Обязательны ли лицензия и разрешение

Для применения льготы в данном случае лицензия обязательна.

Работы на объектах культурного наследия – лицензируемый вид деятельности (п. 6 ст. 45 Закона № 73-ФЗ, подп. 48 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ). И проводить работы без лицензии исполнитель не вправе, это касается и генподрядчика, и субподрядчика.

В Налоговом кодексе есть прямое требование о том, что у компаний должны быть лицензии для отдельных видов деятельности и операций, которые освобождены от НДС. Если лицензии нет, льготу применить нельзя. На стоимость работ придется начислить НДС (п. 6 ст. 149 НК РФ).

Вывод: у субподрядчика должна быть лицензия, и он обязан в период работ соответствовать условиям лицензирования. То есть иметь в штате достаточное количество специалистов с необходимой квалификацией и стажем (инженеров, рабочих, реставраторов – если проводится реставрация, и т. д.).

Кроме того, субподрядчик должен располагать необходимым оборудованием, инвентарем и т. д. Убедитесь, что все это у него есть на самом деле, а не фиктивно – лишь на бумаге. Это поможет избежать претензий налоговиков в фиктивности расходов из-за неосмотрительности при выборе партнера.

Проверьте

Если срок справки, подтверждающей, что объект относится к памятникам, истек, ее надо обновить

То же самое касается и разрешения на работы. В подпункте 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ прямо сказано, что от НДС освобождаются работы, проведенные в соответствии с требованиями Закона № 73-ФЗ. А такие работы проводят на основании разрешения (ст. 45 Закона № 73-ФЗ).

Из Административного регламента (утв. приказом Минкульта № 811) следует, что разрешение должна получить каждая организация, которая выполняет работы. В том числе субподрядчик (п. 2, п. 16.2.1–16.2.4 Регламента).

Сколько действует справка

Закон не устанавливает, сколько раз и с какой периодичностью исполнитель должен получать справки, подтверждающие, что объект относится к культурному наследию.

Но есть подзаконные акты. Например, распоряжение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга от 4 сентября 2012 г. № 10-117 (ред. от 29.06.2016). В нем определен срок действия таких справок – один год.

Значит, если вы ремонтируете объект в Санкт-Петербурге и договор длится больше года, получите новую справку вовремя. То есть и вы, и ваш субподрядчик должны следить за сроками – просроченные справки будут недействительными и не позволят воспользоваться льготой.

А если в региональных актах требований к сроку нет?

Тогда безопаснее подстраховаться и подрядчику, и субподрядчику – получить свежие справки в том периоде, когда будете сдавать работы. Это подтвердит вашу добросовестность.

Получить их можно бесплатно в срок не более месяца (п. 2.4, 2.8 Административного регламента, утв. распоряжением № 10-117). Можно через портал госуслуг в электронном виде.

Например, субподрядчик сдает вам окончательный результат работ в I квартале. Ему безопаснее получить в I квартале справку от уполномоченного органа.

Как учитывать операции

Не забывайте вести раздельный учет операций, которые облагаются и не облагаются НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Откройте отдельные субсчета для облагаемых и не облагаемых НДС операций

Для этого откройте отдельные субсчета к счетам, которые используете для отражения соответствующих операций (20 «Основное производство», 90 «Продажи», 10 «Материалы», 19 «НДС по приобретенным ценностям» и т. д.).

Закрепите в учетной политике способы отражения налога – когда берете к вычету, когда относите на затраты.

Если применяете льготу, входной НДС по материалам и другим затратам в ходе ремонтно-реставрационных работ к вычету не принимайте. Включайте его в себестоимость работ (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Пример. Как субподрядчику учитывать НДС при применении льготы

Воспользуемся условиями ситуации, которую мы привели в начале статьи.

Подрядчик для субподрядчика является заказчиком.

Будем исходить из того, что все документы у субподрядчика есть и он применяет освобождение от НДС. Стоимость работ субподрядчика по договору с подрядчиком – 300 000 руб. (НДС не облагается).

Для выполнения работ субподрядчик купил материалы на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Другие затраты на работы (зарплата, взносы, амортизация и т.п.) составили 150 000 руб.

Бухгалтер субподрядчика на соответствующие даты сделал проводки:

ДЕБЕТ 10 «ОПЕРАЦИИ, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НДС» КРЕДИТ 60 – 100 000 руб. – приобретены материалы;
ДЕБЕТ 19 «ОПЕРАЦИИ, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НДС» КРЕДИТ 60 – 18 000 руб. – выделен НДС;
ДЕБЕТ 10 «ОПЕРАЦИИ, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НДС» КРЕДИТ 19 «ОПЕРАЦИИ, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НДС» – 18 000 руб. – включен входной НДС в стоимость материалов;
ДЕБЕТ 20 «ОПЕРАЦИИ, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НДС» КРЕДИТ 10 «ОПЕРАЦИИ, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НДС» – 118 000 руб. – списаны материалы в производство;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – 118 000 руб. – оплачены материалы поставщику;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 «ВЫРУЧКА» («ОПЕРАЦИИ, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НДС») – 300 000 руб. – реализованы выполненные работы;
ДЕБЕТ 90 «СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДАЖ» («ОПЕРАЦИИ, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НДС») КРЕДИТ 20 «ОПЕРАЦИИ, НЕ ОБЛАГАЕМЫЕ НДС» – 268 000 руб. (118 000 + 150 000) – отражены затраты на выполнение работ;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 – 300 000 руб. – получена оплата от заказчика.

Наши рекомендации