Устройство верхнего строения пути
1. Верхнее строение пути состоит из рельсов, скреплений, рельсовых опор (шпал), балласта и дополнительных элементов (противоугонов, стяжек). К верхнему строению пути относятся также стрелочные переводы и мостовое полотно.
2. В комплекс работ по устройству верхнего строения пути входят укладка рельсошпальной решетки и стрелочных переводов, балластировка пути.
3. Верхнее строение железнодорожных путей должно соответствовать нормам, приведенным в табл. 7.
Таблица 7
(СНиП 32-01-95, таблица 5.1)
Показатель | Мощность верхнего строения пути на железнодорожных линиях категорий | ||||||
скоростных | особогрузо-напряженных | I | II | III | IV | ||
1.Тип рельсов | Р75- Р65 | Р75- Р65 | Р75-Р65 | Р65 | Старогодние | ||
Р75-Р65 | |||||||
Новые Р65 | |||||||
2. Род шпал | Деревянные I типа или железобетонные | ||||||
Деревянные или железобетонные | |||||||
3. Число шпал на 1 км пути, шт.:на прямых и кривых радиусом 1200 м и более | |||||||
на кривых радиусом менее -1200 м | |||||||
4. Толщина балластного слоя щебеночного под шпалой на балластной подушке из песка толщиной 20 см, удовлетворяющего требованиям к балластным материалам, см: | |||||||
на пути с деревянными шпалами;- | |||||||
то же, с железо бетонными – шпалами | |||||||
5. Толщина балластного слоя под шпалой гравийно-песчаного, см | - | - | - | _ | |||
Примечания: 1. Двухслойную балластную призму при использовании щебеночного балласта следует укладывать на земляном полотне из глинистых грунтов, песков мелких и пылеватых, в том числе при устройстве защитного слоя в верхней части земляного полотна; на земляном полотне из скальных, крупнообломочных грунтов и песков (за исключением мелких и пылеватых) щебень следует укладывать в один слой, без песчаной балластной подушки, и толщина балластного слоя на пути с деревянными шпалами в этом случае должна быть не менее 30 см, в том числе при использовании других допускаемых видов балласта, а на пути с железобетонными шпалами - не менее 35 см. 2. Если подушка устраивается из гравия, толщину слоя щебня следует уменьшать на 5 см без уменьшения общей толщины балластного слоя. 3. При преобладании в основании земляного полотна просадочных и сжимаемых грунтов следует укладывать звеньевой путь на гравийнопесчаном и гравийном балласте. Постановку пути на щебеночный балласт и укладку бесстыковочного пути надлежит предусматривать после полной стабилизации земляного полотна. 4. На линиях со скоростью движения 140 км/ч необходимо использовать только щебеночный балласт. 5. Железобетонные шпалы следует применять в бесстыковом пути. Допускается по согласованию с железнодорожной администрацией применение железобетонных шпал в звеньевом пути на линиях IV категории, внутриузловых, внутристанционных, соединительных и подъездных путях. |
4. При устройстве верхнего строения железнодорожного пути контролируются качество материалов и конструктивных элементов, сборки звеньев рельсового пути и блоков стрелочных переводов на звеносборочных базах, укладки и балластировки пути.
5. Типы рельсов, шпал, скреплений и балласта должны соответствовать проекту. Соответствие качества рельсов, шпал, скреплений и балласта требованиям ГОСТ и ТУ проверяется по паспортам и сертификатам заводов-изготовителей. Качество балласта контролируется перед началом работ по балластировке пути и периодически в процессе производства этих работ.
6. Каждое собранное на звеносборочной базе звено рельсошпальной решетки должно проверяться и удовлетворять следующим требованиям:
- отклонения от ширины колеи в собранных звеньях, измеряемой между внутренними гранями головок рельсов на уровне 13 мм ниже поверхности катания колес, не должны превышать ±2 мм;
- концы рельсов в собранных звеньях должны быть расположены при укладке на прямых участках пути по угольнику с допуском +1 см, при укладке на кривых участках - с допуском ±1 см сверх расчетного забега;
- при костыльном скреплении рельсы на прямых участках пути и на кривых радиусом более 1200 м должны быть закреплены на каждом конце шпалы (за исключением стыковых шпал) четырьмя костылями (по одному с каждой стороны рельса - для прикрепления рельса к шпале и по одному с каждой стороны подкладки - для прикрепления ее к шпале). На всех стыковых шпалах и на кривых участках пути радиусом 1200 м и менее, а также на мостах и в тоннелях рельсы прикрепляются на каждом конце шпалы (мостового бруса) пятью костылями (двумя с внутренней и одним с наружной стороны - для прикрепления рельса к шпале и двумя - для прикрепления подкладки к шпале). Костыли должны быть забиты вертикально в заранее просверленные и антисептированные отверстия;
- при раздельном скреплении каждая подкладка должна прикрепляться к деревянной шпале четырьмя шурупами, а к железобетонной шпале - двумя закладными болтами; рельс должен прикрепляться двумя болтами;
- пружинные противоугоны должны быть установлены по типовым схемам и прилегать к боковой поверхности шпал; зуб каждого противоугона на обеих рельсовых нитях располагается снаружи колеи;
- число шпал в звене должно соответствовать эпюре укладки в зависимости от категории дороги и назначения пути; шпалы должны быть расположены по угольнику, при этом отклонения осей шпал от положения по эпюре не должны превышать 2 см;
- деревянные шпалы и брусья должны быть пропитаны антисептиками, а концы их укреплены металлическими хомутами:
- в звеньях, предназначенных для укладки на двухпутном участке, концы деревянных шпал должны быть выровнены по шнуру с полевой стороны, а на однопутных участках - с правой стороны по счету километров на прямых участках и со стороны наружной нити на кривых; обрезанные концы шпал должны быть антисептированы.
7. Укладка на перегонах рельсошпальной решетки или поэлементная укладка пути на земляное полотно должны производиться с принятием мер, обеспечивающих сохранность основной площади земляного полотна. Укладка путина земляное полотно из глинистых грунтов в период затяжных дождей и весеннего оттаивания грунтов не допускается.
8. Укладку станционных путей следует осуществлять, как правило, по уложенному балластному слою.
9. При устройстве пути на железобетонных мостах с ездой на балласте, а также на подходах ко всем мостам на расстоянии не менее 30 м в обе стороны от моста должен быть уложен балластный слой толщиной 15 см.
10 Путь должен быть уложен по оси с соблюдением необходимых температурных зазоров в стыках. При стыковании рельсов разных типов должны применяться переходные накладки. Разрешается стыковать разнотипные рельсы, различающиеся только на одну ступень (например, рельсы Р65 и Р50).
11. При сборке стрелочных переводов стыки рельсов следует располагать по типовым эпюрам. Располагать стыки рельсов в пределах настила переездов не допускается. При попадании стыка в эти пределы следует смещать стык укладкой звена длиной 12,5 м.
12. Для пропуска рабочих поездов путь, уложенный на земляное полотно, должен быть выправлен в плане и в профиле. Стыки должны иметь не менее чем по два затянутых болта на каждом конце. При поэлементной укладке пути рельсы должны быть прикреплены на каждом конце шпалы (бруса) не менее чем двумя костылями, шурупами или болтами.
13. Стрелочные переводы и глухие пересечения следует укладывать блоками по типовым эпюрам.
14. Подъемку пути на первый слой балласта надлежит производить вслед за укладкой пути с разрывом между участками этих работ не более 10 км.
15. Работы по балластировке пути должны выполняться с одновременной выправкой пути в плане и профиле.
16. При укладке в путь щебеночного балласта толщину его слоя под шпалой следует принимать с запасом на осадку при уплотнении в размере 20% проектной толщины.
17. Балластировку пути с железобетонными шпалами следует производить с принятием мер, предохраняющих шпалы от излома (не допуская подбивки балласта в средней части).
18. При балластировке пути в зимнее время песчаный, гравийный или щебеночный балласт должен употребляться с влажностью до 6% во избежание смерзания его при перевозке. При большей влажности балласт следует укладывать в штабеля и периодически перемешивать. Фронт работ должен назначаться такой длины, чтобы в течение рабочей смены полностью заканчивать балластировку пути на этом участке. Балластировочные работы надлежит производить на путях, очищенных от снега.
19. Возвышение наружного рельса на кривых должно достигаться путем увеличения толщины балластного слоя под наружной рельсовой нитью.
20. Ширина балластной призмы поверху на прямых однопутных участках (при всех видах балласта) должна быть неменее, м:
- на скоростных, особо грузонапряженных линиях и линиях I и II категорий - 3,85;
- на линиях III категории - 3,65;
- на линиях IV категории - 3,45.
На кривых участках пути радиусом менее 600 м ширину балластной призмы необходимо увеличить с наружной стороны на 0,1 м.
Поверхность балластной призмы должна быть на 3 см ниже верхней постели деревянных шпал и в одном уровне с верхом средней части железобетонных шпал.
Крутизна откосов балластной призмы при всех видах балласта должна быть 1:1,5, для песчаной подушки -1:2.
21. Между стрелочными переводами необходимо предусматривать вставки длиной не менее 12,5 м, в трудных условиях - 6,25 м; на главных путях при скорости более 140 км/ч длина вставок должна составлять соответственно 25,0 и 12,5 м.
22. Содержание пути в период временной эксплуатации должно удовлетворять требованиям, приведенным в табл. 8.
Таблица 8
(СНиП 32-01-95, таблица 5.5)
Технические требования | Допускаемые отклонения при скорости движения, км/ч | ||
до 15 | от 15 | свыше | |
до 25 | |||
1. Отклонение по ширине колеи, мм: | |||
по уширению | |||
по сужению | |||
2. Отклонение по уровню, мм | |||
3. Разность в смежных стрелах изгиба в | |||
круговых кривых (в точках через | |||
10 м при хорде 20 м), мм | |||
4. Отклонение в размерах стыковых | |||
зазоров, мм | |||
5. Смещение шпал от проектного положения, см: | |||
Деревянных | |||
Железобетонных | |||
Примечание. Отводы отклонений по ширине колеи должны быть не более 3 мм/м при скорости до 15 км/ч, 2 мм/м - от 15 до 25 км/ч, 1 мм/м - свыше 25 км/ч; по возвышению наружного рельса переходных кривых - соответственно 3 мм/м, 2 мм/м и 1 мм/м; по уровню - 4 мм/м. |
23. При окончательной отделке пути выполняется выправка пути и стрелочных переводов в местах просадок, рихтовка рельсовых нитей и регулировка зазоров, окончательная отделка балластной призмы, установка недостающих скреплений и противоугонов, приведение в проектное положение настилов, контррельсов и ограждений переездов, установка постоянных путевых и сигнальных знаков.
24. Допускаемые отклонения в размерах и положении конструктивных элементов верхнего строения пути дорог общей сети и подъездных путей, сдаваемых в постоянную эксплуатацию, не должны превышать значений, указанных в табл. 9.
Таблица 9
(СНиП 32-01-95, таблица 5.4)
Технические требования | Допускаемые отклонения в размерах и положении элементов верхнего строения пути, мм |
1. Отклонение по ширине колеи на прямых и кривых | |
участках пути: | |
по уширению | |
по сужению | |
2. Отклонение в уровне (взаимном положении по высоте) рельсовых нитей от установленных норм на прямых и кривых участках пути | |
3. Разность в размерах смежных стрел изгиба рельсовых нитей в круговых кривых (промеры в точках через 10 м при хорде длиной 20 м) при скорости: | |
до 100 км/ч | |
101-140 км/ч | |
141-160 км/ч | |
4. Отклонение от равномерного нарастания стрел изгиба в пределах переходных кривых (промеры в точках через 10 м при хорде длиной 20 м) при скорости: | |
до 100 км/ч | |
более 100 км/ч | |
5. Отклонение в расположении рельсовых стыков: на прямых участках на кривых участках | |
Не более 30 | |
Не более 30 плюс половина стандартного укорочения рельса | |
6. Отклонение в размерах стыковых зазоров при расчетной температуре | +2 |
7. Отклонение от эпюр в расположении шпал: | |
Деревянных | +40 |
Железобетонных | +20 |
8. Отклонение в толщине уплотненного балластного слоя под шпалой | +100; уменьшение не допускается |
9. Изменение проектных уклонов продольного профиля пути в пределах между точками перелома профиля | Не допускается |
Примечания: 1. Отклонения от проектных размеров по ширине колеи, указанные в таблице, допускаются при условии устройства плавных отводов (разгонки) их при скорости движения до 120 км/ч - 1 мм на 1 м пути, более 120 км/ч - 1 мм на 1,5 м пути. 2. Отклонение в уровне расположения рельсов допускается при условии устройства отводов 1 мм на 1 м пути. |
25. При приемке пути, сдаваемого в постоянную эксплуатацию, надлежит проверить его состояние в соответствии с данными, приведенными в табл. 9, и дополнительными требованиями, а именно:
- на всем перегоне путь, как правило, должен быть уложен рельсами одного типа и одной и той же длины, за исключением укороченных рельсов, укладываемых по внутренним нитям кривых;
- все рельсы должны иметь подуклонку (наклон внутрь колеи относительно поверхности шпал);
- на двухпутных участках дорога концы шпал должны быть выровнены по шнуру параллельно наружной рельсовой нити, а на однопутных - с правой стороны по счету километров;
- шпалы и брусья должны иметь клеймо года укладки в путь;
- размеры балластной призмы должны соответствовать типовым поперечным профилям с учетом допусков, указанных в таблице;
- поверхность балластной призмы должна быть ниже верхней постели деревянных шпал на 3 см, а при железобетонных шпалах - в одном уровне с верхом их средней части;
- стрелочные переводы должны быть уложены по утвержденным эпюрам, а переводная и закрестовинная кривые поставлены по ординатам; от каждого стрелочного перевода должен быть обеспечен нормальный отвод воды.
26. Для проверки состояния верхнего строения железнодорожного пути при приемке его в постоянную эксплуатацию следует использовать вагоны-путеизмерители или путеизмерительные тележки.
ВОЗВЕДЕНИЕ МОСТОВ И ТРУБ
Общие положения
1. В настоящем разделе излагается порядок осуществления контроля качества и приемки работ по сооружению новых и реконструкции существующих постоянных мостов (в том числе путепроводов, виадуков, эстакад, теплоходных мостов) и труб под насыпями железных дорог, линиями метрополитена и трамвайными путями, автомобильными дорогами (включая дороги промышленных предприятий), на улицах и дорогах в соответствии с требованиями СНиП 3.06.04-91.
2. Контроль качества работ по возведению мостов и труб должен осуществляться на следующих этапах их строительства:
- при выполнении геодезических и разбивочных работ;
- при приемке материалов и конструкций;
- в процессе возведения сооружений;
- при засыпке труб, устоев мостов и укреплении откосов.
3. При сооружении мостов и труб следует осуществлять предусмотренные проектом меры по охране окружающей природной среды и сохранению существующего в данной местности природного баланса.
4. Строительные организации до сдачи в эксплуатацию законченного строительством моста или трубы должны вести систематические наблюдения за его техническим состоянием и осуществлять контроль за положением возведенных конструкций сооружения в плане и профиле, особенно после прохода паводковых вод.
Осмотр труб и контроль за положением их звеньев (секций) должны быть осуществлены строительной организацией через 2-3 месяца после засыпки труб грунтом.
Результаты контроля необходимо оформлять соответствующим актом.
5. Загружение части моста, законченной в соответствии с проектом, допускается только после ее обследования и составления акта промежуточной приемки. Порядок указанного загружения устанавливается ППР.