Тема 12 Организация эксплуатации строительных машин

Принципы формирования парка строительных машин зависимость структуры и состава парка машин от структуры строительно-монтажных работ. Управления механизации. Формы взаимоотношений со строительными организациями.

Одним из основных направлений технического прогресса в строи­тельстве является комплексная механизация производственных процессов.

Комплексная механизация – метод полностью механизированного выполнения тех или иных технологических процессов в строительстве, осуществляемая одной или несколькими машинами. При большом коли­честве операций применение комплекта машин значительно повышает производительность. Требование оптимальности при подборе комплекта машин достигается взаимной увязкой их по производительности и другим параметрам. Ручной труд может сохраниться лишь на операциях, механи­зация которых не вызывает значительного прироста производительности труда по всему комплексу работ и для реализации которой нет экономиче­ски приемлемого технического решения.

Комплексная механизация строительных процессов является более совершенной формой механизации по сравнению с частичной механизацией отдельных операций, этапом ее развития, переход к которой стал возможен благодаря возросшим возможностям современного машино­строения.

Развитие механизации создает предпосылки для ликвидации работ, выполняемых вручную, прежде всего тяжелого ручного труда, как на основных, так и на вспомогательных работах с заменой его более легким и производительным трудом по управлению и обслуживанию машин.

Для оценки состояния механизации строительно-монтажных работ и оснащенности строительно-монтажных организаций средствами механизации применяют нижеуказанные показатели.

Показателями механизации работ, характеризующими степень охвата механизацией строительно-монтажных работ, служат уровень механизации и комплексной механизации работ.

Уровень механизации работ кмех (%) определяют отношением объема VMex3, м2, т) механизированных работ, где основная операция выполняется механизмами, к общему объему V (м3, м2, т) работ, выполненных с помощью машин и вручную:

Тема 12 Организация эксплуатации строительных машин - student2.ru

Уровень комплексной механизации kкмех(%) определяют отношением объема Vкмех комплексно-механизированных работ к объему Vмex механизированных работ:

Тема 12 Организация эксплуатации строительных машин - student2.ru

Показатели механовооруженности характеризуют оснащенность строительных и монтажных организаций средствами механизации и определяются как показатель механовооруженности строительства или механовооруженности труда.

Механовооруженность строительства Мстр (%) определяют отношением балансовой стоимости Смех (тыс. руб.) средств механизации к общей стоимости Собщ (тыс. руб.) строительно-монтажных работ, выпол­няемых собственными силами:

Тема 12 Организация эксплуатации строительных машин - student2.ru

Механовооруженность труда Мтр определяют отношением балан­совой стоимости Смех (тыс. руб.) строительных машин и механизмов к среднесписочному количеству рабочих пр, занятых в строительстве:

Тема 12 Организация эксплуатации строительных машин - student2.ru

Показатели энерговооруженности по смыслу аналогичны показателям механовооруженности. Отличие состоит в оценке механизации в энергетическом аспекте, характеризуемом связью между увеличением потребляемой мощности машин и ростом производительности труда.

Энерговооруженность строительства Эстр определяют общей мощностью Nобщ (кВт) двигателей, установленных на строительных машинах, приходящейся на 1 млн. руб. годового объема С (млн. руб.) строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами:

Тема 12 Организация эксплуатации строительных машин - student2.ru

В настоящее время энерговооруженность строительства составляет 200...300 кВт на 1 млн. руб. (в ценах 1984 г.).

Энерговооруженность труда Этр определяют суммарной мощно­стью N0 двигателей, установленных на используемых в строительстве ма­шинах и механизмах, приходящейся на одного рабочего, занятого на вы­полнении работ в строительстве:

Тема 12 Организация эксплуатации строительных машин - student2.ru

На стадии ПОС расчет потребности в строительных машинах выполняют по нормативным показателям для определения потребности в строительных машинах на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ. В норматив потребно­сти входят основные виды строительных машин для выполнения работ собственными силами строительных организаций, а также учтены потреб­ности в машинах производственных предприятий, находящихся на строительном балансе.

На стадии ППР потребность в строительных машинах определяют исходя из физических (сметных) объемов работ, подлежащих выполнению одним из двух способов:

□ по нормам затрат машинного времени;

□ по нормам выработки машин, устанавливаемым соответст­вующими ведомствами с учетом местных условий строительства.

Формы организации и структура парка строительных машин зависят от формы и структуры строительно-монтажной организации, которую он обслуживает, видов и объемов выполняемых работ и определяются степенью территориальной концентрации строительства. Перечисленные факторы предопределяют возможность специализации эксплуатирующих организаций и влияют на глубину ее развития.

Существует четыре основные организационные формы эксплуатации строительных машин. Им соответствуют определенный характер взаимоотношений с первичными строительными организациями и порядок расчета между ними.

I форма – строительные машины находятся на балансе строительных организаций (СМУ, ПМК и т. п.). Содержанием и эксплуатацией машин руководит служба главного механика. По заявкам линейных работников машины выделяют на объекты. По количеству отработанных часов, подтвержденных сменным рапортом и установленным в данном управлении планово-расчетным ценам, стоимость работы механизмов бухгалтерия относит на себестоимость строительства соответствующих объектов. При такой форме содержания парка существуют большие трудности в организации обслуживания и ремонта машин. Небольшое количе­ство разнообразной техники требует такой же обширной номенклатуры запасных частей и эксплуатационных материалов, как и большой парк машин. В этих условиях трудно создать необходимую базу, приобрести современное диагностическое и ремонтное оборудование, укомплектовать мастерские квалифицированными кадрами ремонтников.

Незначительные масштабы производства затрудняют полноценное использование техники. Отсутствие широкого фронта работ приводит к простоям. Машины большой производительности часто заняты на мало­объемных работах, так как организация не имеет возможности приобрести и содержать достаточное количество однородных машин различной мощ­ности. Хотя в целом такая форма содержания и эксплуатации строитель­ной техники отвечает требованиям интенсификации производства, в то же время это единственно возможная форма для организаций, работающих в отдаленных районах, и для повышения мобильности строительных орга­низаций типа передвижной механизированной колонны или строительно-монтажного поезда, а также для организаций, выполняющих однородные специализированные работы (свайные, замораживание грунта, кессонные и др.).

Однако рассматриваемая форма эксплуатации имеет несомненные достоинства: машины и их экипажи находятся в составе строительной ор­ганизации, что позволяет ее руководителям распоряжаться ими с предель­ной оперативностью; машинисты, управляющие машинами, и линейный персонал, руководящий ими, более тесно связаны с общими задачами кол­лектива, чем если бы они находились в составе разных организаций.

II форма – строительные машины находятся в составе и на балансе специализированных подразделений механизации, подчиняющихся строительным организациям. Оперативное руководство по распределению и использованию техники и все расчеты за ее работу осуществляет СМО. Строительные управления получают машины на условиях услуг, аренды или подряда. Расчеты производят по планово-расчетным ценам.

По сравнению с первой формой такая схема более рациональна, так как обеспечивает квалифицированное содержание строительной тех­ники и лучшее ее использование по производительности. Строители и ме­ханизаторы в этом случае находятся под единым руководством, что обес­печивает оперативность использования строительных машин и оборудо­вания.

III форма – строительные машины и оборудование находятся в составе и на балансе бывших трестов механизации или самостоятельных предприятий механизации, подчиненных территориальным строительным объединениям, комбинатам и т. п. Концентрация строительной техники на специализированных предприятиях механизации создает наиболее благоприятные условия для ее содержания и обслуживания, обеспечивает возможность максимального использования машин в соответствии с их техническими параметрами, а также позволяет сосредоточить в необходимых случаях большое количество машин на нужном направлении.

Значительная часть бывших трестов и управлений механизации стали приватизированными предприятиями (ЗАО, ТОО и др.), но их орга­низационная структура, как правило, сохранилась. Поэтому здесь они приведены под привычными названиями.

IV форма – лизинг – строительные машины и оборудование на­ходятся на балансе лизинговых компаний, специализирующихся на сдачу в лизинг (аренду) принадлежащей им техники для краткосрочного или долгосрочного использования на договорной основе.

Лизинг предоставляет возможность выкупить средства производства за счет прибыли, полученной в процессе их эксплуатации. При отсутствии у большинства предприятий начальных и оборотных средств, высоких банковских кредитных ставках, лизинг обеспечивает определенные гарантии для инвестора.

При сравнительно небольшом финансировании он позволяет опе­ративно наращивать парк машин и оборудования, гарантирует целевое вложение средств в развитии производства.

Преимущество этой формы эксплуатации парка строительных машин для строительных организаций:

□ избавляет СМО от необходимости содержать свою крайне сложную ремонтно-эксплуатационную базу;

□ возможность применения разного по параметрам и мощности оборудования;

□ снижение себестоимости работ, особенно в условиях необходимости краткосрочного использования дорогостоящей техники.

Лизинг предоставляет строительным организациям неограничен­ные возможности использовать весь спектр современной техники от меха­низированного инструмента до мощного строительного оборудования – строительные краны большой грузоподъемности, бульдозеры, скреперы, автобетоносмесители, бетоносмесительные узлы, строительные лифты и т.д., и т.п. Ни одна строительная организация не может позволить себе приобретение и содержание всего спектра современного строительного парка машин. Лизинг позволяет использовать самое дорогое оборудование на любое необходимое по технологии время.

Лизинг избавляет строительное предприятие от необходимости создания собственной эксплуатационной базы, что в большинстве случаев экономически нецелесообразно.

По мере увеличения финансовых возможностей, с помощью лизинга можно приобретать самую современную импортную технику. Растущее число малых и средних частных строительных фирм-арендаторов создают реальную основу для такого развития.

строительным предприятиям до оконча­тельного выкупа (обычно на это уходит три года).

Лизинговая форма будет развиваться путем создания территориальных компаний, универсальных и специализированных, в том числе на основе бывших управлений и трестов механизации.

Договор лизинга, заключаемый между лизингодателем (арендодателем) и лизингополучателем (арендатором) содержит обязанности сторон: время доставки, продолжительность эксплуатации, техническое об­служивание и ремонт, условия содержания и охрану со стороны арендода­теля, страхование оборудования, стоимость лизинга, сроки и порядок оп­латы, порядок разрешения возможных конфликтных ситуаций и прочие пункты, характерные для любого имущественного договора.

V форма – строительная техника находится во владении индивидуального частного предпринимателя.

Управления механизации – самостоятельные хозрасчетные под­рядные организации, деятельность которых в отличие от других подряд­чиков постоянно и неразрывно связана с работой строительно-монтажных организаций. Управление механизации обязано качественно и в установ­ленные сроки выполнять работы, своевременно выделять необходимые средства механизации и обеспечивать их безаварийную работу.

12.2 Организация служб эксплуатации и ремонта строительных машин. Средства малой механизации. Использование вычислительной техники при выборе рациональных вариантов механизации работ. Пути дальнейшего развития средств механизации с целью повышения эффективности строительства.

Средства малой механизации (электрифицированный и пневматический инструмент, растворосмесители малой мощности и т. п.) могут находиться на балансе СМО или предприятий механизации. Средства ма­лой механизации предоставляются строительным организациям без об­служивающего персонала на правах аренды. Расчеты проводятся по коли­честву машино-часов аренды.

В системе взаимоотношений механизаторов и строителей решаю­щее значение имеют формы расчетов. Объем работ, выполненных механи­заторами для строителей, может быть определен различными способами: по фактически выполненным объемам и по времени нахождения машины в распоряжении строительной организации на объекте.

При расчетах по фактически выполненным работам в качестве единицы измерения принимают натуральные показатели объемов работ (например, 1 м3 экскавации грунта), или законченный объект (жилой дом, школа и т. п.), или его часть (этаж, секция и т. п.). В первом случае управ­ление механизации выполняет работы собственными силами в порядке субподряда, эти работы оплачиваются за фактически выполненные объе­мы. Расчет по натуральным показателям ограничивается определенными видами работ, которые механизаторы могут выполнить без привлечения рабочей силы генподрядчика и независимо от него (экскавация грунта, свайные работы и т. п.). Такая субподрядная форма расчета ставит показа­тели деятельности управления механизации в прямую зависимость от со­стояния техники и эффективности ее использования.

При расчетах за законченный объект предварительно определяется расчетная потребность машинного времени на строительство данного зда­ния, служащая основанием для составления прейскурантной цены. Оплата производится по прейскуранту независимо от фактического времени рабо­ты машины на объекте. При таком порядке строители не заинтересованы в сокращении времени пребывания механизмов на объекте, что приводит к скрытым простоям техники, понижению выработки машин, ухудшению показателей деятельности управлений механизации. Поэтому расчеты за работу машин по прейскуранту не получили широкого применения.

Расчет по времени работы машины (за отработанное время). В тех случаях, когда точный учет объемов выполненных строительных ра­бот невозможен или затруднен, расчеты за работу строительных машин 426 производятся по другой форме – за фактически отработанное ими время, учитываемое в машино-часах. Кроме того, отдельно оплачивается ряд ра­бот, не включенных в стоимость машино-смен, например, устройство под­крановых путей, монтаж, демонтаж и перевозка крана и т. п.

Опыт работы показывает, что правильно найденная экономическая форма повышает эффективность эксплуатации строительной техники.

Учет работы парка строительных машин должен отражать выполнение работ механизированным способом по основным показателям их использования (выработке и времени), а также содержать данные и анализ простоев и расход эксплуатационных материалов.

Существуют следующие методы учета работы средств механиза­ции. Учет работ по сменным рапортам машинистов позволяет получить количественные и качественные показатели использования машин в строительстве. На основании рапортов заполняется карточка учета, на которой ежемесячно подводятся итоги работы машины. В конце года суммарные данные о работе заносятся в паспорт, которым снабжается каждая машина. По паспорту производят контроль за использованием машины, ее техническим состоянием, проведением профилактических ремонтов.

Показатели использования парка машин. Основным показате­лем правильности эксплуатации парка строительных машин является фак­тическая годовая выработка в натуральном выражении (физическом объе­ме работ), определяемая по отчетным данным в сопоставлении с плано­вым заданием.

Условием увеличения годовой выработки является ввод в эксплуа­тацию списочного парка машин. Это зависит от эксплуатационной готов­ности машин, фронта работ и сменности.

Простои машин зависят от организационных причин: неподготов­ленности строительных объектов, вызывающей переброски машин; про­стоя ведущих машин из-за несоответствия производительности комплек­тующих машин и транспорта; перебоев в снабжении энергоресурсами или строительными материалами, а также от потерь времени до момента ввода машины в эксплуатацию (сверхплановые простои машин в ремонтах и техническом обслуживании, сверхнормативные сроки монтажа, демонта­жа и перебазирования).

Качество эксплуатации парка характеризуется также рядом частных показателей.

Коэффициент использования парка строительных машин во времени кп определяется отношением количества фактически отработан­ных машино-дней Тф к календарному количеству машино-дней нахожде­ния в хозяйстве за тот же период ТК:

knфпл.

Коэффициент использования машин по времени kмаш определя­ется отношением фактического времени Тф работы машин за год к плано­вому рабочему времени Тпл, устанавливаемому на год:

kмашфпл.

Коэффициент использования машин по производительности

kпр определяется отношением фактической выработки Вф машин к плано­вым нормам впл за тот же период времени:

kпрфпл

Коэффициент сменности работы машины ксм определяют отно­шением количества машино-часов, отработанных однотипными машинами за отчетный период Тф.ч. к произведению количества машино-дней нахож­дения этих машин в работе Тдн и средней продолжительности рабочего дня при пятидневной неделе tр.д.:

kсмф.ч./(Тднtр.д.)

Коэффициент использования машин по времени в течение сме­ны кисп.мш. определяют отношением количества часов работы машины в те­чение смены tсм:

кисп.см.ф.см./tсм.

Оценку по приведенным показателям производят путем сопостав­ления отчетных данных с нормативными по выработке основных машин, их использованию и др.

Тема 13 Строительные генеральные планы

13.1 Назначение, виды и содержание строительных генеральных планов (СГП) в составе ПОС и ППР. Применяемые нормативы и исходные данные. Общий порядок проектирования СГП.

Назначение и виды стройгенпланов.Строительным генеральным планом (стройгенпланом) называют план строительной площадки, на котором размещены объекты строительства, существующие здания и сооружения, указаны расстановка основных монтажных и грузоподъёмных механизмов, временных зданий и сооружений, сетей временного водоснабжения, канализации, электроснабжения, теплоснабжения, связи, площадки укрупнительных сборок, временные производственные здания, склады и другие сооружения, необходимые и используемые на период строительно-монтажных работ

СГП предназначен для определения состава и размещения объектов строительного хозяйства в целях максимальной эффективности их использования и с учетом соблюдения требований охраны труда.

СГП – важнейшая составная часть технической документации и основной документ, регламентирующий организацию площадки и объемы временного строительства.

Стройгенпланы могут быть непостоянными на весь период строительства и разрабатываются с учётом состояния строительной площадки и технологического этапа строительства. Обычно их проектируют раздельно на период подготовительных работ и строительства сооружений подземной части здания и на период возведения надземных конструкций.

Общие принципы проектирования:

СГП является частью комплексной документации на строительство, и его решения должны быть увязаны с остальными разделами проекта, в том числе с принятой технологией работ и сроками строительства, установленными графиками. Решения СГП должны отвечать требованиям действующих ТНПА.

При проектировании стройгенпланов необходимо учитывать следующее:

– решения стройгенпланов должны быть увязаны с разделами проектов, в том числе с принятой технологией работ и установленными сроками строительства;

– стройгенплан должен отвечать требованиям строительных нормативов (строительным нормам по организации строительства, требованиям охране труда, экологии и проч.);

– стройгенплан должен обеспечить полное удовлетворение бытовых и социальных нужд участников строительства (раз-мещение бытовых помещений, объектов питания и санитарной гигиены, оказание первой медицинской помощи, наличие пешеходных путей и проч.);

– все временные здания и сооружения, кроме мобильных, должны располагаться на участках, не подлежащих застройке до конца строительства;

– места для разгрузки и складирования сборных конструкций следует выбирать в непосредственной близости от их монтажа, что может позволить сократить количество перегрузок;

– размещение монтажных механизмов, площадок укрупни-тельной сборки конструкций должно быть тщательно продумано;

– строительство временных сооружений на строительной площадке должно быть сведено до минимума (прежде всего, должны быть использованы существующие здания, сооружения, дороги, сети).

Затраты на временное строительство должны быть минимальными. В то же время следует отметить, что соображения экономии не должны преобладать над требованиями охраны труда, окружающей среды и созданием, в целом, благоустроенной производственной обстановки

Стройгенплан один из основных документов: проектов организации строительства и производства работ.

Различают стройгенплан общеплощадочный и объектный.

Общеплощадочный СГП дает принципиальные решения по организации строительного хозяйства всей площадки в целом и выполняется проектной организацией на стадии проекта или РП в составе проекта организации строительства (ПОС) целом и выполняется проектной организацией.

Объектный СГП детально решает организацию той части строительного хозяйства, которая непосредственно связана с сооружениями данного объекта и охватывает территорию, примыкающую к нему. Он составляется строительной организацией на одно или несколько зданий и сооружений на стадии рабочей документации в составе ППР. Различия в методах проектирования между СГП в составе ПОС и ППР сводятся, по существу, к степени детализации разработки плана и точности расчетов.

Общеплощадочный стройгенплан. Общеплощадочный СГП разрабатывается на строительство комплекса (промышленного, гражданского, сельскохозяйственного) или на отдельные сложные здания и сооружения.

При одностадийном проектировании (рабочий проект), осуществляемом в основном при привязке отдельных несложных типовых зданий и сооружений, общеплощадочный СГП не выполняют.

Исходными данными для разработки общеплощадочного СГП служат:

- генплан площадки строительства;

-геологические, гидрогеологические и инженерно-экономические изыскания;

-смета;

- сводный календарный план;

- расчеты объемов временного строительства и другие материалы ПОС.

На генплане показывают рельеф (горизонтали) и планировочные отметки существующих и проектируемых зданий и сооружений, насаждения, сети дорог и коммуникаций. Все эти сведения дают возможность в СГП правильно решить планировку территории строительства; отвод атмосферных вод; схему, отметки и конструкции временных дорог; установить необходимый объем и места присоединения временных сетей к источникам питания.

Общеплощадочный СГП согласовывается проектной организацией с заказчиком и генподрядчиком. Заказчик в свою очередь согласовывает его с отделом районного архитектора, органами санэпидемиологической службы, пожарного надзора, отделами безопасности движения, эксплуатационными службами (энерго-, водо- и газоснабжения и т. д.), административной инспекцией и отделами подземных сооружений.

Общеплощадочный СГП состоит из графической части и расчетно-пояснительной записки.

Графическая часть проекта включает:

-генплан площадки с нанесенными на нем объектами временного хозяйства;

- экспликацию основных постоянных и всех временных зданий, сооружений и установок;

-условные обозначения,

- технико-экономические показатели,

-фрагменты общеплощадочного СГП.

Так как графической основой СГП является генеральный план проектируемого объекта или комплекса, то масштаб изображения обычно сохраняют неизменным (1:1000; 1:2000; 1:5000).

Для крупных и сложных объектов и комплексов разрабатывают несколько вариантов СГП, что позволяет выбрать наиболее экономичное решение.

Экспликация временных зданий и сооружений должна включать все временные здания и сооружения, сведения об объеме (площади, протяженности) каждого временного устройства, его габаритов в плане, конструктивной характеристики (тип, марка или краткое описание). Условные обозначения для СГП до сих пор полностью не систематизированы.

Расчетно-пояснительная записка содержит расчет потребности по укрупненным показателям и служит обоснованием принятых в СГП решений элементов строительного хозяйства – механизированных установок, временных зданий и сооружений. Ведомость на временные здания и сооружения помимо сведений, включенных в экспликацию, содержит дополнительные данные. В необходимых случаях составляют выборку ресурсов для временного строительства.

Технико-экономическими показателями СГП при сопоставлении вариантов могут служить следующие данные:

□- удельные затраты на временные здания и сооружения – стоимость строительного хозяйства (%) по отношению к общей сметной стоимости. Этот показатель сравнивается со сметным лимитом на эти затраты (1,5... 12%) и с другими вариантами СГП;

-продолжительность работ по организации строительного хозяйства в подготовительный период;

-объем и стоимость затрат на временные здания и сооружения в целом и по отдельным видам строительства (дороги, здания, сети и т. д.) и работ (транспортные, складские и т. п.), отнесенных к стоимости СМР или к 1 га территории строительства;

-трудоемкость работ по организации временного хозяйства по тем же измерителям.

При оценке СГП используют также архитектурно-планировочные показатели, коэффициент застройки и коэффициент использования площади. Кроме того, СГП должен оцениваться с точки зрения ряда других факторов, не охваченных системой общепринятых показателей. Например, учитывают уровень санитарно-бытового обслуживания; соответствие принятой схемы движения удобствам работы транспорта с точки зрения уменьшения количества тупиков и пересечений и т. д.

Хорошо выполненный СГП в немалой степени способствует повышению производительности труда, сокращению сроков работ и снижению стоимости строительства.

Порядок проектирования:

1. на основе КП строительства определяют потребность в трудовых, энергетических и других материально-технических ресурсах по этапам;

2. на основе расчета потребности в ресурсах определяют виды и объемы временных зданий, установок и сооружений;

3. производят размещение (привязку) элементов временного строительного хозяйства: вначале привязывают монтажные механизмы, приобъектные склады и дороги. Тесная взаимосвязь этих элементов между собой и многовариантность возможного решения обусловливают необходимость размещать их на плане одновременно. После этого следует продумать дислокацию механизированных установок, обслуживающих строительство в целом, и разместить площадки укрупнительной сборки.

4. на генплане участка, выполненном на геоподоснове и содержащем существующие и проектируемые здания и сооружения, показывают границы строительной площадки. При строительстве в несколько очередей некоторые здания и сооружения, используемые в период строительства, выделяются особо.

Объектный стройгенплан. Объектный СГП проектируют отдельно на все строящиеся здания и сооружения, входящие в общеплощадочный СГП. Для сложных сооружений объектный СГП может составляться на различные этапы (подготовительный, основной и др.) и виды работ (земляные, сооружение подземной или монтаж надземной части здания, кровельные работы и др.).

Исходными данными для разработки объектного СГП служат:

- общеплощадочный СГП, выполненный на предыдущей стадии проектиро­вания;

-КП и технологические карты из ППР данного объекта;

- уточненные расчеты потребности в ресурсах,

- рабочие чертежи здания или сооружения.

Объектный СГП составляется подрядчиком или по его поручению проектно-технологической организацией; в последнем случае он согласовывается с генподрядчиком и заинтересованными субподрядными организациями. CUG также согласовывается с организацией устанавливающей башенный кран на объектеили организацией владельцем других кранов большой грузоподъемности (если краном владеет организация выполняющая работы на объектею).

Графическая часть объектного СГП в составе ППР обычно выполняется в масштабе 1:500, 1:200, 1:100 и 1:50 и содержит те же элементы, что и общеплощадочный СГП. Добавляется перечень основного монтажного оборудования с указанием потребной энергетической мощности. Объектный СГП уточняет принципиальные решения, принятые в общеплощадочном СГП, и, как всякий рабочий чертеж, должен иметь детальные и исчерпывающие данные, необходимые для реализации в натуре.

Расчетно-пояснительная записка содержит:

- уточненные расчеты потребности на основе натуральных объемов работ по рабочей документации и сметам;

-конкретные технические решения по выбору механизированных установок, временных зданий, сооружений, дорог, силовой и осветительной сети, водо- и теплоснабжения, телефонизации и т. д.

При выборе тех или иных устройств учитываются возможности подрядной организации. Титульный список (ведомость) временных зданий и сооружений служит основанием для определения объемов работ, оплаты их заказчиком и контроля за расходованием трудовых и материальных ресурсов при организации строительного хозяйства.

Порядок проектирования. Проектирование детального строительного генерального плана, как правило, осуществляется в следующей последовательности:

· выбор монтажных механизмов, привязка путей их движения;

· определение зон работы монтажных механизмов;

· выбор схемы движения транспорта и типа временных дорог;

· расчет потребности в автотранспорте;

· расчет площади складов и размещение их на стройгенплане;

· расчет площади временных зданий и размещение их на стройплощадке;

· расчет потребности стройки в воде, определение диаметра временного водопровода и проектирование водопроводной сети;

· расчет потребности в электроэнергии, подбор трансформаторной подстанции и проектирование временной электрической сети;

· выбор типа ограждения и привязка его на СГП.

Уточняются исходные данные и расчеты.

Объемы ресурсов, необходимые для строительства объекта, определенные ранее в ПОС по укрупненным показателям, берут из ППР, где они пересчитаны по физическим объемам РД или РП, и сметы.

Количество рабочих принимают по КП строительства объекта, разрабо­танному при составлении объектного СГП. По диаграмме движения рабочей силы в графике выделяют период «пик», на который ориентируются при определении полного объема строительства временных санитарно-бытовых зданий и сооружений.

Из графиков комплектации выбирают сведения о необходимых запасах материалов, что служит основой уточнения площади складов.

Исходя из наличного парка машин в строительной организации в случае необходимости корректируют рекомендации типовых технологических карт в части монтажных механизмов.

От территориальных эксплуатационных хозяйств или аналогичных служб действующих предприятий, снабжающих строительство электроэнергией, водой, теплом, газом, получают условия подсоединения: место врезки, способ учета, дополнительные требования.

Так как решения СГП определяются прежде всего расположением монтажных и грузоподъемных механизмов, то в первую очередь производят их рабочую привязку с обозначением пути движения, габаритов, зон работы, ограждений путей и т. д.

При проектировании объектного СГП недостаточно определить габариты складских площадок в зоне действия механизма, следует выполнить раскладку сборных конструкций по типам и маркам, точно показать место, отведенное под те или иные материалы, тару, оснастку и инвентарь.

После размещения складов переходят к привязке временных строений. При наличии общеплощадочного СГП на объектном уточняют расположение временных зданий, сооружений и установок только на территории, непосредственно примыкающей к строящемуся объекту.

Следующим этапом проектирования является привязка временных коммуникаций, включающая определение мест подключения к постоянным сетям или другим источникам снабжения, трассировку с обозначением промежуточных устройств в рабочей зоне.

На объектном СГП конкретизируют требования охраны труда с показом ограждений опасных зон работы механизмов и высоковольтных линий; переходы через железнодорожные пути; расстановку знаков, регулирующих движение транспорта, и др.

Уточняют также другие элементы построечного хозяйства.

При проектировании СГП для этапа подготовительных работ уточняют расположение внеплощадочных и внутриплощадочных дорог и сетей; места складирования растительного грунта; размещение установок, предназначенных для инженерной подготовки территории строительства; складские площадки; временные здания и сооружения; ограждения и другие устройства.

СГП на период нулевого цикла содержит, кроме элементов для возведения надземной части здания, места складирования грунта, предназначенного для обратной засыпки под полы и в пазухи; землевозные временные дороги; ограждения и места сходов в котлован; обноску; существующие и перекладываемые коммуникации.

В СГП на периоды кровельных или отделочных работ особое внимание уделяется установке подъемников; размещению штукатурных и малярных станций; агрегатов для подогрева и подачи мастик; выделению мест для хранения огнеопасных материалов.

Особенности разработки стройгенплана при реконструкции. Объектный и общеплощадочный стройгенпланы, разрабатываемые на объект (комплекс), содержат те же элементы и выполняются в той же последовательности, как и для нового строительства.

Проектирование СГП при реконструкции в принципе не отличается от методов, изложенных применительно к новому строительству. Однако, условия реконструкции создают дополнительные трудности, которые необходимо учитывать при проектировании. Сложность работ в данном случае это, в первую очередь, стесненность фронта р

Наши рекомендации