Болтовые соединения. Показать напряжено-деформированное состояние болтовых соединений.

Болтовые соединения. Показать напряжено-деформированное состояние болтовых соединений.

Для соединения металлических конструкций применяют следующие типы болтов: нормальной, грубой, повышенной точности и высокопрочные с соответствующими гайками и шайбами.

Сборка болтовых соединений включает в себя следующие операции: подготовка стыкуемых поверхностей, совмещение отверстий под болты, предварительное стягивание соединяемых деталей стыка, рассверливание отверстий (при необходимости) до проектного размера, установка болтов и окончательная сборка.

Подготовка стыкуемых поверхностей заключается в очистке сопрягаемых элементов от ржавчины, грязи, масла и пыли. Кроме того, выправляют неровности, вмятины, погнутости, а также удаляют напильником или зубилом заусенцы на кромках деталей и отверстий.

Точность совмещения отверстий монтажных деталей достигается с помощью проходных оправок, представляющих собой стержень с цилиндрическими частями. Диаметр оправок должен быть на 0,2-0,5 мм меньше диаметра отверстия.

Для фиксации взаимного расположения монтируемых элементов и предупреждения их сдвига 1/10 общего числа отверстий заполняют пробками, диаметром равным диаметру отверстий. Длина пробок должна превышать суммарную толщину соединяемых элементов. После постановки пробок оправки выбивают. Пакеты соединяемых элементов стягивают постоянными или временными болтами, которые ставят через каждое третье отверстие, но не реже чем через 500 мм.

Отверстия сверлят ручными пневматическими и электрическими машинами.

После рассверливания отверстий, свободных от сборочных болтов, болты вывинчивают, а на их место ставят постоянные болты.

Гайки всех болтов (постоянных и временных) закручивают ручными ключами (обычными или трещоточными).

От самоотвинчивания гайки предохраняют контргайками или пружинными шайбами.

Болтовые соединения. Показать напряжено-деформированное состояние болтовых соединений. - student2.ru

Вертикальные нагрузки, действующие на поперечную раму одноэтажных производственных зданий

На каркас производственного здания могут действовать в различных сочетаниях постоянные и временные (длительные, кратковременные, особые) нагрузки, правила определения и условия учета которых регламентированы в нормах проектирования. Постоянная нагрузка. При формировании схемы загружения от постоянной нагрузки необходимо определиться с конструкциями покрытия, стен с учетом их сопряжений с колоннами. Снеговая нагрузка. Ветровая нагрузка. В нормах ветровую нагрузку представляют в виде двух составляющих - средней (статической, соответствующей установившемуся скоростному напору ветра) и пульсационной (динамической). Нагрузки от мостовых кранов определяют с учетом группы режимов работы крана, вида привода и способа подвески груза. Многопролетные производственные здания, как правило, оборудуют несколькими крановыми путями, на каждом из которых могут одновременно работать по два и более кранов.

Компоновка многопролетных рам производственных зданий

При компоновке многопролетных рам для наибольшей унификации объемно-планировочного решения следует стремиться к тому, чтобы здание было прямоугольным в плане, имело одинаковые пролеты и единую высоту. Если по условиям технологии это невозможно, то повышенные пролеты следует группировать по одну сторону от пониженных, число различных пролетов должно быть минимальным. Перепады высот повышенной и пониженной частей здания менее 1,8 м не допускается. Все здания в этом случае целесообразно сделать одной высоты (по максимальной высоте). Определение компоновочных размеров для крайних рядов многопролетных рам производится точно так же, как для однопролетных.

Прогоны сплошного сечения

Сплошные прогоны применяют при шаге ферм не более 6 м н в зависимости от назначения имеют различное расчетное сечение. Сплошные прогоны изготовляются по разрезной и неразрезной схемам. Чаще всего используют разрезные схемы из-за их свойства упрощать монтаж, однако неразрезная схема тоже обладает положительными отличительными свойствами, к примеру, при неразрезной схеме расходуется меньше стали на сами прогоны.

Прогоны, расположенные на скате, с учётом кровли с большим уклоном всегда работают на изгиб в двух плоскостях. Устойчивость прогонов достигается за счёт крепления кровельных плит или за счёт присоединения настила к прогонам, с учётом всех сил трения между ними. Прогоны принято крепить к поясам ферм, используя коротыши из уголков и гнутые элементы из листовой стали.

Болтовые соединения. Показать напряжено-деформированное состояние болтовых соединений. - student2.ru

Расчет поперечных рам. Общие положения

Поперечные рамы одноэтажных промышленных зданий являются статически неопределимыми системами и рассчитываются, как правило, с использованием ЭВМ. Допускается использование и приближенных инженерных расчетов, основанных на методе сил или перемещений. Цель статического расчета — определение усилий и перемещений в сечениях элементов рамы. Для расчета вначале устанавливают расчетную схему, величины нагрузок и места их приложения. В расчетной схеме рамы сопряжение ригеля с колонной принимают шарнирным, а колонны с фундаментом — жестким. Поперечные рамы промышленных зданий рассчитываются на следующие нагрузки: собственный вес кровли и конструкций покрытия; вес снега; вес стен (при оттирании стен на каркас);вертикальное давление от кранов; давление ветра на стены и фонари здания. Первые четыре вида нагрузок относятся к основным воздействиям, ветровая нагрузка является дополнительным воздействием. Поперечные рамы промышленных зданий рассчитываются как плоские статически неопределимые системы и их расчет бывает достаточно трудоемок. Поэтому при расчете рам обычно вводят ряд допущений, которые упрощают расчет, не влияя сильно на конечные результаты. Основные упрощения сводятся к следующему.

При расчете рамы на все нагрузки, кроме вертикальных, приложенных к ригелю рамы, ригель принимается бесконечно жестким. Это допущение позволяет вести расчет рам по методу деформаций, причем неизвестными являются только горизонтальные смещения.

Решетчатые прогоны

В качестве прогонов применяют прокатные или холодногнутые швеллеры, при шаге ферм более 6 м — решетчатые прогоны. Простой и наиболее легкой конструкцией решетчатого прогона является прутково-шпренгельный прогон с решеткой и нижним поясом из круглой стали. Недостаток такого прогона в сложности контроля сварных швов в узлах сопряжения прутков решетки с нижним поясом, а также в необходимости аккуратной транспортировки и монтажа.

Верхний пояс решетчатых прогонов в случае его большой жесткости из плоскости прогона следует рассчитывать на совместное действие осевого усилия и изгиба только в плоскости прогона, а в случае малой жесткости верхнего пояса из плоскости прогона необходимо рассчитывать верхний пояс на совместное действие осевого усилия и изгиба как в плоскости прогона, так и в перпендикулярной к ней плоскости. Гибкость верхнего пояса решетчатых, прогонов не должна превышать 120, а элементов решетки—150. Верхний пояс этого прогона состоит из двух швеллеров, а элементы решётки – из одиночного гнутого швеллера. Обычно раскосы фиксируются к верхнему поясу с помощью дуговой или контактной сварки.

Решетчатые прогоны рассчитывают как фермы с неразрезным верхним поясом, который всегда работает на сжатие с изгибом в одной или в двух плоскостях, в то время как другие элементы испытывают продольные усилия.

Болтовые соединения. Показать напряжено-деформированное состояние болтовых соединений. - student2.ru

Болтовые соединения. Показать напряжено-деформированное состояние болтовых соединений.

Для соединения металлических конструкций применяют следующие типы болтов: нормальной, грубой, повышенной точности и высокопрочные с соответствующими гайками и шайбами.

Сборка болтовых соединений включает в себя следующие операции: подготовка стыкуемых поверхностей, совмещение отверстий под болты, предварительное стягивание соединяемых деталей стыка, рассверливание отверстий (при необходимости) до проектного размера, установка болтов и окончательная сборка.

Подготовка стыкуемых поверхностей заключается в очистке сопрягаемых элементов от ржавчины, грязи, масла и пыли. Кроме того, выправляют неровности, вмятины, погнутости, а также удаляют напильником или зубилом заусенцы на кромках деталей и отверстий.

Точность совмещения отверстий монтажных деталей достигается с помощью проходных оправок, представляющих собой стержень с цилиндрическими частями. Диаметр оправок должен быть на 0,2-0,5 мм меньше диаметра отверстия.

Для фиксации взаимного расположения монтируемых элементов и предупреждения их сдвига 1/10 общего числа отверстий заполняют пробками, диаметром равным диаметру отверстий. Длина пробок должна превышать суммарную толщину соединяемых элементов. После постановки пробок оправки выбивают. Пакеты соединяемых элементов стягивают постоянными или временными болтами, которые ставят через каждое третье отверстие, но не реже чем через 500 мм.

Отверстия сверлят ручными пневматическими и электрическими машинами.

После рассверливания отверстий, свободных от сборочных болтов, болты вывинчивают, а на их место ставят постоянные болты.

Гайки всех болтов (постоянных и временных) закручивают ручными ключами (обычными или трещоточными).

От самоотвинчивания гайки предохраняют контргайками или пружинными шайбами.

Болтовые соединения. Показать напряжено-деформированное состояние болтовых соединений. - student2.ru

Наши рекомендации