отношением количества часов работы одной среднесписочной машины в день (Трд) к общей установленной продолжительности смены (Тсм) в часах
■ показатель выполнения норм выработки машин
(Кэ) определяется фактической эксплуатационной выработкой машин (Пэф) за соответствующий период времени к установленной на тот же период норме (Пэн), выраженной в процентах
58.
В зависимости от конкретных условий строительства, вида и размерности предприятия, объемов и структуры строительных работ эксплуатация строительных машин может осуществляться различными организационными формами.
1. Строительные машины и механизмы находятся на балансе небольших строительных организаций или их структурных подразделениях в прямом их подчинении, что позволяет достаточно оперативно ими управлять. Однако при та-
2. Строительные машины и механизмы находятся на балансе специализированных подразделений механизации
(бывшие управления механизации, строительных трестов), входящих в состав крупных строительных организации. Такая
3. Строительные машины и механизмы находятся на балансе и в составе предприятий механизации (бывшие тресты механизации и самостоятельные управления механизации). Концентрация строительных машин, оборудования и механизмов в крупных предприятиях механизации обеспечивает эффективное использование парка строительных машин, внедрение новых средств механизации и наиболее прогрессивных способов производства работ, рост производительности труда и сокращение ручного труда в строительстве путем дальнейшего развития и повышения технического уровня механизации строительных работ, совершенствование методов технического обслуживания и ремонта строительной техники.
4. Строительные машины и механизмы на балансе лизинговых компаний, специализирующихся на сдачу в лизинг (аренду) однотипных машин (землеройных машин, автокранов, башенных кранов, средств малой механизации и т.п.) и универсальные (несколько типов машин).
59.
13.2.1. Классификация транспорта
Все виды транспорта, применяемые в строительстве, разделяются:
■ по отношению к объекту строительства на внутри-построечный, приобъектный и внешний;
■ по направлению перемещения груза - вертикальный и горизонтальный.
Внутрипостроечным транспортом осуществляются перевозки строительных конструкций, материалов и изделий на строительной площадке с приобъектного склада на рабочие места, а приобъектным транспортом - со складов баз производственно-технологической комплектации на приобъектные склады или рабочие места в пределах строительной организации.
Внешним транспортом осуществляются перевозки строительных грузов от предприятий-поставщиков (производитель, торгово-посреднические предприятия и т.п.) до их потребителей (склады строительных организаций или их базы производственно-технологической комплектации, приобъектные склады сттюительных площадокV
По приспособленности к" перевозке строительных грузов транспорт оывает:
■ универсальный - для перевозки грузов широкой номенклатуры;
■ специализированный - для перевозки грузов опреде- \ ленных видов;
■ специальный - для конкретного вида груза или единичных перевозок.
13.2.2. Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт является основным грузовым магистральным транспортом и транспортом, обеспечивающим массовые перевозки строительных грузов на большие расстояния.
Железнодорожный транспорт бывает нормальной колеи (1524 мм) и узкой колеи (750 и 600 мм).
Подвижной состав железнодорожного транспорта включает в себя:
■ локомотивы на электрической и тепловозной тяге для грузовых перевозок и маневровые, вывозные, передаточные и тяговые агрегаты (мотовагоны, мотовозы и т.п.);
■ вагоны универсальные и специальные.
Автомобильный транспорт для перевозки строительных 1 грузов классифицируется по роду двигателя, типу кузова, грузоподъемности, виду перевозимого груза, проходимости.
По роду установленного двигателя автомобили бывают с карбюраторными, дизельными, газотурбинными двигателями и двигателями, работающими на сжиженном или сжатом газе.
По типу кузова автотранспорт может быть универсальный, специализированный и специальный.
По грузоподъемности, определенной заводом - изгото-вителем в соответствии с конкретным типом кузова, авто-1 транспорт разделяется на следующие классы: малый - до 2 т; средний - до 5 т; большой - свыше 5 т и до предела, установленного дорожными ограничениями; особо большой -свыше предела, установленного дорожными ограничениями (карьерные, внедорожные автомобили). Наиболее распространены в строительстве автомобили грузоподъемностью 3, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 40, 60, 75, 120 т.
По виду перевозимого груза автотранспорт подразделяется на автомобили общего назначения, самосвалы (общестроительные, карьерные, землевозы), седельные тягачи с полуприцепами (фермовозы, панелевозы, плитовозы, бло-ковозы, сантехкабиновозы, битумовозы, цементовозы и т.п.).
По проходимости автомобили делятся на дорожные, повышенной и высокой проходимости, и внедорожные.
13.2.4. Водный транспорт
Водный транспорт может быть транспортный, грузовой, служебно- вспомогательный (буксировщики, буксиры, толкачи, разъездные и т.п.) и технический.
Грузовой речной транспорт для внутреннего плавания подразделяется на самоходный, несамоходный, баржи и секции (полусекции).
13.2.5. Воздушный транспорт
Средства воздушного транспорта классифицируются:
■ по способу передвижения - самолетные (самолеты и вертолеты) и дирижабли;
■ по типу двигателя - поршневые и газотурбинные;
■ по грузоподъемности -1 класса (более 10 т), II класса (5... Ют), Ш класса (2...5 т) и IV класса (до 2 т).
Величина грузооборота (Qrp) - это объем строительного | груза, подлежащего к перевозке за определенный период вре- ' мени (год, квартал, месяц). Расчет грузооборота позволяет определить размер СУТОЧНОГО Грузооборота (Qrp.cyr):
(13.1.) I
где: псм - количество рабочих смен за принятый период времени;
Кн.п. - коэффициент неравномерности перевозок, равен в зависимости от вида строительства 1,1+1,3.
Мощность грузового потока Qrp.n определяется величиной перевозимого груза в одном направлении за определенный период времени, а стабильность - интенсивность грузового потока (Ji-p.ii) за принятую единицу времени
(13.2)
Количество транспортных средств (N) каждого Еида в принятых вариантах определяется по формуле
(13.3.)
где: Q - общий объем перевозимого груза за определен_ ный период времени, т, т.км.;
g - доля грузов, перевозимых транспортным С1едст_ вом данного вида в общем объеме, %;
Пэ - эксплуатационная производительность Ъанс-портного средства за определенный период времени, т., т% ■
Ки - коэффициент использования парка
60.
Сосредоточение транспорта в крупных автотранспортных и строительны предприятиях, концернах , холдинговых компаний и т.п. позволяет значительно повысить использование автотранспорта и снизить себестоимость перевозки грузов за счет сбалансированности структуры транспортных средств и грузовых потоков , а также улучшения тех обслуживания и ремонта автомобилей. Структура транспортных средств автотранспортного предприятия, т.е. кол состав автопарка по классификациооным принципам должен в максимальной степени соответствовать объемам строительства и состояния дорог, удаленность поставщиков и потребителей грузов как между ними, так и до автопредприяти и другим требованиям. Организация грузоперевозок может осущ. По трем схемам маятниковая-предусматривает доставку грузов автотранспортом с неотцепляемым кузовом и транспортным устройством. Челночно-маятниковый-автотранспорт обслуживает два полуприцепа с одним он простаивает в воремя погрузки а со второго ведется разгрузка. Челночная-предусматривает обслуживание тягочом трех или более отцепляемых транспортных средств . в этом случае исключается затраты времени на погрузочные работы. Для оценки организации работ автотранспортного используют показатели Коэффициент использования парка автотранспорта. Коэффициент использования автотранспортных средств по грузоподъемности. Коэффициент использования пробега.
61.
Система планирования как предмет состоит из отдельных плановых комплексов (подсистем), к которым относятся:
■ генеральное целевое планирование, задачами которого ! являются материальные, стоимостные и социальные цели j предприятия на долгосрочную перспективу (срок от 3 до 5 лет) - долгосрочное планирование;
■ стратегическое планирование, задачами которого являются планирование программы и потенциала предприятия по объектам и структуре объектов (срок от 1 года до 3 лет) - среднесрочное планирование;
■ оперативное планирование, задачами которого являются планирование процессов последовательности осуществления видов (операции) деятельности предприятия (строительного участка) во времени и пространстве, необходимых для достижения целей (срок до 1 года) - краткосрочное планирование.
Материальными целями для предприятия строительной отрасли могут быть готовые законченные строительные объекты или сооружения, а также комплекс работ (услуг) как гражданского, промышленного, так и специального назначения.
Стоимостные цели - это финансовые и экономические цели по достижению требуемого экономического результата, запланированного уровня рентабельности, оборота, ликвидности и т.д.
Социальные цели - это обязанность строительной организации перед обществом, представляемого в виде уплаты обязательных налогов и требуемых государственных отчислений.
Долгосрочное планирование это не обязательно комплексное планирование, охватывающее все стороны деятельности строительного предприятия с одинаковой степенью детализации. Долгосрочное планирование может иметь и вполне кон-
Стратегическое планирование в широком смысле называют планированием роста, т.е. планированием развития строительной организации. Такое планирование необходимо, прежде всего, для достижения генеральных целей. Оно должно:
Стратегическое планирование имеет долго- и среднесрочный характер. Оно проводится не только периодически в течение некоторого ограниченного периода, но и при необходимости постоянно в течение всего года.
Оперативное планирование (называют иногда текущим, регулярным) прежде всего является планированием мероприятии по выполнению производственной программы и составляется продолжительностью не более, чем на год, включает выполнение отдельных видов работ (услуг) по выпуску готовой строительной продукции (услуг) и работ, связанных со строительным заделом последующего периода при заданном организационно-техническом потенциале строительной организации. Оно базируется на генеральном целевом и стратегическом планировании. Для строительной организации с функциональной организационной структурой оперативное планирование включает:
■ план производства строительно-монтажных (специальных) работ;
■ план маркетинга (сбыта);
■ план материально-технического снабжения;
■ план НИОКР и др.