Строительство и эксплуатация рельсовых путей
1. В процессе строительства рельсовых путей контролируются качество возведения земляного полотна и устройства верхнего строения пути.
2. Все земляные работы, связанные с прокладкой подземных коммуникаций, должны быть закончены к началу возведения земляного полотна. Площадку рельсового пути до начала возведения следует очистить от строительного мусора, посторонних предметов и растительного слоя, а в зимнее время - от снега и льда.
3. Протяженность земляного полотна следует принимать из условия обслуживания башенным краном всей зоны работ, предусмотренной проектом их производства. Протяженность рельсового пути должна быть не менее двух рельсовых звеньев длиной по 12,5 м.
4. Продольный уклон земляного полотна из не дренирующего грунта должен быть не более 0,003, поперечный уклон - в пределах 0,008-0,01 и иметь направление от строящегося объекта или котлована. Земляное полотно из дренирующего или скального грунта допускается выполнять горизонтальным.
5. Насыпной грунт следует укладывать слоями с обязательным послойным уплотнением. Толщина слоев определяется применяемыми машинами и оборудованием для уплотнения грунта.
6. При возведении земляного полотна из насыпного грунта не допускается:
- применять грунт с примесью строительного мусора, древесных отходов, гниющих или подверженных набуханию включений, льда, снега и дерна;
- применять не дренирующий грунт (глину, суглинок) в смеси с дренирующим;
- прикрывать слой высоко дренирующего грунта грунтом с меньшей дренирующей способностью;
- укладывать мерзлый, а также талый грунт в смеси с мерзлым;
- вести отсыпку земляного полотна во время интенсивного снегопада без принятия мер по защите насыпного грунта от включений снега;
- уплотнять грунты поливкой водой в зимнее время.
7. Поверхностные воды с земляного полотна следует отводить с помощью продольных водоотводных канав, которые необходимо устраивать на всю длину земляного полотна. Водоотводные канавы с уклоном дна не менее 0,003 следует располагать по оси пути и со стороны рельсового пути, противоположной возводимому объекту или котловану, и включать в общий водоотвод строительной площадки. Поперечный профиль водоотводных канав должен быть трапецеидальной формы глубиной не менее 0,35 ми шириной по дну не менее 0,25 м с откосами при песчаных и супесчаных грунтах 1: 1,5, при остальных грунтах - 1:1. В скальных грунтах допускается устраивать водоотводные канавы треугольной формы глубиной не менее 0,25 м с откосами 1:0,2.
Допускается засыпка водоотвода высоко дренирующим материалом (щебнем, гравием, крупнозернистым песком).
8. В качестве балласта рельсовых путей следует применять щебень, гравий или гравийно-песчаную смесь, крупный или среднезернистый пески, доменные шлаки.
9. При устройстве рельсового пути у незакрепленного котлована, траншей расстояние по горизонтали от края дна выемки до нижнего края балластной призмы должно быть не менее:
- для песчаных и супесчаных грунтов - 1,5 глубины выемки плюс 0,4 м;
- для остальных грунтов - глубины выемки плюс 0,4 м.
10. Балластные призмы следует устраивать с равномерным уплотнением по всей площади. Допускается песчаный балласт в летнее время уплотнять поливкой воды. Работы по устройству песчаных балластных призм в зимнее время должны быть организованы так, чтобы балласт был доставлен, уложен и уплотнен до его смерзания.
11. Рельсовый путь следует собирать из инвентарных секций на деревянных полушпалах длиной не менее 1375 мм. Рельсовые стыки должны быть сболчены полным числом болтов. Величина зазора в стыке между рельсами не должна превышать 12 мм. Взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов в плане не должно превышать 2 мм, по высоте - 3 мм.
12. На концах рельсовых нитей должны быть установлены четыре инвентарных тупиковых упора на расстоянии не менее 500 мм от концов рельсов. Устройство тормозных балластных призм перед тупиковыми упорами не допускается.
13. На обоих концах рельсового пути должно быть установлено и закреплено по одной включающей линейке для концевых выключателей механизма передвижения крана.
При отсутствии на кране кабельного барабана на участках расположения электрокабеля, питающего кран, вдоль рельсового пути необходимо устанавливать лоток.
14. При устройстве рельсового пути должны быть соблюдены требования табл. 1.
Таблица 1
(СНиП 3.08.01-85, пп. 2.27-2.29)
Технические требования | Предельные отклонения | Контроль (метод, объем) |
Размер колеи | + 15 мм | Измерительный, стальной рулеткой, каждое рельсовое звено в его средней части и в зоне болтовых стыков |
Продольный и поперечный уклоны | 0,004 | Измерительный, нивелировка по головке рельса с установкой рейки в средней части и в зоне болтовых стыков каждого звена |
Прямолинейность рельсового пути для кранов: с жесткими ходовыми рамами с балансирными ходовыми тележками | 20 мм на 10 м пути 25 мм на 10 м пути | Измерительный, натянутой струной или теодолитом |
15. Рельсовый путь, оборудованный с истемой заземления, тупиковыми упорами и выключающими линейками, следует не менее 10 раз обкатать краном без груза и не менее 5 раз - с максимальным рабочим грузом, после чего необходимо провести нивелирование рельсового пути по головке рельса и просевшие участки выправить подбивкой балласта под опорные элементы.
16. Перед началом эксплуатации крана следует составлять акт сдачи рельсового пути в эксплуатацию, к которому необходимо прилагать документально оформленные результаты нивелирования, а также схему нивелирования поперечного и продольного профилей рельсового пути.
17. При эксплуатации крана следует вести постоянное наблюдение за состоянием рельсового пути и особенно за участком пути для стоянки крана в нерабочем состоянии. Плановую проверку состояния рельсового пути производит лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, после каждых 20-24 смен работы крана, отмечая результаты проверки в сменном журнале крана.
При плановой проверке состояния рельсового пути необходимо проверять размер колеи, прямолинейность и горизонтальность рельсового пути, с помощью нивелира выборочно измерять упругую просадку рельсовых нитей под колесами крана, а также производить осмотр состояния элементов верхнего строения пути и водоотвода.
18. При осмотре рельсов следует обращать внимание на шейку рельса, поверхность головки и концы рельсов. Дефектные рельсы могут быть замечены по следующим признакам: местному уширению головки; темным продольным полосам на поверхности катания; красноте под головкой; тонким продольным или поперечным трещинам на верхней или боковой поверхностях головки; ржавым или синим полосам в местах сопряжения шейки с подошвой или на полке подошвы; выщербинам на головке рельса и т. п.
19. Не допускается эксплуатация крана на рельсовом пути при:
- продольном или поперечном уклонах свыше 0,01;
- отклонении размера колеи и прямолинейности пути от допускаемых величин, приведенных в табл. 1;
- упругой просадке рельсовых нитей под колесами и крана свыше 5 мм (просадку следует измерять при подъеме максимального рабочего груза и угле поворота стрелы крана в плане относительно оси пути 45° без передвижения крана);
- горизонтальном износе головки рельса Р43 свыше 10 мм, Р50 свыше 11 мм и Р65 свыше 13 мм;
- вертикальном износе головки рельса Р43 свыше 8 мм, Р50 свыше 9 мм и Р65 свыше 10 мм;
- плавных вмятинах и забоинах рельсов свыше 4 мм;
- плавном местном износе кромки подошвы рельсов от костылей свыше 5;
- уменьшении толщины подошвы рельсов от ржавления свыше 4 м;
- суммарном равномерном наплыве металла на боковых гранях головки рельсов без признаков трещин и расслоений свыше 6 мм;
- трещинах в головке, шейке, подошве, местах перехода шейки в головку или подошву, у болтовых отверстий рельсов;
- выколе подошвы или головки рельсов;
- провисших концах рельсов, включая смятие на 5 мм при измерении просвета между рельсом и линейкой длиной 1 м, укладываемой на головку рельса;
- прикреплении рельсов к опорным элементам неполным числом прикрепителей;
- изломе деревянных полушпал;
- сквозных поперечных трещинах в железобетонных балках;
- обнажении рабочей арматуры или стержней закладных подрельсовых деталей железобетонных балок с обрывом или деформацией одного стержня и более;
- отсутствии тупиковых упоров и выключающих линеек;
- отсутствии или неисправности заземления.
20. По результатам плановой проверки состояния рельсового пути при необходимости следует:
- произвести рихтовку и выправку пути по уровню;
- заменить дефектные рельсы, рельсовые скрепления и опорные элементы;
- восстановить поперечный профиль балластной призмы с заменой заросшего и загрязненного балласта чистым балластным материалом;
- подтянуть ослабленные путевые шурупы или добить ослабленные костыли;
- подтянуть ослабленные болтовые соединения;
- отрегулировать зазоры в стыках рельсов;
- смазать болтовые соединения в стыках рельсов;
- восстановить поврежденные соединительные проводники и перемычки заземления и окрасить их в черный цвет;
- очистить от грязи и балласта поверхности рельсов, рельсовых скреплений, опорных элементов и открытых перемычек заземления;
- обеспечить правильность установки и укрепить тупиковые упоры и выключающие линейки;
- очистить от грязи и балласта поверхности рельсов, рельсовых скреплений, опорных элементов и открытых перемычек заземления;
- обеспечить правильность установки и укрепить тупиковые упоры и выключающие линейки;
- очистить водоотвод от мусора и посторонних предметов.
21. Кроме плановых проверок состояния рельсового пути следует производить дополнительные его осмотры при особо неблагоприятных метеорологических условиях (ливнях, снежных заносах, таянии снега и т. д.), а также при наличии неустойчивых участков пути (в пазухах фундаментов, в местах прохождения подземных коммуникаций и т. п.).