Возраст от третьего до пятого года жизни

Возраст до 3 лет

В течение первой ступени игры ребенок должен, прежде всего, научиться владеть своим собственным телом. При этом большую роль играют подражание, привычка и неосознанное постоянное повторение. С удивительной неутоми­мостью ребенок стремится к вертикальному положению, и его не смущают никакие неудачи. Без очевидного внешнего принуждения, только лишь подражая окружающим его взрослым, он преследует цель: выпрямиться и двигаться вперед и, таким образом, вступает в совершенно новые отношения с пространственными измерениями. Подобным образом он овладевает языком, а с языком - и задатками мышления; После этого овладения своим собственным телом и всеми теми предметами, ДО которых только можно дотронуться, дотянуться, ребенок начинает сопровождать мать во время ее домашних дел. Так ребенок достигает второй фазы подражательного обучения, в которой он в большей степени начинает выбирать сам, все меньше сообразуясь с примером, причем личные отношения к конкретным взрослым приобретают судьбоносное значение. Действия взрослого воспринимаются не осознанно, а "любовно".

Сначала ребенок ограничивается подражательной деятельностью, которая, казалось бы не имеет смысла. Он идет по комнате, как мама, берет в руки только что положенные ею предметы и тут же оставляет их в другом месте. Он наполняет свою корзинку или тележку строительным материалом, как мама наполняет корзинку картофелем. Но ему явно недостаточно однократного наполнения, иначе он не опустошал бы корзину с возрастающим усердием. То, что он еще не понимает смысла действия, видно по тому, что орудуя - ему позволили - веником и тряпкой, забираясь, точно так же как мать, в углы и под шкаф, он не убирает и чуточки грязи.

В то время, когда ребенок играет один или со своими братьями и сестрами, он с увлечением снова и снова строит башню из чурок такой высоты, пока она не опрокидывается, или наполняет и песочнице ведерко и снова опустошает его, причем с заметной радостью позволяет песку струиться по его ногам или сквозь пальцы, точно так же он ведет себя около бассейна. Если ребенок 2-3 лет принимает участие в игре в "дочки-матери" со старшими братьями и сестрами, то здесь тоже видно, что он пока не понимает сути игры детей более старшей ступени, а именно - перенос действий взрослых в "как будто игру . Так, он на самом деле ест траву, имитирующую салат, или "пудинг" из песка.

Уже эти немногочисленные примеры ясно показывают, в какой степени ребенок связывает свою деятельность с напряжением, серьезностью и усердием, что включает, разумеется, и восторг, и желание, и радость. И можно понять, как ребенок, обучаясь чему-то, совершает это с помощью подражания. У детей, которые в этом раннем возрасте не могут учиться через подражание, а приводятся к определенным моделям поведения долговременным апеллированием к их разуму и натаскиванием, можно наблюдать, что уже на четвергом году жизни они почти не проявляют никакой инициативы к игре, с трудом вступают в контакт с товарищами по игре и имеют бледный цвет лица.

Модель

Если занавесить две такие стойки, они образуют уголок для кукол или магазин (см. стр. рис. 1, 2. 3, 16). Если отодвинуть занавески в сторону, можно будет устроить кукольный театр (см. гл.: "Куклы-статуэтки"). Если на доску кладется байковая простынка и подушка для игр и занавески свисают по обеим сторонам стойки (см. "Занавески для стоек, вариант "В"), получится уютная кровать с балдахином. Или на верхней балке с помощью шнуров можно закрепить гамачок или корзинку и покачать в них куклу.

Модель В

Такую стойку детям легче всего переносить с места на место и поэтому она особенно подходит для "крупномасштабного" строительства. Все края должны быть хорошо закруглены. Верхнюю поперечную балку можно сделать выдвижной. В этом случае по обеим сторонам планок стойки можно вставить извлекаемые деревянные клинья. На верхнюю балку, как на шест для гардин, можно надеть занавески с широкой подгибкой, тогда они провисят долго. В верхней поперечной балке можно просверлить отверстия, в которые, если потребуется, можно вставить толстые гибкие трубки (диаметром ок. 1см) в качестве элемента-связки с другой стойкой (эти трубки будут входом или крышей). На концы поперечной балки, оформленные в виде крючка, можно повесить петли "дверей'1 (см.: "Занавески для стоек") или колокольчик, выполняющий функцию дверного звонка. Под доской (модель Л) можно на всякий случай укрепить вторую балку, чтобы стойка была достаточно прочной.

 
  Возраст от третьего до пятого года жизни - student2.ru

Занавески для стоек

Материал: больше всего подойдет однотонный батист или другая одноцветная тонкая хлопчатобумажная ткань. При ширине ткани 80 см потребуется два полотнища, при ширине ткани 120 или 140 см - только одно.

Размеры:

а) длина выкройки одного полотнища - 1.13м, т.е.: готовая длина 98 см, припуск на подгибку вверху - 10 см, внизу - 5 см.

б) длина выкройки - 2,10 м, припуск на подгибку внизу - 5-6 см; сложить выкройку пополам и прострочить на расстоянии 10 см от сгиба, чтобы занавески можно было сдвигать.

Двери: длина выкройки 1,02 м, готовая длина - 95 см, припуск на подгибку внизу - 5 см, вверху - 2 см. В верхний припуск на подгибку вшить по обеим сторонам по одной петле из той же ткани длиной примерно 10 см, шириной 2 см. Размеры полотнища для входа или крыши определяются в зависимости от высоты арок. Эти полотнища не должны свисать до пола.

Лоскуты для игр

(см. стр. рис. 3) Строительные лоскуты

Одноцветные лоскуты, которые мы можем дать детям для игр, относятся к самым важным и любимым детьми вещам. С их помощью можно сделать почти все, что угодно. Они служат для строительства "домов", когда ими занавешивают столы, стойки и придвинутые Друг к Другу стулья; используются в качестве подстилки при строительстве из деревянных чурок (они могут быть лугом, морем, полем и т.д.), из них можно сделать мешок дня переноски каштанов, еловых шишек и т.д.; подстилку для самодельного поезда (см. гл.: "Поезда из поленьев, покрытых корой"), если узко сложить их вдоль; если узко сложить их по длине и скатать, они могут быть пожарным шлангом. Они очень хорошо подойдут для всяческих переодеваний. Фантазия детей не знает границ и во время игр с лоскутами у них будут появляться все более богатые идеи. Для того, чтобы "утяжелить'' такие лоскуты, чтобы они, например, не сползали со стола, очень хорошо подходят мешочки с песком.

Материал: хлопчатобумажная бязь, тонкий лен или поплин разных цветов, не очень ярких.

Размеры: примерно 80 х 150 см.

Лоскуты для ряження

Для ряжения лучше брать более легкие ткани, к примеру, хлопчатобумажный батист, потому что такие ткани легче всего использовать в подобных целях, нежели строительные лоскуты. Из них мастерят не только длинные юбки, платки, которые можно накинуть на плечи, крылья ангелов, накидки и всякие головные уборы, но и наряды, указывающие на определенную роль в игре: врач, медсестра, пожарник, мама, бабушка, король, принцесса, невеста. Для укрепления лоскутов на голове или в качестве пояса служат головные повязки или шерстяные шнуры.

Матерная: одноцветный хлопчатобумажный батист или очень тонкая бязь.

Размеры: примерно 80 х 120 см.

 
  Возраст от третьего до пятого года жизни - student2.ru

Головная повязка (см. стр. рис. 4)

С помощью таких повязок очень удобно закреплять на голове лоскуты для ряжения. Но их применяют еще и в качестве поясов, лент для перевязывания ку­кольных пеленок или туго скатывают и аккуратно прикрепляют в комнате для гукол. имитируя абажур.

Материал: толстая мягкая шерсть, лучше всего желтого цвета, крючок для вязания.

В начале работы (см. стр. рис. 4) провязать 20 или 25 см воздушными петлями, в обратную сторону вязать цепочечной петлей, т.е. ввести крючок, вытянуть нитку и сразу протянуть через имеющуюся петлю. Теперь начинается средняя часть: 40 см воздушными петлями, затем перевернуть, 1 воздушная петля, 1 цепочечная петля и полустолбик (т.е. накид, вытянуть нитку и сразу протянуть), обычный столбик; так продолжать до тех пор, пока не останется 2 петли; затем опять провязать полустолбик, одну цепочечную петлю.

Вторая завязка: 20-25 см воздушных петель и в обратную сторону вязать цепочечными петлями. Нитки в начале и в конце работы закрепить (зашить) при помощи иголки.

Шнуры

Сколько ни давай детям толстых шерстяных шнуров, им все будет мало. Они используют шнуры для закрепления лоскутов, в которые они наряжаются; если привязать такой шнур к палке, получится удочка; связав несколько шнуров друг с другом, можно сконструировать подвесную канатную дорогу или подготовить телефонную проводку; порой с их помощью дети строят весы, если когда-нибудь им посчастливилось видеть старинные весы; иногда дети обвязывают их вокруг "шеи" узелковых кукол и таким гениальным способом превращают их в марионеток. Эти немногочисленные примеры говорят о широких возможностях применения шерстяных шнуров.

Материал: толстая качественная шерсть, вязальный крючок №5 или №6. Провязать от 60 до 80 см воздушными петлями шерстью в 3-5 сложений. Оставшиеся в конце и начале работы нитки хорошо закрепить.

Меш очки с песком см. стр. рис. 4

С их помощью можно придавить строительные лоскуты на столах или на другой мебели, не нанося при этом мебели никаких повреждений, которые могут произойти при использовании, например, деревянных брусков. Фантазия детей превращает мешочки с песком в лыжи (если их привязать к ногам) или в рыбу на удочке; в штемпельную подушку при игре в почту; в груз для деревянного поезда и т.д.

Материал: очень плотная ткань, через которую не может просеиваться песок, например, тик, одноцветная ткань для чехла, 300 - 350 граммов песка для каждого мешочка.

Размеры: 18 х 13 см (готовое изделие).

Выкройка для наволочки-чехла: 14,5 Х 49 см.

Сшить из плотной ткани мешочки, наполнить их песком и зашить четвертую сторону. Чехол лучше сделать без застежки и надевать на мешочек, не закрепляя. Тогда его легко можно будет снять и выстирать.

Сначала подрубить узкие стороны, затем сложить ткань в соответствии с размерами мешочка изнаночной стороной наружу и выполнить боковые швы. Вывернуть и отутюжить.

Подушка для игр (см. стр. рис. 4)

Мягкая, наполненная шерстью подушка порадует любого ребенка. С ее по­мощью на скамье или на ковре, лежащем на полу, ребенок может построить себе кровать; на ней можно сидеть на полу среди игрушек; можно шнурами привязать подушку к голове (получится шлем пожарного) или на спину (тогда она будет школьным ранцем).

Размеры готовой подушки: примерно 40 х 30 см.

Материал: простая бязь или любой другой лоскут на чехол для шерсти. Ткань для наволочки (очень хорошо было бы использовать хлопчатобумажный велюр). Хорошо распушенная или чесаная овечья шерсть (желательно в
несколько слоев). *

Чехол для шерсти сшить с трех сторон, хорошенько набить шерстью, затем зашить четвертую сторону. Сшить и надеть наволочку.

СТРОИМ НА ПОЛУ И НА СТОЛАХ

Нет такого ребенка, которому может надоесть доставать все свои строительные материалы и каждый раз с новым вдохновением строить из них свои владения такими, какими он их себе представляет: ведь он всегда является тем человеком, вокруг которого происходят все события.

Когда ребенок играет, например, в штурмана, ему нужен корабль, а в придачу к нему - река или море, в котором есть ракушки; когда он - пастух, ему нужно пастбище с овцами и дом для жены и детей, а когда он крестьянин, еще и хлев с животными, лошадь и повозка; когда он машинист, ему требуется поезд с пассажирами или грузами. Чем больше дети видят, насколько многообразен окружающий их мир (или если им рассказывают об этом), тем многообразнее детские постройки: например, лес с норами для зверей и кормушки; гора на которой живет много гномов и в которой прячется их пещера.

Незамысловатые игрушки - вырезанные из дерева или сшитые - побуждают ребенка окружать их множеством предметов, которыми изобилует природа: корни, камни, ракушки, куски коры, шишки и плоды, такие, например, как каштаны и желуди. Все эти предметы должны отбираться по одному основному принципу: как можно более дифференцирование воздействовать на способность маленького ребенка тонко чувствовать. Это касается и гармонирующих друг с другом красок, и пластичных форм и различных качеств таких материалов, как камень, дерево, шерсть, кора, ткани (см. также гл.:. "Как влияют на ребенка чувственные впечатления?

Следует принимать во внимание, что дети младшего возраста, примерно до четвертого года жизни, не могут еще построить какой-то конкретный пейзаж или что-нибудь подобное. В большинстве своем они ставят все игрушки рядом друг с другом в пределах очень тесного пространства и заканчивают 'строительство", как только корзинка пустеет.

Строительные чурбачки [см. стр. рис. 3)

Строительные чурбачки из разных по размеру сучьев, покрытых корой, не только предлагают изобилие органичных форм и природных красок - многие из них в силу какой-нибудь особенности (например, торчащего сбоку сучка или погнутой формы) позволяют детям разглядеть в них предметы из области повседневной жизни. Так, изогнутый сук может быть сначала мостом, потом мечом, трубой, косой. Или, например, торчащий сбоку сучок может быть колодцем, трубой локомотива, выступом, на котором висит дверной колокольчик, частью изгороди. При постройке дома, маяка или другою здания пи чурбачки крепятся не с помощью удобной системы кнопок и винтиков: дети должны суметь почувствовать действие сил равновесия.

Материал: березовые сучья и другие деревяшки с красивой корой (размером примерно от 2 до 5 см, в зависимости от их толщины).

Сучья распиливают на кусочки разной длины, примерно от 2 до 2,5 см. Некоторые толстые сучья можно топором расколоть пополам. От очень толстых сучьев отпилить пластинки толщиной приблизительно от 2.5 до 4 см. Никогда не отпиливайте до основания сучки, торчащие сбоку, всегда оставляйте несколько сантиметров. Края поверхности среза, чтобы они не были очень острыми, обстругать ножом для резьбы по дереву или обычным перочинным ножом. Сами поверхности среза отшлифовать наждачной бумагой и затем втереть бальзамом из пчелиного воска или чистым льняным маслом и отполировать. Это защищает дерево и его легко можно будет очистить (см.:. Приложение. Уход за деревянными игрушками и их чистка"). Для хранения чурбачков особенно хороши большие ивовые корзины.

В качестве дополнения к строительным чурбачкам: хранящиеся в сдельных корзинах куски коры, сосновые шишки, камни, ракушки, овечья персть, перья, каштаны, желуди. Далее: вырезанные из дереза фигурки людей и животных (см. стр. рис. 6), куклы-статуэтки (см. стр. рис. 8), гномики (см. стр. тс. 8); маленькие строительные лоскутки и деревянные бельевые прищепки.

 
  Возраст от третьего до пятого года жизни - student2.ru

Лоскутки для кукол

Обыкновенные лоскутки позволяют одевать кукол самым различным обра­зом, превращая их то в грудных младенцев, то в бабушек. Желательно, чтобы лоскутки были одноцветными я лучше всего нежных тонов. Для укрепления лоскутов на голове можно связать крючком головную повязку, соответствующую размеру кукольной головы. Лоскуты подрубить, некоторые можно обвязать крючком.

Размеры: квадратные лоскуты с длиной стороны от 30 до 50 см.

Материал: батист, шелк, тонкая шерстяная ткань, тонкий лен, фланель.

Ложка и лопатка

Тому, у кого есть немного опыта работы с деревом, вырезание этих предме­тов доставит радость. Каждый из них всегда будет иным и, таким образом, они создадут впечатление чего-то живого для детей, играющих с ними.

Материал Дерево, особенно подойдут береза, клен, можно попросить у столяра кусочки отходов (не брать древесину твердых сортов).

Инструменты: если можно - верстак или маленькие теки, нож для резьбы по дереву, пила, напильник, наждачная бумага.

Карандашом нарисовать на куске деревяшки форму лодки или лопаты. Во­локна дерева должны идти параллельно длине заготовки.

Обрезать лишнее дерево так, чтобы поверхность среза получилась прямой, без всяких вьшуклостен.

На боковой поверхности нарисовать изогнутую форму и снова обрезать дерево вне линии контура так, чтобы поверхность получилась прямой.

Только после этого округлить края так, чтобы приятно было дотронуться до них. Наметить поверхность, которую нужно выскоблить - смотри пунктирную линию * край оставить! Осторожно вырезать по направлению стрелок. Работу нужно постоянно осматривал» и ощупывать со всех сторон, пока не почувствуете, что форма действительно получается удачной.

В заключение хорошо отшлифовать наждачной бумагой, натереть бальзамом из пчелиного воска и отполировать.

Чашечка

Нарисовать на заготовке желаемую форму и вырезать углубление в соответствии с направлением волокон древесины. После этого ножом для резьбы пи дереву обрезать древесину вне линии края. На нижней плоскости наметить размер дна и вырезать вокруг боковую поверхность чашки.

В заключение ножом для резьбы по дереву обрезать край, к примеру, срезать внешний угол так, чтобы поверхность края получилась слегка скошенной. Отшлифовать бальзамом из пчелиного воска и отполировать.

КУКОЛЬНАЯ КОМНАТА

(см. стр. рис. 17)

В возрасте от 6 до 9 лет дети особенно любят играть с кукольной комнатой. Выдержка детей вырастает к этому времени настолько, что они занимаются этим в течение долгого времени и могут забыть обо всем окружающем. Играть означает теперь перестраивать, обустраивать по-новому, пристраивать другие помещения, сад, хлев, луг, делать новых кукол или платья для них, шить коврики или вышивать, шить подушки и одеяла для кроваток, сооружать маленькие полки из круглых деревяшек и дощечек и обставлять их посудой (из шляпок желудей и ракушек, например). Со всеми этими делами дети больше всего любят сидеть за столом или на корточках на полу, где их свобода ничем не ограничена.

Важно, чтобы взрослые давали детям возможность испытать радость открытия и лишь поставляли им материал для этого. Нужно сознательно отказаться от всяких отличных миниатюрных вещичек, любовь к которым взрослых вполне оправдана.

Материал: столярная заготовка размером примерно 40 Х 50 см, гибкие трубки или ивовые прутья приблизительно 8 мм в диаметре, легкая ткань, к при­меру, батист 80 х 100 см.

Спилить острые углы доски так, чтобы получилась более приятная форма. На поперечных сторонах просверлить по 3 отверстия, соответствующие толщине трубок или прутьев. Доску хорошо отшлифовать и натереть воском.

Отрезать дуги для арок (примерно 95 см, 90 см, 85 см) и вставить их в от­верстия. Самая длинная дута должна быть спереди.

Ткань хорошо отгладить и укрепить на передней дуге с помощью нескольких стежков. С противоположной стороны ткань сосборитъ ниткой.

Ткань можно и просто набросить сверху и, если детям это нужно, закрепить с помощью шнуров, бельевых прищепок или узлов.

В качестве дополнения: строительные чурбачки, особенно хороши куски сучьев и длинные тонкие сучья или сучья, поделенные пополам; маленькие строительные лоскутки, шнуры.

 
  Возраст от третьего до пятого года жизни - student2.ru

Мебель для кукольной комнаты, вырезанная из дерева (см. стр. рис 17)

Материал: сучья (береза, клен, каштан и др.), пила, нож для резьбы по дереву или перочинный нож, бальзам из пчелиного воска для обработки оструганных поверхностей.

Кресло

Кусок сука длиной от 16 до 18 см (диаметр примерно 7-8 см) распилить наискось, чтобы получились деревяшки для двух кресел. Вырезать поверхность сиденья; края округлить ножом для резьбы.

Стол

Отпилить от сука кусочек длиной примерно 7 см (диаметр приблизительно от 7 до 9 см). По направлению стрелки вырезать цоколь подставки. Поверхность отшлифовать наждачной бумагой. С таким же успехом можно положить деревянную пластинку на более тонкую круглую деревяшку.

Кроватки

Круглые деревяшки длиной около 12 см и диаметром примерно 8 см распи­лить вдоль иди расколоть топором. Выскоблить небольшое углубление, края его обработать ножом. Дно можно чуть-чуть стесать.

Из таких кроваток любят делать кораблики иди крышу, поставив их на две круглые деревяшки.

Куклы для кукольной комнаты(см. стр. рис 18)

Маленьких кукол совсем нетрудно сделать из тонкого лоскутка, завязав на нем узлы, и одеть их В незамысловатые одежки, (см. гпл "Изготовление узелковых кукол и зверюшек").

Можно взять кукол-статуэток (см, гл.: "Куклы-статуэтки") и сделать им руки: сшить из легкой ткани рукава, подходящие по размеру (см. стр>шк>. 18). Протя­нуть кончики трико головы через шейное отверстие (горловину). Пришить отверстие вокруг нитки, которой обвязана шея.

Фетр немного надрезать с обеих сторон, вложить в эти надрезы рукава и пришить фетровую одежку к голове. Рукава наполнить небольшим количеством шерсти, внизу присборить ниткой и пришить ладони. Для мужских фигурок можно сделать шляпу и подходящую накидку.

Школьники любят вязать маленьких кукол. Вначале им нужно будет помочь определить пропорции, количество убавляемых и прибавляемых петель (см. гл.: "Вязаная кукла"). Дети, которые больше любят шить, мастерят себе куколок из лоскута или кукол-статуэток. Или они делают каркас куклы из гибкого плюша и обвивают его непряденой овечьей шерстью.

Вязаная кукла(см. стр. рис.18)

Материал: 2 спицы, 25 г. цветной шерсти, трико для головы, шерсть для волос, овечья шерсть для набивки.

Вязка: лицевые и изнаночные ряды провязываются лицевыми петлями.

Набрать 40 петель, провязать 14 рядов, затем, связав половину от всего количества петель на спиле, провязать 2 петли вместе, затем сделать накид, чтобы получилось маленькое отверстие для шеи. Связать еще 14 рядов. С обеих сторон закрыть по 13 петель, затем набрать на этом же месте по 7 петель. Связать 16 рядов, разделить количество петель пополам и на 14-ти петлях вязать 34 ряда, затем петли закрыть.

Сборка: Набить овечьей шерстью. Сделать подходящие по размеру голову и руки (изготавливаются так же, как и для марионетки (см. стр. рис. 12 и 13) и пришить их (см. рис 18).

 
  Возраст от третьего до пятого года жизни - student2.ru

ПРОСТЫЕ МАРИОНЕТКИ (см. стр. рис. 19а, 196)

У тех детей 5-6 лет, которые видели пьески с марионетками, показанные старшими братьями и сестрами или взрослыми, часто появляется желание подражать этому. Если у них нет простых марионеток, они часто берут своих узелковых кукол, вокруг шеи которых повязывают ленту, за которую они потом водят кукол во время своих рассказов. Ниже описаны простые прочные марионетки, которые предназначены для повседневного пользования а не для. праздников.

Материал: кусочки легких одноцветных тканей, шерстяные или обычны нитки, непряденая овечья шерсть; белая - для набивки головы, желтая коричневая или серая - для волос.

Цвет и тип одеяния (вуаль, стола, мантия) характеризуют отдельны фигуры. Особенно подойдет для короля, например, - желтое, цвета золота одеяние с пурпурной мантией, золотая корона.

Для королевы - нежно-голубое или розовое одеяние с синей мантией, золотая корона.

Для королевского сына - желтое одеяние с желтой или красной столой корона.

Для королевской дочери - розовое одеяние с нежно-розовым или белым покрывалом.

Для старика - сине-фиолетовое одеяние.

Дня старухи - красно-фиолетовое одеяние с покрывалом.

Если ткань нежного цвета, всю фигуру можно сделать из одного лоскута. Мантия или покрывало изготавливают из тканей более насыщенного цвета или других оттенков, Размеры, конечно же, можно варьировать по потребности.

Хорошо распушенную овечью шерсть скатать в тугой цилиндрик (длинной примерно 12,5 см), обернуть лоскутком и перевязать на расстоянии, равной высоте головы - 5 см (см. стр. рис. 19а). ,

Квадратный кусок ткани (длина стороны примерно 40 см) натянуть поверх круглой головы и перевязать вокруг шеи. Два кончика ткани для рук свисающие с головы и находящиеся друг напротив друга, сосборить, чтобы он стали по 11 см длиной и обвязать вокруг запястья. Два других кончика ткани для одеяния закруглить на расстоянии 17 см от нитки, перевязывающей шею.

Свисающий цилиндрик из овечьей шерсти не туго обмотать. Он нужен для того, чтобы фигурка могла сидеть, не "ломаясь" если ее прислоняют к какой-нибудь опоре. Если нужно, чтобы фигурка могла стоять, цилиндр из шерсти должен иметь длину 15 см от нитки, которая перевязывает шею (см. стр. рис 19а). Волосы из цветной шерсти слегка закрепить на голове. Надеть на фигуру столу, накидку или покрывало, корону или платок.

Голову можно также обтянуть тканью нежно-розового цвета, а платье сшить из другой ткани, например, но данной здесь выкройке можно вырезать сшить рукава и платье.

Рукава закрепить на шейном отверстии (горловине) или нитке, которая обвязывает шею.

Рукава внизу присборить и вшить в них ладони овальной формы обтянутые тканью для лица.

На платье выполнить задний и плечевые швы. В боках сделать надрезы для рукавов глубиной 4 см. Присборить шейное отверстие и закрепить па нитке, ввязанной вокруг шеи. При работе с некоторыми видами тканей можно рекомендовать сосборить одеяние, легко натянув нитку на расстоянии 4 см от шеи.

Пришить волосы и нитки, за которые кукол будут водить. Для того, чтобы делать такую нитку, нужно свернуть в шнур шерстяную нитку или нитку дня вышивания под цвет одеяния. С обеих сторон головы, в местах, где должны быть уши, как можно незаметнее пришить концы шнура так, чтобы возникало впечатление, что нить начинается над головой.

Сцена(см. стр. рис. 196)

На полу, широкой скамье или низком столике со строительными чурбачками, которые можно накрыть цветными лоскутами, построить пейзаж. Во время, когда дети или взрослые рассказывают историю, фигуру спокойно, т.е.

без скачков, ведут по сцене.

 
  Возраст от третьего до пятого года жизни - student2.ru

 
  Возраст от третьего до пятого года жизни - student2.ru

ВЯЗАНЫЕ ЗВЕРЮШКИ (см. стр. рис. 20 и 21)

Вязаные животные, которые приводятся здесь в качестве примера, особенно подходят для детей после пятого года жизни. Только тогда, когда в ребенке все больше пробуждаются силы воображения, он может осмысленно играть такими животными. Он строит хлев, выводит их на пастбище, заботится о "корме" и воде". Хорошо, если игрушечные животные имеют достаточно маленькие размеры и могут, таким образом, получить в игре соответствующую роль. Если у детей не было еще возможности познакомиться с жизнью животных, например, на летнем выгоне, у них будет мало импульсов для игры со зверюшками. Побудить к этому можно настольными кукольными пьесками, стихами и рассказами. Хорошо, когда взрослые следят за тем, чтобы у детей не было слишком много игрушечных животных. Самой важной в возрасте подражания всегда будет игра в куклы.

Овечка(см. стр. рис. 20)

Материал: шерсть для вязания натурального белого цвета, непряденая овечья шерсть, 2 спицы.

Вязка: в лицевых и изнаночных рядах петли вязать лицевыми. Туловище овечки (вязать по схеме (см. стр. рис. 20). Приведенные цифры указаны, соответственно: верхняя - для большой овечки, средняя - для овечки средней величины, нижняя для очень маленькой овечки.

Край детали, отмеченный точкой "О", сложить пополам и сшить. Точку «*» подтянуть с помощью нескольких стежков к точке "а", при этом уши, получающиеся по обеим сторонам, зашить. Сшить ноги и брюхо, заднюю часть оставить открытой для набивки. Для ног из шерсти свернуть тугой жгут, достающий до брюха и не позволяющий подгибаться ногам (для этого нужно очень плотно обернуть шерсть вокруг ножниц).

Голову и брюхо набивать не так туго. Набивая правой рукой, левой придаем форму. Зашить отверстие.

Пришить хвостик, связанные крючком из воздушных петель или выполнен­ный из свитого шнурочка.

Лошадка(см. стр. рис. 20)

Материал: примерно 20 г. шерстяной пряжи для туловища, приблизительно 2 м пряжи для гривы и хвоста, примерно 20 г. овечьей шерсти для набивки, 2 спицы.

Вязка: в лицевых и изнаночных рядах петли вязать лицевыми.

Туловище: Начать с 40 петель и провязать 12 рядов. С обеих сторон закрыть по 11 петель. Провязать 14 рядов. На обеих сторонах набрать по 11 петель.

В середине следующего ряда, после 20-й петли, прибавить сразу 11 петель. Получится дыра, назначение, которой будет ясно позже. Провязать еще 1 ряд. Теперь в каждом втором ряду прибавлять по 1 петле перед серединной петлей и после нее. Через 12 рядов закрыть на каждой стороне по 20 петель для передних ног. Оставшимися 19 петлями провязать 2 ряда. Теперь набрать на обеих сторонах по 3 петли, после этого прибавить на каждой стороне 2 раза по 1 петле (после кромочной). Через б рядов для головы убавить в следующем ряду по 1 петле на каждой стороне. Петли закрыть.

Уши: Набрать 5 петель, связать 10 рядов, затем до конца в каждом ряду вторую и третью петли провязывать вместе. Уши можно выполнять и прямо на голове на основе шерстяной петли. Прядем шерстяной ниткой через петлю снизу вверх, стягивая вверху немного крепче, так, чтобы ухо получилось острым.

После закрытия петель зашить отверстие на спинке, затем сшить снаружи голову, ноги и брюхо. Заднюю часть оставить открытой для набивки.

Голову и шею не набивать слишком плотно. Для ног шерсть плотно обернуть вокруг ножниц. Только после того, как ножницы уже нельзя будет свернуть, их вытаскивают и набивают в каждую ногу по такому плотному жгуту. Жгут должен доходить до живота, чтобы с течением временя ноги не начали подгибаться. В последнюю очередь хорошенько набить брюхо, потому го ребенок постоянно хватает лошадку за эту часть.

Набивка требует чуткости и ловкости в умении формировать прежде всего с левой руки. Следите за тем, чтобы все ноги были одинаковой длины и касались пола.

После набивки зашить заднюю часть вплоть до отверстия для хвоста. Уши пришить в соответствующих местах, сгибая их пополам у основания, результате чего получится ушная раковина. Грива

1) шею по направлению вверх к переду до лба заполнить стежками: вколоть иглу, не протягивая ДО конца кончик нитки вколоть иглу в том же месте еще раз, отрезать нить в соответствии с желаемой длиной гривы.

2) Выполнять такие же стежки, но в другом направлении, 2-3 ряда рядом друг с другом. Так получается торчащая грива.

Хвост: Обернуть шерсть вокруг ладони, петлю пришить и внизу надрезать.

Курица(см. стр. рис. 20)

Материал: Шерстяная пряжа, белая или желтоватая для туловища, красная для гребешка, непряденая овечья шерсть для набивки, 2 спицы.

Вязка: петли в лицевых и изнаночных рядах вязать лицевыми. Связать квадрат на основе, к примеру, 16-ти петель, закрыть петли. Сложить по диагонали. Зашить одну сторону, заполнить овечьей шерстью к затем зашить вторую сторону. С помощью стежка, стягивающего игрушку от нижней вершины примерно к середине сгиба и снова к вершине, возникает типичная форма курицы.

Красной шерстью с помощью петельных стежков обозначить гребешок и выполнить несколько стежкой на шее.

Свинка(см. стр. рис 21)

Материал: Шерсть для вязания розового цвета, непряденая овечья шерсть, 2 спицы.

Вязка: в лицевых и изнаночных рядах петли вязать лицевыми. Начать с 36 петель и провязать 12 рядов. С каждой стороны убавить по 5 петель и снова провязать 12 рядов.

С каждой стороны прибавить по 5 петель и провязать еще 12 рядов. С каждой стороны убавить по 7 петель и провязать 4 ряда. В каждом из шести следующих рядов слева и справа от обеих средних петель убавлять по одной петле, провязывая по 2 петля вместе.

* Провязать один ряд не убавляя. В следующем ряду снова убавить по 1 петле справа и слева от средних двух петель *. Повторять от * до * . Закрыть последние б петель.

Уши: Связать 9 рядов на основе 5-ти петель. В каждом последующем ряду-до конца вязки вторую и третью петли провязывать вместе. Голову, брюхо и ноги зашить. Сзади оставить отверстие для набивки.

После этого наполнить голову и туловище шерстью и зашить заднюю часть. Можно пришить из скрученной жгутиком шерсти хвостик крючком. В соответствующих местах пришить уши.

Кошка(см. стр. рис. 21)

Материал: шерсть для вязания (стального, белого или бежевого цветов), 2 спицы, непряденая овечья шерсть.

Вязка: в лицевых и изнаночных рядах петли вязать лицевыми. На 16-ти петлях связать прямоугольник, немного покороче квадрата. Углы сшить, как кульки, так, чтобы получились ноги.

Наполнить все туловище овечьей шерстью и закрыть шов на животе.

Голова: Набрать 7 петель и связать примерно 20 рядов, длина должна быть равна длине двух квадратов. Сложить пополам, наполнить шерстью и зашить. Тщательно выполнить нижний шов, чтобы голова получилась круглой. Уши не пришивать. Голову пришить к туловищу.

Хвост: Набрать 3 петли и вязать примерно 20 рядов. Сшить по длине и затем пришить к туловищу.

Ослик(см. стр. рис. 21)

Материалу шерсть для вязания серого цвета, темно-серая пряжа для гривы, 2 спины.

Вязка: в лицевых и изнаночных рядах петли вязать лицевыми. Набрать 40 петель и связать 12 рядов. На обеих сторонах закрыть по 11 пе­тель. Связать 14 рядов. С обеих сторон прибавить по 11 петель и справа и слева от обеих средних петель в каждом втором ряду прибавить по I петле (7 раз, т.е. пока на спице не будут 54 петля).

Одновременно вязать 12 рядов для передних ног. С обеих сторон убавить 16 петель. В следующем ряду справа и слева от обеих средних петель прибавить по 1 петле.

В начале следующих двух рядов убавить по 2 петли.

В начале следующих двух рядов провязать вместе по 2 петли.

С обеих сторон прибавить 3 петли.

С обеих сторон прибавить 2 петли.

Провязать 4 ряда.

В начале двух следующих рядов 2 петли провязать вместе

Закрыть петли.

Для ушей набрать 5 петель и связать 14 рядов, потом до конца вязания в каждом ряду 2-ю и 3-ю петли провязывать вместе.

Сборка и набивка - смотри: "Лошадка".

Темной шерстью нашить гриву способом "б".

Для хвоста: сложить 3 нитки и укрепить их сзади. Свить хвост. На кончике пришить темную кисточку. з

Утка(см. стр. рис. 21)

Материал: тонкая шерсть для вязания, 2 спицы; непряденая овечья шерсть.

Вязка; в лицевых и изнаночных рядах петли вязать лицевыми.

Туловище: Набрать 30 петель. Провязать 20 рядов, закрыть петли;

Сложить вдоль.

Нижний и задний швы закрыть, следя за тем, чтобы углы были закруглены.

Набить овечьей шерстью, затем закрыть верхний шов; левой рукой при этом придавать форму.

Голова: Набрать 13 петель. Провязать 18 рядов, затем петли закрыть. Сложить вдоль, зашить 2 стороны, наполнить шерстью, затем зашить третью сторону. Следить за тем, чтобы голова имела овальную форму.

Пришить голову к туловищу.

Клюв: В нужном месте пришить 2 петли из шерсти и "прясть" иголкой, пока петля не заполнится до конца.

Глаза: Вышить с помощью 2-3 стежков.

ПЕРЕВЕРТЫШ (см. стр рис. 22)

В особых случаях, когда, например, ребенок болен или когда нужно запол­нить какое-то время ожидания, такой перевертыш будет желанным отвлечением и доставит радость. Поверхностью для перекатывания может служить наклонно установленная гладильная доска, маленький стол ил

Наши рекомендации