Переувлажнение грунта в откосах старой и вновь построенной насыпей вследствие неорганизованного водоотвода из уширенного междупутья
Опознавательные признаки: застои воды в междупутных заглубленных пазухах; невыдержанные продольные уклоны и глубины водоотводов, удаляющих воду из широких междупутий, пазух, случайных понижений местности; в особо опасных случаях - высачивание воды на откосе вновь построенной насып
Рис. П.8.52. Переувлажнение грунта в откосах старой и вновь построенной насыпей вследствие неорганизованного водоотвода из уширенного междупутья:
1 - земляное полотно первого пути; 2 - земляное полотно второго пути; 3 - балластный шлейф; 4 - водоотвод в пазухе между существующим и новым земляным полотном (стрелками показано направление проникновения поверхностных вод в тело земляного полотна)
Причины возникновения : ошибки при проектировании и выполнении работ по строительству насыпи дополнительного пути; запущенность имеющихся водоотводов из широких междупутий, пазух.
Неотложные меры : обеспечение стока воды из мест застоев и осушение переувлажненного грунта; при заполнении местным грунтом бессточных пазух - обеспечение быстрого стока воды за пределы земляного полотна.
Эксплуатационные наблюдения : осмотры земляного полотна в периоды паводков, после выпадения обильных атмосферных осадков, перед началом зимы с целью определения необходимости неотложных мер; в теплые сезоны года - проверка отсутствия застоев воды в понижениях поверхности, где были бессточные пазухи, а также состояния откосов (мочажины, влаголюбивая и другая растительность)
Деформации насыпи второго пути в результате увлажнения грунта из балластного шлейфа, защемленного при строительстве второго пути
Опознавательные признаки : длительное оседание рельсовой колеи, иногда со смещением ее в сторону откоса: продольные трещины на междупутье, обочинах, на откосах; высачивание воды на откосе присыпанной насыпи; в критических случаях - оползание откоса.
Причины возникновения : ошибки в проекте или при производстве работ по подготовке существующего откоса перед возведением земляного полотна под второй путь; наличие продольного балластного ложа с уклоном в пониженное место; неудовлетворительное содержание водоотводных и дренажных сооружений, выпусков воды из защемленных шлейфов.
Неотложные меры : устранение неисправностей верхнего строения пути (сбитие рихтовки, "потайных толчков", просадок, перекосов); расчистка и затрамбовывание трещин на обочинах, откосах; тщательное водоотведение от мест поглощения воды из канав, дренажей; организация инженерно-геологического обследования объекта и разработка проекта его стабилизации.
Рис. П.8.53. Деформации насыпи второго пути в результате увлажнения грунта из балластного шлейфа, защемленного при строительстве второго пути:
1 - насыпь первого пути; 2 - присыпаемая под второй пуп часть насыпи; 3 - балластный шлейф старого земляного полотна
Эксплуатационные наблюдения : определение мест активного проявления деформаций пути; ведение паспорта формы ПУ-9; при обнаружении растущих просадок и подвижек пути - организация инструментальных наблюдений с помощью створов вех и нивелирования; ведение учета выполненных работ по устранению неисправностей верхнего строения пути.