ГрК РФ, Статья 54. Государственный строительный надзор
1. Государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является модифицированной проектной документацией;
2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
2. Предметом государственного строительного надзора является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) наличия разрешения на строительство;
3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.
3. Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.
4. Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок:
1) проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;
2) проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора:
6. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.
8. Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
16. Понятие, предмет, метод, источники и система административного права
Административное право –отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления и устанавливающая административную ответственность за правонарушения, связанные с осуществлением государственного управления.
Предмет административного права – это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности систем исполнительной власти.
В общественных отношениях, регулируемых административным правом, соответственно:
• реализуется государственная внутренняя и внешняя политика, обеспечивается соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека;
• отражается особый вид государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти;
• выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.
Такие общественные отношения называются управленческими. Они и составляют предмет административного права.
Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств и способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Это – методы правового регулирования общественных отношений. Для административного права характерен императивный метод, который в юридической науке часто называется административно-правовым методом регулирования. Его основными признаками являются следующие.
Система административно-правовых норм включает две части: Общую и Особенную.
Общаячасть административного права объединяет:
• нормы, регулирующие административно-правовой статус граждан и их объединений;
• нормы, регулирующие административно-правовой статус субъектов исполнительной власти;
• методы реализации исполнительной власти;
• правовые формы управления;
• государственно-служебные отношения;
• административное принуждение и особенно – административную ответственность;
• контроль и надзор.
Особенная частьрегулирует управленческие отношения в той или иной отрасли или сфере управления. Эта группа норм отражает специфику управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.
17. Административные наказания и его виды
Административные наказания — это разновидность административного принуждения. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке.
В настоящее время КоАП РФ установлены девять видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
§ предупреждение;
§ административный штраф;
§ возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
§ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
§ лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
§ административный арест;
§ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства;
§ дисквалификация;
§ административное приостановление деятельности.
В отношении физических лиц могут применяться все эти виды административных наказаний; в отношении юридических лиц — только предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.
18. Структура нормативной базы в области управленческой и предпринимательской деятельности в строительстве.
Нормативная база
Основные документы, регулирующие предпринимательскую деятельность:
1.Конституция РФ; 2.Гражданский кодекс; 3.Налоговый кодекс; 4.Таможенный кодекс;
5. Градостроительный кодекс; 6. ФЗ, постановления;
7. Нормативные документы: а)федеральные (СНиПы, ГОСТы, СП – своды правил по проектированию и строительству, методические документы по строительству - МДС, постановления) ;
б) документы субъектов РФ (территориальные строительные нормы - ТСН); в)производственно-отраслевые документы (стандарты предприятий и общественных объединений)
В РФ не принимался Инвестиционный кодекс. Правовую основу инвестиционной (управленческой) деятельности составляют ФЗ об инвестиционной (управленческой) деятельности, об иностранных инвестициях, об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, об акционерных обществах с ограниченной ответственностью, о некоммерческих организациях, о рынке ценных бумаг, об оценочной деятельности, об ипотеке, о залоге, о финансовой аренде и др., а также региональное законодательство.
Деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с инвестициями в строительство, регламентируется ФЗ от 25.02.99 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений". Этот Закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности (управленческой), осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории РФ, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности.
Бухгалтерский учет операций по капитальному строительству ведется в порядке, установленном положением по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" (ПБУ 2/08), а также Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций Минфина России от 30.12.93 г. номер 160.
19. Общая характеристика Земельного кодекса РФ.
§ Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) — кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником земельного права в России.
§ Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.