Определение нагрузок на раму
Введение
Металлические конструкции благодаря своим качествам получили широкое распространение во всех отраслях хозяйства. Проектирование экономически эффективных металлических конструкций основывается на комплексном учете требований эксплуатации, надежности и долговечности, изготовления и монтажа, на знании особенностей работы этих конструкций под нагрузкой, правильность выбора конструктивных форм, использование типовых и унифицированных решений и соответствующем расчете.
Целью данного курсового проекта является разработка схемы компоновки каркаса одноэтажного производственного здания, компоновка и расчет поперечной рамы каркаса, конструирование и расчет строительной фермы, колонны.
Компоновка поперечной рамы
Исходные данные
По заданию здание одноэтажное, однопролетное, оборудованное двумя электрическими мостовыми кранами с режимом работы 7К, грузоподъемностью Q = 50/10 т. Назначение здания – трубоэлектросварочный цех с кранами особого режима. Район строительства – г. Минск. Шаг колонн в продольном направлении – 12 м, пролет - 24 м, длина здания - 96 м. Отметка оголовка подкранового рельса – 13,2 м. Материал конструкций – сталь С235. Тип покрытия – стальной профилированный настил. Уклон кровли 1:12.
Данные по мостовому крану приведены в таблице 1.1 (стр.641) [1].
Таблица 1.1. Справочные данные по мостовому крану
Грузоподъемность крана, Q, тс | Пролет зд., м | Размеры, мм | Максимальное давление колеса, кН | Минимальное давление колеса, кН | Горизонтальная сила на колесо Тk,кН | Крановый рельс ГОСТ 4121-96 | Высота подкрановой балки, hb, мм | Вес подкрановой балки Gb, кН | Вес тележки Gт, кН | Вес крана с тележкой Gк, кН | ||||||
Нк | В1 | В2 | К | F1max | F2max | F1min | F2min | тип | высота hp, мм | Шаг колонн 12 м | Шаг колонн 12 м | |||||
50/10 | 16,9 | КР-80 | 24,5 | |||||||||||||
Разработка системы связей
Связи предназначаются для создания жесткости каркаса, обеспечения устойчивости элементов конструкций, восприятия тормозных и ветровых усилий, создания условий пространственной работы каркаса, обеспечения необходимых условий монтажа элементов сооружения.
Связи покрытия
Стропильные фермы обладают большой жесткостью в вертикальной плоскости и очень малой в горизонтальной. Для нормальной работы ферм в системе каркаса необходимо позаботиться о том, чтобы они были надлежащим образом закреплены. Достигается это постановкой горизонтальных и вертикальных связей, образующих вместе со стропильными фермами жесткую пространственную конструкцию.
Связи по верхним поясам ферм. В плоскости верхних поясов ферм применяют только поперечные связи.
Панель связевой фермы в данном проекте принимаем крестовую. Стропильные фермы, расположенные в промежутках между поперечными связевыми фермами, раскрепляют прогонами.
Связи по нижним поясам стропильных ферм:по торцам здания – крестовая решетка, вдоль пролета по всей длине здания – панель решетки 12 м, шириной 6м (диагональные элементы вписываются в квадрат размером 6м и опираются на продольные элементы длиной 12м)
Поперечные связевые фермы у торцов здания предназначены для восприятия ветровой нагрузки со стороны торца здания, передаваемой стойками торцового фахверка.
Продольные связевые фермы соединяют отдельные плоские рамы каркаса в жесткую пространственную систему, создавая условия для перераспределения местных нагрузок (крановых моментов и сил поперечного торможения кранов).
Связи между колоннами
Эти связи предназначены для создания продольной жесткости каркаса и закрепления колонн из плоскости рамы, а также для восприятия сил продольного торможения кранов и давления ветра на торцы здания.
В верхней (надкрановой) части колонн при жестком сопряжении ригеля с колоннами применяют две вертикальные связи: верхнюю в плоскости шатра и нижнюю между нижними поясами стропильных ферм и тормозными балками.
При шаге колонн 12 м верхнюю вертикальную связь проектируют в виде двухпанельной фермочки одинаковой высоты со стропильными фермами на опоры, нижнюю — в виде креста.
Вертикальные связи в верхней части колонн устанавливают у торцов здания и в средней части температурного отсека, как правило, между осями, где поставлены поперечные связи шатра.
В нижней части колонн связи устанавливают между подкрановой балкой и базой колонны. При шаге колонн 12 м и при 11> 9 м принимаем портальные связи.
Компоновка поперечной рамы
Вертикальные размеры
Расстояние от головки рельса до низа конструкций покрытия:
где - зазор между краном и стропильными конструкциями;
- размер учитывающий прогиб конструкций покрытия, принимаемый равным 200-400 мм.
Высота от пола до низа фермы:
Высота верхней части колонны:
Высота нижней части колонны:
где hз - заглубление колонны ниже уровня пола, принимаемое 600 мм.
Полная высота колонны:
Высота стропильной фермы в осях:
Горизонтальные размеры
Проход устраиваем в теле колонны, так как режим работы кранов 7К, поэтому принимаем привязку а = 500 мм, высоту сечения верхней части колонны hв = 1000 мм.
Из условия жёсткости
Привязка кранового рельса к разбивочной оси:
Принимаем .
Высота сечения нижней части колонны:
Из условия жёсткости для режима работы кранов 7К:
Пролёт мостового крана:
Cхема поперечной рамы представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Схема поперечной рамы
Постоянная нагрузка
Нагрузка на 1 м2 кровли определяем в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Подсчет интенсивности нагрузок от массы покрытия (на 1 м2)
№ п/п | Состав покрытия | Нормативная нагрузка | Коэффициент надёжности по нагрузке | Расчётная нагрузка |
Защитный слой из гравия на битумной мастике p=2100 кг/м3, t=20 мм. | 0,42 | 1,35 | 0,567 |
Продолжение таблицы 2.1
Три слоя «Технониколя» | 0,12 | 1,35 | 0,162 | |
Полужесткие минераловатные плиты p=40 кг/м3, t=100 мм. | 0,04 | 1,35 | 0,054 | |
Пароизоляция (один слой «Технониколя») | 0,04 | 1,35 | 0,054 | |
Стальной профилированный настил | 0,15 | 1,35 | 0,203 | |
Стальные прогоны пролётом 12 м | 0,10 | 1,35 | 0,135 | |
Собственный вес металлических конструкций (ферм, связей) | 0,36 | 1,35 | 0,486 | |
Итого: | gn = 1,23 | - | g = 1,661 |
Расчётная равномерно распределённая постоянная нагрузка на ригель рамы:
Узловая постоянная нагрузка на ферму:
где 3м - длина панели верхнего пояса фермы.
Опорная реакция ригеля рамы:
Снеговая нагрузка
Нормативная снеговая нагрузка для города Минска (2 снеговой район, подрайон 2в) по национальному приложению изменение №2 ТКП EN 1991-1-3-2009 (стр.4, рисунок НП.1) [2]. Определим снеговую нагрузку действующую на покрытие по следующей формуле ТКП EN 1991-1-3-2009 (стр.6, п.5.2, (5.1)) [3]:
(2.1)
где - коэффициент формы снеговых нагрузок ( ),(табл.5.2, стр.8, п.5.3.2) [3];
- характеристическое значение снеговых нагрузок на грунт (стр.5, таблица НП.1.1) [2]
- коэффициент окружающей среды (стр.7, п.5.2(7)) [2] ( ).;
- температурный коэффициент (стр.7, п.5.2(8)) [2] ( ).
(2.2)
где - высота местности над уровнем моря ( ) по спутниковой карте высот местности [4].
Подставим значения в формулу (2.2):
Подставим значения в формулу (2.1):
Ветровая нагрузка
1. Определим базовое значения скорости ветра по следующей формуле ТКП EN 1991-1-4-2009 (стр.7, п.4.2, (4.1)) [5]:
(2.3)
где - базовая скорость ветра, определяемая как функция направления ветра и времени года, на высоте 10 м над уровнем земли для типа местности II;
- коэффициент, учитывающий направление ветра в соответствии с НП 2.1, стр.110 [5] ;
- сезонный коэффициен в соответствии с НП 2.5, стр.110 [5] ;
- основное значение базовой скорости ветра по Изменению №2 ТКП EN 1991-1-4-2009 (стр.4, рисунок НП.1) [6];
Подставив в (2.3) получим:
2. Определение средней скорости ветра в соответствии с [5] (стр.8, п.4.3. (4.3)):
(2.4)
где - коэффициент, учитывающий тип местности;
- орографический коэффициент ;
- базовая скорость ветра.
Определим коэффициент, учитывающий тип местности по формуле [5] (стр.8, п.4.3.2, (4.4)), так как , то:
(2.5)
где - высота над землей ( ) (рисунок 2.2);
- коэффициент местности, зависящий от параметра шероховатости z0 по следующей формуле [5] (стр.8, п.4.3.2, (4.5)):
(2.6)
где - 0,05 м (тип местности II (стр.9, табл.4.1)) [5];
- параметр шероховатости ( );
- минимальная высота (стр.9, табл.4.1) [5], ( );
- 200 м.
Тогда получим:
Определим среднюю скорость ветра:
3. Пиковое значение скоростного напора.
В соответствии с [5] (стр.10, п.4.4, (4.7)) определим интенсивность турбулентности, так как , то:
(2.7)
где - коэффициент турбулентности в соответствии с [5] (НП 2.14, стр.111), ( );
Определим значение среднего скоростного напора в соответствии с [5] (стр.11, п.4.5, (4.10)):
(2.8)
где - плотность воздуха, которая зависит от высоты над уровнем моря, температуры и барометрического давления принимается в соответствии с [5] (НП 2.36, стр.113), ( );
Определим пиковое значение скоростного напора в соответствии с [5] (стр.11, п.4.5, (4.8)):
(2.9)
4. Определим ветровое давление действующее на стены в соответствии с [5] (стр.12, п.5.2, (5.1)) по формуле:
(2.10)
где - пиковое значение скоростного напора ветра;
- аэродинамический коэффициент внешнего давления в соответствии с [5] (п.7.2.2, стр.20, табл.7.1).
Так как , следовательно и .
Тогда:
Рисунок 2.2 – Ветровая нагрузка на здание
Крановые нагрузки
Крановые нагрузки определим согласно СНиП 2.01.07-85 (стр.6) [7]:
Определим максимальное и минимальное давление на колонну:
(2.11)
(2.12)
где - коэффициент сочетания ( );
- коэффициент надёжности по нагрузке для крановых нагрузок
( );
- собственный вес подкрановой балки ( );
- коэффициент надёжности по нагрузке для подкрановых балок
( );
- сумма ординат линий влияния (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Эпюра давления от колёс двух сближенных кранов
Подставим значения в формулы (2.11) и (2.12):
Подкрановые балки устанавливаются с эксцентриситетом по отношению к оси нижней части колонны, поэтому в раме возникают сосредоточенные моменты:
(2.13)
(2.14)
где
Поставив значения в (2.13) и (2.14) получим:
Расчётное горизонтальное давление на колонну равно:
(2.15)
где - усилие, которое передаётся колесом.
Подставим значения в (2.15):
Рисунок 2.4 – Обозначение характерных сечений и моментов инерции элементов рамы
Так как на данной стадии проектирования жесткости элементов рамы неизвестны, то условно установим соотношение их моментов инерции (стр.338) [1]:
Поперечная рама воспринимает следующие нагрузки:
- собственный вес конструкций — вес каркаса, кровли и стенового ограждения;
- снеговую нагрузку;
- крановые нагрузки - вертикальные давления колес кранов и силы поперечного торможения;
- ветровую нагрузку.
Нагрузки разделяются на постоянные и временные. Временные нагрузки, в свою очередь, делятся на нагрузки длительного действия и кратковременные.
Расчет ступенчатой колонны
Расчётные усилия в колонне
По результатам статического расчёта для верхней части колонны из двух расчётных сечений (3-3 и 4-4) выбирается сочетание нагрузок с максимальными абсолютными значениями изгибающего момента и продольной силы. Для нижней части колонны из расчётных сечений (1-1 и 2-2) выбирается два сочетания нагрузок с максимальными абсолютными значениями изгибающего момента и продольной силы , при этом одно сочетание с отрицательным изгибающим моментом (момент догружает подкрановую часть колонны), второе сочетание с положительным изгибающим моментом (момент догружает наружную ветвь колонны).
Расчётные комбинации усилий в колонне:
1. Для верхней части колонны в сечении 4-4:
M = 1479,478 кН·м, N = -368,703 кН, Q = 203,981 кН (1,2,4,6,8);
в сечении 3-3 при том же сочетании нагрузок получим: М = 412,189 кН·м
2. Для нижней части колонны:
M = -2450,196 кН·м, N = -766,021 кН, Q = 267,676 кН (1,2,4,5,8);
M = 1858,225 кН·м, N = -486,64 кН, Q = 169,526 кН (1,2,3,6,7).
В дальнейших расчетах знаки усилий можно опустить.
Расчётные длины колонны
Расчетные длины для нижней и верхней частей колонны в плоскости рамы определяем по формулам:
(3.1)
(3.2)
где ;
Определим моменты инерции верхней и нижней части колонны по формулам:
(3.3)
(3.4)
где - опорная реакция ригеля рамы ( );
- сосредоточенная нагрузка на колонну от снеговой нагрузки
- максимальное давление от действия крана ( );
- высота сечения нижней части колонны ( );
- расчётное сопротивление стали ( );
- высота сечения верхней части колонны ( );
Поставив значения в формулы (3.3) и (3.4) получим:
Соотношение погонных жесткостей верхней и нижней частей колонны равно:
(3.5)
где
(3.6)
где - продольное усилие в нижней части колонны ( );
- продольное усилие в верхней части колонны ( ).
Подставив значения в (3.6) получим:
Подставив значения в (3.5) получим:
Для однопролетной рамы с жестким сопряжением ригеля с колонной (верхний конец колонны закреплен только от поворота) по СНиП II-23-81* (табл.68, стр.105) [8] , тогда:
Так как условие не выполняется, то принимаем .
Таким образом, для нижней части колонны:
Для верхней части колонны:
Расчетные длины из плоскости рамы для нижней и верхней частей колонны равны соответственно:
Рисунок 3.1 - Сечение верхней части колонны
Вычисляем геометрические характеристики сечения.
Полная площадь сечения:
Расчетная площадь сечения с учетом только устойчивой части стенки:
(3.13)
Подставив значения в (3.13) получим:
Проверяем устойчивость верхней части колонны в плоскости действия момента.
Гибкость колонны:
Т.к. незначительно отличается от предварительно принятой, то расчётную высоту стенки не уточняем.
Относительный эксцентриситет:
Так как , то коэффициент (табл.73, стр.111) [8].
Приведённый относительный эксцентриситет:
По таблице 74 (стр.113) [8] при и коэффициент
Гибкость колонны в плоскости рамы:
Проверяем устойчивость верхней части колонны из плоскости действия момента.
Гибкость колонны:
По таблице 72 (стр.110) [8] коэффициент .
Максимальный момент в средней трети расчётной длины стержня:
Относительный эксцентриситет:
Так как , то коэффициент с определяем по формуле (58) (стр.22) [8]:
(3.14)
где
Подставив значения в формулу (3.14), получим:
Гибкость колонны из плоскости рамы:
Проверяем местную устойчивость полки колонны. Свес полки:
Так как:
то местная устойчивость полки обеспечена.
Проверяем местную устойчивость стенки при изгибе колонны из плоскости действия момента. Наибольшее сжимающее напряжение на краю стенки:
Напряжения на противоположном краю стенки:
Средние касательные напряжения в стенке:
При наибольшее отношение определяем по формуле:
(3.14)
где
Подставим значения в формулу (3.14) и получим:
Принимаем .
Местная устойчивость стенки обеспечена.
Рисунок 3.2 - Конструктивная схема и сечение нижней части колонны
База колонны
Ширина нижней части колонны превышает 1м, поэтому проектируем базу раздельного типа. Конструкция базы колонны показана на рис. . Базу каждой ветви колонны конструируем и рассчитываем как базу центрально сжатой колонны. Для исключения дополнительных моментов центр тяжести плиты совмещаем с центром тяжести ветвей. Базу под каждую ветвь рассчитываем на отдельную комбинацию усилий M и N, которая даёт наибольшее сжимающее усилие в ветви в нижнем сечении колонны.
Расчётные комбинации усилий в нижнем сечении колонны (сечение 1–1):
M1 = 1332,184 кН·м, N1 = -666,005 кН – для подкрановой ветви (1,3,5,7).
M2 = -2450,196 кН·м, N2 = -766,021 кН – для наружной ветви (1,2,4,5,8).
Расчетные усилия в ветвях колонны:
Принимаем для фундамента бетон класса C10/12,5 с расчетным сопротивлением на сжатие . Расчётное сопротивление бетона на меcтное сжатие:
(3.24)
где - коэффициент, учитывающий длительное действие нагрузки;
- коэффициент учитывающий повышение прочности бетона при смятии.
- коэффициент условий работы бетона;
Подставив значения в (3.24) получим:
База наружной ветви:
Требуемая площадь плиты из условия прочности бетона под плитой:
По конструктивным соображениям свес плиты c2 принимаем не менее 4 см.
Тогда ширина плиты:
Принимаем B = 60 см, тогда:
Длина плиты:
Принимаем .
Фактическая площадь плиты:
Среднее напряжение в бетоне под плитой:
Принимаем толщину траверсы .
Из условия симметричного расположения траверс относительно центра тяжести ветви расстояние между траверсами в свету:
Тогда вес плиты:
Определяем изгибающие моменты на отдельных участках плиты:
Участок 1: защемлённый консольный свес с вылетом
Участок 2: консольный свес с вылетом не является расчётным.
Участок 3: плита опёртая на четыре стороны, при отношении сторон участка b/a = 480/138,4 = 3,47>2, рассматривается как шарнирно-опёртая балочная пластина пролётным моментом:
Участок 4: плита опёртая на четыре стороны, имеет наименьшие размеры сторон и её пролётный момент не является расчётным.
Принимаем для расчёта .
Требуемая толщина плиты:
где - для стали С235 толщиной 21-40 мм;
- для опорных плит толщиной до 40 мм из стали с .
Принимаем .
Высота траверсы определяется прочностью сварных швов, прикрепляющих траверсу к стержню колонны, и прочностью самой траверсы, работающей как балка на двух опорах.
Ширина грузовой площади, с которой собирается реактивное давление фундамента σф на одну траверсу (рис.):
Нагрузка на более нагруженную внутреннюю траверсу:
Сварные швы, прикрепляющие траверсы к ветви колонны выполняем механизированной сваркой проволокой СВ-08Г2С. Расчет швов проводим по металлу границы сплавления. Катет швов принимаем kf = 6 мм.
Требуемая длина сварных швов:
(3.25)
Поставив значения в выражение (3.25) получим:
Принимаем высоту траверсы .
Интенсивность погонной нагрузки на траверсу:
Определяем в траверсе усилия Q и M:
Момент сопротивления траверсы:
Проверка траверсы на срез:
Проверка траверсы на прочность по нормальным напряжениям:
Проверка траверсы на прочность по приведённым напряжениям в опорном сечении:
(3.26)
Подставив значения в (3.26) получим:
Расчётная комбинация усилий в нижнем сечении колонны для расчёта анкерных болтов: M = -2416.86 кН·м, N = -832.226 кН (1,2,4,5,8):
Усилие в анкерных болтах:
Анкерные болты проектируем из марки стали 09Г2С по ГОСТ 19281-73*[11] с расчётным сопротивлением растяжению Rbа = 225 МПа.
Требуемая площадь болтов:
Принимаем n = 2 болта диаметром d = 64 мм с суммарной площадью сечения:
В связи с большим усилием крепление анкерных болтов осуществляется к анкерной балочке из двух швеллеров. Анкерную балочку с пролётом 1 м рассматриваем свободно лежащей на траверсах и нагруженной сосредоточенной силой от анкерного болта.
Усилие оного болта:
Изгибающий момент:
Требуемый момент сопротивления:
Принимаем сечение балочки из двух швеллеров по ГОСТ 8240-97 [12] №10 с .
База подкрановой ветви:
Требуемая площадь плиты:
Ширину плиты принимаем такой же, как и в базе наружной ветви В = 60 см, тогда консольный свес плиты с2 = 4,8 см.
Длина плиты:
Принимаем .
Фактическая площадь плиты:
Среднее напряжение в бетоне под плитой:
Тогда вес плиты:
Определяем изгибающие моменты на отдельных участках плиты:
Участок 1: защемлённый консольный свес с вылетом
Участок 2: консольный свес с вылетом
Участок 3: плита опёртая на четыре стороны, при отношении сторон участка b/a = 480/145 = 3,3>2, рассматривается как шарнирно-опёртая балочная пластина пролётным моментом:
Принимаем для расчёта .
Требуемая толщина плиты:
где - для стали С235 толщиной 21-40 мм;
- для опорных плит толщиной до 40 мм из стали с .
Принимаем , такой же как и в базе наружной ветви.
Нагрузка на траверсу:
Так как нагрузка на траверсу базы подкрановой ветви меньше нагрузки на траверсу базы наружной ветви, то высоту траверсы принимаем такой же, как и в базе наружной ветви hтр = 450 мм. В этом случае прочность заведомообеспечена.
Расчётная комбинация усилий в нижнем сечении колонны для расчёта анкерных болтов: M = -2416.86 кН·м, N = -832.226 кН (1,2,4,5,8):
Усилие в анкерных болтах:
Анкерные болты проектируем из марки стали 09Г2С по ГОСТ 19281-73*[11] с расчётным сопротивлением растяжению Rbа = 225 МПа.
Требуемая площадь болтов:
Принимаем n = 2 болта диаметром d = 64 мм с суммарной площадью сечения:
В связи с большим усилием крепление анкерных болтов осуществляется к анкерной балочке из двух швеллеров. Анкерную балочку с пролётом 1 м рассматриваем свободно лежащей на траверсах и нагруженной сосредоточенной силой от анкерного болта.
Усилие оного болта:
Изгибающий момент:
Требуемый момент сопротивления:
Принимаем сечение балочки из двух швеллеров по ГОСТ 8240-97 [12] №10 с .
Введение
Металлические конструкции благодаря своим качествам получили широкое распространение во всех отраслях хозяйства. Проектирование экономически эффективных металлических конструкций основывается на комплексном учете требований эксплуатации, надежности и долговечности, изготовления и монтажа, на знании особенностей работы этих конструкций под нагрузкой, правильность выбора конструктивных форм, использование типовых и унифицированных решений и соответствующем расчете.
Целью данного курсового проекта является разработка схемы компоновки каркас