Чугунная арка, пролетом 30м применена в перекрытии Александринского театра в Петербурге (1827-1832 гг.).
В 50-е годы ХIХ века в Петербурге был построен Николаевский мост с восемью арочными пролетами от 33 до 47 м, это самый крупный чугунный мост мира.
С 30-х г. ХIХ века до 20-х г. ХХ века – идет быстрый технический прогресс в металлургии и металлообработке, появляются заклепочные соединения, в 40-х г. ХIХ века освоен процесс получения профильного металла и прокатного листа. Сталь почти полностью вытеснила из строительных конструкций чугун. Все стальные конструкции в течение ста последующих лет выполнялись клепанными.
Чугунные конструкции во второй половине ХIХ века применялись лишь в колоннах многоэтажных зданий, перекрытиях вокзальных дебаркадеров и т. п., то есть, где сопротивляемость чугуна сжатию лучше стали.
До конца ХIХ века в России промышленные и гражданские здания строились в основном с кирпичными стенами и небольшими пролетами, для перекрытия использовались треугольные металлические фермы (рис.3). Сначала в фермах не было раскосов, они появились в конце рассматриваемого периода.
Рис.3. Стропильная ферма (70-е годы ХIХ в.)
Во второй половине ХIХ века значительное развитие получило металлическое мостостроение, где стали применять решетчатые фермы с треугольной шпренгельной решеткой, появляется металлический сортамент прокатных профилей.
В начале ХХ века промышленные здания стали строить с металлическим каркасом, который поддерживал как ограждающие конструкции, так и пути мостовых кранов. Несущим элементом каркаса стала поперечная рама, состоящая из колонн и ригелей (стропильные фермы). Все стальные конструкции изготавливались в основном клепанными. Сталь стала вытеснять чугун. К концу века совершенствуется форма ферм, появляются раскосы, узловые соединения вместо болтовых на проушинах, стали выполнять заклепочными с помощью фасонок.
В конце ХIХ столетия стали применять решетчатые рамно-арочные конструкции для перекрытий зданий значительных пролетов, например, Киевский вокзал в Москве по проекту В.Г.Шухова 1913 – 1914 гг. (рис..4). Развивается металлическое мостостроение (например, мост с решетчатыми фермами через реку Лугу, 1853 г.). Профессор Л.Д.Проскурянов ввел в мостовые фермы треугольную и шпренгельную решетки (мост через реку Енисей).
Дальнейшее развитие металлургии, машиностроения и других отраслей промышленности потребовало оборудования зданий мостовыми кранами. Сначала их устанавливали на эстакадах, но с увеличением грузоподъемности стало целесообразно строить здания с металлическим каркасом,
Рис.4. Перекрытие Киевского вокзала в Москве
поддерживающим пути мостовых кранов. Основным несущим элементом каркаса стала поперечная рама (рис.5).
Рис.5. Каркас промышленного здания (начало ХХ в.)
Профессор Ф.С.Ясинский первый запроектировал многопролетное промышленное здание. Академик В.Г.Шухов первый в мире разработал и построил пространственные и решетчатые конструкции покрытий и башен различного назначения (телебашня, рис.6).
В построенных им сооружениях реализованы идеи предварительного напряжения конструкций и возведения покрытий в виде висячих систем. Тем самым он предугадал будущие направления в развитии металлических конструкций. Значительна его работа также в области резервуаростроения, он разработал новые формы резервуаров, их расчет и методы нахождения оптимальных параметров (рис.7).
К концу 40-х годов ХХ века клепаные конструкции почти полностью заменили сварными, более экономичными. Появляются низколегированные и высокопрочные стали. Кроме стали, начали использовать алюминиевые сплавы, плотность которых почти втрое меньше.
Расширилась номенклатура металлических конструкций. Большие и многообразные задачи по развитию металлических конструкций решались усилиями проектных, научных и производственных коллективов – Проектстальконструкций, Промстройпроекта и ЦНИПС, переименованного в дальнейшем в ЦНИИСК, а также вузовскими коллективами.
Проектировщики взяли за основу схему конструирования поперечной рамы с жестким сопряжением колонны с фундаментами и ригелем. С развитием металлических конструкций, большим объемом и связанная с ним повторяемость конструкций создали предпосылки для разработки типовых систем и конструктивных решений промышленных зданий. В связи с этим впервые введен трехметровый модуль пролетов, который в 50-е годы был заменен шестиметровым. Типизация распространялась также на пролетные строения мостов, резервуары, газгольдеры, радиобашни, радиомачты. Типизация, унификация и стандартизация – одно из главных направлений
Рис.6. Башня В. Г. Шухова в Москве
Рис.7. Листовые конструкции:
а) капле видный резервуар; б) газгольдер мокрый
развития металлических конструкций.Это снижало трудоемкость изготовления и монтажа конструкций, уменьшало расход стали. Из общественных сооружений можно выделить павильон Космоса на ВВЦ (Москва), перекрытие Дворца спорта в Лужниках, уникальные большепролетные сооружения с металлическими несущими конструкциями, построенными в Москве к Олимпиаде-80.
Наряду с совершенствованием конструкций развивались формы и методы расчета. До 1950 г. расчет велся по методу допустимых напряжений. Такой расчет недостаточно полно отражал действительную работу конструкции под нагрузкой, приводил к перерасходу металла, поэтому был разработан метод предельного состояния. Появляются ЭВМ, что позволяет проектировщику найти быстро конструктивные оптимальные решения.
Успехами в развитии металлических конструкций мы обязаны профессору Н.С.Стрелецкому, который 50 лет возглавлял школу металлостроения. Он явился одним из инициаторов перехода от расчета по допускаемым напряжениям к расчету по предельным состояниям. В области электросварки большой вклад внес профессор Е.О.Патон.
Параллельно с развитием металлостроения в России, расширяется его использование и в западных странах. Первый чугунный мост был построен в Англии через реку Северн в 1776-1779 гг., пролетом 30,6 м. Мост через Менейский пролив в Англии построен в 1818-1826 гг., пролетом 176,5 м. В 1832-1840 гг. построен мост во Фрейбурге в Швейцарии, пролетом 273 м, а в 1889 г. строится Эйфелева башня в Париже, высотой 300 м и многие другие сооружения.
Основные понятия и термины
А – площадь сечения брутто;
Аbn – площадь сечения болта нетто;
Аf – площадь сечения пояса (полки) балки;
Аw – площадь сечения стенки;
Аn – площадь сечения нетто;
Аwf – площадь сечения по металлу углового шва;
Аwz – площадь сечения по металлу границы сплавления;
Е – модуль упругости;
F – сила;
G – модуль сдвига;
Ix, Iy – моменты инерции сечения брутто относительно осей, соответственно (х – х) и (у – у) проходящих через центр тяжести сечения;
Ixn, Yyn – то же, сечения нетто;
М – изгибающий момент;
Мх, Му – моменты относительно осей соответственно (х – х), (у – у);
N – продольная сила;
Q – поперечная сила;
Rbp – расчетное сопротивление смятию одноболтового соединения;
Rbs – расчетное сопротивление срезу одноболтового соединения;
Rbt – расчетное сопротивление растяжению одноболтового соединения;
RP – расчетное сопротивление стали смятию торцевой поверхности (при наличии пригонки);
Ru – расчетное сопротивление стали растяжению, сжатию, изгибу по временному сопротивлению;
Run – временное нормативное сопротивление стали разрыву;
Ry – расчетное сопротивление стали растяжению, сжатию, изгибу по пределу текучести;
Ryn – предел текучести стали, принимаемый равным значению предела текучести – по государственным стандартам и техническим условием на сталь;
Rwf – расчетное сопротивление угловых швов срезу по металлу шва;
Rwz – расчетное сопротивление угловых швов срезу по металлу границы сплавления;
Rwy – расчетное сопротивление стыковых, сварных соединений сжатию, растяжению, изгибу по пределу текучести;
S – статический момент сдвигаемой части сечения;
Wx,Wy – моменты сопротивления сечения брутто относительно осей, соответственно (х – х), (у – у);
b – ширина;
bef – расчетная ширина;
bf – ширина полки (пояса) балки;
bh – ширина выступающей части ребра за стенку;
сх,су – коэффициенты для расчета на прочность с учетом развития пластических деформаций при изгибе относительно осей, соответственно (х – х), (у – у);
е – эксцентриситет приложения силы относительно центра тяжести сечения;
h – высота;
hef – расчетная высота стенки;
hw – высота стенки;
ix,iy – радиусы инерции сечения относительно осей, соответственно (х – х),(у-у);
kf – катет углового шва;
l – длина;
lef – расчетная длина;
lw – длина сварного шва;
lx,ly – расчетные длины элемента в плоскостях, соответственно (х – х), (у – у);
m = (eA/W) – относительный эксцентриситет;
mef = mη – приведенный относительный эксцентриситет;
t – толщина;
tw – толщина стенки;
tf – толщина полки (пояса);
βf,βz – коэффициенты для расчета углового шва, соответственно по металлу шва и металлу границы сплавления;
γb – коэффициент условий работы болтового соединения;
γс – коэффициент условий работы всей конструкции;
γn – коэффициент надежности по назначению конструкции;
γm – коэффициент надежности по материалу;
η – коэффициент влияния формы сечения;
λ – гибкость;
- условная гибкость (λ = λ);
λеf – приведенная гибкость стержня сквозного сечения;
ef – условная приведенная гибкость стержня сквозного сечения;
λf – условная гибкость поясного листа;
w – (hw / tw) ( ) – условная гибкость стенки;
λх, λу – расчетные гибкости элемента в плоскостях (х – х), (у – у);
υ – коэффициент поперечной деформации стали (Пуассона);
σloc – местное напряжение;
σх, σу – нормальные напряжения, параллельные осям, соответственно (х–х)(у-у);
τху – касательные напряжения;
fх,у – коэффициент продольного изгиба при центральном сжатии;
φb – коэффициент устойчивости при изгибе;
φе – коэффициент устойчивости при сжатии с изгибом;
φеху – коэффициент устойчивости при сжатии с изгибом в двух плоскостях