Строительные и эксплуатационные..
Для обеспечения объективности сравнения все основные показатели следует привести к соизмеримому виду и представить в качестве единственного критерия. Таким всеобщим и объективным критерием экономической эффективности капитальных вложений, новой техники является производительность и экономия в затратах общественного труда.
Как правило исходными данными для определения экономической эффективности являются денежные показатели, характеризующие общие капитальные вложения и ежегодные эксплуатационные расходы.
На стадии сравнения вариантов, осуществляемых проектными организациями представляется возможным определить денежные показатели в соизмеримой точности. Для этого затраты могут определяться только по видам работ или объектам, которые по объемам или другим показателям различны по сравниваемым вариантам. В этом случае затраты на строительство и эксплуатацию участков или объектов являющиеся общими и одинаковыми во всех сравниваемых вариантах могут не учитываться. Также могут не учитываться затраты по главам смет, которые не могут оказать влияние на сопоставительную оценку вариантов. Сравнение вариантов по денежным показателям может осуществляться по общей или сравнительной экономической эффективности капитальных вложений. Общая эффективность капитальных вложений определяется при разработке перспективных и годовых планов развития отрасли или ее отдельных предприятий, а также для оценки результатов выполнения планов капитального строительства.
Для сравнения вариантов при проектировании новых железных дорог нет необходимости определять эксплуатационные расходы с большой точностью. При проектировании новых железных дорог важно главным образом выявить различие между вариантами. Поэтому представляется возможным не учитывать некоторые виды расходов, не оказывающие существенного влияния на общий уровень затрат и мало различающиеся по вариантам (расходы по содержанию станций примыкания, общие для всех вариантов, во многих случаях расходы по штату управления дороги и т. п.).
Методы подсчета эксплуатационных расходов включают две группы слагаемых:
а) расходы, пропорциональные объему работы (размерам движения), Сдв, руб./год;
б) расходы по содержанию постоянных устройств Сп.у, руб./год:
С=Сдв. + Сп.у.
Эксплуатационные расходы обеих групп определяются путем суммирования слагаемых эксплуатационных расходов, соответствующих отдельным эксплуатационным измерителям:
где Xi и Yi — измерители эксплуатационных расходов;
аi и ki — расходные ставки на измеритель.
Используются три системы расходных норм и измерителей: единичные, групповые и укрупненные.
В системе единичных норм расходы определяются в зависимости от большого числа измерителей, что позволяет с наибольшей точностью учитывать детальные особенности вариантов, однако такой расчет является наиболее трудоемким.
Система групповых норм характеризуется объединением в группы взаимосвязанных расходов с отнесением их на единицу однородной работы и может использоваться для сравнения вариантов, кроме местных, на стадии разработки технического проекта.
Система укрупненных норм характеризуется дальнейшим объединением различных статей расходов с ориентировочным учетом конкретных условий. Данная система определения эксплуатационных расходов наименее трудоемка и может быть использована для сравнения вариантов при предпроектных обоснованиях.