Оперативное управление строительным производством
При составлении планов на длительный период в них невозможно учесть все факторы, которые могут возникнуть в период, непосредственно предшествующий началу работ. По мере приближения к намеченным срокам выполнения тех или иных работ информированность о конкретной производственной ситуации непрерывно возрастает. В связи с этим, документы оперативного планирования в строительстве целесообразно подразделять на месячные оперативные планы и, составленные на их основе, декадные и недельные планы (графики) с разбивкой по рабочим дням.
С оперативным планированием должна быть тесно увязана система оперативного руководства реализацией этих планов - диспетчеризация.
Основные задачи, исходные данные и нормативная база оперативного планирования
Задачей оперативного управления является выдача исполнителям и подразделениям, обеспечивающим их всеми видами ресурсов, конкретных плановых заданий на оперативный период, координация действий участников строительного производства и оперативный контроль за выполнением поставленных задач.
Исходными данными для разработки месячных оперативных планов могут служить:
- - годовой план строительной организации с разбивкой по объектам и кварталам;
- - сводный годовой график строительства;
- - проект производства работ (ППР), в том числе графики строительства объектов (последовательность работ, сроки, ресурсы);
- - данные об ожидаемом состоянии объектов на начало планируемого периода;
- - данные о возможности обеспечения строящихся объектов необходимыми ресурсами;
- - нормативы для оперативного планирования и расчета затрат труда, материалов, потребности в машинах, транспорте и других ресурсах для работ, не учтенных в ППР.
Для объектов, на которых применяется система сетевого планирования и управления (СПУ), основными исходными документами должны служить соответствующие сетевые графики.
В оперативном планировании ранее сложилась следующая нормативная база, основные составляющие которой с необходимой корректировкой и адаптацией к новым экономическим условиям рекомендуется использовать и в современном строительном производстве:
- - нормативы организации и управления строительством, куда входят нормы подготовки производства, нормы продолжительности строительства и задела, номы запаса строительных материалов, нормативы технического уровня (сборность, охват механизацией и т.д.);
- - сметные нормативы (СНиП часть IV) и сборники единых районных единичных расценок (ЕРЕР);
- - единая тарифная сетка, тарифно-квалификационные справочники, нормы затрат труда и расценок (ЕНиР, ВНиР и др.), нормы расхода материалов, нормы эксплуатации машин, нормы по качеству строительных работ;
- - плановые нормативы на укрупненный показатель для определения объемов строительно-монтажных работ и потребности в различных ресурсах;
- - планово-производственные нормативы, учитывающие производственные и местные условия строительства, и составляемые строительными организациями для целей оперативного планирования работ [1].
Оперативные планы строительной организации по уровням ее управления Содержание оперативных планов, в зависимости от уровня управления их использующего, должно иметь некоторую специфику, сводящуюся в основном к числу плановых показателей и степени детализации планового задания. Анализируя положительный опыт оперативного управления строительным производством прошлых лет, рассмотрим основное содержание оперативных месячных планов непосредственного организатора работ (мастера или прораба), начальника участка (старшего прораба), СМУ и общестроительного треста.
Оперативный месячный план мастера или прораба должен содержать следующие показатели, рассчитываемые по каждому объекту и виду работ:
- - сроки окончания отдельных этапов строительства или (в случае завершения работ) срок ввода объекта в эксплуатацию;
- - объемы СМР в натуральном и стоимостном выражении, выполняемые собственными силами;
- - численность работников, занятых на СМР;
- - фонд заработной платы работников, занятых на СМР и в подсобном производстве;
- - среднемесячная заработная плата на одного работника, занятого на СМР и в подсобном производстве;
- - потребность в основных материалах и изделиях;
- - потребность в строительных машинах и других средствах механизации.
Оперативный месячный план начальника участка (старшего прораба) в дополнение к показателям вышеприведенного оперативного плана мастера (прораба) должен предусматривать следующие показатели:
- - показатели объемов строительно-монтажных работ по генподряду (отдельно собственными силами и силами субподрядчиков);
- - задание по снижению себестоимости строительно-монтажных работ на участке. Оперативный месячный план строительно-монтажного управления должен включать показатели, планируемые по участкам старших прорабов, отдельно по заказчикам, объектам и этапам работ. Объемы работ, выполняемые субподрядчиками, следует показывать отдельно по каждой подрядной организации. Единицей измерения в таких планах могут быть укрупненные объемы работ - этапы строительных работ.
Оперативный месячный план общестроительного треста-генподрядчика должен объединять планы СМУ. Наиболее ответственные объекты рекомендуется выделять отдельной строкой плана.
Ранее сложился определенный порядок составления оперативных планов, который и теперь может быть положен в основу внутрифирменного планирования крупных строительных организаций. Согласно этому порядку СМУ должно подготавливать проект распределения по месяцам установленных в годовом плане квартальных показателей. Для этого плановый отдел управления в рабочем порядке должен согласовывать контрольные цифры объемов СМР по генподряду с начальниками участков и субподрядными организациями. Разработанный проект плана управление должно представлять на рассмотрение в трест. Аппарат треста должен сводить представленные управлениями данные в проект общего для треста месячного плана и, в свою очередь, сверять цифры с показателями в годовом плане и уточнять объемы работ с субподрядчиками.
Разработка оперативных планов должна производиться плановыми и производственно-техническими отделами строительно-монтажного управления с обязательным участием старших производителей работ, мастеров, а также руководителей подсобных производств и хозяйств.
Оперативные месячные планы старших прорабов должен утверждать начальник строительно-монтажного управления, а планы мастеров - старший прораб (начальник участка).
По истечении планируемого месяца плановый отдел строительно-монтажного управления по данным производственно-технического отдела должен подводить итоги выполнения задания по участкам старших прорабов и мастеров.
Недельно-суточные (декадно-суточные) планы-графики являются одной из форм оперативного планирования строительного производства. Метод недельно-суточного планирования отличается высокой достоверностью информации и точностью расчетов. Это позволяет составлять обоснованные задания, наладить строгий контроль за их выполнением, своевременно решать возникающие в ходе работ вопросы, обеспечивать четкий ритм и интенсивный характер производства.
Исходными данными для составления недельно-суточных графиков могут служить оперативные месячные планы СМР, календарные планы и сетевые графики строительства, ППР и комплектовочные ведомости.
Недельно-суточные графики рекомендуется использовать при производстве СМР, производственно-технологической комплектации, обеспечении работ механизмами и транспортом, для оперативного управления работой подсобных предприятий и хозяйств строительных организаций [1].
Оперативное планирование и управление строительством с использованием сетевого и узлового методов
Оперативное планирование и управление строительством на основе сетевых графиков следует начинать с момента доведения исходного плана строительства объектов до всех исполнителей работ и осуществлять до сдачи их в эксплуатацию.
Оперативное управление на основе сетевых графиков должно включать следующие основные этапы:
- - подготовка данных о фактическом состоянии работ;
- - перерасчет параметров сетевого графика по этим данным;
- - выявление возникших изменений в ходе строительства по сравнению с плановыми заданиями;
- - разработка альтернативных вариантов ведения работ;
- - выполнение аналитических расчетов и выбор наиболее рационального решения с учетом практических возможностей его реализации;
- - подготовка детализированных плановых заданий на последующий период работ и доведение их до исполнителей.
Все вышеперечисленные этапы оперативного управления на основе сетевых графиков должны повторяться с принятой периодичностью. В условиях недельно- (декадно-) суточного планирования периодичность оперативного цикла должна составлять неделю или декаду и увязываться с существующей в строительной организации системой оперативного управления.
Вся оперативная информация о ходе работ и вероятных изменениях в производственной ситуации на будущий период должна подготавливаться ответственными исполнителями (руководителями работ на объекте) по единой форме и передаваться к строго определенному сроку в службу сетевого планирования и управления. Минимальный объем оперативной информации должен включать следующие данные:
- - оставшуюся продолжительность выполнения работ;
- - возможные изменения параметров последующих работ, выявившиеся на момент подготовки оперативной информации;
- - новые работы и события, которые должны быть включены в сеть;
- - работы и события, подлежащие исключению из сети по тем или иным причинам;
- - фактические затраты ресурсов и времени по работам, выполненным между смежными интервалами подачи оперативной информации;
- - основные причины отклонения от плановых сроков [1,2].
На практике возможно оперативное управление по сетевым графикам с применением узлового метода.
Сущность узлового метода заключается в том, что в составе пускового комплекса выделяются конструктивно и технологически обособленные его части - узлы. Такой подход позволяет в возможно короткие сроки обеспечить готовность отдельных технологических линий, отделений и установок, что необходимо для их автономного опробования и наладки.
При применении узлового метода необходимо выполнение определенных требований к разработке проектно-сметной документации. На начальной стадии разработки технического проекта должны составляться перечень и схема разбивки на узлы. Эти документы определяют соответствующее членение всей проектной документации и отдельных ее частей (технологической, строительной, сметной и др.).
Документация узлового метода в составе проекта организации строительства должна состоять из четырех основных частей:
- - схема разбивки на узлы;
- - схема технологической взаимоувязки узлов и их энергетического обеспечения;
- - схема последовательности ввода узлов в эксплуатацию с учетом межузловых ограничений во времени;
- - комплексный укрупненный поузловой график.
Документы узлового метода в составе проекта производства работ должны содержать паспорт узлов и рабочий узловой сетевой график [2,3].
Эффективное диспетчерское управление строительным производством
В строительстве существуют две основные формы оперативного управления: управление по месячным планам-графикам и диспетчерское управление (диспетчеризация) по недельно-(декадно-) суточным графикам.
Для того чтобы диспетчерская служба могла осуществлять свои функции, она должна строиться с соблюдением ряда условий, которые могут быть сформулированы как требования полномочности, компетентности и оснащенности.
Основной задачей диспетчеризации является обеспечение планомерного и ритмичного выполнения СМР.
Функции диспетчерской службы вытекают из основного содержания оперативно-диспетчерского управления строительством и могут быть представлены по этапам управленческого цикла в следующем виде:
- - сбор, передача, обработка и анализ оперативной информации о ходе выполнения СМР, поступающей от организаций и подразделений, а также о допущенных отклонениях от графиков работ;
- - участие в рассмотрении недельно-суточных графиков СМР, поставок материалов, работы механизмов и транспорта;
- - контроль за выполнением недельно-суточных графиков всеми подрядными организациями, промышленными и транспортными предприятиями строительной организации, внешними поставщиками и другими участниками производства. Обеспечение постоянного взаимодействия общестроительных, специализированных и других организаций, участвующих в строительстве;
- - оперативное регулирование хода производства, координация работ, решение текущих вопросов, передача исполнителям оперативных распоряжений руководства;
- - проведение ежедневных диспетчерских совещаний;
- - подготовка рапорта руководству о выполнении недельно- (декадных) и сменно-(суточных) графиков.
В состав системы диспетчеризации должны входить:
- - сеть диспетчерских пунктов;
- - диспетчерский персонал;
- - оперативно-диспетчерская документация;
- - комплекс технических средств связи и других устройств, обеспечивающих сбор, хранение, передачу, обработку и отображение оперативно-диспетчерской информации.
В строительных организациях сложилась вполне определенная система организации диспетчерской службы.Оперативно-диспетчерское управление в общестроительном тресте и его подразделениях осуществляется диспетчерским персоналом из специально оборудованных пунктов:
- - главного диспетчерского пункта (в тресте);
- - диспетчерского пункта (в строительно-монтажном управлении и управлении производственно-технологической комплектации);
- - передвижного диспетчерского пункта (на строительных участках) [2]. Совершенствование оперативного управления строительным производством должно идти
- одновременно по нескольким направлениям:
- - улучшение нормативной базы оперативного планирования, разработка научнообоснованных планово-производственных норм затрат труда, материально-технических ресурсов, эффективная организация оплаты труда;
- - совершенствование методов оперативного управления, повсеместное внедрение недельно- (декадно-) суточных графиков ведения работ и более широкое использование системы сетевого планирования и управления производством, повышение эффективности диспетчирования. Внедрение узлового метода управления на сложных объектах и крупных промышленных комплексах;
- - развитие современных средств оперативной связи. Более широкое использование электронно-вычислительной техники для расчетов и составления оперативной документации, сбора и обработки информации.
Билет №23
1. Научные основы управления качеством в строительстве.
2. Проектирование бытовых городков на строительной площадке.
Бытовые городки - современная и эффективная форма санитар-но-бытового обслуживания непосредственно на объектах.
Понятие обслуживания включает не только наличие комфортабельных бытовых помещений, но и набор удобств и услуг.
Как показывает опыт, в эксплуатации бытовых городков значительный эффект приносят специализированные службы по перебазированию, эксплуатации и ремонту зданий, организации питания и другим сервисным услугам.
Такие городки выполняются в виде набора контейнерных одно- и двухэтажных зданий, размещаемых на тщательно подготовленных площадках, и обслуживаются специализированными подразделениями.
Порядок проектирования:
1. определяют необходимый объем временного строительства по годам с учетом назначения зданий;
2. выявляют возможность и целесообразность использования для нужд строительства существующих и опережающего возведения проектируемых зданий;
3. определяют номенклатуру и площади временных зданий и сооружений, подлежащих сооружению по годам строительства (по КП или КПСК).
При проектировании СГП в составе ПОС определяют размеры площадки для городка, схему размещения зданий и способы обеспечения их электроэнергией, водой и другими коммуникациями. При проектировании СГП в составе ППР уточняют набор зданий конкретно по типам и производят их привязку, а также уточняют способы подключения к коммуникациям.
Состав и размещение городков. Бытовые городки сооружаются до начала производства основных СМР на объектах. Площади санитарно-бытовых помещений принимают по этапам строительства с учетом динамики движения рабочей силы на каждом этапе. Комплекс помещений должен быть подобран для всех рабочих, занятых на стройплощадке, включая рабочих субподрядных и наладочных организаций.
Бытовые городки оборудуют в соответствии с ПОС и ППР, сани-тарно-техническими и противопожарными правилами, действующими нормативами и утвержденной номенклатурой по санитарно-бытовому обслуживанию строителей. На строительном объекте с числом работающих в наиболее многочисленной смене менее 60 человек должны быть как минимум следующие санитарно-бытовые помещения и инвентарь: гардеробные с умывальниками, душевыми и сушильными; помещение для обогрева, отдыха и приема пищи; прорабская, туалет, навес для отдыха и место для курения, устройства для мытья обуви, щит со средствами пожаротушения. На строительном объекте с числом работающих в наиболее многочисленной смене от 60 человек и более кроме помещений, перечисленных выше, устраиваются помещения для столовой и личной гигиены женщин.
Билет №24
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 25