Особенности погружения свай в мерзлые грунты
В зимних условиях, в зависимости от глубины промерзания грунта применяются следующие способы погружения свай:
если толщина мерзлого слоя не превышает 0,7 м, используют более мощное сваебойное оборудование;
при толщине мерзлого слоя более 0,7 м бурят лидирующие скважины, разрыхляют или протаивают грунт в местах расположения свай огневым способом, электро- или паропрогревом и др. (см. п. 5.11),
Для предотвращения замерзания грунта места погружения свай можно заблаговременно утеплять опилками, листьями и другими подручными материалами.
Вечномерзлые грунты в ненарушенном состоянии обладают высокой несущей способностью. Поэтому основная задача при погружении свай — внести в эти грунты как можно меньше разрушений, а в местах, где эти разрушения все же произошли, сваи должны быть как можно быстрее «вморожены» в грунт.
В отличие от обычных условий, свайные работы в условиях вечной мерзлоты целесообразнее выполнять при мерзлом состоянии грунта, поскольку верхний слой грунтов при оттаивании затрудняет использование сваебойных и буровых установок, несмотря на подсыпку в местах расположения механизмов.
Существует два способа погружения свай в вечномерзлые грунты: в оттаянный грунт (рис. 6.4, а) или в пробуренные скважины, В первом случае грунт в местах погружения свай на захватке можно оттаивать с помощью паровых игл в первой половине рабочей смены, а во второй половине — производить погружение. Как показывает практика, через несколько часов сваи прочно «вмерзают» в грунт скважины. Свая оказывается заделанной в толщу вечномерз-лого грунта и приобретает высокую несущую способность.
Метод погружения свай в пробуренные скважины можно выполнять с применением обсадной трубы и без нее. В процессе выполнения работ с обсадной трубой (рис. 6.4, 6) осуществляют: бурение скважины, установку обсадной трубы и закачивание пес-чано-глиняного раствора в объеме, необходимом для заполнения зазоров между стенками скважины и сваи после ее погружения; погружение сваи с выжиманием раствора; подъем обсадной трубы. Работы без обсадной трубы (рис. 6.4, в) предусматривают: буре-
Ь- | ||
т | л | |
\ V |
Рис, 6.4. Схемы погружения свай в вечномерзлые фунты: a — в оттаянный грунт; б — r скважину с обсадной трубой; в — забивка в лидирующую скважину; / — паровая игла; 2 — свая; 3 — обсадная труба; 4 — песчано-глиняный раствор; 5— подсыпка; 6— лидер
ние лидирующей скважины диаметром меньше на J... 2 см диаметра сваи и забивку сваи с отжиманием грунта к стенкам сваи.
Применение лидирующих скважин позволяет повысить точность установки свай, обеспечивает погружение их на проектную глубину, предохраняет сваи от поломок при погружении.
Устройство набивных свай
Основной недостаток забивных свай — перерасход материальных и трудовых ресурсов за счет срубки оголовков свай («попов»), которые образуются в результате неодинаковых отказов. Достоинство набивных свай — экономия материалов. Имеется также дополнительная возможность изготовления свай различной несущей способности без значительного изменения технологии работ. Возможно производство работ вблизи зданий и сооружений, поскольку они не сопровождаются значительными динамическими воздействиями на окружающую среду в отличие от погружения готовых свай.
Набивные сваи изготавливают непосредственно на площадке в проектном положении методом устройства скважин и заполнения их бетонной смесью или другими материалами.
Первоначально устраивались набивные бетонные трамбован-ные сваи (сваи Страуса) в результате бурения скважин и укладки бетонной смеси с трамбованием. На этой основе разработаны и применяются следующие виды набивных свай.
Вибротрамбованные сваи (рис. 6.5) устраивают в сухих связных трунтах. В грунт погружают обсадную трубу с башмаком, которая
Рис. 6.5. Технологическая схема устройства вибротрамбованных свай: — устройство скважины; б, г — укладка бетонной смеси; в — уплотнение бетонной смеси; д — окончание бетонирования
предохраняет ее внутреннюю полость от попадания грунта. Загружают порцию бетонной смеси и трамбуют ее с помощью трамбующей штанги, подвешенной к вибропогружателю; при трамбовании образуется уширенная пята сваи. Укладывают и трамбуют последующие слои. Извлекают обсадную трубу при работающем вибропогружателе и устанавливают арматурный каркас для связи с ростверком.
Конические сваи в выштампованном ложе (рис. 6.6) получают в процессе образования конической скважины после забивки лидера, заполнения скважины бетонной смесью (Б) или щебнем (Щ), повторного выштамповывания конической скважины, установки арматурного каркаса и бетонирования сваи.
Частотрамбованные сваи (рис. 6.7) образуются в результате забивки обсадной трубы с металлическим башмаком, установки арматурного каркаса и укладки высокоподвижной бетонной смеси с одновременными возвратно-поступательными ударами молота, чтобы обсадная труба при каждом цикле ударов поднималась на 4...5 см, затем опускалась на 2...3 см и таким образом уплотняла бетонную смесь. Далее обсадную трубу извлекают.
Рис. 6.6. Технологическая схема устройства набивных конических свай
в выштампованном ложе:
а — образование конической скважины; б — заполнение скважины жесткой бетонной смесью или щебнем; в — выштамповывание конической скважины повторным погружением лидера; г — установка арматурного каркаса и бетонирование сваи; 1 — базовая машина; 2— мачта; 3 — падающий груз; 4— конический лидер; 5 — гидравлическое устройство для извлечения лидера; 6 — гидроцилиндр; 7 — коническая скважина; 8~ жесткая бетонная смесь или щебень; 9— бетонная смесь, втрамбованная в стенки скважины; 10 — вибратор; // — арматурный каркас
и
Рис, 6.7. Технологическая схема устройства частотрамбованных свай: а — устройство скважины; б — установка арматурного каркаса; в — укладка бетонной смеси; г — извлечение обсадной трубы; д — нижняя часть обсадной трубы с
теряемым башмаком
Пнеемонабивные сваи устраивают в обводненных грунтах, для чего после бурения скважины устанавливают арматурный каркас, сжатым воздухом вытесняют грунтовую воду, порциями укладывают бетонную смесь методом пневматического бетонирования с одновременным подъемом обсадной трубы, в которой постоянно поддерживается повышенное давление воздуха (0,2---0,3 МПа).
Песчаные и грунтовые сваи устраивают обычно в целях укрепления слабых грунтов (рис. 6.8, а). При изготовлении песчаных
Рис. 6.8. Схемы устройства грунтовых свай:
а — устройство грунтоггесчаных свай; 6 — раскрытие наконечника; в ~ изготовление грунтобетонных свай
Рис. 6.9. Варианты использования грунтовых свай в качестве: и — укрепления оснований фундаментов; б — защиты коммуникаций от грунтовых вод; в — зашиты от обрушения грунта; г ~ шпунтового ограждения
свай пользуются вибронабивным способом, для чего обсадную трубу с закрытым наконечником погружают и заполняют песком. При подъеме трубы с вибрированием кольцо с наконечника трубы спадает (рис. 6.8, б), и песок заполняет скважину.
Если устроить скважину (рис. 6.8, в) бурением, а затем подать в нее водоцементную суспензию, то при обратном движении бура грунт перемешивается, насыщается водоцементной суспензией, затвердевает. Такие грунтобетон ные сваи распространены в Европе из-за достаточной прочности и низкой себестоимости. Варианты применения грунтовых свай приведены на рис. 6.9.
Буронабиеные сваи наиболее широко распространены из-за экономичности и высокой несущей способности. Сваи могут бетонироваться без обсадной трубы: в открытой скважине («сухой» способ) или с заполнением скважины глинистым раствором; а также с обсадной трубой.
Скважина устраивается вытрамбовыванием, вращательным или ударным бурением.
Основное отличие машин для устройства скважин — способ извлечения грунта из скважины (рис. 6.10). При выштамповыва-нии скважины с помощью пробойника-лидера или обсадной трубы грунт не извлекается. Шнековый бур поднимает грунт наверх благодаря вращению винтового шнека. В случае применения ковшовых и грейферных буров грунт поднимается в закрытых буровых снарядах.
С извлечением грунта скважины диаметром до 2 м могут выбуриваться на глубину 40 м. Для бурения тяжелых пород на большую глубину можно применять трубовкручивающие установки.
Сухой способ устройства буронабивных свай без обсадной трубы можно применить в устойчивых грунтах по следующей технологической схеме (рис. 6.11, а): I — бурение скважины; // — удаление кондуктора; III — установка арматурного каркаса; IV'— установка бункера; V — укладка бетонной смеси с уплотнением вибратором, установленным на бстонолитной трубе; VI— снятие бункера; VII — бетонирование оголовка сваи.
Бетонолитная труба извлекается из скважины по мере укладки бетонной смеси.
При устройстве свай без обсадных труб в неустойчивых обводненных грунтах в скважину после бурения закачивается раствор бентонитовой глины, который, циркулируя по скважине, выносит разрушенный буром грунт и укрепляет стенки скважины. По трубе (способом подводного бетонирования) в скважину подают бетонную смесь и одновременно поднимают трубу. Соприкасаясь с глинистым раствором цемент из смеси не вымывается, и бетон после этого не теряет своей проектной прочности.
Работы ведутся по следующей технологической схеме (рис. 6.11, б): VIII — устройство скважины; IX — уширение площади опирания
в г
Рис. 6.10. Способы устройства скважин с применением: о — забиваемого лидера; б — шнекового бура; в — грейферного бура; г — ковшового бура
сваи; X— установка арматурного каркаса; XI— установка бетоно-литной трубы и бункера; XII — укладка бетонной смеси; XIII ~ формирование оголовка сваи.
VII |
XIII |
Рис. 6.11. Технологическая схема устройства буронабивных свай «сухим
способом» (а) и под глинистым раствором (б):
/ — скважина; 2 — буровой агрегат; 3 — насосная установка; 4 — глиносмеситель; J— отстойник; 6 — уширитель; 7 — коцдуктор; 8 — арматурный каркас; 9— контейнер для пульпы; 10— бетонолитная труба; II — клапан; 12— рукав бетоновода; 13, 14 — оголовок и тело сваи
Устройство буронабивных свай в обсадной трубе с извлечением грунта (рис. 6.12) можно осуществлять в любых условиях, поэтому такая технология доминирует в передовых зарубежных строительных фирмах.
Сначала с помощью лебедки и погружателя устанавливают и погружают две секции обсадной трубы, используя момент вращения и продольное усилие погружателя; затем поочередно устанавливают и погружают все секции трубы. С помощью бурового снаряда извлекают грунт из обсадной трубы, периодически опорожняя
<$ |
W д
Рис. 6.12. Технологическая схема устройства буронабивных свай в обсадной трубе с извлечением грунта:
о — монтаж секций трубы; б — погружение и наращивание трубы; в — разгрузка грунта; г — установка арматурного каркаса и укладка бетонной смеси; д — извлечение трубы; е — демонтаж секций трубы; М — момент вращения; F — усилие
от грунта защитный кожух; устанавливают арматурный каркас и производят бетонирование. Используя момент вращения и извлекающее продольное усилие погружателя, извлекают обсадную трубу собственной лебедкой. Секции обсадной трубы демонтируют.
Уширение площади опирания сваи на грунт можно осуществить: специальными уширителями, втрамбовыванием бетонной смеси в дно скважины и камуфляжным взрывом заряда ВВ.
Устройство ростверков
Назначение ростверков — объединение отдельных свай в общий свайный фундамент. Ростверки бывают монолитными и сборно-монолитными различной высоты и формы (рис. 6.13, табл. 6.1).
■to
а 6
Рис. 6.13. Схемы устройства ростверков:
а — варианты устройства опалубки ростверков рядовых, кустовых свай и свайных полей (план); б — схема сопряжения балки сборного ростверка со сваей
Процесс возведения ростверка мало отличается от традиционных схем бетонирования плит. По отметкам срубаются оставшиеся после забивки части свай и оголяется продольная арматура свай. На глубину 0,10...0,15 м ниже планировочных отметок снимается грунт и укладывается слой шлака, щебня или песка. Устанавливаются и закрепляются щиты опалубки. Арматура ростверка и свай соединяется. Бетонируются плиты (балки) ростверка; опалубка снимается.
Таблица 6,1 График производства работ при устройстве монолитного ростверка
Наименование операций | Продолжительность работ, дни | ||||||
Срубка голов свай Устройство песчаной подготовки Установка опалубки Армирование Бетонирование Снятие опалубки | = |
6.6. Контроль качества и приемка работ
Работы по устройству свайных фундаментов и шпунтовых ограждений относятся к числу скрытых работ и судить об их качестве можно только по документам технической отчетности. По этой причине приемочной комиссии должны быть представлены
следующие документы: утвержденный проект и рабочие чертежи; паспорта готовых свай и элементов сборных ростверков; журналы бурения скважин, погружения свай, бетонирования набивных свай и ростверков; акты лабораторных испытаний прочности бетона и приемки арматуры, стыков и сопряжений; данные геодезической разбивки и исполнительные планы; данные контрольных испытаний нагрузкой (погружаемых свай — статической и динамической; набивных — статической).
В процессе приемки проверяют соответствие примененных материалов и изделий проекту, соблюдение технологии работ, несущую способность свай и их соответствие проектному положению.
Приемка оформляется актом, в котором должны быть отмечены все выявленные дефекты, указаны сроки их устранения, дана оценка качества выполненных работ.
При приемке могут быть допущены некоторые отклонения от проектного положения свай, однако эти отклонения не должны превышать значений, нормируемых СНиПом и приведенных в прил. 4.
Если у приемочной комиссии возникают сомнения в несущей способности свай или если в проекте имеются специальные указания, то должны быть проведены контрольные испытания контрольной добивкой или статической нагрузкой. При контрольной добивке производят 3...5 ударов молота и определяют фактический отказ свай. Испытание статической нагрузкой выполняют гидравлическими домкратами, укладкой дополнительного груза, натяжными муфтами или лебедками.