Организация системы качества в строительстве

Основной задачей строительно-монтажной организации в области качества является создание и внедрение внутри организации такой системы качества, которая позволила бы реализовать требования отечественных и международных стандартов и возводить объекты, которые:

- соответствуют требованиям проектной и нормативно-технической документации;

- удовлетворяют требованиям потребителя;

- отвечают требованиям действующего законодательства;

- учитывают требования к охране окружающей среды;

- экономически выгодны для организации;

- могут предлагаться потребителю по конкурентоспособным ценам.

Ответственность за всё, что произходит в области качества, разработку, внедрение и поддержание в рабочем состоянии системы качества должно нести руководство организации.

Система качества должна быть эффективной. Этому способствует сертификация системы менеджмента качества, о которой было сказано выше.

Численность работников службы качества зависит от размера организации и сложности возложенных на неё функций. Возглавлять её может заместитель руководителя, главный инженер.

Все виды деятельности организации, необходимые для её успешного функционирования в условиях конкуренции, должны содержать характерные для них элементы системы качества.

Элементами системы качества организации, которые устанавливаются требованиями ГОСТ Р ИСО, являются:

- ответственность руководства за качество строительства;

- анализ контрактов (договоров подряда) для определения наличия в них необходимой информации и требований по качеству строительства;

- проверка строительных проектов на полноту и обоснованность решений по обеспечению качества строительства;

- управление документацией и данными о качестве строительства;

- закупки исходных материалов, учет при их планировании и осуществлении требований к качеству строительства;

- управление качеством производственных процессов, которые оказывают влияние на качество возведения объекта;

- контроль качества СМР, готовых объектов и их частей;

- контроль за состоянием контрольного, измерительного и испытательного оборудования с целью поддержания его в рабочем состоянии, соответствующем техническим требованиям;

- внутренние проверки качества строительства и эффективности
функционирования системы качества организации;
- контроль за продукцией, не соответствующей установленным требованиям, и её поставщиками, предупреждающие действия для предупреждения и устранения причин возникновения некачественной продукции;

- подготовка кадров для управления и обеспечения качества строительства.

Система качества организации должна быть документально
оформлена.

К первому и основному уровню документации системы ка­чества организации относится «Руководство по качеству». Ко второму уровню - документирован­ные процедуры системы качества. К третьему уровню - различные рабочие документы по качеству, содержащие инструкции, методики, техно­логические карты, карты трудовых процессов, результаты контроля, испытаний, проверок, а также отчеты по качеству.

Разработку документации осуществляют специалисты организации по качеству, а при их отсутствии, специалисты специализированных организаций (по контракту). Документы вводятся в действие приказом руководителя организации. Их требования доводятся до персонала организации в виде должностных обязанностей.

При отсутствии в строительной организации системы качества вопросами контроля качества занимаются руководители и линейные работники организации в соответствии с должностными обязанностями и все подразделения организации, входящие в структуру управления:

производственно - технический отдел – разрабатывает мероприятия по повышению качества, обеспечивает разработку и внедрение ППР, проводит экспертизу и проверку проектно-сметной документации;

отдел главного механика – осуществляет метрологическое обеспечение производства;

управление производственно-технической комплектации – проверяет качество материалов и конструкций и при необходимости предъявляет рекламации и санкции поставщикам;

экономист– ведёт учёт затрат на переделки недоброкачественно выполненных работ.

В подобных организациях для обеспечения качества продукции принимают следующие меры:

· входной контроль проектно-сметной документации и её тщательное изучение;

· обеспечение технологической документацией и её изучение;

· обеспечение нормативно-технической документацией и её изучение;

· входной контроль поступающих на стройку материалов, конструкций и деталей;

· организация строительных лабораторий;

· введение должности инженера по качеству или возложение его функций на инженера ПТО;

· оформление исполнительной технической документации;

· организация операционного контроля качества;

· инструментальное обеспечение контроля качества;

· материальное и моральное стимулирование высокого качества работ;

· учёт потерь от брака.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

Выполнение требований стандартов, оценку качества продукции и состояния измерительной техники контролируют в трёх уровнях:

· государственный надзор – специальными государственными инспектирующими органами, основной задачей которых является контроль деятельности предприятий, обеспечивающих установленный уровень качества выпускаемой продукции (Государственный строительный надзор);

· ведомственный контроль - органами министерств и департаментов, с теми же задачами;

· производственный контроль – контрольными органами самой организации или предприятия.

Контроль качества делится на внутренний и внешний.

К внутреннему контролю относится строительный контроль подрядчика (производственный контроль).

Внешний контроль качества в соответствии с Градостроительным кодексом РФ в большинстве случаев осуществляется следующими надзирающими организациями: Государственный строительный надзор, строительный контроль заказчика, авторский надзор проектной организации.

В соответствии с требованиями нормативов в организации осуществляются следующие виды контроля:

- входной;

- операционный;

- приёмочный;

- инспекционный.

Входной контроль и испытания осуществляется подрядной организацией
при приемке от поставщика закупаемых строительных материалов, комплектующих изделий, оборудования и других необходимых ресурсов, оснастки, технологического оборудования, а также проектно-сметной документации, поступающей от заказчика.

Подрядной организация должна проверить, соответствие продукции требованиям стандарта, на который есть ссылка в контракте, в проектной документации, или техническим условиям, которые входят в состав документации на закупку. Документы, подтверждающие качество материалов, изделий или конструкций: паспорта, сертификаты и т.п., сохраняются на объекте вплоть до его ввода в эксплуатацию и предоставляются заказчику.

Организация должна учитывать то обстоятельство, что в соответствии с законодательством претензии по невыявленным в гарантийные сроки дефектам закупаемой продукции не принимаются и ответственность за низкое качество покупных материалов, изделий и оборудования лежит на организации.

При необходимости организация может провести испытания закупаемой продукции для проверки тех или иных её свойств через лабораторию.

Прорабы и мастера проверяют качество поступающих материалов и конструкций путём внешнего осмотра и по сопровождающим документам (паспорта, сертификаты).

Результаты входного контроля должны быть документированы в журналах входного контроля и (или) лабораторных испытаний.

Если в ходе входного контроля выявлены материалы, изделия, оборудование, несоответствующие установленным требованиям, их следует отделить от пригодных и промаркировать.

Работы с применением этих материалов, изделий и оборудования следует приостановить. Вызывается представитель поставщика. Заказчика извещают о приостановке работ и ее причинах.

В соответствии с законодательством может быть принято одно из трех решений:

- поставщик заменяет несоответствующие материалы, изделия, оборудование;

- несоответствующие изделия дорабатываются;

- несоответствующие материалы, изделия могут быть применены после обязательного согласования с застройщиком (заказчиком), проектировщиком и органом государственного надзора (по его компетенции).

Организация входного контроля качества проектной документации рассмотрена далее в разделе 3.3.

Операционный контроль осуществляется в процессе выполнения строительно-монтажных и геодезических разбивочных работ. Более 80% дефектов на строительстве объектов связаны с отступлениями от проектов и нормативов при производстве работ на строительной площадке. Поэтому операционный контроль качества является основным видом производственного контроля.

Основные задачи операционного контроля качества:

- обеспечение соответствия выполняемых СМР проекту и требованиям нормативных документов;

- своевременное выявление дефектов и причин их возникновения, принятие мер по их устранению;

- повышение ответственности непосредственных исполнителей за качество выполняемых ими работ.

Операционный контроль выполнения технологической операции входит в функции исполнителя технологической операции. При осуществлении СМР он входит в обязанности рабочего-исполнителя.

Ответственным за выполнение операционного контроля является линейный работник, осуществляющий строительство объекта. Поэтому он должен также периодически проводить операционный контроль выполненных рабочим-исполнителем строительно-монтажных работ.

Операционный контроль выполнения геодезических разбивочных работ входит в функции геодезиста, осуществляющего разбивку. Он также является ответственным за эту операцию.

Организация операционного контроля качества и установление надзора за его осуществлением возлагается на главных инженеров строительных организаций.

Операционный контроль осуществляется по специальным схемам операционного контроля. Схема операционного контроля качества - это документ, определяющий исполнителей, состав, способ и время контроля качества строительных процессов по операциям. Его разрабатывают на основе требований нормативных документов и государственных стандартов. Схема операционного контроля содержит следующие положения:

• требования к качеству материалов (конструкций);

• перечень операций, выполнение которых проверяет производитель работ или мастер;

• данные о составе контроля, устанавливаемого на основании требований нормативных документов и рабочих чертежей с указанием, что
необходимо проверить;

• указания о способе контроля выполняемых операций;

• сроки проведения контроля;

• перечень скрытых работ, подлежащих сдаче представителям
строительного контроля заказчика;

• перечень операций, контролируемых с участием строительной
лаборатории, геодезической службы, а также специалистов,
контролирующих отдельные виды работ.

Карты-схемы операционного контроля качества состоят из четырёх частей:

1. состав операций и средств контроля;

2. технические требования к качеству выполняемых работ (эскизы с указанием допускаемых отклонений);

3. требования к качеству применяемых материалов и изделий в соответствии с ГОСТ и ТУ;

4. указании по производству работ.

Приемочный контроль качества выполненных работ осуществляется ответственными за отдельные виды работ после завершения строительства этажа, яруса, а также после выполнения работ субподрядчиками (промежуточный приемочный контроль), а также при приёмке объекта в целом.

При выполнении приемочного контроля присутствует представитель строительного контроля заказчика, а также может присутствовать представитель авторского надзора и органа Госстройнадзора (см. далее).

Промежуточному приемочному контролю подлежат результаты всех видов работ, которые имеют в проектной и технологической документации требования к качеству и критерии качества, а именно:

- результаты всех этапов геодезических разбивочных работ;

- плановое и высотное положение конструкций после их закрепления на этаже (ярусе);

- фактические значения размеров зазоров и площадок опираний;

- результаты работ, которые в последующем относятся к скрытым (например, качество сварки закладных деталей перед замоноличиванием
узлов, качество устройства паро- и теплоизоляции и т.д.).

Заказчик вправе проверить также соответствие технических характеристик, используемых при строительстве материалов, изделий и оборудования требуемым.

Результаты приемочного контроля качества оформляются исполнительной документацией, содержащей фактические данные
о качестве, а также актами приемки по принятой в нормативных
документах форме. Представители строительного контроля заказчика и Госстройнадзора могут перед тем, как подписать акт приёмки, проверить достоверность исполнительной документации.

Инспекционный контроль качества и испытания осуществляются
внутри организации надзором заказчика и третьими лицами - государственными инспекторами или экспертами, относящимися к ор­ганам государственного надзора или аккредитованным органам по сертификации.

Инспекционный контроль качества внутри организации вхо­дит в функции службы качества организации и проводится по графику, утверждённому руководством предприятия (обычно раз в квартал). Ответственным за этот
вид контроля являетсяруководитель службы качества.

Инспекционным контролем качества проверяют:

- выполнение всех технологических процессов и регламентов;

- выполнение исполнителями и линейными ИТР операционно­го контроля;

- наличие и достоверность результатов исполнительной геодези­ческой документации;

- достоверность результатов и своевременность выполнения вход­ного контроля поставляемых материалов, изделий, оборудования;

- соблюдение сроков поверки и юстировки контрольно-
измерительного оборудования и инструментов метрологической службой организации.

Наши рекомендации