Тема 4.2.Подъемно-транспортное оборудование зданий

Подъемно-транспортное оборудование промышленных зданий служит для перемещения обрабатываемых изделий и материалов, а также производственного оборудования при его монтаже, демонтаже.

Выбор вида и типа подъёмно-транспортного оборудования следует производить в соответствии с технологическими процессами и средствами механизации проектируемого предприятия соответствующей отрасли промышленности, а также в зависимости от количества и рода перемещаемых грузов, характера производимых транспортно-подъёмных операций и применяемых механизмов для погрузки, выгрузки и перемещения грузов.

В одноэтажном промышленном здании к числу наиболее распространенных видов подъемно-транспортного оборудования относятся:

  • Электротали (грузоподъемность до 10 тонн) – обслуживают узкую зону в помещении цеха. Состоят из грузовой лебедки, перемещающейся по монорельсу.
  • Консольно-поворотный кран (грузоподъемность до 5 тонн) –служит для передачи груза из одного пролета в другой.
  • Подвесные краны(грузоподъемность до 5 тонн) – кран-балки обслуживают всю площадь цеха. Состоит из двутавровой балки с электроталью. Управление может быть с пола.
  • Мостовые краны обслуживают всю площадь цеха. Кран состоит из фермы (моста) передвигающегося по рельсам на подкрановых балках; тележка с грузоподъемным механизмом перемещается по верху моста крана. Управление крана из кабины.
  • Безрельсовый транспорт – автокары, тележки, автопогрузчики.
  • Рельсовый транспорт – железнодорожные козловые краны
  • Непрерывный транспорт – транспортеры, конвейеры, лифты, трубопроводы.

Наибольшее влияние на объёмно-планировочные и конструктивные решения оказывают подвесные и мостовые краны.

Тема 4.2.Подъемно-транспортное оборудование зданий - student2.ru Тема 4.2.Подъемно-транспортное оборудование зданий - student2.ru

Тема 4.2.Подъемно-транспортное оборудование зданий - student2.ru

Тема 4.2.Подъемно-транспортное оборудование зданий - student2.ru

Рис. 3. Напольное оборудование промышленных зданий а — автопогрузчик; б — автокар; в — ленточный транспортер; г — козловый кран; д ■ рольганг; I — трубопровод

Вопросы для самоконтроля

  1. Перечислите основные виды подъёмно-транспортного оборудования промзданий.
  2. Влияние вида оборудования на строительные конструкции промзданий.

Тема 4.3.Одноэтажные промышленные здания

1.Железобетонный каркас одноэтажного промышленного здания:

а) фундаменты, фундаментные балки;

б) колонны;

в) фермы, балки;

г) ограждающие конструкции.

Фахверк, его элементы.

1.Ж/б каркас одноэтажного промышленного здания – несущий остов, представляет пространственную систему, состоящую из колонн, заделанных в фундамент, ферм или балок, плит покрытия и стеновых панелей.

В статическом отношении каркасы представляют собой совокупность поперечных и продольных рам.

Поперечные рамы воспринимают нагрузку от покрытия, снега, кранов и от собственной массы.

Продольные рамы обеспечивают устойчивость поперечных рам и воспринимают ветровые нагрузки и динамические от действия усилия при торможении крана.

Сопряжение элементов в узлах каркасов может быть:

  • жестким (колонны в фундаменте);
  • шарнирным (соединение анкерными болтами или сваркой).

Устойчивость и пространственная жесткость каркасов обеспечивается совместной работой поперечных рам, связанных между собой продольными связями, подкрановыми балками, фундаментными балками и элементами покрытия.

а) Фундаменты в промышленном здании каркасного типа - столбчатые, стаканного типа.

Фундаменты могут быть монолитные и сборные, сборные могут быть – одноблочные и составные.

Стены промышленного здания опираются на фундаментные балки, имеющие сечение трапеции или тавра.

Фундаментные балки опираются на бетонные столбики подколонников или на выпуски закладных деталей фундаментов. Поверх фундаментных балок устраивается гидроизоляция, под балками – шлаковая подсыпка.

б) Колонны – вертикальные, несущие элементы каркаса. По расположение – крайние и средние. По сечению – сплошные и двухветвевые. Их изготовляют из бетона класса В-15…В-40 , минимальное сечение колонн 400х400 мм.

Нижние концы колонн заделывают в стакан фундамента на глубину 0,85 – 1,2 м. Для сопряжения с другими конструктивными элементами предусмотрены закладные детали.

в)Подкрановые балки повышают пространственную жесткость каркаса, служат для устройства подкранового пути в зданиях с мостовыми кранами грузоподъёмностью 10, 20 и 30 тонн.

Высота балок – 800, 1000 мм таврового сечения и 1400мм – двутаврового сечения. Их укладывают на консоли или выпуски колонн.

г) В покрытиях несущими элементами служат стропильные балки и фермы, а также подстропильные фермы, укладываемые поперёк или вдоль здания.

По характеру укладки балки и фермы бывают: стропильные, если они перекрывают пролёт, поддерживают опёртые на них конструкции покрытия, и подстропильные, если перекрывают 12-18 метровые шаги колонн продольного ряда и служат опорой для стропильных конструкций.

Фермы могут быть с параллельными поясами или безраскосные для плоских и скатных кровель.

Стропильные балки могут быть сплошного сечения и решетчатого. Название балок зависит от очертания верхнего пояса.

Тема 4.2.Подъемно-транспортное оборудование зданий - student2.ru

Рис. 15. Одноэтажные промышленные зда­ния

Тема 4.2.Подъемно-транспортное оборудование зданий - student2.ru

Рис. 28. Основные конструктивные элементы од­ноэтажного промышленного здания / — столбчатые фундаменты; 2 — фундаментные балки; 3— колонны; 4 — подкрановые балки; 5 — фермы; 6— плиты покрытия; 7 — фонарь; 8—ок­но; 9 — стена; 10—стальные связи

2.Фахверк– каркас, установленный в плоскости торцовых и продольных стен. Он состоит из стоек и ригелей и обеспечивает устойчивость протяжённых или высоких стен промышленных зданий. В торцовых стенах зданий вследствие больших размеров пролёта всегда устраивается фахверк. Фахверк устраивают в стенах: из асбестоцементных, металлических листов; из металлических панелей; при шаге колонн 12м и длине наружных панелей 6м, а также при любой конструкции стен, если их высота более 30 м.

В крупнопанельных стенах он состоит из железобетонных или стальных колонн на самостоятельных фундаментах. Стойки и ригели металлического фахверка устанавливают с учётом местонахождения оконных проёмов и ворот. При шаге колонн каркаса 6м фахверк состоит из горизонтальных ригелей. При шаге колонн более 6м фахверк дополняют стойки, опирающиеся на отдельный фундамент. Сопряжения ригелей и стоек осуществляется на болтах и сварке.

Тема 4.2.Подъемно-транспортное оборудование зданий - student2.ru Тема 4.2.Подъемно-транспортное оборудование зданий - student2.ru

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите основные элементы каркаса промышленных зданий.
  2. Конструктивные решения железобетонных колонн.
  3. Железобетонные подкрановые и обвязочные балки.

4. Необходимые случаи устройства фахверка в промышленных зданиях

Наши рекомендации