Развитие строительных процессов в пространстве и времени

В целях организации строительного процесса объемы зданий и сооружений должны быть разделены на отдельные участки; зах­ватки для бригад и делянки для звеньев рабочих, на которых в необходимой технологической последовательности выполняются все операции.

Развитие процесса осуществляется по вертикально-восходящей, вертикально-нисходя щей или горизонтально-восходящей и гори­зонтально-нисходящей схемам (рис, 3.1) в зависимости от типа


А    
  А  
  \ +  
  \+
    V
эт Захватки
I п III

t    
У   /t
  ^ +  
    *
     
эт Захватки
I II |Ш


в


    —►
     
—>    
эт Захватки
T II III

  —>-  
     
i -♦^
ЭТ Захватки
I III


Рис. 3.1. Схемы развития технологических процессов:

А — вертикально-восходящая; Б — вертикаль но-ни сходящая;

В — горизонталь но-восходящая; Г — горизонтально-нисходящая



здания и условий выполнения технологических процессов. Так, при сдаче зданий под отделочные работы секциями уменьшается общий срок строительства, поэтому вертикальная схема работ при возведении многоэтажных зданий с точки зрения срока строи­тельства является предпочтительной. С точки зрения стоимости и качества работ предпочтение следует отдать горизонтальным схе­мам развития технологических процессов.

Участками называют часть здания или сооружения, в пределах которой существуют одинаковые производственные условия, да­ющие возможность применять одинаковые методы работ, т. е. ис­пользовать одни и те же процессы. Участками могут быть темпера­турные блоки одноэтажных промышленных зданий, этаж или часть этажа многоэтажных зданий, жилые секции в пределах одного этажа и т.д.

Участки могут быть разбиты на захватки (пролет, комната и т.д.). На захватках повторяются одинаковые комплексы строи­тельных процессов, выполняемые в определенное и равное время. Захватками могут быть несколько фундаментов под колонны кар­каса здания, ряд колонн, стеновое ограждение в пределах несколь­ких шагов колонн и т. п.

Число захваток т на участке равно отношению общего фро'нта работ Фр к фронту работ на захватке Фэ:

т =ФР3.

Фронт работ на захватке (делянке) должен быть достаточным для одновременной расстановки всей бригады или звена:

Ф3 = NOJn,

где N — число исполнителей в бригаде или звене; Фч — фронт работ на одного человека; п — число рабочих смен.

Строительные процессы на захватках и участках во времени можно осуществлять последовательно, параллельно или после­довательно-параллельно (поточно). Подробнее см. п. 15.1.

Вариантное проектирование строительных процессов

Задача проектирования заключается в принятии рационально­го (эффективного) решения по срокам и последовательности вы­полнения процесса, составу технических средств, количеству и составу звеньев (бригад) рабочих. В каждом конкретном случае таких решений должно быть несколько. Тоща сам процесс проек­тирования принимает вариантный характер. В этом случае из име­ющегося арсенала или вновь разрабатываемых технологических решений выполнения идентичных процессов может быть выбрано наиболее рациональное в заданных условиях для конкретного объекта.

Поиск рационального решения основан на сравнительной оценке принятых к рассмотрению вариантов по одному или не­скольким показателям эффективности, основными из которых являются себестоимость, трудоемкость и продолжительность вы­полнения процесса. Эффективным вариантом, принимаемым к дальнейшей разработке и осуществлению, является вариант, име­ющий наименьшие значения всех показателей.

Однако часты случаи, когда нет однозначности в различии показателей (например, при наименьшей себестоимости боль­шая продолжительность и одинаковые трудоемкости и т.п.). По­этому в каждом конкретном случае целесообразно определять главный показатель и сравнение вести с учетом этого фактора. При этом следует иметь в виду, что себестоимость выполнения процесса косвенным образом учитывает затраты труда и продол­жительность выполнения работ и отражает технический и орга­низационный уровни данного процесса.

Себестоимость процесса представляет собой выражение в де­нежной форме затрат на его выполнение. Себестоимость учитыва­ет затраты общественного труда (стоимость материальных ресур­сов, энергии, амортизации основных фондов) и живого труда (заработная плата). Себестоимость процесса является одним из главных показателей и определяется по формуле

с = снэ.мШ1т.р+н,

где См — стоимость материалов, конструкций и изделий, вклю­чая заготовительно-складские расходы и стоимость их доставки на приобъектный склад; Сэм — затраты на эксплуатацию машин, механизмов и установок; Зпл — заработная плата рабочих; Стр — транспортные расходы; Н — накладные расходы, в состав кото­рых входят административно-хозяйственные расходы, содержа­ние пожарной и сторожевой охраны, износ инвентаря и инстру­мента, использование материалов, конструкций и др.

Трудоемкость процессов характеризуется затратами труда на его выполнение. Единицей измерения трудоемкости является челове­ко-час (чел.-ч) или человеко-день (чел.-день), показывающий зат­раты нормативного рабочего времени на производство работ.

Продолжительность выполнения процессов определяют для увязки операций в единый технологический процесс и для пост­роения графиков производства работ. Затраты времени на выпол­нение конкретного объема работ зависят от влияния многочис­ленных производственных факторов: вида и объема работ, формы организации технологического процесса и степени его механиза­ции, численности рабочих и уровня их квалификации и др. Еди­ницей измерения продолжительности служат час, смена, день.

Программное обеспечение ЭВМ, используемое на крупных передовых стройках, позволяет автоматизировать вариантное

проектирование строительных процессов. Наиболее эффективным является применение ЭВМ для комплексной автоматизации ре­шения всех задач в составе автоматизированной системы управле­ния строительством (АСУС).

ГЛАВА 4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ

ГРУЗОВ

4.1. Классификация строительных грузов и транспортных средств

В условиях современного индустриального строительства, ког­да широко применяются готовые конструкции заводского изго­товления, возросла роль транспорта.

Например, затраты на транспорт и погрузочно-разгрузочные ра­боты составляют по стоимости до 25 % и по трудоемкости до 40 % всех затрат на строительство.

В зависимости от физических характеристик строительные гру­зы принято разделять на следующие группы: сыпучие (песок, гра­вий, щебень, грунты); порошкообразные (цемент, гипс); тесто­образные (бетонная смесь, раствор, известковое тесто); мелко­штучные (кирпич, бутовый камень, асфальт в плитках, бидоны с краской и т.п.); штучные (оконные и дверные блоки, железобе­тонные плиты и панели); тяжеловесные (железобетонные элементы значительной массы, разное тяжелое оборудование); длинномер­ные (железобетонные и стальные колонны, фермы, трубы, лесо­материалы); крупнообъемные (санитарко-технические кабины, блок-комнаты, крупногабаритные контейнеры, резервуары и дру­гие емкости); жидкие (бензин, керосин, смазочные масла и т, п.). Для каждого вида грузов характерны свои особенности и средства транспортирования.

Транспорт бывает горизонтальный и вертикальный, внешний, внутрипостроечный и объектный. Внешним транспортом перево­зят строительные грузы, поступающие на строительную площад­ку извне. Внутрипостроечный транспорт обеспечивает перемеще­ние грузов по территории строительства, а объектный — непос­редственно на объекте. В условиях индустриального строительства значительную часть таких грузов, как, например, сборные конст­рукции, доставляют от предприятий строительной индустрии к рабочим местам.

Для перевозки грузов в строительстве используют следующие виды горизонтального транспорта: автомобильный — наиболее рас­пространенный (до 85% перевозок); тракторный для перемеще­ния тяжелых грузов, особенно в условиях бездорожья; железно-

дорожный для внешних перевозок (до 10% всех перевозок) и реже — для внутриштощадных; воздушный для доставки грузов в труднодоступные районы с помощью большегрузных самолетов, вертолетов или специальных транспортных дирижаблей; специ­альные виды транспорта для внутрипостроечных и объектных пе­ремещений строительных грузов.

Вертикальное перемещение строительных грузов в условиях строительной площадки осуществляют монтажными кранами и подъемниками. Необходимость установки последних особенно воз­растает в период отделочных работ, когда строительные материа­лы надо подавать на этажи через оконные или другие проемы.

В ряде случаев можно совместить транспортные процессы с тех­нологическими, например в автобетоносмесителях совмещаются процессы приготовления бетонной смеси и ее перемещения.

4.2. Автомобильный транспорт и автодорогив строительстве

Грузы перемещают на автомобилях по дорогам общего пользо­вания и строительным дорогам. Автодороги строительства вклю­чают в себя подъездные пути к строительным площадкам и внут-рипостроечные дороги. Как правило, подъездные пути представ­ляют собой постоянные автомобильные дороги, а внутрипостро-ечные — временные.

Внутрипостроечные дороги могут быть сквозными, тупиковыми и кольцевыми. В конце тупиковых должны быть разворотные пло­щадки, а в средней части, при необходимости, разъезды (рис- 4.1).

Выезд

Въезд

Развитие строительных процессов в пространстве и времени - student2.ru Развитие строительных процессов в пространстве и времени - student2.ru

Рис. 4.1. Схемы внутрипостроечных дорог:

— кольцевая; 2 — сквозная; 3 — тупиковая; 4 — уширение дороги; 5 —

разворот


Развитие строительных процессов в пространстве и времени - student2.ru


Развитие строительных процессов в пространстве и времени - student2.ru

1524 (750)

Развитие строительных процессов в пространстве и времени - student2.ru

Рис. 4.2. Профили дорог:

а — автомобильной; б — железной (в скобках — размеры для узкой колеи); i — уклон; 1 — кювет; 2 — обочина; 3 — дорожная одежда; 4 — земляное полотно

Автомобильные дороги состоят из земляного полотна и дорож­ной одежды. Для отвода поверхностных вод дорогам придают дву­скатный уклон (рис. 4.2).

Для сокращения расходов на стройплощадке в качестве вре­менных используют постоянные дороги без укладки верхнего по­крытия или укладывают по песчаному основанию временное по­крытие из железобетонных дорожных плит. Основное же покры­тие постоянной дороги следует выполнять перед сдачей объекта в эксплуатацию.

В строительстве используют автомобили грузоподъемностью 1,5... 40 т. Кроме одиночных автомобилей применяют автопоезда.

По назначению и роли в строительном производстве средства автомобильного транспорта классифицируют на две группы: ав­томобили общетранспортного назначения (грузовые бортовые ма­шины, самосвалы, автопоезда в составе автомобиля и прицепов) и специализированные автотранспортные средства (табл. 4.1).

Специализированные транспортные средства приспособлены (специализированы) для перевозки определенных категорий гру­зов: бетонной смеси, раствора, порошкообразных и пылевидных строительных материалов, крупногабаритных железобетонных кон­струкций и др. Для перевозки бетонной и растворной смесей сей­час используют передвижные автобетоносмесители.

При бестарной перевозке порошкообразных материалов (цемен­та, гипса, извести, молотого известняка и др.) применяют авто­цементовозы, оборудованные устройствами для саморазгрузки.

Таблица 4.1

Наши рекомендации