Обязанности администратора контрактов
Администрирование контрактов- это специализированная управленческая функция, необходимая для эффективного управления теми проектами, которые выполняются по контракту с заказчиком. Эта деятельность связана с правовыми аспектами и имеет своей целью защиту компании от непредвиденных рисков как до заключения контракта, так и во время выполнения проекта. Поддержка, оказываемая менеджеру проекта высококвалифицированным и организованным администратором по контрактам, жизненно необходима для стабильной успешной деятельности компании, имеющей дело с крупными контрактами на продажу.
Функции по администрированию контрактов могут выполняться как командой проекта, так и персоналом генерального директора организации. Директор по администрированию контрактов имеет полномочия проводить аудит контрактной документации проекта и определить требования к ведению отчетности, которые позволят своевременно раскрывать операционные и контрактные проблемы, возникающие в отдельных проектах. Директор по администрированию контрактов также может обеспечить проведение экспертной оценки для разрешения контрактных проблем, лежащих вне компетенции администратора по контрактам какого-либо проекта.
Администратор по контрактам проекта отвечает за ежедневное администрирование: 1) контракта (контрактов), в соответствии с которым(и) выполняется один или несколько проектов; 2) всех субподрядов с внешними фирмами на оборудование, материалы и услуги, необходимые для того, чтобы выполнить требования проекта.
Подготовка предложения
Администратор по контрактам должен:
• в случае необходимости участия внешнего субподрядчика убедиться, что согласие о твердой цене субподряда достигнуто на основе условий и положений, не противоречащих требованиям заказчика;
• совместно с юридическим и финансовым отделами проанализировать все юридические и коммерческие условия, предлагаемые заказчиком;
• до представления заказчику предложения проанализировать его на предмет учета всех имеющихся и потенциальных рисков.
Переговоры по контракту
Обязанности администратора по контрактам предписывают:
• по поручению менеджера проекта проводить все переговоры по контракту;
• вести подробные протоколы всех мероприятий;
• удостовериться, что результаты всех обсуждений и соглашения, достигнутые во время переговоров, зафиксированы в письменной форме, причем стороны осознают, что эти данные будут включены в контракт на фазе его определения;
• проследить, чтобы темы переговоров не выходили за рамки, установленные Комитетом по анализу предложений (или эквивалентным органом).
Определение контракта.
Администратор по контрактам должен ускорить подготовку, анализ со стороны руководства и подписание/оформление контракта следующим образом:
• прояснить и согласовать с заказчиком структуру контракта;
• установить порядок следования документов, включенных в контракт посредством ссылок;
• установить дату представления руководству контракта (до его заключения) в окончательном виде для анализа;
• совместно с менеджером проекта принять участие в окончательном совещании руководства по условиям контракта до его фактического подписания.
Фаза планирования проекта
Администратору по контрактам надлежит:
• договориться о способах связи с заказчиком и определить круг обязанностей менеджера проекта, администратора по контрактам и других лиц;
• внести в план и расписание проекта требования контракта и контрольные события, а также взаимные обязательства сторон;
• установить процедуры представления контрактной документации заказчику;
• установить порядок ежемесячной отчетности об исполнении контракта перед заказчиком и руководством.
Фаза выполнения проекта
Задачи администратора по контрактам на этой фазе:
• отслеживать и доводить до завершения все действия по контракту и проекту, призванные обеспечить выполнение контрактных обязательств обеими сторонами - как компанией, так и заказчиком;
• обеспечить передачу всей контрактной документации заказчику и осуществление всех уведомлений, требуемых контрактом;
• фиксировать все случаи невыполнения заказчиком своих обязательств по контракту и определять степень их влияния на стоимость и календарный план проекта;
• выявлять и документировать изменения содержания проекта, задержки по вине заказчика и форс-мажорные обстоятельства. В частности, выполнять следующие функции:
- своевременно обнаруживать вышеописанные ситуации и уведомлять о них заказчика;
- получать от заказчика подтверждение изменения содержания проекта, задержки по вине заказчика или форс-мажорных обстоятельств;
- в сотрудничестве с менеджером проекта и командой проекта подготовить для заказчика предложение о содержании изменений и их влиянии на стоимость и/или расписание (календарный план);
• оказывать содействие в ведении переговоров и определении порядка внесения изменений в контракт;
• принимать участие в совещаниях по анализу состояния проекта и контракта и готовить требуемые отчеты;
• организовать совместно с заказчиком анализ протоколов совместных совещаний, чтобы удостовериться, что они точно отражают ход подобных совещаний;
• удостовериться, что о завершении каждого указанного в контракте контрольного события заказчик уведомлен в письменной форме и что он получил соответствующий этому событию контрактный документ. Потребовать от заказчика письменного подтверждения данного факта;
• если заказчик настаивает на получении дополнительной информации или на проведении дополнительных работ, проконтролировать рассмотрение этих требований для скорейшего решения вопроса.
Фаза завершения проекта
Администратор по контрактам должен:
• в тот момент, когда выполнены все контрактные обязательства, убедиться, что заказчик своевременно в письменной форме уведомлен об этом факте;
• обеспечить подготовку всей формальной документации, необходимой для приемки продукта заказчиком, в соответствии с требованиями контракта;
• способствовать завершению всех действий компании и заказчика по закрытию контракта и получению окончательного платежа;
• выставить счет на окончательный платеж;
• всегда, когда возможно, получать от заказчика подтверждение о выполнении компанией контрактных обязательств и об освобождении ее от дальнейших обязательств, за исключением тех, которые связаны с гарантийным обслуживанием (если таковые имеются).
Ведение проектной/контрактной документации
Перед тем как распустить команду проекта, администратор по контрактам обязан собрать и поместить в архив следующую документацию (она может потребоваться в юридических целях и для внутреннего управления в организации):
• папку контрактной документации, которая должна содержать:
- первоначальный запрос на предложение и все его модификации;
- всю корреспонденцию, проясняющую те или иные пункты первоначального запроса на предложение;
- копию предложения и копии всех поправок к нему;
- записи по переговорам;
- подписанные оригиналы контракта, а также всех документов и спецификаций, включенных в контракт посредством ссылки;
- все модификации контракта (дополнительные соглашения);
- хронологически упорядоченную корреспонденцию (письма, факсы, записи телефонных переговоров, протоколы совещаний), которой обменивались стороны за все время жизненного цикла программы;
- акты сдачи-приемки;
- счета и платежные поручения;
- окончательные версии документации;
• финансовую информацию, необходимую для аудита (по завершении контракта), если таковой предусмотрен условиями контракта или регламентирующими постановлениями;
• историю проекта (хронологически упорядоченное изложение всех событий - отраженных и не отраженных в контракте);
• записи о потраченных в ходе проекта ресурсах и времени, которые смогут служить некими стандартами при оценке выполнимости требований других заказчиков в будущем.