Оценка показателей коммерческой деятельности ООО «Модный дом»
Товарооборот – центральный показатель для торгового предприятия, под которым понимается объем продаж товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени. Анализ товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объемов реализации и т.д.
Анализ динамики товарооборота ООО «Модный дом» за 2013 - 2015 гг. приведен в табл. 2.1.
Таблица 2.1 – Анализ динамики товарооборота ООО «Модный дом» за 2013 – 2015 гг.
Год | Товарооборот, тыс. руб. | Абсолютный прирост, тыс.руб. | Темп роста, % | Темп прироста, % | Значение 1% прироста товарооборота, тыс. руб. | ||||
Предыдущий год | Базовый год | Предыдущий год | Базовый год | Предыдущий год | Базовый год | Предыдущий год | Базовый год | ||
9572,31 | - | - | - | - | - | - | - | - | |
10612,22 | 1039,91 | 1039,91 | 110,86 | 110,86 | 10,86 | 10,86 | 95,76 | 95,76 | |
11677,43 | 1065,21 | 2105,12 | 110,04 | 121,99 | 10,04 | 21,99 | 106,10 | 95,73 |
Анализ данных табл. 2.1 показывает, что темп роста товарооборота за 2014 г. по отношению к 2013 г. составил 10,86 %. В 2015 г. по отношению к 2014 г. товарооборот увеличился на 10,04 %. Значение 1% прироста товарооборота в 2015 г. по отношению к предыдущему составило 106,10 тыс.руб.
Среднегодовой темп роста объема товарооборота ООО «Модный дом» за период 2013 - 2015 гг. составил 110,45% ( ), что характеризует ускоренное развитие данного показателя и свидетельствует о растущем спросе на реализуемые товары.
Данные для анализа товарооборота по видам продаж отображены в табл. 2.2.
Таблица 2.2 – Структура товарооборота ООО «Модный дом» по условиям оплаты за 2013 – 2015 гг.
Виды продаж по условиям оплаты | Годы | Изменения, % +/- | ||||||
2015 г. к 2013г. | 2015 г. к 2014 г. | |||||||
абсолютная величина, тыс.руб. | уд. вес % | абсолютная величина, тыс.руб. | уд. вес % | абсолютная величина, тыс.руб. | уд. вес % | |||
Реализация за наличный расчет | 8594,98 | 89,79 | 9565,86 | 90,14 | 10563,40 | 90,46 | 22,90 | 10,43 |
Реализация в кредит | 977,33 | 10,21 | 1046,36 | 9,86 | 1114,03 | 9,54 | 13,99 | 6,47 |
Продажа всего | 9572,31 | 100,00 | 10612,22 | 100,00 | 11677,43 | 100,00 | 21,99 | 10,04 |
Анализируя данные табл. 2.2 можно сделать вывод о том, что в структуре товарооборота по условиям оплаты наибольший удельный вес занимает реализация за наличный расчет. Так, в 2015 г. продажи по ней составили 90,46 % от всех продаж. Реализация товаров в кредит занимает в общей структуре с каждым годом меньший удельный вес. Это свидетельствует о повышении покупательной способности потребителей.
Ритмичность и равномерность продаж характеризует бесперебойность работы торгового предприятия в реализации товаров покупателям, а также в поступлении товаров от поставщиков. Если товародвижение осуществляется неравномерно, происходят потери в товарообороте, товарооборот теряет динамичность, интенсивность работы торгового предприятия снижается, предприятие упускает возможности улучшения финансовых результатов. Поэтому необходим анализ ритмичности и равномерности продаж торгового предприятия ООО «Модный дом». Данные для анализа ритмичности и равномерности продаж представлены в табл. 2.3 и 2.4
Таблица 2.3 – Анализа ритмичности продаж ООО «Модный дом» за 2015 г., тыс. руб.
Месяц и квартал | Фактически за прошлый год | 2015 г. | Отклонение | В % к прошлому году | |||
план | фактически | % выполнения плана | от плана | от прошлого года | |||
Январь | 810,56 | 954,43 | 968,75 | 101,50 | 14,32 | 158,19 | 119,52 |
Февраль | 835,98 | 927,62 | 921,13 | 99,30 | -6,49 | 85,15 | 110,19 |
Март | 851,46 | 984,60 | 996,12 | 101,17 | 11,52 | 144,64 | 116,99 |
Итого за 1 квартал | 2498,00 | 2866,65 | 2886,00 | 100,68 | 19,35 | 388,00 | 115,53 |
Апрель | 864,33 | 960,59 | 969,24 | 100,90 | 8,65 | 104,91 | 112,14 |
Май | 873,21 | 956,93 | 946,00 | 98,86 | -10,93 | 72,79 | 108,34 |
Июнь | 883,56 | 937,90 | 930,40 | 99,20 | -7,5 | 46,84 | 105,30 |
Итого за 2 квартал | 2621,10 | 2855,42 | 2845,64 | 99,66 | -9,78 | 224,54 | 108,57 |
Итого за I полугодие | 5119,10 | 5722,07 | 5731,64 | 100,17 | 9,57 | 612,54 | 111,97 |
Июль | 887,45 | 959,85 | 971,46 | 101,21 | 11,61 | 84,01 | 109,47 |
Август | 895,34 | 957,94 | 988,12 | 103,15 | 30,18 | 92,78 | 110,36 |
Сентябрь | 910,45 | 978,56 | 999,11 | 102,10 | 20,55 | 88,66 | 109,74 |
Итого за 3 квартал | 2693,24 | 2896,35 | 2958,69 | 102,15 | 62,34 | 264,45 | 109,86 |
Итого за 9 месяцев | 7812,34 | 8618,42 | 8690,33 | 100,83 | 71,91 | 877,99 | 111,24 |
Октябрь | 914,09 | 975,87 | 994,41 | 101,90 | 18,54 | 80,32 | 108,79 |
Ноябрь | 930,34 | 968,43 | 995,55 | 102,80 | 27,12 | 65,21 | 107,01 |
Декабрь | 955,45 | 969,70 | 997,14 | 102,83 | 27,44 | 41,69 | 104,36 |
Итого за 4 квартал | 2799,88 | 2914,00 | 2987,10 | 102,51 | 73,10 | 187,22 | 106,69 |
Итого за II полугодие | 5493,12 | 5810,35 | 5945,79 | 102,33 | 135,44 | 452,67 | 108,24 |
Всего за год | 10612,22 | 11532,42 | 11677,43 | 101,24 | 145,01 | 1065,21 | 110,04 |
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о том, что предприятие успешно выполнило план розничного товарооборота во всех месяцах отчетного года, кроме февраля, мая и июня. Потери товарооборота в связи с недовыполнением плана в отдельные месяцы составили 24,92 тыс. руб., что составляет 0,22 % к плановому годовому объему. План розничной реализации выполнен в трех кварталах, перевыполнение плана составило 154,79 тыс. руб. В связи с недовыполнением плана товарооборота во втором квартале потери товарооборота составили 9,78 тыс. руб. Основными причинами недовыполнения плана являются недостатки в снабжении товарами, изучении покупательского спроса, организации торговли, рекламе, других аспектах маркетинга и менеджмента.
Коэффициент ритмичности определяют отношением числа периодов, за которые план выполнен, к общему их количеству. Торговым предприятием ООО «Модный дом» план товарооборота выполнен в девяти месяцах из двенадцати. Следовательно, коэффициент ритмичности равен 0,75, т.е. ритмичным выполнение плана в 2015 г. было только на 75,00 %.
Далее необходимо рассчитать коэффициент равномерности выполнения плана товарооборота.
Таблица 2.4 – Исходные данные для расчета коэффициента равномерности выполнения плана товарооборота ООО «Модный дом» по месяцам 2015 г.
Месяцы | Объем товарооборота, тыс. руб. | (xi-xср) | (xi-xср)2 | ||
план | фактический | % выполнения (xi) | |||
Январь | 954,43 | 968,75 | 101,50 | 0,26 | 0,068 |
Февраль | 927,62 | 921,13 | 99,30 | -1,94 | 3,764 |
Март | 984,60 | 996,12 | 101,17 | -0,07 | 0,005 |
Апрель | 960,59 | 969,24 | 100,90 | -0,34 | 0,116 |
Май | 956,93 | 946,00 | 98,86 | -2,38 | 5,664 |
Июнь | 937,90 | 930,40 | 99,20 | -2,04 | 4,162 |
Июль | 959,85 | 971,46 | 101,21 | -0,03 | 0,0009 |
Август | 957,94 | 988,12 | 103,15 | 1,91 | 3,648 |
Сентябрь | 978,56 | 999,11 | 102,10 | 0,86 | 0,740 |
Октябрь | 975,87 | 994,41 | 101,90 | 0,66 | 0,436 |
Ноябрь | 968,43 | 995,55 | 102,80 | 1,56 | 2,434 |
Декабрь | 969,70 | 997,14 | 102,83 | 1,59 | 2,528 |
Итого за год, xср | 11532,42 | 11677,43 | 101,24 | - | 23,5659 |
Из анализа данных табл. 2.4 следует, что среднеквадратическое отклонение составило 1,40 % ( ), а коэффициент вариации 1,38 % (V= 1,40 / 101,24 *100). Полученный коэффициент равномерности 98,62 % (100-1,38) свидетельствует, что план товарооборота в 2015 г. по месяцам выполнялся достаточно равномерно. Равномерность выполнения плана товарооборота за 2015 г. представлена на рис. 2.2.
Рисунок 2.2 – Равномерность выполнения плана товарооборота ООО «Модный дом» по месяцам 2015 г.
Существенное влияние на равномерность продаж оказывает сезонность спроса на товары. Расчетно-аналитические данные для исследования сезонности спроса 2015 г. представлены в табл. 2.5.
Таблица 2.5 – Показатели, характеризующие сезонность спроса на товары ООО «Модный дом»
Месяцы 2015 г. | Товарооборот тыс.руб. | Коэффициент сезонности | Абсолютное отклонение | Квадратное абсолютное отклонение |
Январь | 968,75 | 0,996 | 0,004 | 0,000016 |
Февраль | 921,13 | 0,947 | 0,053 | 0,003 |
Март | 996,12 | 1,024 | 0,024 | 0,000576 |
Апрель | 969,24 | 0,996 | 0,004 | 0,000016 |
Май | 946,00 | 0,972 | 0,028 | 0,000784 |
Июнь | 930,40 | 0,956 | 0,044 | 0,002 |
Июль | 971,46 | 0,998 | 0,002 | 0,000004 |
Август | 988,12 | 1,015 | 0,015 | 0,000225 |
Сентябрь | 999,11 | 1,027 | 0,027 | 0,000729 |
Октябрь | 994,41 | 1,022 | 0,022 | 0,000484 |
Ноябрь | 995,55 | 1,023 | 0,023 | 0,000529 |
Декабрь | 997,14 | 1,025 | 0,025 | 0,000625 |
Итого | 11677,43 | - | 0,43 | 0,008988 |
Из анализа данных табл. 2.5 следует:
Тср = 973,12 тыс. руб. Для анализа сезонности необходимо исчислить среднее линейное отклонение, среднеквадратическое отклонение, размах вариации.
Среднее линейное отклонение находится по формуле:
θ = = = 0,036;
Среднеквадратическое отклонение определяется по формуле:
σ = = = 0,027.
Следовательно на протяжении всего исследуемого периода колебания объема продаж составили 0,036 пункта или 2,7 % от среднемесячной величины. Размах вариации как показатель, характеризующий сезонность, показывает разность между наибольшим и наименьшим значениями месячных коэффициентов сезонности. Он составляет 0,08.
Сезонная волна (рис. 2.3) показывает, что наибольшим спросом одежда пользовалась в марте (весенний подъем), в период сентябрь-декабрь (осенний подъем).
Рисунок 2.3 – График сезонности продаж ООО «Модный дом» за 2015 г.
На объем товарооборота торгового предприятия влияют многие факторы. Поэтому необходимо провести факторный анализ товарооборота (табл. 2.6), в процессе которого необходимо измерить влияние факторов и на этой основе выявить резервы увеличения товарооборота, улучшения его структуры, повышения качества торгового обслуживания.
Таблица 2.6 – Исходные данные для факторного анализа товарооборота ООО «Модный дом» за 2013 - 2015 гг.
Показатели | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | Отклонение 2015 г. | |||
к 2013 г. | 2014 г. | ||||||
+,- | % | +,- | % | ||||
Численность торгово-оперативных работников | - | - | |||||
Количество отработанных дней | +2 | 0,62 | +3 | 0,94 | |||
Продолжительность рабочего дня, ч. | - | - | |||||
Среднечасовая выработка 1 торгово-оперативного работника, руб. | 596,405 | 663,26 | 723,061 | +126,66 | 21,24 | +59,80 | 9,02 |
Розничный товарооборот, тыс. руб. | 9572,31 | 10612,22 | 11677,43 | 2105,12 | 21,99 | 1065,21 | 10,04 |
Для определения влияния каждого фактора на результативный показатель была составлена табл. 2.7
Таблица 2.7 – Разработочная таблица для измерения влияния факторов на товарооборот ООО «Модный дом» за 2013 - 2015 гг.
2015 г. к 2013 г. | |||||
Показатели | 1 расчет | 2 расчет | 3 расчет | 4 расчет | 5 расчет |
Численность торгово-оперативных работников, чел. | |||||
Количество отработанных дней | |||||
Продолжительность рабочего дня, ч. | |||||
Среднечасовая выработка 1 торгово-оперативного работника, руб. | 596,405 | 596,405 | 596,405 | 596,405 | 723,061 |
Розничный товарооборот, тыс.руб. (стр.1*стр.2*стр.3*стр.4) | 9572,31 | 9572,31 | 9631,94 | 9631,94 | 11677,43 |
2015 г. к 2014 г. | |||||
Показатели | 1 расчет | 2 расчет | 3 расчет | 4 расчет | 5 расчет |
Численность торгово-оперативных работников,чел. | |||||
Количество отработанных дней | |||||
Продолжительность рабочего дня, ч. | |||||
Среднечасовая выработка 1 торгово-оперативного работника, руб. | 663,26 | 663,26 | 663,26 | 663,26 | 723,061 |
Розничный товарооборот, тыс.руб. (стр.1*стр.2*стр.3*стр.4) | 10612,22 | 10612,22 | 10711,65 | 10711,65 | 11677,43 |
Из анализа данных табл. 2.7 следует: на развитие розничного товарооборота ООО «Модный дом» в исследуемом периоде оказали влияние такие факторы, как увеличение числа дней, отработанных одним торгово-оперативным работником за год и повышение среднечасовой выработки одного торгово-оперативного работника. Размер влияния указанных факторов на товарооборот указан в табл. 2.8.
Таблица 2.8 – Влияние факторов на развитие товарооборота ООО «Модный дом» в 2013 - 2015 гг.
Фактор | Размер влияния фактора, тыс. руб. | |
2015 г. к 2013 г. | 2015 г. к 2014 г. | |
1. Увеличение числа дней, отработанных одним торгово-оперативным работником за год | 59,63 | 99,43 |
2. Повышение среднечасовой выработки одного торгово-оперативного работника | 2045,49 | 965,78 |
Итого | 2105,12 | 1065,21 |
Анализируя данные табл. 2.8, можно сделать вывод, что увеличение числа дней, отработанных одним торгово-оперативным работником в 2015 г. по сравнению с 2013 г. привело к увеличению товарооборота на 59,63 тыс. руб., по сравнению с 2014 г. на 99,43 тыс. руб. Повышение среднечасовой выработки одного торгово-оперативного работника в 2015 г. по сравнению с 2013 г. привело к увеличению объема реализации на 2045,49 тыс. руб., а по сравнению с 2014 г. на 965,78 тыс. руб. Суммарное влияние факторов составило 2105,12 тыс. руб. и 1065,21 тыс. руб. по отношению к 2013 г. и 2014 г. соответственно.