Особенности строительства как отрасли
Специфичные закономерности в организации стр производства
Свойственны общие законы управления экономикой
Стр как отрасль материального производства во многом отличается от промышленного
Специфические законы во многом характерны только для этой отрасли
1. Неподвижность и территориальная закрепленность продукции объектов строительства
2. Подвижность орудий и средств производства
3. Рассредоточенность объектов по значительной территории предполагает вынужденную автономность руководящих подразделений ограничивающую возможность возможность взаимосвязи и управления. Сравнительно с производством промышленного предприятия в условиях стационара являются неподвижными орудия и средства.
4. Зависимость от природных воздействий окружающей . Продукция непосредственно связана с землёй которая связана с основанием здания/сооружения. Климатические воздействия которые невозможно не учитывать на стадии разработке проекта.
5. Большаяматериалоёмкость. Транспорт связывающий поставщика. Проблема материалоёмкости и веса здания решается внедрением технической оснащенности к объемно-планировочным конструкционных решений. Большая материалоемкость строительства затрудняет создание гарантийных запасов подобно тому, как мы можем гарантировать в промышленном производстве.
Тенденции переноса производственного процесса со стройплощадки в условиях стационарного складского производства.
Основное направление развития строительного производства является совершенствование индустриальных процессов при которых строительство становится монтажно-сборочной площадкой. Туда должны поступать от поставщика укрупненые сборочные элементы max готовности
Индустриализация – процесс предполагающий создание и совершенствование отрасли строительной индустрии (заводы ЖБК) которые одновременно способны создавать специфические и единые по своей конечной продукции оказывающиеся рассредоточенными в различных отраслях народного хозяйства (промышленность транспорт строй-площадка.
6. Руководство процессом осуществляется из 3-х разных центров: промышленность транспорт, строй-площадка. Синхронизация 3-х основных процессов одна из основных сложнейших функций строительного производства.
Прямые длительные хозяйственные связи.
Централизация планирования обеспечивает
* Объемы
* Нормативные базы
* Потребность данного предприятия
7. Длительность строительного цикла и высокая стоимость строительной продукции. Стоимость объекта строительства безусловно выше.
Значительное время занимает подготовительный цикл, в течении которого происходят изыскания, проектирование и все работы подготовительного периода.
8. Бригадные формы организации труда. Характерно исключительно для отечественного строительства.
Особенность бригадной организации труда
Одной из основных причин использования различных по форме больших бригад (комплексов) являются систематические перебои в снабжении в Производственного Техническом Назначении – скрытые простои, явные простои.
Выход – совмещаемые профессии. Даёт возможность вынужденным оставшимся без работы переквалифицироваться в другую.
Укрупнённые бригады позволили получить весь комплекс общестроительных работ:
Снижение потери времени
Указанные формы характерны для объединённых рабочих низкой квалификации на массовых не квалифицированных работах.
9. Особая форма специализации с отчуждением основных орудий труда от исполнителей. Только в строительстве управляют основными машинами рабочие 1 организации, а бригада строителей, работа которой целиком зависит от работы машины находится в подчинении другой организации.
10. Специфические формы кооперации. В строительном производстве применяются только ему присущая форма кооперации. В промышленной кооперации ограничиваются в основном взаимоотношениям завод и поставщик (заказчик и потребитель). Со исполнитель производства какой-либо машины не зависит технологией и организацией выпуска своей продукции и выступает только в роди поставщика (детали/узла).
В строительстве соисполнителей (подрядная субподрядная организация), которая выполняет свою часть работ по сооружению объекта работают на той же территории что и основной создатель продукции(ген-подрядчик). Использует те же средства механизации, фонды (временные зд. И сооружения). При этом субподрядческая организация имеет свои экономические показатели, которые не всегда совпадают с показателями производства.
2. Специализация и концентрация строительного производства.
Специализация производства, являясь одной из форм общественного разделения труда и рациональной его организации, находит свое выражение в объективном процессе увеличения числа особых самостоятельных отраслей и подотраслей.
Главным отличительным признаком специализации служит однородность выпускаемой продукции. В рамках каждой отрасли специализация проявляется в упорядочении номенклатуры продукции, повышении технологической однородности производства, его стандартизации.
Специализация как форма общественной организации производства имеет три основных вида: отраслевую, подетальную и технологическую.
Каждой отрасли экономики в связи с их спецификой производства присущи все или лишь некоторые из указанных видов специализации.
В строительстве различают две формы специализации:
отраслевую, или объектную, которая выражается в создании хозяйственно самостоятельных специализированных организаций, выполняющих строительство предприятий и объектов для отдельных отраслей народного хозяйства — промышленности, транспорта, сельского хозяйства — или для отдельных отраслей промышленности — металлургии, химии, нефтяной и т.п.;
технологическую, или стадийную, которая заключается в создании хозяйственно самостоятельных строительных организаций, специализирующихся на выполнении однородных видов или комплексов строительных и монтажных работ, например, таких как санитарно-технические, электромонтажные, монтаж оборудования.
Концентрация производства — это сосредоточение производства одного или нескольких аналогичных видов продукции (автомобилей, тракторов, землеройных и сельскохозяйственных машин, строительных материалов и т. п.) или услуг в крупных организациях (объединениях).
Концентрация неразрывно связана со специализацией производства и комбинированием. Развитие специализированного производства выступает как прогрессивная форма концентрации однородного производства. Комбинирование производства, осуществляемое на крупных предприятиях, позволяет организовать производство на более высоком научно-техническом уровне.
В строительстве концентрация имеет свои особенности. Они вызваны спецификой строительного производства, заключающейся в неподвижности продукции строительства. Поэтому концентрация в строительстве развивается в двух направлениях: за счет укрупнения строительных организаций и за счет укрупнения объектов строительства или увеличения объемов строительно-монтажных работ, выполняемых на одной площадке.
Наиболее распространен первый вид концентрации — укрупнение строительных организаций. Второй вид концентрации — территориальный — полнее всего проявляется при строительстве предприятий и объектов крупными сосредоточенными узлами (промышленные узлы, крупные жилые массивы и т.п.). Во всех случаях основным показателем для оценки уровня концентрации в строительстве являются годовые объемы строительно-монтажных работ.
3.Нормативно-техническая база в строительстве.
Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями организациями.
Основой Системы нормативных документов в строительстве являются Градостроительный кодекс РФ и Закон «О техническом регулировании».
В неё включены все нормативно-технические документы: регламенты, национальные стандарты, сборники технических норм по строительству и другие.
Нормативно-технические документы в строительстве
* технические регламенты;
* документы, которые устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);
* национальные стандарты (ГОСТ Р);
* СНИП, СП
* стандарты, утвержденные национальным органом Российской Федерации по стандартизации; документы, в которых в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг;
* в качестве федеральных нормативно-технических документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты, введенные в действие на территории Российской Федерации;
* стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами в соответствии с их компетенцией;
* стандарты предприятий (СТП) и стандарты организаций (СТО) принимают предприятия и общественные объединения по организации и технологии производства, а также по обеспечению качества продукции.
3. Основы саморегулирования в строительной отрасли.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность саморегулируемых организаций всех видов выступает Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». В данном Законе определены базовые положения саморегулирования, закреплены принципы формирования саморегулирования, а также его правовые и финансовые основы
В соответствии с Федеральным законом №315-ФЗ целью деятельности СРО является самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации. Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности под которыми
понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться особенности разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций для определенных видов предпринимательской или профессиональной деятельности, предъявляемые к субъектам предпринимательской деятельности.
В соответствие со статьёй 6 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» СРО осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;
2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.
В законе также сказано, что саморегулируемая организация наряду с вышеперечисленными функциями вправе осуществлять иные предусмотренные уставом саморегулируемой организации и не противоречащие законодательству Российской Федерации функции.