Организация системы качества в строительстве
Основной задачей строительно-монтажной организации в области качества является создание и внедрение внутри организации такой системы качества, которая позволила бы реализовать требования отечественных и международных стандартов и возводить объекты, которые:
- соответствуют требованиям проектной и нормативно-технической документации;
- удовлетворяют требованиям потребителя;
- отвечают требованиям действующего законодательства;
- учитывают требования к охране окружающей среды;
- экономически выгодны для организации;
- могут предлагаться потребителю по конкурентоспособным ценам.
Ответственность за всё, что произходит в области качества, разработку, внедрение и поддержание в рабочем состоянии системы качества должно нести руководство организации.
Система качества должна быть эффективной. Этому способствует сертификация системы менеджмента качества, о которой было сказано выше.
Численность работников службы качества зависит от размера организации и сложности возложенных на неё функций. Возглавлять её может заместитель руководителя, главный инженер.
Все виды деятельности организации, необходимые для её успешного функционирования в условиях конкуренции, должны содержать характерные для них элементы системы качества.
Элементами системы качества организации, которые устанавливаются требованиями ГОСТ Р ИСО, являются:
- ответственность руководства за качество строительства;
- анализ контрактов (договоров подряда) для определения наличия в них необходимой информации и требований по качеству строительства;
- проверка строительных проектов на полноту и обоснованность решений по обеспечению качества строительства;
- управление документацией и данными о качестве строительства;
- закупки исходных материалов, учет при их планировании и осуществлении требований к качеству строительства;
- управление качеством производственных процессов, которые оказывают влияние на качество возведения объекта;
- контроль качества СМР, готовых объектов и их частей;
- контроль за состоянием контрольного, измерительного и испытательного оборудования с целью поддержания его в рабочем состоянии, соответствующем техническим требованиям;
- внутренние проверки качества строительства и эффективности
функционирования системы качества организации;
- контроль за продукцией, не соответствующей установленным требованиям, и её поставщиками, предупреждающие действия для предупреждения и устранения причин возникновения некачественной продукции;
- подготовка кадров для управления и обеспечения качества строительства.
Система качества организации должна быть документально
оформлена.
К первому и основному уровню документации системы качества организации относится «Руководство по качеству». Ко второму уровню - документированные процедуры системы качества. К третьему уровню - различные рабочие документы по качеству, содержащие инструкции, методики, технологические карты, карты трудовых процессов, результаты контроля, испытаний, проверок, а также отчеты по качеству.
Разработку документации осуществляют специалисты организации по качеству, а при их отсутствии, специалисты специализированных организаций (по контракту). Документы вводятся в действие приказом руководителя организации. Их требования доводятся до персонала организации в виде должностных обязанностей.
При отсутствии в строительной организации системы качества вопросами контроля качества занимаются руководители и линейные работники организации в соответствии с должностными обязанностями и все подразделения организации, входящие в структуру управления:
производственно - технический отдел – разрабатывает мероприятия по повышению качества, обеспечивает разработку и внедрение ППР, проводит экспертизу и проверку проектно-сметной документации;
отдел главного механика – осуществляет метрологическое обеспечение производства;
управление производственно-технической комплектации – проверяет качество материалов и конструкций и при необходимости предъявляет рекламации и санкции поставщикам;
экономист– ведёт учёт затрат на переделки недоброкачественно выполненных работ.
В подобных организациях для обеспечения качества продукции принимают следующие меры:
· входной контроль проектно-сметной документации и её тщательное изучение;
· обеспечение технологической документацией и её изучение;
· обеспечение нормативно-технической документацией и её изучение;
· входной контроль поступающих на стройку материалов, конструкций и деталей;
· организация строительных лабораторий;
· введение должности инженера по качеству или возложение его функций на инженера ПТО;
· оформление исполнительной технической документации;
· организация операционного контроля качества;
· инструментальное обеспечение контроля качества;
· материальное и моральное стимулирование высокого качества работ;
· учёт потерь от брака.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
Выполнение требований стандартов, оценку качества продукции и состояния измерительной техники контролируют в трёх уровнях:
· государственный надзор – специальными государственными инспектирующими органами, основной задачей которых является контроль деятельности предприятий, обеспечивающих установленный уровень качества выпускаемой продукции (Государственный строительный надзор);
· ведомственный контроль - органами министерств и департаментов, с теми же задачами;
· производственный контроль – контрольными органами самой организации или предприятия.
Контроль качества делится на внутренний и внешний.
К внутреннему контролю относится строительный контроль подрядчика (производственный контроль).
Внешний контроль качества в соответствии с Градостроительным кодексом РФ в большинстве случаев осуществляется следующими надзирающими организациями: Государственный строительный надзор, строительный контроль заказчика, авторский надзор проектной организации.
В соответствии с требованиями нормативов в организации осуществляются следующие виды контроля:
- входной;
- операционный;
- приёмочный;
- инспекционный.
Входной контроль и испытания осуществляется подрядной организацией
при приемке от поставщика закупаемых строительных материалов, комплектующих изделий, оборудования и других необходимых ресурсов, оснастки, технологического оборудования, а также проектно-сметной документации, поступающей от заказчика.
Подрядной организация должна проверить, соответствие продукции требованиям стандарта, на который есть ссылка в контракте, в проектной документации, или техническим условиям, которые входят в состав документации на закупку. Документы, подтверждающие качество материалов, изделий или конструкций: паспорта, сертификаты и т.п., сохраняются на объекте вплоть до его ввода в эксплуатацию и предоставляются заказчику.
Организация должна учитывать то обстоятельство, что в соответствии с законодательством претензии по невыявленным в гарантийные сроки дефектам закупаемой продукции не принимаются и ответственность за низкое качество покупных материалов, изделий и оборудования лежит на организации.
При необходимости организация может провести испытания закупаемой продукции для проверки тех или иных её свойств через лабораторию.
Прорабы и мастера проверяют качество поступающих материалов и конструкций путём внешнего осмотра и по сопровождающим документам (паспорта, сертификаты).
Результаты входного контроля должны быть документированы в журналах входного контроля и (или) лабораторных испытаний.
Если в ходе входного контроля выявлены материалы, изделия, оборудование, несоответствующие установленным требованиям, их следует отделить от пригодных и промаркировать.
Работы с применением этих материалов, изделий и оборудования следует приостановить. Вызывается представитель поставщика. Заказчика извещают о приостановке работ и ее причинах.
В соответствии с законодательством может быть принято одно из трех решений:
- поставщик заменяет несоответствующие материалы, изделия, оборудование;
- несоответствующие изделия дорабатываются;
- несоответствующие материалы, изделия могут быть применены после обязательного согласования с застройщиком (заказчиком), проектировщиком и органом государственного надзора (по его компетенции).
Организация входного контроля качества проектной документации рассмотрена далее в разделе 3.3.
Операционный контроль осуществляется в процессе выполнения строительно-монтажных и геодезических разбивочных работ. Более 80% дефектов на строительстве объектов связаны с отступлениями от проектов и нормативов при производстве работ на строительной площадке. Поэтому операционный контроль качества является основным видом производственного контроля.
Основные задачи операционного контроля качества:
- обеспечение соответствия выполняемых СМР проекту и требованиям нормативных документов;
- своевременное выявление дефектов и причин их возникновения, принятие мер по их устранению;
- повышение ответственности непосредственных исполнителей за качество выполняемых ими работ.
Операционный контроль выполнения технологической операции входит в функции исполнителя технологической операции. При осуществлении СМР он входит в обязанности рабочего-исполнителя.
Ответственным за выполнение операционного контроля является линейный работник, осуществляющий строительство объекта. Поэтому он должен также периодически проводить операционный контроль выполненных рабочим-исполнителем строительно-монтажных работ.
Операционный контроль выполнения геодезических разбивочных работ входит в функции геодезиста, осуществляющего разбивку. Он также является ответственным за эту операцию.
Организация операционного контроля качества и установление надзора за его осуществлением возлагается на главных инженеров строительных организаций.
Операционный контроль осуществляется по специальным схемам операционного контроля. Схема операционного контроля качества - это документ, определяющий исполнителей, состав, способ и время контроля качества строительных процессов по операциям. Его разрабатывают на основе требований нормативных документов и государственных стандартов. Схема операционного контроля содержит следующие положения:
• требования к качеству материалов (конструкций);
• перечень операций, выполнение которых проверяет производитель работ или мастер;
• данные о составе контроля, устанавливаемого на основании требований нормативных документов и рабочих чертежей с указанием, что
необходимо проверить;
• указания о способе контроля выполняемых операций;
• сроки проведения контроля;
• перечень скрытых работ, подлежащих сдаче представителям
строительного контроля заказчика;
• перечень операций, контролируемых с участием строительной
лаборатории, геодезической службы, а также специалистов,
контролирующих отдельные виды работ.
Карты-схемы операционного контроля качества состоят из четырёх частей:
1. состав операций и средств контроля;
2. технические требования к качеству выполняемых работ (эскизы с указанием допускаемых отклонений);
3. требования к качеству применяемых материалов и изделий в соответствии с ГОСТ и ТУ;
4. указании по производству работ.
Приемочный контроль качества выполненных работ осуществляется ответственными за отдельные виды работ после завершения строительства этажа, яруса, а также после выполнения работ субподрядчиками (промежуточный приемочный контроль), а также при приёмке объекта в целом.
При выполнении приемочного контроля присутствует представитель строительного контроля заказчика, а также может присутствовать представитель авторского надзора и органа Госстройнадзора (см. далее).
Промежуточному приемочному контролю подлежат результаты всех видов работ, которые имеют в проектной и технологической документации требования к качеству и критерии качества, а именно:
- результаты всех этапов геодезических разбивочных работ;
- плановое и высотное положение конструкций после их закрепления на этаже (ярусе);
- фактические значения размеров зазоров и площадок опираний;
- результаты работ, которые в последующем относятся к скрытым (например, качество сварки закладных деталей перед замоноличиванием
узлов, качество устройства паро- и теплоизоляции и т.д.).
Заказчик вправе проверить также соответствие технических характеристик, используемых при строительстве материалов, изделий и оборудования требуемым.
Результаты приемочного контроля качества оформляются исполнительной документацией, содержащей фактические данные
о качестве, а также актами приемки по принятой в нормативных
документах форме. Представители строительного контроля заказчика и Госстройнадзора могут перед тем, как подписать акт приёмки, проверить достоверность исполнительной документации.
Инспекционный контроль качества и испытания осуществляются
внутри организации надзором заказчика и третьими лицами - государственными инспекторами или экспертами, относящимися к органам государственного надзора или аккредитованным органам по сертификации.
Инспекционный контроль качества внутри организации входит в функции службы качества организации и проводится по графику, утверждённому руководством предприятия (обычно раз в квартал). Ответственным за этот
вид контроля являетсяруководитель службы качества.
Инспекционным контролем качества проверяют:
- выполнение всех технологических процессов и регламентов;
- выполнение исполнителями и линейными ИТР операционного контроля;
- наличие и достоверность результатов исполнительной геодезической документации;
- достоверность результатов и своевременность выполнения входного контроля поставляемых материалов, изделий, оборудования;
- соблюдение сроков поверки и юстировки контрольно-
измерительного оборудования и инструментов метрологической службой организации.