Тема 12 Организация эксплуатации строительных машин
Принципы формирования парка строительных машин зависимость структуры и состава парка машин от структуры строительно-монтажных работ. Управления механизации. Формы взаимоотношений со строительными организациями.
Одним из основных направлений технического прогресса в строительстве является комплексная механизация производственных процессов.
Комплексная механизация – метод полностью механизированного выполнения тех или иных технологических процессов в строительстве, осуществляемая одной или несколькими машинами. При большом количестве операций применение комплекта машин значительно повышает производительность. Требование оптимальности при подборе комплекта машин достигается взаимной увязкой их по производительности и другим параметрам. Ручной труд может сохраниться лишь на операциях, механизация которых не вызывает значительного прироста производительности труда по всему комплексу работ и для реализации которой нет экономически приемлемого технического решения.
Комплексная механизация строительных процессов является более совершенной формой механизации по сравнению с частичной механизацией отдельных операций, этапом ее развития, переход к которой стал возможен благодаря возросшим возможностям современного машиностроения.
Развитие механизации создает предпосылки для ликвидации работ, выполняемых вручную, прежде всего тяжелого ручного труда, как на основных, так и на вспомогательных работах с заменой его более легким и производительным трудом по управлению и обслуживанию машин.
Для оценки состояния механизации строительно-монтажных работ и оснащенности строительно-монтажных организаций средствами механизации применяют нижеуказанные показатели.
Показателями механизации работ, характеризующими степень охвата механизацией строительно-монтажных работ, служат уровень механизации и комплексной механизации работ.
Уровень механизации работ кмех (%) определяют отношением объема VMex (м3, м2, т) механизированных работ, где основная операция выполняется механизмами, к общему объему V (м3, м2, т) работ, выполненных с помощью машин и вручную:
Уровень комплексной механизации kкмех(%) определяют отношением объема Vкмех комплексно-механизированных работ к объему Vмex механизированных работ:
Показатели механовооруженности характеризуют оснащенность строительных и монтажных организаций средствами механизации и определяются как показатель механовооруженности строительства или механовооруженности труда.
Механовооруженность строительства Мстр (%) определяют отношением балансовой стоимости Смех (тыс. руб.) средств механизации к общей стоимости Собщ (тыс. руб.) строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами:
Механовооруженность труда Мтр определяют отношением балансовой стоимости Смех (тыс. руб.) строительных машин и механизмов к среднесписочному количеству рабочих пр, занятых в строительстве:
Показатели энерговооруженности по смыслу аналогичны показателям механовооруженности. Отличие состоит в оценке механизации в энергетическом аспекте, характеризуемом связью между увеличением потребляемой мощности машин и ростом производительности труда.
Энерговооруженность строительства Эстр определяют общей мощностью Nобщ (кВт) двигателей, установленных на строительных машинах, приходящейся на 1 млн. руб. годового объема С (млн. руб.) строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами:
В настоящее время энерговооруженность строительства составляет 200...300 кВт на 1 млн. руб. (в ценах 1984 г.).
Энерговооруженность труда Этр определяют суммарной мощностью N0 двигателей, установленных на используемых в строительстве машинах и механизмах, приходящейся на одного рабочего, занятого на выполнении работ в строительстве:
На стадии ПОС расчет потребности в строительных машинах выполняют по нормативным показателям для определения потребности в строительных машинах на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ. В норматив потребности входят основные виды строительных машин для выполнения работ собственными силами строительных организаций, а также учтены потребности в машинах производственных предприятий, находящихся на строительном балансе.
На стадии ППР потребность в строительных машинах определяют исходя из физических (сметных) объемов работ, подлежащих выполнению одним из двух способов:
□ по нормам затрат машинного времени;
□ по нормам выработки машин, устанавливаемым соответствующими ведомствами с учетом местных условий строительства.
Формы организации и структура парка строительных машин зависят от формы и структуры строительно-монтажной организации, которую он обслуживает, видов и объемов выполняемых работ и определяются степенью территориальной концентрации строительства. Перечисленные факторы предопределяют возможность специализации эксплуатирующих организаций и влияют на глубину ее развития.
Существует четыре основные организационные формы эксплуатации строительных машин. Им соответствуют определенный характер взаимоотношений с первичными строительными организациями и порядок расчета между ними.
I форма – строительные машины находятся на балансе строительных организаций (СМУ, ПМК и т. п.). Содержанием и эксплуатацией машин руководит служба главного механика. По заявкам линейных работников машины выделяют на объекты. По количеству отработанных часов, подтвержденных сменным рапортом и установленным в данном управлении планово-расчетным ценам, стоимость работы механизмов бухгалтерия относит на себестоимость строительства соответствующих объектов. При такой форме содержания парка существуют большие трудности в организации обслуживания и ремонта машин. Небольшое количество разнообразной техники требует такой же обширной номенклатуры запасных частей и эксплуатационных материалов, как и большой парк машин. В этих условиях трудно создать необходимую базу, приобрести современное диагностическое и ремонтное оборудование, укомплектовать мастерские квалифицированными кадрами ремонтников.
Незначительные масштабы производства затрудняют полноценное использование техники. Отсутствие широкого фронта работ приводит к простоям. Машины большой производительности часто заняты на малообъемных работах, так как организация не имеет возможности приобрести и содержать достаточное количество однородных машин различной мощности. Хотя в целом такая форма содержания и эксплуатации строительной техники отвечает требованиям интенсификации производства, в то же время это единственно возможная форма для организаций, работающих в отдаленных районах, и для повышения мобильности строительных организаций типа передвижной механизированной колонны или строительно-монтажного поезда, а также для организаций, выполняющих однородные специализированные работы (свайные, замораживание грунта, кессонные и др.).
Однако рассматриваемая форма эксплуатации имеет несомненные достоинства: машины и их экипажи находятся в составе строительной организации, что позволяет ее руководителям распоряжаться ими с предельной оперативностью; машинисты, управляющие машинами, и линейный персонал, руководящий ими, более тесно связаны с общими задачами коллектива, чем если бы они находились в составе разных организаций.
II форма – строительные машины находятся в составе и на балансе специализированных подразделений механизации, подчиняющихся строительным организациям. Оперативное руководство по распределению и использованию техники и все расчеты за ее работу осуществляет СМО. Строительные управления получают машины на условиях услуг, аренды или подряда. Расчеты производят по планово-расчетным ценам.
По сравнению с первой формой такая схема более рациональна, так как обеспечивает квалифицированное содержание строительной техники и лучшее ее использование по производительности. Строители и механизаторы в этом случае находятся под единым руководством, что обеспечивает оперативность использования строительных машин и оборудования.
III форма – строительные машины и оборудование находятся в составе и на балансе бывших трестов механизации или самостоятельных предприятий механизации, подчиненных территориальным строительным объединениям, комбинатам и т. п. Концентрация строительной техники на специализированных предприятиях механизации создает наиболее благоприятные условия для ее содержания и обслуживания, обеспечивает возможность максимального использования машин в соответствии с их техническими параметрами, а также позволяет сосредоточить в необходимых случаях большое количество машин на нужном направлении.
Значительная часть бывших трестов и управлений механизации стали приватизированными предприятиями (ЗАО, ТОО и др.), но их организационная структура, как правило, сохранилась. Поэтому здесь они приведены под привычными названиями.
IV форма – лизинг – строительные машины и оборудование находятся на балансе лизинговых компаний, специализирующихся на сдачу в лизинг (аренду) принадлежащей им техники для краткосрочного или долгосрочного использования на договорной основе.
Лизинг предоставляет возможность выкупить средства производства за счет прибыли, полученной в процессе их эксплуатации. При отсутствии у большинства предприятий начальных и оборотных средств, высоких банковских кредитных ставках, лизинг обеспечивает определенные гарантии для инвестора.
При сравнительно небольшом финансировании он позволяет оперативно наращивать парк машин и оборудования, гарантирует целевое вложение средств в развитии производства.
Преимущество этой формы эксплуатации парка строительных машин для строительных организаций:
□ избавляет СМО от необходимости содержать свою крайне сложную ремонтно-эксплуатационную базу;
□ возможность применения разного по параметрам и мощности оборудования;
□ снижение себестоимости работ, особенно в условиях необходимости краткосрочного использования дорогостоящей техники.
Лизинг предоставляет строительным организациям неограниченные возможности использовать весь спектр современной техники от механизированного инструмента до мощного строительного оборудования – строительные краны большой грузоподъемности, бульдозеры, скреперы, автобетоносмесители, бетоносмесительные узлы, строительные лифты и т.д., и т.п. Ни одна строительная организация не может позволить себе приобретение и содержание всего спектра современного строительного парка машин. Лизинг позволяет использовать самое дорогое оборудование на любое необходимое по технологии время.
Лизинг избавляет строительное предприятие от необходимости создания собственной эксплуатационной базы, что в большинстве случаев экономически нецелесообразно.
По мере увеличения финансовых возможностей, с помощью лизинга можно приобретать самую современную импортную технику. Растущее число малых и средних частных строительных фирм-арендаторов создают реальную основу для такого развития.
строительным предприятиям до окончательного выкупа (обычно на это уходит три года).
Лизинговая форма будет развиваться путем создания территориальных компаний, универсальных и специализированных, в том числе на основе бывших управлений и трестов механизации.
Договор лизинга, заключаемый между лизингодателем (арендодателем) и лизингополучателем (арендатором) содержит обязанности сторон: время доставки, продолжительность эксплуатации, техническое обслуживание и ремонт, условия содержания и охрану со стороны арендодателя, страхование оборудования, стоимость лизинга, сроки и порядок оплаты, порядок разрешения возможных конфликтных ситуаций и прочие пункты, характерные для любого имущественного договора.
V форма – строительная техника находится во владении индивидуального частного предпринимателя.
Управления механизации – самостоятельные хозрасчетные подрядные организации, деятельность которых в отличие от других подрядчиков постоянно и неразрывно связана с работой строительно-монтажных организаций. Управление механизации обязано качественно и в установленные сроки выполнять работы, своевременно выделять необходимые средства механизации и обеспечивать их безаварийную работу.
12.2 Организация служб эксплуатации и ремонта строительных машин. Средства малой механизации. Использование вычислительной техники при выборе рациональных вариантов механизации работ. Пути дальнейшего развития средств механизации с целью повышения эффективности строительства.
Средства малой механизации (электрифицированный и пневматический инструмент, растворосмесители малой мощности и т. п.) могут находиться на балансе СМО или предприятий механизации. Средства малой механизации предоставляются строительным организациям без обслуживающего персонала на правах аренды. Расчеты проводятся по количеству машино-часов аренды.
В системе взаимоотношений механизаторов и строителей решающее значение имеют формы расчетов. Объем работ, выполненных механизаторами для строителей, может быть определен различными способами: по фактически выполненным объемам и по времени нахождения машины в распоряжении строительной организации на объекте.
При расчетах по фактически выполненным работам в качестве единицы измерения принимают натуральные показатели объемов работ (например, 1 м3 экскавации грунта), или законченный объект (жилой дом, школа и т. п.), или его часть (этаж, секция и т. п.). В первом случае управление механизации выполняет работы собственными силами в порядке субподряда, эти работы оплачиваются за фактически выполненные объемы. Расчет по натуральным показателям ограничивается определенными видами работ, которые механизаторы могут выполнить без привлечения рабочей силы генподрядчика и независимо от него (экскавация грунта, свайные работы и т. п.). Такая субподрядная форма расчета ставит показатели деятельности управления механизации в прямую зависимость от состояния техники и эффективности ее использования.
При расчетах за законченный объект предварительно определяется расчетная потребность машинного времени на строительство данного здания, служащая основанием для составления прейскурантной цены. Оплата производится по прейскуранту независимо от фактического времени работы машины на объекте. При таком порядке строители не заинтересованы в сокращении времени пребывания механизмов на объекте, что приводит к скрытым простоям техники, понижению выработки машин, ухудшению показателей деятельности управлений механизации. Поэтому расчеты за работу машин по прейскуранту не получили широкого применения.
Расчет по времени работы машины (за отработанное время). В тех случаях, когда точный учет объемов выполненных строительных работ невозможен или затруднен, расчеты за работу строительных машин 426 производятся по другой форме – за фактически отработанное ими время, учитываемое в машино-часах. Кроме того, отдельно оплачивается ряд работ, не включенных в стоимость машино-смен, например, устройство подкрановых путей, монтаж, демонтаж и перевозка крана и т. п.
Опыт работы показывает, что правильно найденная экономическая форма повышает эффективность эксплуатации строительной техники.
Учет работы парка строительных машин должен отражать выполнение работ механизированным способом по основным показателям их использования (выработке и времени), а также содержать данные и анализ простоев и расход эксплуатационных материалов.
Существуют следующие методы учета работы средств механизации. Учет работ по сменным рапортам машинистов позволяет получить количественные и качественные показатели использования машин в строительстве. На основании рапортов заполняется карточка учета, на которой ежемесячно подводятся итоги работы машины. В конце года суммарные данные о работе заносятся в паспорт, которым снабжается каждая машина. По паспорту производят контроль за использованием машины, ее техническим состоянием, проведением профилактических ремонтов.
Показатели использования парка машин. Основным показателем правильности эксплуатации парка строительных машин является фактическая годовая выработка в натуральном выражении (физическом объеме работ), определяемая по отчетным данным в сопоставлении с плановым заданием.
Условием увеличения годовой выработки является ввод в эксплуатацию списочного парка машин. Это зависит от эксплуатационной готовности машин, фронта работ и сменности.
Простои машин зависят от организационных причин: неподготовленности строительных объектов, вызывающей переброски машин; простоя ведущих машин из-за несоответствия производительности комплектующих машин и транспорта; перебоев в снабжении энергоресурсами или строительными материалами, а также от потерь времени до момента ввода машины в эксплуатацию (сверхплановые простои машин в ремонтах и техническом обслуживании, сверхнормативные сроки монтажа, демонтажа и перебазирования).
Качество эксплуатации парка характеризуется также рядом частных показателей.
Коэффициент использования парка строительных машин во времени кп определяется отношением количества фактически отработанных машино-дней Тф к календарному количеству машино-дней нахождения в хозяйстве за тот же период ТК:
kn=Тф/Тпл.
Коэффициент использования машин по времени kмаш определяется отношением фактического времени Тф работы машин за год к плановому рабочему времени Тпл, устанавливаемому на год:
kмаш=Тф/Тпл.
Коэффициент использования машин по производительности
kпр определяется отношением фактической выработки Вф машин к плановым нормам впл за тот же период времени:
kпр=Вф/Впл
Коэффициент сменности работы машины ксм определяют отношением количества машино-часов, отработанных однотипными машинами за отчетный период Тф.ч. к произведению количества машино-дней нахождения этих машин в работе Тдн и средней продолжительности рабочего дня при пятидневной неделе tр.д.:
kсм=Тф.ч./(Тднtр.д.)
Коэффициент использования машин по времени в течение смены кисп.мш. определяют отношением количества часов работы машины в течение смены tсм:
кисп.см.=Тф.см./tсм.
Оценку по приведенным показателям производят путем сопоставления отчетных данных с нормативными по выработке основных машин, их использованию и др.
Тема 13 Строительные генеральные планы
13.1 Назначение, виды и содержание строительных генеральных планов (СГП) в составе ПОС и ППР. Применяемые нормативы и исходные данные. Общий порядок проектирования СГП.
Назначение и виды стройгенпланов.Строительным генеральным планом (стройгенпланом) называют план строительной площадки, на котором размещены объекты строительства, существующие здания и сооружения, указаны расстановка основных монтажных и грузоподъёмных механизмов, временных зданий и сооружений, сетей временного водоснабжения, канализации, электроснабжения, теплоснабжения, связи, площадки укрупнительных сборок, временные производственные здания, склады и другие сооружения, необходимые и используемые на период строительно-монтажных работ
СГП предназначен для определения состава и размещения объектов строительного хозяйства в целях максимальной эффективности их использования и с учетом соблюдения требований охраны труда.
СГП – важнейшая составная часть технической документации и основной документ, регламентирующий организацию площадки и объемы временного строительства.
Стройгенпланы могут быть непостоянными на весь период строительства и разрабатываются с учётом состояния строительной площадки и технологического этапа строительства. Обычно их проектируют раздельно на период подготовительных работ и строительства сооружений подземной части здания и на период возведения надземных конструкций.
Общие принципы проектирования:
СГП является частью комплексной документации на строительство, и его решения должны быть увязаны с остальными разделами проекта, в том числе с принятой технологией работ и сроками строительства, установленными графиками. Решения СГП должны отвечать требованиям действующих ТНПА.
При проектировании стройгенпланов необходимо учитывать следующее:
– решения стройгенпланов должны быть увязаны с разделами проектов, в том числе с принятой технологией работ и установленными сроками строительства;
– стройгенплан должен отвечать требованиям строительных нормативов (строительным нормам по организации строительства, требованиям охране труда, экологии и проч.);
– стройгенплан должен обеспечить полное удовлетворение бытовых и социальных нужд участников строительства (раз-мещение бытовых помещений, объектов питания и санитарной гигиены, оказание первой медицинской помощи, наличие пешеходных путей и проч.);
– все временные здания и сооружения, кроме мобильных, должны располагаться на участках, не подлежащих застройке до конца строительства;
– места для разгрузки и складирования сборных конструкций следует выбирать в непосредственной близости от их монтажа, что может позволить сократить количество перегрузок;
– размещение монтажных механизмов, площадок укрупни-тельной сборки конструкций должно быть тщательно продумано;
– строительство временных сооружений на строительной площадке должно быть сведено до минимума (прежде всего, должны быть использованы существующие здания, сооружения, дороги, сети).
Затраты на временное строительство должны быть минимальными. В то же время следует отметить, что соображения экономии не должны преобладать над требованиями охраны труда, окружающей среды и созданием, в целом, благоустроенной производственной обстановки
Стройгенплан один из основных документов: проектов организации строительства и производства работ.
Различают стройгенплан общеплощадочный и объектный.
Общеплощадочный СГП дает принципиальные решения по организации строительного хозяйства всей площадки в целом и выполняется проектной организацией на стадии проекта или РП в составе проекта организации строительства (ПОС) целом и выполняется проектной организацией.
Объектный СГП детально решает организацию той части строительного хозяйства, которая непосредственно связана с сооружениями данного объекта и охватывает территорию, примыкающую к нему. Он составляется строительной организацией на одно или несколько зданий и сооружений на стадии рабочей документации в составе ППР. Различия в методах проектирования между СГП в составе ПОС и ППР сводятся, по существу, к степени детализации разработки плана и точности расчетов.
Общеплощадочный стройгенплан. Общеплощадочный СГП разрабатывается на строительство комплекса (промышленного, гражданского, сельскохозяйственного) или на отдельные сложные здания и сооружения.
При одностадийном проектировании (рабочий проект), осуществляемом в основном при привязке отдельных несложных типовых зданий и сооружений, общеплощадочный СГП не выполняют.
Исходными данными для разработки общеплощадочного СГП служат:
- генплан площадки строительства;
-геологические, гидрогеологические и инженерно-экономические изыскания;
-смета;
- сводный календарный план;
- расчеты объемов временного строительства и другие материалы ПОС.
На генплане показывают рельеф (горизонтали) и планировочные отметки существующих и проектируемых зданий и сооружений, насаждения, сети дорог и коммуникаций. Все эти сведения дают возможность в СГП правильно решить планировку территории строительства; отвод атмосферных вод; схему, отметки и конструкции временных дорог; установить необходимый объем и места присоединения временных сетей к источникам питания.
Общеплощадочный СГП согласовывается проектной организацией с заказчиком и генподрядчиком. Заказчик в свою очередь согласовывает его с отделом районного архитектора, органами санэпидемиологической службы, пожарного надзора, отделами безопасности движения, эксплуатационными службами (энерго-, водо- и газоснабжения и т. д.), административной инспекцией и отделами подземных сооружений.
Общеплощадочный СГП состоит из графической части и расчетно-пояснительной записки.
Графическая часть проекта включает:
-генплан площадки с нанесенными на нем объектами временного хозяйства;
- экспликацию основных постоянных и всех временных зданий, сооружений и установок;
-условные обозначения,
- технико-экономические показатели,
-фрагменты общеплощадочного СГП.
Так как графической основой СГП является генеральный план проектируемого объекта или комплекса, то масштаб изображения обычно сохраняют неизменным (1:1000; 1:2000; 1:5000).
Для крупных и сложных объектов и комплексов разрабатывают несколько вариантов СГП, что позволяет выбрать наиболее экономичное решение.
Экспликация временных зданий и сооружений должна включать все временные здания и сооружения, сведения об объеме (площади, протяженности) каждого временного устройства, его габаритов в плане, конструктивной характеристики (тип, марка или краткое описание). Условные обозначения для СГП до сих пор полностью не систематизированы.
Расчетно-пояснительная записка содержит расчет потребности по укрупненным показателям и служит обоснованием принятых в СГП решений элементов строительного хозяйства – механизированных установок, временных зданий и сооружений. Ведомость на временные здания и сооружения помимо сведений, включенных в экспликацию, содержит дополнительные данные. В необходимых случаях составляют выборку ресурсов для временного строительства.
Технико-экономическими показателями СГП при сопоставлении вариантов могут служить следующие данные:
□- удельные затраты на временные здания и сооружения – стоимость строительного хозяйства (%) по отношению к общей сметной стоимости. Этот показатель сравнивается со сметным лимитом на эти затраты (1,5... 12%) и с другими вариантами СГП;
-продолжительность работ по организации строительного хозяйства в подготовительный период;
-объем и стоимость затрат на временные здания и сооружения в целом и по отдельным видам строительства (дороги, здания, сети и т. д.) и работ (транспортные, складские и т. п.), отнесенных к стоимости СМР или к 1 га территории строительства;
-трудоемкость работ по организации временного хозяйства по тем же измерителям.
При оценке СГП используют также архитектурно-планировочные показатели, коэффициент застройки и коэффициент использования площади. Кроме того, СГП должен оцениваться с точки зрения ряда других факторов, не охваченных системой общепринятых показателей. Например, учитывают уровень санитарно-бытового обслуживания; соответствие принятой схемы движения удобствам работы транспорта с точки зрения уменьшения количества тупиков и пересечений и т. д.
Хорошо выполненный СГП в немалой степени способствует повышению производительности труда, сокращению сроков работ и снижению стоимости строительства.
Порядок проектирования:
1. на основе КП строительства определяют потребность в трудовых, энергетических и других материально-технических ресурсах по этапам;
2. на основе расчета потребности в ресурсах определяют виды и объемы временных зданий, установок и сооружений;
3. производят размещение (привязку) элементов временного строительного хозяйства: вначале привязывают монтажные механизмы, приобъектные склады и дороги. Тесная взаимосвязь этих элементов между собой и многовариантность возможного решения обусловливают необходимость размещать их на плане одновременно. После этого следует продумать дислокацию механизированных установок, обслуживающих строительство в целом, и разместить площадки укрупнительной сборки.
4. на генплане участка, выполненном на геоподоснове и содержащем существующие и проектируемые здания и сооружения, показывают границы строительной площадки. При строительстве в несколько очередей некоторые здания и сооружения, используемые в период строительства, выделяются особо.
Объектный стройгенплан. Объектный СГП проектируют отдельно на все строящиеся здания и сооружения, входящие в общеплощадочный СГП. Для сложных сооружений объектный СГП может составляться на различные этапы (подготовительный, основной и др.) и виды работ (земляные, сооружение подземной или монтаж надземной части здания, кровельные работы и др.).
Исходными данными для разработки объектного СГП служат:
- общеплощадочный СГП, выполненный на предыдущей стадии проектирования;
-КП и технологические карты из ППР данного объекта;
- уточненные расчеты потребности в ресурсах,
- рабочие чертежи здания или сооружения.
Объектный СГП составляется подрядчиком или по его поручению проектно-технологической организацией; в последнем случае он согласовывается с генподрядчиком и заинтересованными субподрядными организациями. CUG также согласовывается с организацией устанавливающей башенный кран на объектеили организацией владельцем других кранов большой грузоподъемности (если краном владеет организация выполняющая работы на объектею).
Графическая часть объектного СГП в составе ППР обычно выполняется в масштабе 1:500, 1:200, 1:100 и 1:50 и содержит те же элементы, что и общеплощадочный СГП. Добавляется перечень основного монтажного оборудования с указанием потребной энергетической мощности. Объектный СГП уточняет принципиальные решения, принятые в общеплощадочном СГП, и, как всякий рабочий чертеж, должен иметь детальные и исчерпывающие данные, необходимые для реализации в натуре.
Расчетно-пояснительная записка содержит:
- уточненные расчеты потребности на основе натуральных объемов работ по рабочей документации и сметам;
-конкретные технические решения по выбору механизированных установок, временных зданий, сооружений, дорог, силовой и осветительной сети, водо- и теплоснабжения, телефонизации и т. д.
При выборе тех или иных устройств учитываются возможности подрядной организации. Титульный список (ведомость) временных зданий и сооружений служит основанием для определения объемов работ, оплаты их заказчиком и контроля за расходованием трудовых и материальных ресурсов при организации строительного хозяйства.
Порядок проектирования. Проектирование детального строительного генерального плана, как правило, осуществляется в следующей последовательности:
· выбор монтажных механизмов, привязка путей их движения;
· определение зон работы монтажных механизмов;
· выбор схемы движения транспорта и типа временных дорог;
· расчет потребности в автотранспорте;
· расчет площади складов и размещение их на стройгенплане;
· расчет площади временных зданий и размещение их на стройплощадке;
· расчет потребности стройки в воде, определение диаметра временного водопровода и проектирование водопроводной сети;
· расчет потребности в электроэнергии, подбор трансформаторной подстанции и проектирование временной электрической сети;
· выбор типа ограждения и привязка его на СГП.
Уточняются исходные данные и расчеты.
Объемы ресурсов, необходимые для строительства объекта, определенные ранее в ПОС по укрупненным показателям, берут из ППР, где они пересчитаны по физическим объемам РД или РП, и сметы.
Количество рабочих принимают по КП строительства объекта, разработанному при составлении объектного СГП. По диаграмме движения рабочей силы в графике выделяют период «пик», на который ориентируются при определении полного объема строительства временных санитарно-бытовых зданий и сооружений.
Из графиков комплектации выбирают сведения о необходимых запасах материалов, что служит основой уточнения площади складов.
Исходя из наличного парка машин в строительной организации в случае необходимости корректируют рекомендации типовых технологических карт в части монтажных механизмов.
От территориальных эксплуатационных хозяйств или аналогичных служб действующих предприятий, снабжающих строительство электроэнергией, водой, теплом, газом, получают условия подсоединения: место врезки, способ учета, дополнительные требования.
Так как решения СГП определяются прежде всего расположением монтажных и грузоподъемных механизмов, то в первую очередь производят их рабочую привязку с обозначением пути движения, габаритов, зон работы, ограждений путей и т. д.
При проектировании объектного СГП недостаточно определить габариты складских площадок в зоне действия механизма, следует выполнить раскладку сборных конструкций по типам и маркам, точно показать место, отведенное под те или иные материалы, тару, оснастку и инвентарь.
После размещения складов переходят к привязке временных строений. При наличии общеплощадочного СГП на объектном уточняют расположение временных зданий, сооружений и установок только на территории, непосредственно примыкающей к строящемуся объекту.
Следующим этапом проектирования является привязка временных коммуникаций, включающая определение мест подключения к постоянным сетям или другим источникам снабжения, трассировку с обозначением промежуточных устройств в рабочей зоне.
На объектном СГП конкретизируют требования охраны труда с показом ограждений опасных зон работы механизмов и высоковольтных линий; переходы через железнодорожные пути; расстановку знаков, регулирующих движение транспорта, и др.
Уточняют также другие элементы построечного хозяйства.
При проектировании СГП для этапа подготовительных работ уточняют расположение внеплощадочных и внутриплощадочных дорог и сетей; места складирования растительного грунта; размещение установок, предназначенных для инженерной подготовки территории строительства; складские площадки; временные здания и сооружения; ограждения и другие устройства.
СГП на период нулевого цикла содержит, кроме элементов для возведения надземной части здания, места складирования грунта, предназначенного для обратной засыпки под полы и в пазухи; землевозные временные дороги; ограждения и места сходов в котлован; обноску; существующие и перекладываемые коммуникации.
В СГП на периоды кровельных или отделочных работ особое внимание уделяется установке подъемников; размещению штукатурных и малярных станций; агрегатов для подогрева и подачи мастик; выделению мест для хранения огнеопасных материалов.
Особенности разработки стройгенплана при реконструкции. Объектный и общеплощадочный стройгенпланы, разрабатываемые на объект (комплекс), содержат те же элементы и выполняются в той же последовательности, как и для нового строительства.
Проектирование СГП при реконструкции в принципе не отличается от методов, изложенных применительно к новому строительству. Однако, условия реконструкции создают дополнительные трудности, которые необходимо учитывать при проектировании. Сложность работ в данном случае это, в первую очередь, стесненность фронта р