Развитие строительных процессов в пространстве и времени
В целях организации строительного процесса объемы зданий и сооружений должны быть разделены на отдельные участки; захватки для бригад и делянки для звеньев рабочих, на которых в необходимой технологической последовательности выполняются все операции.
Развитие процесса осуществляется по вертикально-восходящей, вертикально-нисходя щей или горизонтально-восходящей и горизонтально-нисходящей схемам (рис, 3.1) в зависимости от типа
А | |||
А | |||
\ + | |||
\+ | \а | ||
V | |||
эт | Захватки | ||
I | п | III |
t | |||
У | /t | ||
^ + | |||
* | |||
эт | Захватки | ||
I | II |Ш |
в
—► | |||
—> | |||
эт | Захватки | ||
T | II | III |
—>- | |||
i | -♦^ | ||
ЭТ | Захватки | ||
I | III |
Рис. 3.1. Схемы развития технологических процессов:
А — вертикально-восходящая; Б — вертикаль но-ни сходящая;
В — горизонталь но-восходящая; Г — горизонтально-нисходящая
здания и условий выполнения технологических процессов. Так, при сдаче зданий под отделочные работы секциями уменьшается общий срок строительства, поэтому вертикальная схема работ при возведении многоэтажных зданий с точки зрения срока строительства является предпочтительной. С точки зрения стоимости и качества работ предпочтение следует отдать горизонтальным схемам развития технологических процессов.
Участками называют часть здания или сооружения, в пределах которой существуют одинаковые производственные условия, дающие возможность применять одинаковые методы работ, т. е. использовать одни и те же процессы. Участками могут быть температурные блоки одноэтажных промышленных зданий, этаж или часть этажа многоэтажных зданий, жилые секции в пределах одного этажа и т.д.
Участки могут быть разбиты на захватки (пролет, комната и т.д.). На захватках повторяются одинаковые комплексы строительных процессов, выполняемые в определенное и равное время. Захватками могут быть несколько фундаментов под колонны каркаса здания, ряд колонн, стеновое ограждение в пределах нескольких шагов колонн и т. п.
Число захваток т на участке равно отношению общего фро'нта работ Фр к фронту работ на захватке Фэ:
т =ФР/Ф3.
Фронт работ на захватке (делянке) должен быть достаточным для одновременной расстановки всей бригады или звена:
Ф3 = NOJn,
где N — число исполнителей в бригаде или звене; Фч — фронт работ на одного человека; п — число рабочих смен.
Строительные процессы на захватках и участках во времени можно осуществлять последовательно, параллельно или последовательно-параллельно (поточно). Подробнее см. п. 15.1.
Вариантное проектирование строительных процессов
Задача проектирования заключается в принятии рационального (эффективного) решения по срокам и последовательности выполнения процесса, составу технических средств, количеству и составу звеньев (бригад) рабочих. В каждом конкретном случае таких решений должно быть несколько. Тоща сам процесс проектирования принимает вариантный характер. В этом случае из имеющегося арсенала или вновь разрабатываемых технологических решений выполнения идентичных процессов может быть выбрано наиболее рациональное в заданных условиях для конкретного объекта.
Поиск рационального решения основан на сравнительной оценке принятых к рассмотрению вариантов по одному или нескольким показателям эффективности, основными из которых являются себестоимость, трудоемкость и продолжительность выполнения процесса. Эффективным вариантом, принимаемым к дальнейшей разработке и осуществлению, является вариант, имеющий наименьшие значения всех показателей.
Однако часты случаи, когда нет однозначности в различии показателей (например, при наименьшей себестоимости большая продолжительность и одинаковые трудоемкости и т.п.). Поэтому в каждом конкретном случае целесообразно определять главный показатель и сравнение вести с учетом этого фактора. При этом следует иметь в виду, что себестоимость выполнения процесса косвенным образом учитывает затраты труда и продолжительность выполнения работ и отражает технический и организационный уровни данного процесса.
Себестоимость процесса представляет собой выражение в денежной форме затрат на его выполнение. Себестоимость учитывает затраты общественного труда (стоимость материальных ресурсов, энергии, амортизации основных фондов) и живого труда (заработная плата). Себестоимость процесса является одним из главных показателей и определяется по формуле
с = сн+сэ.м+зШ1+ст.р+н,
где См — стоимость материалов, конструкций и изделий, включая заготовительно-складские расходы и стоимость их доставки на приобъектный склад; Сэм — затраты на эксплуатацию машин, механизмов и установок; Зпл — заработная плата рабочих; Стр — транспортные расходы; Н — накладные расходы, в состав которых входят административно-хозяйственные расходы, содержание пожарной и сторожевой охраны, износ инвентаря и инструмента, использование материалов, конструкций и др.
Трудоемкость процессов характеризуется затратами труда на его выполнение. Единицей измерения трудоемкости является человеко-час (чел.-ч) или человеко-день (чел.-день), показывающий затраты нормативного рабочего времени на производство работ.
Продолжительность выполнения процессов определяют для увязки операций в единый технологический процесс и для построения графиков производства работ. Затраты времени на выполнение конкретного объема работ зависят от влияния многочисленных производственных факторов: вида и объема работ, формы организации технологического процесса и степени его механизации, численности рабочих и уровня их квалификации и др. Единицей измерения продолжительности служат час, смена, день.
Программное обеспечение ЭВМ, используемое на крупных передовых стройках, позволяет автоматизировать вариантное
проектирование строительных процессов. Наиболее эффективным является применение ЭВМ для комплексной автоматизации решения всех задач в составе автоматизированной системы управления строительством (АСУС).
ГЛАВА 4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ
ГРУЗОВ
4.1. Классификация строительных грузов и транспортных средств
В условиях современного индустриального строительства, когда широко применяются готовые конструкции заводского изготовления, возросла роль транспорта.
Например, затраты на транспорт и погрузочно-разгрузочные работы составляют по стоимости до 25 % и по трудоемкости до 40 % всех затрат на строительство.
В зависимости от физических характеристик строительные грузы принято разделять на следующие группы: сыпучие (песок, гравий, щебень, грунты); порошкообразные (цемент, гипс); тестообразные (бетонная смесь, раствор, известковое тесто); мелкоштучные (кирпич, бутовый камень, асфальт в плитках, бидоны с краской и т.п.); штучные (оконные и дверные блоки, железобетонные плиты и панели); тяжеловесные (железобетонные элементы значительной массы, разное тяжелое оборудование); длинномерные (железобетонные и стальные колонны, фермы, трубы, лесоматериалы); крупнообъемные (санитарко-технические кабины, блок-комнаты, крупногабаритные контейнеры, резервуары и другие емкости); жидкие (бензин, керосин, смазочные масла и т, п.). Для каждого вида грузов характерны свои особенности и средства транспортирования.
Транспорт бывает горизонтальный и вертикальный, внешний, внутрипостроечный и объектный. Внешним транспортом перевозят строительные грузы, поступающие на строительную площадку извне. Внутрипостроечный транспорт обеспечивает перемещение грузов по территории строительства, а объектный — непосредственно на объекте. В условиях индустриального строительства значительную часть таких грузов, как, например, сборные конструкции, доставляют от предприятий строительной индустрии к рабочим местам.
Для перевозки грузов в строительстве используют следующие виды горизонтального транспорта: автомобильный — наиболее распространенный (до 85% перевозок); тракторный для перемещения тяжелых грузов, особенно в условиях бездорожья; железно-
дорожный для внешних перевозок (до 10% всех перевозок) и реже — для внутриштощадных; воздушный для доставки грузов в труднодоступные районы с помощью большегрузных самолетов, вертолетов или специальных транспортных дирижаблей; специальные виды транспорта для внутрипостроечных и объектных перемещений строительных грузов.
Вертикальное перемещение строительных грузов в условиях строительной площадки осуществляют монтажными кранами и подъемниками. Необходимость установки последних особенно возрастает в период отделочных работ, когда строительные материалы надо подавать на этажи через оконные или другие проемы.
В ряде случаев можно совместить транспортные процессы с технологическими, например в автобетоносмесителях совмещаются процессы приготовления бетонной смеси и ее перемещения.
4.2. Автомобильный транспорт и автодорогив строительстве
Грузы перемещают на автомобилях по дорогам общего пользования и строительным дорогам. Автодороги строительства включают в себя подъездные пути к строительным площадкам и внут-рипостроечные дороги. Как правило, подъездные пути представляют собой постоянные автомобильные дороги, а внутрипостро-ечные — временные.
Внутрипостроечные дороги могут быть сквозными, тупиковыми и кольцевыми. В конце тупиковых должны быть разворотные площадки, а в средней части, при необходимости, разъезды (рис- 4.1).
Выезд
Въезд
Рис. 4.1. Схемы внутрипостроечных дорог:
— кольцевая; 2 — сквозная; 3 — тупиковая; 4 — уширение дороги; 5 —
разворот
1524 (750)
Рис. 4.2. Профили дорог:
а — автомобильной; б — железной (в скобках — размеры для узкой колеи); i — уклон; 1 — кювет; 2 — обочина; 3 — дорожная одежда; 4 — земляное полотно
Автомобильные дороги состоят из земляного полотна и дорожной одежды. Для отвода поверхностных вод дорогам придают двускатный уклон (рис. 4.2).
Для сокращения расходов на стройплощадке в качестве временных используют постоянные дороги без укладки верхнего покрытия или укладывают по песчаному основанию временное покрытие из железобетонных дорожных плит. Основное же покрытие постоянной дороги следует выполнять перед сдачей объекта в эксплуатацию.
В строительстве используют автомобили грузоподъемностью 1,5... 40 т. Кроме одиночных автомобилей применяют автопоезда.
По назначению и роли в строительном производстве средства автомобильного транспорта классифицируют на две группы: автомобили общетранспортного назначения (грузовые бортовые машины, самосвалы, автопоезда в составе автомобиля и прицепов) и специализированные автотранспортные средства (табл. 4.1).
Специализированные транспортные средства приспособлены (специализированы) для перевозки определенных категорий грузов: бетонной смеси, раствора, порошкообразных и пылевидных строительных материалов, крупногабаритных железобетонных конструкций и др. Для перевозки бетонной и растворной смесей сейчас используют передвижные автобетоносмесители.
При бестарной перевозке порошкообразных материалов (цемента, гипса, извести, молотого известняка и др.) применяют автоцементовозы, оборудованные устройствами для саморазгрузки.
Таблица 4.1