Области применения окрасочных составов
Название | Состав и области применения |
Водные | |
Известковые Клеевые Силикатные Цементные | Состав: известь, вода, пигменты (при необходимости); для прочности, пленки иногда добавляют соль (до 10 г/л). Применяют для окраски фасадов и внутренних помещений по кирпичу, штукатурке, бетону, дереву Состав: клей, мел, пигменты, наполнители. Применяют для окраски сухих помещений Состав1, жидкое стекло, вода, пигменты, наполнители. Применяют для окраски фасадов и внутренних помещений с высокой влажностью Состав: цемент, вода, пигменты. Применяют для наружной и внутренней окраски деревянных, каменных, асбоцементных и других поверхностей, эксплуатируемых в условиях повышенной влажности |
Неводные | |
Масляные Синтетические Эмалевые | Состав: густотертая краска, олифа, растворитель (уайт-спирит, скипидар). Применяют для окраски деревянных, штукатурных, бетонных, металлических поверхностей в целях улучшения их внешнего вида и зашиты от коррозии. Условие нанесения — сухая поверхность Состав; синтетические смолы, пигменты синтетические, растворители, разбавители. Применяют для покрытия деревянных, штукатурных, каменных, бетонных, металлических поверхностей при внутренней и наружной окраске Состав: синтетические или масляные лаки, минеральные или органические пигменты, растворители. Применяют для внутренних или наружных работ по дереву, металлу, штукатурке |
Окончание табл. 13.3
Название | Состав и области применения |
Лаки | Применяются: для антикоррозийных покрытий (кузбасслак); горячих поверхностей; лакировки элементов из дерева, металла, бумаги, стекла; для повышения долговечности деревянных, каменных, металлических конструкций, стен, полов и т.п. |
Эмульсионные | |
Масляная: ВМ (вода в масле), MB (масло в воде) Синтетическая ПВА | Состав: олифа, известь, эмульгатор, вода. Применяется для окраски внутренних поверхностей Состав: смола ПВА, пигмент, наполнитель, эмульгатор, стабилизатор. Применяют для внутренней отделки деревянных, бетонных, отштукатуренных поверхностей |
Суспензии | |
Синтетические | Состав: смолы, пигменты, наполнители, эмульгаторы, вспомогательные вещества. Применяют для высококачественной окраски наружных и внутренних поверхностей |
Приготовление окрасочных составов.Приготовление окрасочных составов является трудоемкой и ответственной задачей, поэтому осуществляется в стационарных условиях — централизованно на лакокрасочных заводах и в краскозаготовительных мастерских, оборудованных мешалками, виброситами, краскогерка-ми и клееварками.
Колер составляется из одного или нескольких пигментов. В зависимости от количества основного пигмента различают колеры: цельные (100%); густые (80%); нормальные (50%); разбеленные (10 %). В зависимости от количества черного или белого пигмента различают колеры темные или светлые; от количества красного или синего — теплые и холодные.
После приготовления колеры перетирают на краскотерке, под цвет колера подбираются шпатлевки и грунтовки.
Шпатлевки — составы для выравнивания поверхностей, заделки трещин, выбоин и других дефектов. Густые шпатлевки называют подмазочными пастами. Основные требования к шпатлевкам — хорошая адгезия (сцешгяемость) с основанием и окрасочным
составом, хорошая разравниваемость, отсутствие растрескивае-мости после высыхания. Каждый слой шпатлевки должен огрун-товываться.
Грунтовка —- разжиженное связующее вещество с пигментом, способное глубоко впитываться в поры основания и прочно сцепляться с основанием, шпатлевкой и колером. Назначение грунтовки — обеспечение сцепляемости краски с основанием и выравнивание его тянущейся способности, т. е. отсоса жидкости. Обычно грунтовки — это те же кодеры, но более жидкие.
Способы нанесения малярных составов.В индивидуальном строительстве при небольших объемах работ малярные составы могут наноситься вручную с помощью инструментов (рис. 13.13).
В индустриальном строительстве РФ при малярных работах распространены пневмоокрасочные и шпатлевочные установки, состоящие из компрессора и пневмонагнетательного аппарата с форсунками для нанесения малярных составов. Однако передовые строительные фирмы сейчас ориентируются на безвоздушное нанесение малярных составов и электрокраску в статическом поле высокого напряжения (рис. 13.14), что позволяет повысить качество работ и до 30 % снизить расход материалов.
При безвоздушной окраске малярный состав под давлением 4... 6 МПа попадает к соплу, где приобретает скорость выше критической для данной вязкости. На выходе из сопла часть растворителя мгновенно испаряется из-за резкого перепада давления, что вызывает увеличение объема факела и мельчайшее распыление краски, обеспечивающее ее равномерное нанесение.
е ж з и
Рис. 13.13. Инструменты для малярных работ:
а...д — кисти: маховая, макловица, торцовка, филеночная, ручник; е — шпатель; ж — валик с бачком; з — валик резиновый узорчатый; и — краскопульт ручной
с удочкой
-ъ. |
Рис. 13.14. Механизация малярных работ:
а — пневмоокрасочная установка; 6 — шпатлевочная пневмоустановка; в, г — схемы безвоздушной и электроокраски; М — манометр; 1 — распылитель; 2 — редуктор; 3 — компрессор; 4 — нагнетательный бак; 5 — аккумулятор; 6 — шариковый клапан; 7 — воздухораспределитель; S — насос; 9 — высоковольтный генератор; 10 — чашечный электрораспылитель; // — щелевой электрораспылитель
При окраске в электростатическом поле электроны, двигаясь по силовым линиям постоянного электрического поля, равномерно осаждаются на заземленном изделии. При окраске диэлектриков (стекло, резина, пластмассы) требуется дополнительное устройство заземленных экранов, токопроводящих пленок и т.д. Но распространенные в строительстве конструкции из дерева, камня, бетона, металла дополнительных устройств не требуют.
Подготовка поверхностей.Основные мероприятия подготовки поверхности — сглаживание, разрезка трещин, очистка и грунтовка, подмазка и шпатлевка.
Сглаживание песчаным камнем или торцом дерева ведут для удаления песчинок, потеков раствора и следов затирки штукатурки.
Трещины разрезают ножом на глубину не менее 2 мм. При разрезке трещин разрушаются кромки и увеличивается размер самих трещин. Это дает возможность заполнить их подмазочной пастой.
Очистку поверхностей ведут сжатым воздухом или щетками. Сильно загрязненные поверхности очищают шлифовальными машинами или металлическими электрощетками.
Огрунтовку поверхностей выполняют перед частичной подмазкой, каждой шпатлевкой и окраской механизированным способом с помощью тех же средств, что и окраску. Отдельные виды первой грунтовки сильно впитывающих поверхностей наносят 2...3 слоями.
Частичную подмазку трещин и неровностей производят вручную шпателями. После высыхания подмазанные места шлифуют и грунтуют.
Сплошная шпатлевка является выравнивающим слоем. Ее наносят шпатлевочными агрегатами или шпателями.
Шлифуют подмазку, шпатлевку и подстилающие слои окраски машинками, на рабочих дисках которых закреплена пемза.
Состав операций по подготовке поверхностей в зависимости от качества окраски приведен в табл. 13.4.
Таблица 13.4
Технологические операции по ремонту, выравниванию и обработке поверхностей под окраску
Поел едо вательность и наименование операций | Наличие (+) или отсутствие (—) операции при окраске поверхности | |||||||
деревянной | металлической | бетон иро ванной и штукатуренной новой (ранее окрашенной) | ||||||
простой | улучшенной | высококачественной | простой | улучшенной | простой | УЛУЧШСЕШОЙ | высококачественной | |
Удаление непрочной штукатурки, отслоившейся краски Ремонт штукатурки | ; | ; | ; | ; | <+> | <+) |
Окончание табл. 13,4
Последовательность и наименование операций | Наличие (+) или отсутствие (—) операции при окраске поверхности | |||||||
деревянной | металлической | бетонированной и штукатуренной (новой, ранее окрашенной) | ||||||
простой | улучшенной | высококачественной | простой | улучшенной | простой | улучшенной | высококачественной | |
Очистка поверхности Сглаживание Вырезка сучьев, засмолов и расшивка щелей Расшивка мелких трещин Первая грунтовка, проолифка Частичная подмазка с грунтовкой подмазанных мест Шлифование подмазанных мест Первое сплошное шпатлевание Шлифование Второе шпатлевание Шлифование Вторая грунтовка Третья грунтовка с подцветкой | + 11 I + + + 1 Illll | + 1+ 1 + + + + +++ + + | 1| 1 + + + | 11 + | + (+) + (+) | ♦ <♦> | + (+) + (+) |
Окраска внутренних поверхностей. Взависимости от высоты помещения и вида выполняемых работ окраску ведут с подмостей, вышек и малярных столиков.
Известковую окраску наносят на увлажненную поверхность ручными и электрокраскопультами в 1 ...3 слоя (рис. 13.15).
Силикатную окраску выполняют в 2...3 слоя валиками, краскопультами и пневмораспылителями по грунтовке из раствора жидкого стекла. Каждый слой наносят через интервалы 10... 12 ч.
Клеевую окраску также можно наносить валиками, краскопультами и установками воздушного распыления по хорошо загрунтованной поверхности. Окраску ведут участками. Во избежание образования полос каждый участок окрашивают без перерывов в работе и до высыхания выполненной смежной окраски. В процессе окраски и сушки нельзя интенсивно проветривать помещение. Это может привести к неравномерному высыханию колера и образованию пятен.
-*- \ 1 | г Г -*- |
Неправильно Правильно |
Рис 13.15. Окраска поверхностей:
а — ручными краскопультами; б — электрокраскопулыами; в — пистолетами-распылителями; 1,2— положение пистолета при окрашивании; 3 — направление
движения распылителя
Водоэмульсионная окраска высыхает за 2...3 ч, поэтому окрашивать отдельные участки необходимо за один прием, не допуская перерывов, иначе будут видны стыки окраски, выполненной в разное время.
Окраску выполняют валиками или пистолетами-распылителями не менее чем в 2 слоя по огрунтовке из разбавленной водоэмульсионной краски.
Неводную окраску наносят не менее чем в 2 слоя валиками, пневмоваликами, пневмоустановками, установками безвоздушного распыления и легкими краскораспылителями, у которых емкость для окраски присоединена непосредственно к пистолету-распылителю- Чтобы избежать появления потеков, краску наносят тонким ровным слоем по хорошо просохшему предыдущему. Окраску
ш |
Рис. 13.16. Фактурная малярная отделка поверхностей:
а, 6, в — внутренних: лессировочная (торцованная), «под крокодиловую кожу»,
«под шагрень»; г — варианты фасадной отделки
труднодоступных мест выполняют кистями и специальными валиками различного назначения.
Наиболее приемлемым способом окраски стен и потолков является фактурная окраска, поскольку она не требует шпатлевания и выравнивания поверхностей. Поэтому часто предпочтение отдается мелкошероховатой фактуре «под крокодиловую кожу», «под шагрень» и другой (рис. 13.16), скрывающей мелкие дефекты.
При отделке поверхностей «под шагрень» используют синтетические пастовые составы: латексномеловые, гипсо полимер цементные, наносимые с помощью шпатлевочной установки из сопла, располагаемого на расстоянии 400...500 мм от поверхности.
При однотонной гладкой стене лучше использовать матовое покрытие, которое делает малозаметным дефекты штукатурки, бетона, древесины.
Окраска фасадов.Фасады окрашивают механизированным способом с лесов, подмостей и вышек. Для нормального высыхания красок не допускается окраска фасадов в сухую и жаркую погоду при температуре выше 25 °С, при прямом воздействии солнечных лучей, во время дождя, при скорости ветра более 10 м/с, зимой по наледи.
Наряду с декоративными штукатурками для отделки фасадов стали использовать воднодисперсионные краски. Главным преимуществом этих красок является то, что вместо растворителей в них применяется вода. Формирование пленок не связано с протеканием химических реакций, а только с испарением воды, что безопасно для природы и человека.
Стойкость этих красок к атмосферным воздействиям связана с наличием в их составе акриловых полимеров и сополимеров, а также кремнииорганических соединений (силиконовая смола).
Обойные работы
Во все времена люди старались украсить стены своего жилища: вначале рисунками, затем гобеленами, шелком, наконец обоями.
Сейчас применяются обои бумажные обычные, влагостойкие (моющиеся) и звукопоглощающие (ворсовые); пластмассовая пленка на бумажной подоснове (линкруст); синтетические пленки безосновные и на тканевой основе; рельефные и структурные под покраску; жидкие и т.д. Наиболее распространены бумажные печатные обои: простые, средней плотности, плотные и тисненые. Различают типы обоев симплекс (однослойные) и дуплекс (двухслойные).
Заготовка обоев.Все виды бумажных обоев раскраивают в централизованных мастерских, подбирают по оттенку, нумеруют и
поставляют на стройку комплектами. При этом у простых бумажных обоев обрезают одну кромку. Декоративно-отделочные пленки, широкорулонные и древесные обои раскраивают непосредственно на объекте.
Рулоны линкруста в течение 5... 10 мин замачивают в воде. Это предупреждает появление трещин на лицевом слое линкруста.
Подготовка поверхности.Обои наклеивают на бетон, штукатурку, облицовку из древесностружечных плит, обивку из картона и т. д.
Ровные и гладкие поверхности, не имеющие грубой шероховатости и следов затирочных инструментов, можно оклеивать без предварительной оклейки бумагой. Стыки сухой штукатурки, обивки из картона и других гладких материалов шпатлюют и шлифуют, а после высыхания оклеивают полосками бумаги и снова шлифуют.
После устранения отдельных неровностей, трещин и заделки стыков поверхности из древесностружечных плит и шероховатую штукатурку оклеивают бумагой, а после высыхания шлифуют.
Поверхности, оклеиваемые моющимися обоями и декоративными пленками, подготавливают так же, как под масляную окраску.
Перед наклеиванием обоев поверхности грунтуют клеем. Грунтовка повышает прочность сцепления обоев с поверхностью и предохраняет их от действия влаги. Вид клеящего состава для грунтовки поверхности и приклеивания обоев зависит от вида обоев и принимается на основании СНиПа.
Наклеивание обоев.Простые бумажные обои наклеивают внахлестку. Обрезанная кромка нахлестки должна быть обращена к свету. Это исключает появление теней от нахлестки. Первое полотнище наклеивают в углу у наружной стены. Во время оклейки стен один рабочий работает внизу, второй — наверху со стремянки или стола (рис. 13.17).
Линкруст, тисненые моющиеся обои на бумажной основе и другие виды невытягавающихся обоев наклеивают впритык с предварительной обрезкой кромок по линейке. Моющиеся обои и пленки на тканевой основе растягиваются и дают усадку, поэтому их наклеивают внахлестку с последующей обрезкой кромок. Когда прослойка высохнет, кромки прирезают ножом по линейке, отворачивают, намазывают клеем и прикатывают. Выдавленный клей немедленно удаляют.
Заготовленные полотнища декоративной пленки с невысыхающим заводским клеем и защитной подложкой перед наклеиванием выдерживают в раскатанном виде не менее суток. Перед наклеиванием снимают небольшую часть защитной пленки. Освобожденной частью полотнище крепят к поверхности после его ориентирования. Оставшуюся часть подложки удаляют по мере приклеивания полотнища.
Рис. 13.17. Наклеивание обоев:
а — нанесение клея на столике с ванночкой; б — то же, кистью на полу; в — наклеивание намазанных полотнищ; 1,2, 3 — очередность операций по подготовке полотнищ
Оклеенные обоями поверхности до их полного высыхания необходимо защитить от прямого воздействия солнечных лучей, сквозняков и интенсивного просушивания. Максимальная температура в помещении не должна превышать 23 °С.
Современные декоративные обои. В общественных местах обычные обои с печатным рисунком во многих случаях уступают место однотонным обоям, окрашиваемым после наклеивания в различные цвета. В основном для этого используют структурные, волокнистые бумажные и стеклообои.
Структурные обои состоят из вторично переработанных бумажных волокон (90%), целлюлозы, древесной муки, добавок и отличаются разнообразными тиснеными рисунками (рис. 13.18, а).
1 "Я . V | '■■ 'i v |
: V ^ t ~. . •'• | |
еж
Рис. 13.18. Разновидности декоративных обоев:
я — структурные; 6 ~ волокнистые; в, г — тисненые; д — стеклообои; е — флизе-линовые; ж — жидкие обои
Благодаря трехслойной бумажной структуре структурные обои при наклеивании не сминаются и не растягиваются. Их наклеивают встык, затем окрашивают. Для окраски рекомендуется акриловый лак или шелковисто-глянцевый латекс.
Волокнистые обои (рис. 13.IS, б) отличаются оригинальной конструкцией: между двумя листами бумаги равномерно распределены древесные опилки. В зависимости от количества опилок обои отличаются разной степенью рельефности. Эти обои экологически чисты, маркированы специальным знаком — экологическим «голубым ангелом», присуждаемым за вклад в охрану окружающей среды. Обои наклеивают встык во избежание нарушения рельефной текстуры, приглаживают при наклеивании не валиком, а мягкой щеткой. После просушивания окрашивают дисперсионной краской.
Тисненые бумажные обои (рис. 13.18, в, г) состоят из нескольких слоев бумаги, полученной из тяжелой волокнистой макулатуры. Тисненым является только верхний слой, а нижний легко отстает от бумажного ковра так, что при ремонте можно снять обои со стены «всухую», оставив нижний слой на стене в качестве подложки. При наклеивании клей наносится не на обои, а на стену.
Стеклообои (рис. 13.18, д) — наиболее распространенный вид офисных обоев. В процессе изготовления таких обоев при температуре 1200 "С вытягиваются стеклянные нити, сплетаются в волокна и перерабатываются в ткань с названием: «рогожка», «шелк», «плетенка», «елочка» и т.п.
Стеклообои обладают многими преимуществами по сравнению с другими видами обоев: экологичны, так как состоят из природных материалов (песок, сода, известь и доломит); не горят; нейтральны к химикатам; прочны и долговечны; устойчивы к воздействию микроорганизмов и насекомых.
При подборе стеклообоев необходимо учитывать их структуру: чем тоньше структура, тем тоньше должен быть слой краски. Обои с крупной структурой следует использовать в больших помещениях.
Обои на основе нетканого полотна — флизелина (рис. 13.18, е) по виду напоминают стекловолокно, но с более тонкой структурой. На полотно наносят слой вспененной целлюлозы, который образует нужную текстуру. Технология наклеивания — традиционная,
Флизелиновые обои заменяют стеклообои в тех случаях, когда не требуются очень высокие износостойкость и долговечность. Они дешевле стеклообоев, при ремонте легко снимаются отмачиванием, отпариванием и т.п., тогда как стеклообои снять со стены невозможно.
Окраску стены можно производить после наклеивания обоев и до наклеивания. Благодаря прозрачности основы вспененная целлюлоза оттеняется окрашенной стеной.
Жидкие обои появились в России несколько лет назад и зарекомендовали себя как экологически чистый материал с привлекательным внешним видом (рис. 13.18, ж). Обои поставляются в виде порошка, состоящего из композиции на основе натурального целлюлозного волокна и связующего клея (К.МЦ). Порошок разводится в воде, полученный раствор наносится на любую сухую, чистую поверхность. Толщина слоя 1... 10 мм в зависимости от качества поверхности. Работы выполняют в следующем порядке:
поверхность очищают от грязи, старых обоев и т, п.; во избежание преступления плесени ее покрывают масляной краской;
в пластмассовой емкости размешивают смесь до полного растворения клея;
смесь наносят на стенку кельмой и разглаживают до требуемой толщины валиком. Оставшийся материал можно скатать в блин, а затем вновь использовать несколько раз, размачивая водой;
фактурная отделка осуществляется через 5... 6 ч накаткой рельефным валиком или напылением распылителем.
13.7. Стекольные работы
Общие положения. Материалы.Несмотря на возможность искусственного освещения, необходимо, чтобы свет в помещения, где находятся люди, проникал через окна, световые фонари и т.д. В качестве светопроницаемого материала используется стекло.
Люди знали о свойствах стекла 55 в. назад (к этому периоду относятся найденные в Египте стеклянные изделия). Первый русский стекольный завод появился в 1635 г. близ Воскресенска. Однако только в XX в. сформировалась технология изготовления листового стекла.
Кроме листового стекла применяют пустотелые стеклянные блоки, стеклопакеты из 2...3 стекол, стеклянные плитки толщиной 3...5 мм, стеклопрофили, рифленое стекло (рис. 13.19).
Рис, 13,19. Установка стеклянных изделий: а — стеклоблоков; б — обычного оконного стекла; е — стекло паке топ; / — стеклоблок; 2 — арматура; 3 — раствор; 4 — замазка |
Листовое стекло устанавливают на замазке, которую готовят из молотого мела и натуральной олифы, для стальных переплетов сухой мел предварительно перетирают с сухим свинцовым суриком. Нанесение замазки может осуществляться шприцем (рис. 13.19).
Остекление переплетов и проемов.Стекольные работы осуществляют в две стадии. На первой стадии заготовляют материалы, а на второй — выполняют остекление.
Стекло нарезают алмазным, твердосплавным или электростеклорезом (электрический ток нагревает тонкую нихромовую проволоку, под которой стекло дает трещину и распадается по направлению нити).
При раскрое надо учитывать, что стекло должно перекрывать не менее 3Д ширины фальца и на 2... 3 мм не доходить до бортов фальца при вставке стекла на замазке и на 3... 5 мм при резиновой прокладке (для перемещения стекла при температурном расширении).
В деревянных и пластмассовых переплетах стекла устанавливают на двойной замазке, на замазке и штапиках, на эластичных прокладках и штапиках (рис. 13.20), укрепляют металлическими шпильками, кляммерами, зажимами, винтами, уголками, замками.
Рис. 13.20. Способы закрепления стекал:
а, 6, в — в деревянных переплетах; г, д — то же, в стальных; е, ж, з — то же, в пластмассовых; и — при остеклении теплиц и оранжерей; 1 — стекло; 2 — шпилька; J— замазка; 4 — штапик; 5 — гвоздь; 6 — уплотнитель; 7 — кляммер; 8— штырь; 9— винт; 10— пластмассовый замок; II— упор
Широко применяется остекление стальных и алюминиевых переплетов на резине или пластмассе П-образного и сложного профилей. В этом случае не требуется замазок и других материалов.
Витринное стекло устанавливают с помощью блоков, лебедок и автокранов, а при остеклении витражей многоэтажных зданий используют телескопические вышки, передвижные подъемные установки, навесные люльки и трубчатые леса. Для подъема стекла используют подъемники и траверсы с вакуумными присосками.