Проектирования раздельных пунктов
При проектировании раздельных пунктов с путевым развитием руководствуются Строительно-техническими нормами СТН Ц-01-95, Правилами и техническими нормами проектирования станций и узлов на железных дорогах колеи 1520 мм, а также техническими условиями, указаниями и инструкциями, определяющими требования к проектированию, в зависимости от категории линии, на которой они размещаются.
Станционной площадкой называется участок профиля, на котором размещается станция, разъезд или обгонный пункт.
Можно выделить три варианта расположения станционных площадок в профиле
Рисунок 2.1 – Расположение станционной площадки на возвышенности
Рисунок 2.2 – Расположение станционной площадки в углублении
Расположение станционной площадки на возвышенности («на горбе») создает благоприятные условия для замедления поездов на подходе к раздельному пункту, а также для разгона после остановки. Создаются более безопасные условия для одновременного приема поездов на однопутных линиях, облегчается отвод воды с площадки, но ухудшаются условия трогания поезда, задержанного перед входным светофором.
Расположение станционной площадки в углублениях профиля («в яме»), ухудшает условия разгона поездов после остановки и одновременного приема поездов на однопутных линиях, но при этом устраняется опасность ухода вагонов на перегоны .
Расположение станционной площадки на уступе представлено на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Расположение станционной площадки на уступе
. Длина станционных площадок на новых линиях должна устанавливаться в зависимости от полезной длины приемо-отправочных путей на перспективу, а также от типа расположения приемо-отправочных путей (продольное, полупродольное, поперечное).
Для заданного типа промежуточной станции длина станционной площадки составит:
Lст=Lпол+1150=1050+1150=2200м
Станции, разъезды, обгонные пункты следует располагать на горизонтальной площадке, что облегчает условия трогания поездов, снижает опасность ухода вагонов. Для уменьшения объемов земляных работ в отдельных случаях допускается расположение раздельных пунктов на уклонах.
Пути раздельных пунктов в профиле, как правило, располагаются на площадке или на уклоне не круче 1,5 ‰, в трудных условиях допускается уклон 2,5 ‰ .
При переустройстве существующих разъездов и обгонных пунктов, на которых не предусматривается выполнение маневров, допускается проектировать удлинение приемоотправочных путей на уклонах крутизной до руководящего (iр)включительно. При этом должны быть соблюдены условия безопасности движения поездов.
При удлинении приемо-отправочных путей на существующих станциях, в особо трудных условиях, допускается по согласованию размещать пути на уклонах круче 2,5 ‰, но не более 10 ‰.При расположении раздельных пунктов на уклонах круче 2,5 ‰ должно обеспечиваться условие удержания поездов установленной и перспективной массы вспомогательными тормозами локомотивов, а также следует обеспечить возможность трогания с места поездов установленной весовой нормы.
Стрелочные переводы должны размещаться в пределах станционной площадки. При невозможности размещения их в этих пределах допускается располагать их на уклоне до руководящего ( iр), уменьшенного на 2 ‰. В особо трудных условиях разрешается укладывать отдельные переводы и диспетчерские съезды на главных путях за пре-делами горловины на уклоне до руководящего (iр) включительно.
Площадки раздельных пунктов на всем протяжении проектируются на однообразном элементе профиля. В тех случаях, когда раздельный пункт расположен на переломном продольном профиле, длина элементов профиля должна быть не менее половины полез-ной длины приемо-отправочных путей, принятых на перспективу, а на железнодорожных линиях IV категории и путях необщего пользования – не менее половины длины поезда или состава, передаваемого маневровым порядком, но не менее 100 м. При переустройстве существующих и строительстве новых раздельных пунктов надей-ствующихлиниях, а также при проектировании развязок в узлах до-пускается уменьшение элементов профиля до 200 м.
Раздельные пункты с путевым развитием, отдельные парки и вытяжные пути должны располагаться в плане на прямых участках, что улучшает условия видимости при движении поездов и маневровой работе, трогании поездов с места.
В трудных и особо трудных условиях допускается размещать станции, разъезды, обгонные пункты, отдельные парки и вытяжные пути в кривых.
Станции, разъезды, обгонные пункты с поперечным расположением приемо-отправочных путей, при необходимости их размещения на кривых участках пути, следует располагать на кривых, обращенных в одну сторону.
Размещать разъезды и обгонные пункты на обратных кривых допускается в исключительных случаях на линиях III и IV категорий, при соответствующем обосновании в проекте.
Станции, разъезды, обгонные пункты с продольным и полупродольным расположением приемо-отправочных путей в трудных условиях допускается размещать на обратных кривых. При этом пути каждого из направлений движения, в пределах их полезной длины, следует располагать на кривых, обращенных в одну сторону.
Проектирование вытяжных путей на обратных кривых не допускается. Главные пути на подходах к станции следует проектировать на прямых или кривых возможно большего радиуса, что создает лучшие условия обеспечения безопасности и плавности движения поездов. Главные и приемо-отправочные пути, по которым предусматривается безостановочный пропуск, расположенные на кривых, сопрягаются с прямыми участками посредством переходных кривых. Длина переходных кривых определяется расчетом и составляет (в соответствии с СТН Ц-01-95) от 20 до 160 м, увеличиваясь с уменьшением радиуса кривой и ростом скоростей движения поездов. Остальные станционные пути, по которым не планируется без-остановочный пропуск поездов, могут располагаться на кривых без возвышения наружного рельса и без переходных кривых. При расположении высоких пассажирских платформ у кривых, пути следует проектировать радиусом, как правило, не менее 1200 м, в особо трудных условиях – не менее 600 м, а на линиях особогрузонапряженных, III и IV категории и в горных условиях – не менее 500 м.
На путях, предназначенных для прохода организованных поездов, между обращенными в разные стороны кривыми, радиусом 250 м и менее, надлежит проектировать прямые вставки длиной не менее 15 м. На путях, не предназначенных для прохода организованных поездов, указанные вставки допускается не предусматривать.
Радиусы кривых соединительных и ходовых локомотивных путей, кривых в голове горочного сортировочного парка следует принимать не менее 200 м.
Рис. 6.3. Преодоление высоты на участке напряженного хода: а - схема плана трассы; 1 - геодезическая линия протяженностью LO; 2 - трасса протяженностью LP, б - продольный профиль по геодезической линии; в - профиль по трассе
Недоиспользование на напряженном ходу уклона трассирования iтр = ip— iэк (сp) приводит к потере высоты hn
Основной принцип трассирования на участках напряженного хода состоит в укладке трассы при наиболее полном использовании уклона трассирования, что обеспечит наименьшую длину линии. При этом для уменьшения объема земляных работ трасса должна быть уложена так, чтобы уклон местности соответствовал уклону проектной линии (рис. 6.5).