Формы организации эксплуатации строительных машин
Формы организации эксплуатации машинного парка в сельском строительстве разнообразны, зависят от конкретных условий: вида и характера строительства, разобщенности объектов, структуры строительных организаций, вида работ, подлежащих механизации и др. Существуют следующие формы организации эксплуатации строительных машин.
Первая форма — все строительные машины находятся на балансе в первичных строительных организациях (ПМК, СМУ, МСО). Машины выделяются работать на объект по заявкам линейного персонала. Эксплуатацией машин руководит главный механик первичной строительной организации. При этой форме полноценная эксплуатация машин затруднена в связи с незначительными объемами работ на отдельном объекте, что приводит к простою машины. Эта форма содержания строительных машин применяется в организациях, выполняющих однородные специальные строительно-монтажные работы.
Вторая форма — строительные машины находятся на балансе управления механизации, числящейся в составе строительного треста, которая выделяет машины первичным строительным организациям по их заявкам, на условиях услуг, аренды или подряда. Эксплуатацией машин руководит управление механизации. Вторая форма эксплуатации парка машин наиболее распространена в государственном и колхозно-кооперативном сельском строительстве. "По сравнению с первой формой она более эффективна, так как обеспечивается квалифицированная эксплуатация строительных машин, повышается их производительность и увеличивается во времени продолжительность работы машин вследствие маневренности.
Третья форма — строительные машины находятся з составе и на балансе трестов или управлений механизации, подчиненных областным (краевым) производственным управлениям (объединениям, комбинатам). Тресты (управления) механизации — наиболее прогрессивная форма организации парка строительных машин. В Министерстве сельского строительства СССР к 1980 г. сосредоточено в трестах (управлениях) механизации не менее 85—90% парка машин. Это направление является прогрессивным и для межколхозных строительных организаций.
Тресты (управления) механизации технически обслуживают первичные строительные организации, дислоцированные в данном районе, включая обслуживание на объектах строительства эксплуатацию машин и механизмов. В составе треста созданы управления механизации, состоящие из участков механизации (рис. 11,28)
В сельском строительстве тресты механизации действуют при крупных территориальных производственных строительно-монтажных управлениях, а также в составе министерств сельского строительства союзных республик. Основной принцип организационной структуры трестов (управлений) механизации является узкая специализация— создание специализированных управлений механизации в трестах (управлениях) и специальных участков в управлениях механизации с приданными им средствами технического обслуживания и ремонта машин.
В управлении механизации, как правило, имеется техническая база механизации, предназначенная для обслуживания и ремонта машин. Создаются специальные участки с концентрацией в них мелких передвижных машин; штукатурных, малярных, санитарно-технических и др. станций и механизированного инструмента.
Производственная деятельность трестов (управлений) механизации состоит в комплексном выполнении строительно-монтажных работ собственными силами в порядке подряда и в качестве соисполнителя совместно с генподрядной организацией тех работ, на которых используются машины; в комплектовании парка строительных машин, техническом их обслуживании и ремонте машин, механизмов и оборудования; в необходимых случаях, в сдаче машин в аренду ПМК, СМУ, МСО; в систематическом наблюдении за техническим состоянием средств механизации и соблюдением правил техники безопасности при их эксплуатации; строгом соблюдении технических правил эксплуатации и системы планово-предупредительных ремонтов; внедрением новых эффективных методов механизации работ, надлежащей организации и расстановки механизмов на рабочих местах; в создании постоянных квалифицированных кадров механизаторов и др.
Планы работ трестов (управлений) механизации должны быть увязаны с планами и графиками работ обслуживаемых общестроительных организаций и предусматривать выполнения в срок, производства работ и ввод в действие сооружаемых объектов.
Сбор, обработку и передачу информации о работе строительных машин в тресте (управлении) механизации организуют диспетчерские службы, руководство которыми осуществляет главный диспетчер треста (управления). Эффективность диспетчерской службы во многом зависит от состояния средств связи: телефонной, телеграфной, фототелеграфной, высокочастотной по силовым проводам, а также радиосвязи. В каждом случае схему связи разрабатывают с учетом местных условий.