Здание «САС Рояль отель» (Копенгаген, Дания)

ФРАНЦИЯ

Первой концентрированной высотной застройкой недалеко от Эйфелевой башни стала набережная левого берега Се­ны – «Фронт Сены». Многофункциональная застройка включила различные по функциональному назначению высотные здания от жилых, гостиничных до административных. Архитектура зданий также отличалась разнообразием фасадов (от стеклянных до бетон­ных). При этом объемно-пространственная структура зданий тоже была неоднозначна (от прямоугольных до сложных форм).

Нельзя не отметить и высотное строительство в период 1980-х гг., когда был построен район высотных зданий и комплексов Дефанс (архитекторы П. Эрбе, Б. Зерфюсс). Застройка работала на то, чтобы каждое здание стало «произведением искусства».

Французские архитекторы проектировали высотные здания для создания совершенно новых городских силуэтов застройки. Огюст Перре и Ле Корбюзье были главными сторонниками этой концепции. Застройка района была многоуровневой, с организацией и разделением пешеходных и транспортных трасс и парка. В за­стройку были включены высотные офисные здания в 25-35 этажей, а в разрывах между ними размещались жилые дома средней, повы­шенной этажности и высотные здания, такие как «Тур Тотал» (рисунок ниже).

Здания в районе Дефанс (Париж, Франция)

а)

б)

а – «Тур Тотал»; б – Большая арка

Значительным парижским событием стало строительство в районе Де Фане в 1989 г. Большой арки (архитектор Йохан Отто вон Спрекельсен) (рисунок выше), возведенной в ознаменование 200-й го­довщины Французской революции. Монументальность этой высот­ной конструкции, ставшей завершением осей, придает не столько ее высота (всего 110 м), сколько форма. Арка предстает грандиозными воротами, завершающими панораму Парижа и обеспечивающими обзор местности. Еще несколько зданий с яркими архитектурными идеями и высотой до 200 м построены в 1990-х гг. Многофункцио­нальная застройка на основе принципов интегрированного урбаниз­ма позволила решить ряд градостроительных задач, в первую оче­редь создание высокого уровня среды обитания и современного комфорта проживания. Отличные от американских по объем­но-пространственному решению здание были построены в 1960-е гг. Например, 28-этажные жилые дома в Гренобле (рисунок ниже). Архитектурно-планировочное решение этих домов представляет собой ромб с усеченными углами.

Жилые здания в Гренобле (Франция)

План жилых зданий в Гренобле.

Несущими конструкциями в зданиях являются продольные железобетонный стены. Своеобразная пластика фасадов подчинена внутреннему содержанию зданий, а смещение ритма эркеров и лоджий сдвигает зрительный ряд этажей, и они перестают «читаться». Благодаря сильному рельефу чередующихся выступов и углублений здание смотрится пластично и неординарно.

АНГЛИЯ

Поиски формообразующих возможностей в проектировании и строительстве высотных зданий, стремление отойти о простых геометрических объемно-пространственных решений, найти пути усиления выразительности зданий за счет выявления крупных структурных членений – все это проявилось в 1960-е гг. в разных странах.

Так, в Англии в комплексе конторских зданий на Виктория-стрит основное высотное здание «Викерс тауэр» (архитекто Р. Уорд) в 1963 г. было запроектировано уже не в виде параллелепипеда, а в виде сигарообразного объема, что придало зданию пластичность и своеобразие.

Первым районом в Лондоне, подвергшимся комплексной перестройке, стал район Докленда. Радикальная перестройка Докленда была начата в 1981 г. строительством автомобильных дорог, метро и другой инфраструктуры. Первым высотным зданием в 1991 г. стал 245-метровое офисное здание «Канари Верф» (архитектор С. Пелли), которое стало самым высоким офисным зданием в Европе.

В конце 1990-х гг. тенденция к экстремальным высотам стала чувствоваться и в Лондоне и нашла свое отражение в сооружении 383-метровой «Миллениум тауэр» (архитектор Норман Фостер) и 200-метровой «Сити Пойнт тауэр» (Сантьяго Калатрава). Оба здания характеризуются смешанным использованием – в них размещаются офисные помещения и объекты общественного питания. Высотные здания становятся инвестиционными проектами с гибкой системой помещений, которые можно приспособить под нужды различных арендаторов. К сожалению, ни один из этих проектов не был реализован. Как в Париже, так и в Лондоне было очень много высказываний против строительства супернебоскребов в европейских столицах. Вместе с тем за последние несколько лет развитие высотного строительства в Лондоне получило новое направление.

В течение последних лет введено несколько высоток, при строительстве которых учтены требования контроля высоты, экологические и общественные последствия. Среди них, например, здание Нового коммерческого банка (бюро «Фостер и партнеры», Лондон, 259 м), «Евротеум» (архитекторы Новотный и Майнер, Оффнбах, 110 м), «Майнтауэр» (архитекторы Цвегер и партнеры, Гамбург, 200 м). Новой характеристикой этих зданий стал акцент на их смешанное использование. Над офисными помещениями расположи­лись жилые блоки. Почти на самом верху зданий были открыты рес­тораны и кафе, еще выше – технические этажи со специальным обору­дованием, например, размещены радиостанции. В оригинальной объ­емно-пространственной форме решено административное здание «Свисс Ре» в Лондоне (рисунок ниже). Проект разработан бюро «Фостер и партнеры». Свою известность здание получило благодаря сигарооб­разной форме, резко выделяющейся на фоне окружающих прямоуголь­ных зданий, а также применением биологически совместимых совре­менных технологий. Современные высотные здания, воспринимая эс­тетику высоких технологий, возводятся в стиле хай-тек. К зданиям та­кой архитектуры прежде всего относится здание «Лендхолл билдинг» в Лондоне (рисунок ниже). Остекленный фасад, выходящие на наружные стены конструктивные элементы подчеркивают высотность и изящест­во всего объемно-пространственного решения здания, а нарочито вы­ставленные ажурные конструкции лестницы придают ему легкость.

Лондон, Великобритания

а)

б)

а – «Свисс Ре»; б – здание «Лендхолл билдинг»

ГЕРМАНИЯ

Франкфурт-на-Майне – это еще один центр высот­ного строительства в Европе, хотя и гораздо меньший, чем другие европейские агломераты, например, Париж и Лондон.

Высотные здания использовались здесь для создания образа города как коммерческого центра – для привлечения внимания крупных корпораций и банков. Фасады зданий украшают скульп­турными формами. Высотные здания, так же как и банки, являются символами современного Франкфурта. Эстетическое воздействие небоскребов в городском силуэте становится еще более впечатляю­щим, чем более разнообразны объемные формы высотных зданий, тем более они желанны. Одним из типичных зданий того времени, построенных в 1990 г., стало здание «Мессетурм» (рисунок ниже) (245 м, архитектор Гельмут Йон). В архитектуре этого здания в пол­ной мере выражено влияние эклектизма и арт-деко. Смешав в зда­нии несколько стилей и объемов, Г. Йон на вытянутый параллеле­пипед поставил цилиндр, а на цилиндр – пирамиду, создав таким образом объем здания. В центре здания расположено ядро жесткости с лифтами и подсобными помещениями, в которых необязателен естественный свет. Площадь, где находится центральное ядро, зани­мает почти столько же места, сколько площадь офисов на этаже. Здание «Мессетурм» обладает легко узнаваемой формой, запоминающимся архитектурно-художественным образом.

Офисное здание «Мессетурм»

а) б)

а – общий вид; б – разрез здания

Здесь же, на территории Франкфуртской ярмарки, размещены здания бюро «Кастор и Полукс» (архитекторы Кон, Педерсон, Фокс и др.). Построенные в 1997 г. здания представляют два объема: 24-этажный прямо­угольный и 34-этажный дугообразный. Фасады зданий облицованы алюминием и стеклом и составляют контраст главному зданию яр­марки «Мессетурм», облицованному гранитом. Развитие высотных зданий во Франкфурте-на-Майне с плотной концентрацией офисных высоток в городском центре очень похоже на развитие высотного строительства в США. В начале 1990-х и еще несколько зданий вы­сотой более чем 200 м было возведено внутри городской черты. Франкфурт ходатайствует о том, чтобы принять штаб-квартиру Цен­трального европейского банка. В 1993 г. завершилось строительство 208-метрового «Кроненхаус» и 186-метрового «Трианон». Оба зда­ния по своему объемно-пространственному решению, применяемым конструкциям и классическому трехстороннему разделению напо­минают американский постмодернизм. В 1999 г. принят новый план строительства высотных зданий в городе. Эти планы предусматри­вали увеличение объемов аренды помещений в высотных зданиях третьими лицами и снижение их использования непосредственно владельцами. Такая стратегия, в свою очередь, изменила и типоло­гию высотных зданий. Возрос уровень запроса на аренду помеще­ний с отдельным входом, адресом и башенными коридорами. Это, в свою очередь, привело к возникновению обширных центральных и парадных зон. Гибкость и взаимосвязанность помещений отразились в планах зданий, размещении лифтов, диверсификации офисных форм. Конференц-зал, круглосуточная столовая или бистро, зоны отдыха рядом с офисными помещениями являлись составляющими высотного здания нового поколения. Высотное здание становилось отдельным миром в самом себе. Увеличение заселенности высотных зданий потребовало особых мероприятий для безопасности.

Поскольку круглые по форме плана здания обеспечивают мак­симальную освещенность помещений, такой прием был принят при проектировании 100-метрового здания фирмы «БМВ» (рисунок ниже) в Мюнхене (Германия). В основе проектного решения были четыре круга, объединенных монолитным ядром, в котором находятся лиф­ты и лестницы. Такое решение позволило максимально увеличить световой фронт здания и осветить все помещения.

Наши рекомендации