Методы монтажа зданий, конструкций, элементов
Таблица 11.1
Классификация
Название. Преимущества и недостагки. Область применения
Эскиз
По степени укрупнения конструкций перед установ-
кой
Поэлементный монтаж отдельными элементами (колонны, балки, панели и т.д.). Наиболее распространен в строительстве. Преимущество — не требует сложных подготовительных работ. Недостаток — большое число подъемов
Блочный монтаж блоками из нескольких элементов. Преимущества — полностью используется грузоподъемность крана, сокращается количество работ на высоте. Недостатки — требуются краны большой грузоподъемности, площадки и оборудование для сборки
Монтаж укрупненными модулями. Сооружение собирается полностью в нижнем положении. Подъем и установка в полностью законченном виде. Преимущества — исключаются работы на высоте. Недостатки — наличие необходимого оборудования, техническая сложность выполнения работ
По направлению монтажа (показано стрелками)
Наращивание — направление монтажа снизу вверх. Наиболее массовый, простой и достаточно надежный метод
Подращивание — направление монтажа сверху вниз. Поднимается и закрепляется верхняя конструкция, затем — по мере снижения. Преимущество — поэтажные работы выполняются внизу. Недостаток — подъем ограничен пятью этажами здания
Надвижка. Конструкция собирается в стороне от опор, затем надвигается. Преимущество — работа по сборке в стороне, в наиболее благоприятных условиях. Недостаток — технически сложное исполнение |
Поворот. Конструкция собирается на земле в горизонтальном положении, ставится на шарнир, поворачивается. Преимущество — работы по сборке производят на земле. Недостаток — техническая сложность исполнения
Продолжение табл. 11.1
Классификация
Название. Преимущества и недостатки. Область применения
Эскиз
По направлению монтажа (показано стрелками)
Сложное перемещение. Конструкция поднимается, перемещается и опускается на место установки через преграды
I □
□
Вертикальный подъем. Конструкция собирается на земле, поднимается. Подводятся опоры. Конструкция опускается на опоры
wr~
По последовательности установки элементов
Раздельный (дифференцированный) монтаж. Устанавливают вначале один вид элементов, затем другой и т.д., например все колонны, затем балки, плиты перекрытия. Преимущество — монтажная оснастка не меняется. Недостаток — требуются дополнительные связи для устойчивости нераскрепленных конструкций
15 16 17 18 19 20
Комплексный (сосредоточенный) монтаж. Устанавливают все конструкции одной ячейки, затем другой и т.д., например 4 колонны, 2 балки, 4 плиты перекрытия; затем в следующей ячейке — 2 колонны, 2 балки и т.д. Преимущества — конструкции связываются друг с другом, не требуется дополнительных связей. Недостаток — частая смена монтажного оборудования
У | У | |||
2 ! 5 | ||||
и |
Комбинированный (смешанный) монтаж — сочетание раздельного и комплексного, например все колонны, затем по ячейкам: балки, плиты и т.п. в следующих ячейках. Преимущество — можно одновременно использовать несколько монтажных механизмов. Недостаток тот же, что и при раздельном методе
10 14 18
По виду монтажных поддерживающих устройств
На сплошных подмостях, поддерживающкх асю конструкцию до окончания всех монтажных работ. Преимущество — надежность опоры. Недостатки — сложная конструкция опоры, требует значительных затрат трудовых и материальных ресурсов
Окончание табл. 1J.1
Классификация
Название. Преимущества и недостатки. Область применения
Эскиз
По виду монтажных поддерживающих устройств
Полунавесная сборка. В процессе монтажа (до соединения) отдельные элементы опираются на временные опоры. Преимущество — простая конструкция опор. Недостаток — временные опоры поддерживают ограниченное количество элементов
Навесная сборка — без опор, элементы временно подвешиваются к ранее смонтированным системам. Преимущества — возможность устраивать перекрытия на большой высоте. Недостаток — требуются ранее смонтированные системы
По способу установки на опоры
Свободный метод (без ограничения). Наводку осуществляют монтажники, подавая команду крановщику (вправо, влево, вверх, вниз). Недостаток— продолжительный срок установки
Ограниченно свободный метод с применением приспособлений, облегчающих наводку элемента (упоры, фиксаторы и т.д.). Преимущество — сокращается время установки по сравнению со свободным методом. Недостаток — большая продолжительность наводки и точности монтажа | i | i | |||||||
Принудительный (трафаретный) метод. Элементы устанавливаются с помощью кондукторов. Повышается скорость наводки и точность монтажа | =1 | ||||||||
Безвыверочный монтаж. Конструкции и элементы устанавливают без выверки с помощью манипуляторов, гнезд, штырей и т.д. | i | у \ | |||||||
11.3. Основные, подготовительные и транспортные работы при монтаже строительных конструкций
Доставка.При перевозке сборных конструкций и элементов нужно соблюдать следующие требования: исключить возможность перенапряжения и повреждения элементов; не перевозить элементы прочностью ниже 70 % проектной прочности; соблюдать установленные габариты по высоте и длине.
Основной вид горизонтального транспорта при перевозке сборных железобетонных элементов — автомобильный. Объекты длиной до 6 м перевозят на бортовых автомобилях грузоподъемностью 5... 12 т, длиной до 12 м — на полуприцепах грузоподъемностью 7,5...25 т, длиной до 20 м — на автомобилях с прицепом грузоподъемностью 9... 18 т. Объемные блоки перевозят на трейлерах грузоподъемностью до 40 т, стеновые панели, фермы, балки, плиты — на специальных машинах (панеле-, фермо-, плито-возы) грузоподъемностью до 35 т. В горизонтальном положении транспортируют колонны, балки, плиты перекрытий, балконные плиты, лестничные марши и площадки. В вертикальном или слегка наклонном положении транспортируют элементы ферм и балки покрытия, стеновые панели и перегородки.
Металлические конструкции часто транспортируются железнодорожным транспортом в виде отдельных узлов, что связано с их преимущественно централизованным изготовленкем, в отличие от заводов ЖБИ, которые обычно располагаются почти в каждом регионе. Деревянные конструкции из-за их малой жесткости, как правило, транспортируются в разобранном виде — пакетами.
Разгрузка. Сборные элементы разгружают с использованием складского или основного монтажного крана. При большом объеме разгрузочных работ такие операции предпочтительнее осуществлять складскими кранами (авто- или пневмоколесными), не снимая монтажный кран с основных работ.
При организации монтажа «с колес» очень важна четкая работа диспетчерских служб завода-изготовителя и строительной организации, поскольку нарушение работы какой-либо части этого «конвейера» вызывает серьезные сбои и простои. Поэтому монтаж «с колес» широко применяют в домостроительных комбинатах (ДСК) по так называемой «челночной схеме», при которой доставленные груженые прицепы автотягача остаются в зоне действия монтажного крана, автотягач с разгруженными прицепами, доставленными при предыдущей поездке, возвращается на завод, «забирает» вновь загруженные прицепы. Далее цикл повторяется.
Складирование.Большинство сборных элементов не нужно хранить в закрытых складах. Поэтому их хранят обычно на открытых, освещенных, спланированных с учетом стока воды и посыпанных (во избежание грязи) щебнем, площадках.
Запас деталей зависит от условий доставки (от полного о&ьема до минимума — при монтаже «с колес»).
Железобетонные конструкции складируют на приобъектных складах в зоне действия монтажного крана: более тяжелые элементы размешают ближе к местам подачи, легкие — дальше, так как их можно поднимать на большем вылете крюка крана.
Положение при складировании должно быть близким к проектному: панели в кассетах; балки и фермы на пирамидах; колонны, ригели, плиты в штабелях высотой до 2,5 м, на прокладках, располагаемых вертикально, петлями вверх, маркировкой в сторону проходов. Ширина прохода не менее 0,7 м. Поперечные проходы должны располагаться через 2 ряда, продольные — через 25 м.
Приемка.Приемка сборных конструкций осуществляется по паспортам, сертификатам и комплектовочным ведомостям заводов-поставщиков. При приемке проверяются: количество изделий, соответствие документам и наличие марки отдела технического контроля (ОТК) завода; наличие монтажных и осевых рисок; отсутствие повреждений, расположение закладных деталей, качество поверхностей, допускаемые отклонения размеров.
Изделия, не соответствующие нормативным требованиям, подлежат отбраковке с оформлением трехстороннего акта с участием представителей генподрядной организации, монтирующей организации и предприятия или фирмы-изготовителя.
Укрупнительная сборка.Укрупнение конструкций производят для улучшения их технологичности или в тех случаях, когда из-за нарушения размеров в целом виде конструкцию привезти невозможно. Укрупняют железобетонные фермы из двух частей длиной 12 м, высокие колонны, металлические подкрановые балки и другие строительные конструкции. Предел укрупнения конструкций ограничивается грузоподъемностью имеющихся в наличии монтажных кранов. Укрупнение конструкций приводит к снижению количества монтируемых элементов и повышению массы конструкции, благодаря чему сокращается расход машинного времени и трудозатрат при монтаже.
Усиление и обустройство конструкций.Если есть сомнения в сохранении прочности конструкции, то ее временно усиливают, например пояса металлических ферм усиливают пластинами или трубами. В двухветвевых колоннах, которые в процессе монтажа поворачивают, опирая на нижний конец одной ветви, устанавливают временную распорку между ветвями.
В элементах железобетонных оболочек, армоцементных сводов и некоторых других конструкций на период монтажа устанавливают временные затяжки, предотвращающие появление чрезмерных усилий. Для обеспечения безопасных условий труда монтажников на высоте сборные конструкции обустраивают подмостями, люльками, лестницами и другими временными приспособлениями.
Инвентарные навесные подмости, площадки и лестницы прикрепляют к монтируемым элементам у мест их установки.
Для подъема рабочих на подмости на колонны навешивают лестницы, изготовленные отдельными звеньями. Их навешивают верхними крючьями на колонну или закрепляют хомутами.
Обработку стыков осуществляют с навесных подмостей. При работе на большой высоте применяют люльки.
Для безопасной работы монтажников у поясов стропильных и подстропильных ферм и подкрановых балок натягивают страховочные канаты. При укладке крайних плит покрытий до их подъема элементы временного ограждения закрепляют струбцинами.
Кроме перечисленных средств на конструкции навешивают канаты и оттяжки для предотвращения раскачивания элементов, плавной наводки на проектную отметку, расстроповки и других операций.
Подготовка к монтажу конструкций и мест опирания.При подготовке конструкций к монтажу необходимо:
проверить марки каждого элемента, наличие рисок, установить фактическую массу конструкции с усилением и обустройством;
осмотром проверить отсутствие трещин, сколов, искривлений. Осмотреть исправность анкерных болтов и петель, проверить проходимость захватных приспособлений в петли;
очистить конструкцию от грязи, мусора, наледи и т.п., а закладные детали — от ржавчины;
с помощью металлического метра или рулетки проверить размеры конструкций и деталей, нанести недостающие риски. На бетонные поверхности риски наносят мягким черным карандашом, на металлические закладные детали — зубилом и молотком;
осмотреть и очистить места опирания элементов, проверить надежность стыков ранее установленных конструкций.
Подготовка средств механизации и монтажных приспособлений.При монтаже сборных конструкций могут быть применены различные виды грузоподъемных механизмов (рис. 11.3). Однако чаще эксплуатируют башенные и самоходные стреловые краны, благодаря их мобильности, маневренности, большой грузоподъемности. Стреловые краны могут оснащаться оборудованием в виде вставок для увеличения длины стрелы, а также гуськами, позволяющими увеличить вылет крюка. Это придает им универсальность, так как позволяет монтировать здания различной высоты, поднимать элементы различной массы при различных вылетах крюка.
Значительно расширена область применения стреловых кранов с телескопическими стрелами и башенно-стреловым оборудованием, что позволяет применять их при монтаже конструкций зданий высотой до 4 этажей, осуществлять установку элементов через ранее смонтированные конструкции и вести монтаж, не заходя в монтируемый пролет здания.
Монтажные храяы
Пневмо-кодесные |
Поворотные |
Автомобильные |
На а/шасси |
Гусеничные |
Железнодорожные |
Жестконогие стреловые |
Летающие |
О I D |
Кабельные |
Плавучие |
Передвижные
Приставные |
Само- подьемные башенные |
Стационарные
Самоподъемные ползучие
Рис. 11.3. Виды грузоподъемных механизмов
При монтаже зданий высотой более 4 этажей обычно используют башенные краны. Высотные здания предпочтительнее монтировать башенными приставными кранами, а погрузочно-раз-грузочные работы на складах выполнять козловыми кранами.
Области применения кранов приведены в табл. 11.2.
Таблица li.2 Характеристика стреловых и башенных кранов
Наименование | Область применения | Преимущества и недостатки |
Стреловые | ||
Гусеничные | Монтаж одноэтажных | Высокая проходимость и |
промышленных зданий, | грузоподъемность, работа | |
конструкций подземной | без выносных опор. Незна- | |
части многоэтажных | чительное удельное давле- | |
зданий | ние на грунт. Недостаток — | |
неудовлетворительная | ||
мобильность | ||
Пневмоколес- | Монтаж фундаментов и | Большая, чем у гусеничных, |
ные | несущих конструкций | мобильность, но требуются |
малоэтажных зданий | подготовленные полосы | |
движения | ||
Краны на | Все отрасли строитель- | Высокая мобильность и |
автошасси | ства | грузоподъемность, высокая |
производительность, удоб- | ||
ство в эксплуатации. Недо- | ||
статок — высокая стоимость | ||
эксплуатации | ||
Автокраны | Монтаж элементов | Высокая мобильность и |
небольшой массы при | маневренность. Недоста- | |
погрузочно-разгрузочных | ток — небольшая грузоподъ- | |
работах, на рассредото- | емность, довольно большой | |
ченных мелких объектах | срок подготовки к работе | |
Башенные | ||
Передвижные | Массовое строитель- | Удобство в работе — хоро- |
с нижним | ство жилых и граждан- | ший обзор крановщиком |
противовесом | ских зданий | монтажной зоны. Недоста- |
ток — необходимость | ||
устройства подкрановых | ||
путей и монтажа—демон- | ||
тажа при перебазировке | ||
С верхним | Строительство зданий | Преимущества и недостат- |
противовесом | повышенной этажности | ки, указанные для башен- |
ных кранов с нижним | ||
противовесом |
Окончание табл. 11.2
Наименование | Область применения | Преимущества и недостатки |
Приставные | Возведение зданий | Устойчивость, достаточно |
большой высоты (150 м | большая грузоподъем- | |
и более) | ность. Недостаток — | |
высокая стоимость экс- | ||
плуатации | ||
Рельсовые | Работы нулевого цикла | Большая грузоподъемность |
(модификации | и высокая производитель- | |
башенных | ность. Недостаток — необ- | |
кранов в | ходимость устройства | |
стреловом | специальных подкрановых | |
исполнении) | путей, которые обычно | |
демонтируются после | ||
окончания нулевого цикла |
Производительность кранов
где Q — грузоподъемность крана, т; Kv, Ко — коэффициент использования крана соответственно по грузоподъемности и времени; Ти — время, затрачиваемое на один цикл работы, мин.
Анализируя формулу, можно определить способы повышения производительности кранов: повышение Кг в процессе увеличения массы поднимаемых конструкций за счет укрупнения и группового подъема элементов; повышение Къ за счет снижения потерь времени на технологические перерывы, улучшения организации труда и трудовой дисциплины; снижения Тц за счет сокращения доли ручного труда, повышения квалификации машиниста и рабочих, использования специальных монтажных средств.
Для монтажа конструкций применяют приспособления для подъема, выверки и временного закрепления, а также средства, обеспечивающие удобство и безопасность монтажных работ.
Эти устройства должны обеспечивать надежность захвата элемента при подъеме и выверке; универсальность, возможность поднятия и установки с их помощью разнообразных элементов при небольшой собственной массе и размерах; удобство и простоту в эксплуатации; минимально допустимые усилия в элементах при подъеме, выверке и закреплении; соответствие нормативным требованиям по безопасности эксплуатации.
К приспособлениям для подъема относятся: стропы, траверсы и захваты. В качестве средств выверки используются: клиновые
, л, п
О О (Г
J
Рис. 11.4. Схемы приспособлений для удобства и безопасности работ:
а, б, в — передвижные башни, вышки, автовышки; г — приставные лестницы;
д, е — навесные площадки и люльки; ж — стремянки; з — ограждения
вкладыши, кондукторы, растяжки, домкраты и др. Для обеспечения удобства и безопасности работ применяют вышки, стремянки, подмости, ограждения (рис. 11.4).
Выбор кранов
Краны являются основным видом грузоподъемных механизмов в строительстве. Марка крана состоит из буквенной и числовой частей и обычно отражает его отличительные особенности и грузоподъемность. Стреловые краны имеют следующие буквенные обозначения: К — кран; КА — кран автомобильный; МКГ, МКП, МКА — соответственно монтажный кран гусеничный, пневмоко-лесный, автомобильный; ДЭК — дизель-электрический кран; СКГ — специальный кран гусеничный; СМК — специальный монтажный кран; МКТ — монтажный кран на базе трактора.
Цифры чаще всего обозначают грузоподъемность крана, например СКГ-63А — грузоподъемность 63 т, модернизация А (первая); ДЭК-251 — грузоподъемность 25 т, первая модификация; МКГ-40БС — грузоподъемность 40 т, башенно-стреловое исполнение.
Выпускаются краны с буквенной индексацией КС (кран стреловой). У этих кранов первый числовой индекс означает закодированную грузоподъемность (1 — 4 т, 2 — 6,3 т, 3—10 т, 4—16т, 5-25 т, 6-40 т, 7-63 т, 8-100 т, 9-свыше 100 т). Вторая
цифра обозначает индекс ходового устройства, третья — стрелового оборудования и т.д., например КС-7471 — кран стреловой, максимальная грузоподъемность 63 т, на шасси автомобильного типа и т. д.
Наиболее многочисленной группой башенных кранов являются краны серии КБ (кран башенный). Первая цифра марки обозначает индекс грузового момента (3 — до 1000 кН-м, 4 — 1000... 2000 кН-м, 5 - 2000 ... 3000 кНм, 6 - 3000...5000 кНм). Следующие цифры обозначают вид башни и номер исполнения, например КБк-503 — кран башенный с кареткой, грузовой момент 2800 кН-м с поворотной башней. У ряда кранов типа КБ цифровая индексация изменена, например КБ-160.2 (КБ-401), КБк-250 (КБ-502) и т.д.
Цифровой индекс группы кранов серии МСК (мобильный складывающийся кран) и БК (башенный кран) означает грузоподъемность или грузовой момент и длину стрелы. Например, MCK-S-20 — мобильный складывающийся кран грузоподъемностью 8 т, с длиной стрелы 20 м; БК-1000 — башенный кран с грузовым моментом 1000 кНм. Имеются и другие обозначения кранов.
В индексации импортных Краков также отражается грузоподъемность или грузовой момент, вид шасси и другие особенности крана, например КАТО КА-800 — основная модель крана фирмы КАТО на короткобазовом шасси повышенной проходимости, грузоподъемностью 80 т.
При существующем многообразии типов и марок кранов довольно трудно выбрать схему работы и марку монтажного крана, наиболее приемлемого в конкретных условиях работы. Исходными данными для выбора являются размеры и объемно-планировочное решение здания, параметры и рабочее положение грузов, метод и технология монтажа, условия производства работ. При этом кроме базовых моделей кранов необходимо также рассматривать и их модификации с различными видами сменного оборудования.
Выбор кранов зависит от множества факторов, основными из которых являются: высота и ширина здания, размеры и масса поднимаемых элементов при их установке на удалении от оси крана (вылет стрелы), минимальное расстояние от стены здания или бровки котлована до оси крана и т. п.
Выбору предшествует определение организационных методов монтажа, характеризующих направление и последовательность установки элементов, определяются возможные места расположения и схемы движения кранов.
При выборе кранов сначала подбирают типы и марки кранов, по техническим характеристикам отвечающих предъявленным требованиям, затем определяют наиболее экономически выгодный вариант.
По техническим параметрам башенные краны проще всего выбирать аналитическим способом (рис. 11.5), определяя грузоподъемность QK, высоту подъема стрелы Нс и вылет стрелы L:
0,,>аэ+ qTJ,+ qM+ <7У;
L>B+f + f'+ d+ RZT,
где q3 — масса элемента; qT„ — масса такелажных приспособлений (стропы, траверсы); дм — масса монтажных приспособлений (подмости, стремянки); qy — масса элементов усиления; Hw — высота монтажного горизонта от уровня стоянки крана; Ло — высота подъема элемента над опорой, равная 1 м; Аэ — высота (толщина) монтируемого элемента; Лтл — высота (длина) такелажного приспособления; И„ — высота полиспаста, равная 2 м; В — ширина здания в осях или половина ширины здания при работе кранов с двух сторон; /, /' — расстояния от осей jio выступающих частей здания; d — расстояние между выступающей частью здания и хвостовой частью крана при его повороте, принимаемое равным 1 м; itjT — радиус, описываемый хвостовой частью крана при его повороте (задний габарит), ориентировочно принимаемый равным 3,5 м для кранов грузоподъемностью до 5 т; 4,5 м — от 5 до 15 т; 5,5 м — свыше 15 т.
Для стреловых кранов грузоподъемность и высоту подъема стрелы также находят по формулам, а вылет стрелы L и длину стрелы !<. проще определить графически (см. рис. 11.5), для чего в выбранном масштабе нужно вычертить контуры монтируемого сооружения, оси расположения монтируемого элемента и стрелы крана. Последняя должна пройти через точки Л на высоте Нс и Е на расстоянии 1,0 м от крайней точки контура по горизонтали и вертикали.
Выше уровня стоянки крана на 1,5 м проводят линию М—Мдо пересечения с осью стрелы, затем от этой точки откладывают по горизонтали 1,5 м (в зависимости от точки закрепления нижней части стрелы крана), определяющее расположение вертикальной оси вращения крана О— О. Требуемые параметры крана определяются по чертежу в масштабе.
При выборе кранов с гуськом или с башенно-стреловым оборудованием по горизонтали на высоте Нс в выбранном масштабе откладывают длины гуськов 3... 10 м или маневровых стрел 10... 30 м.
По определенным такими способами параметрам подбирают 2 — 3 марки монтажных кранов различных типов с различной конструкцией ходовых устройств и т.п., технические характеристики которых равны или превышают определенные расчетами требуемые параметры.
Наиболее экономически выгодный вариант выбирают на основании подсчета стоимости аренды кранов, подобранных предыдущими расчетами.
Стоимость аренды крана
где См.ч — стоимость 1 маш.-ч эксплуатации крана; Тч — время работы крана на объекте; ^Е — единовременные затраты. Время работы крана на объекте
где Х(? — общая масса элементов, подлежащих монтажу; П — средняя часовая производительность крана. Единовременные затраты
где £■, — стоимость перебазировки крана; Е2 — стоимость замены основной стрелы крана, установки дополнительного гуська или балочной стрелы; У — количество замен и установок; Еъ — стоимость устройства 1 м подкранового пути, полосы движения или фундамента под приставной кран; Дп — протяженность подкрановых путей (принимается кратной длине I звена — 12,5 м), полос движения (для пневмоколесных кранов) или количество фундаментов (для приставных кранов).
Общая масса элементов подсчитывается по схеме здания.
Учитывая определенную таким образом стоимость аренды сравниваемых марок кранов, выбирается наиболее целесообразный вариант (см. прил. 3).
11.5. Технология монтажного цикла
Строповка, подъем и установка конструкций.Строповка (рас-строповка) — это прикрепление (освобождение) конструкции к крюку (от крюка) крана.
Строповка может осуществляться с одним элементом или несколькими, количество точек строповки может быть различным, но обычно не превышает четырех (рис. 11.6).
При подъеме элементов в стропах возникает усилие (S), зависящее от угла наклона стропа к вертикали (а) (см. рис. 11.6, и):
S = P/(Q,75ncosa),
где Р — масса поднимаемого элемента; п — число ветвей стропа; 0,75 — коэффициент, учитывающий неравномерность натяжения стропов. При подборе диаметра стропа учитывают коэффициент запаса К3, величина которого находится в пределах 6...8.
У Р |
м
Рис. 11.6. Способы строповки и определения усилий в стропах: а— з — строповка элементов; «—н — усилия в стропах в зависимости от угла
строповки
!Fffi |
ж
Рис. 11.7. Знаковая сигнализация, применяемая при монтаже и перемещении грузов кранами:
а — поднять груз или крюк; б — опустить груз или крюк; в — передвинуть кран
(мост); г — повернуть стрелу (передвинуть тележку); д — поднять стрелу; е —
опустить стрелу; ж — стоп; э — осторожно
Ориентировочное значение усилия в стропе можно определять по рис. 11.6,к, л, м, н.
Захватные приспособления следует выбирать так, чтобы одними приспособлениями можно было поднимать различные виды сборных элементов, поскольку частая смена приспособлений снижает производительность труда, приводит к простою крана и монтажников.
Несмотря на то, что подъем и подача элементов являются крановыми операциями, монтажники обеспечивают наземный контроль, разворот элементов с помощью оттяжек, подачу сигналов крановщику и т. п. (рис. 11.7).
Балки, фермы, плиты, колонны, стеновые блоки и панели поднимают в проектном положении, лестничные марши — в приподнятом. Большинство элементов приходится поворачивать при подъеме. Подъем выполняют в несколько этапов: подъем с остановкой на высоте 0,2... 0,5 м от земли, чтобы убедиться в надежности строповки; собственно подъем. На высоте 0,5... 1 м над местом установки подъем прекращается, элемент разворачивают и медленно осаживают на место.
Подача элементов может осуществляться с транспортных средств, с приобъектного склада или с места предварительной раскладки.
Временная выверка и закрепление конструкций.Из условий безопасности запрещено производить расстроповку элемента до его надежного закрепления; закрепить элемент можно только после его выверки. Поэтому продолжительность всего монтажного цикла значительно (на 50...80%) зависит от того, насколько быстро и качественно выполняются эти операции.
Различают временную и постоянную выверку. Постоянная выверка производится с применением геодезических инструментов (теодолита, нивелира, лазерного прибора и т. п.). Желательно было бы сразу выполнять постоянную выверку, но в производственных условиях это возможно не всегда.
Временное закрепление элементов должно обеспечивать их устойчивость в проектном положении до постоянной выверки и закрепления.
Все средства временного крепления (рис. 11.8) подразделяются на индивидуальные и групповые.
Средства первой группы применяют для закрепления одиночных статически неустойчивых монтажных элементов и конструкций (клинья, расчалки, подкосы, фиксаторы, кондукторы).
Групповые средства крепления предусматривают закрепление нескольких неустойчивых монтажных элементов и конструкций