Деменцией, или приобретенным слабоумием
(dementia — безумие, приобретенное слабоумие) — в медицине называется патологическое нарушение в головном мозге, в результате которого человек теряет способность приобретать различные навыки, познавать мир и более того, растрачивает уже имеющиеся знания.
Характеризуется стойким приобретенным прогрессирующим ослаблением интеллекта (слабоумие).
При деменции у детей постепенно и неуклонно распадаются приобретенные в ходе нормального развития знания и навыки, но не полностью.
Для деменции характерно развитие после периода нормального функционирования головного мозга.
К общим признакам деменции относятся:
- мозаичность психических нарушений,
- неравномерное снижение познавательных функций,
- низкая вероятность реализации имеющихся знаний,
- личностные расстройства — утрата высших эмоций, выраженное снижение критики, резкая слабость побуждений,
- нарушение памяти, психической активности, внимания.
При некоторых формах органического поражения ЦНС в большей степени страдают психические процессы (память, внимание), а личностное развитие сохраняется в границах возрастной нормы. Такие дети тяжело переживают свою несостоятельность, у них легко возникают вторичные нарушения: заикания, тики, страхи, расстройства сна и аппетита. Самооценка занижена, ребенок четко дифференцирует отношение к себе со стороны значимых лиц.
При других поражениях происходит преимущественно нарушение развития эмоционально-волевых механизмов, формирование психопатоподобного синдрома. Это проявляется в повышенной возбудимости, психической неустойчивости, обидчивости.
Неравномерность развития функций полушарий головного мозга также можно отнести к поврежденному психическому развитию. Ребенок с преобладающим развитием функций правого полушария (в некоторых случаях это сопровождается леворукостью) отличается своеобразным восприятием мира. У этих детей преобладает наглядно-образный тип мышления и восприятия; в то же время логические соотношения, абстрактные схемы усваиваются значительно хуже.
У детей с доминированием правого полушария особенно трудным является обучение по обычным программам в первых классах школы, для них желательно максимальное применение наглядных средств обучения.
При более тяжелых поражениях головного мозга возникают специфические нарушения речи, письма и чтения, препятствующие школьному обучению.
Важное место в системе психологической помощи детям с поврежденным развитием занимает психологическая коррекция.
Психологическая коррекция детей с поврежденным развитием направлена на восстановление пораженных или утраченных психических функций, а также на адаптацию ребенка к приобретенному дефекту. Перед началом психокоррекционных воздействий перед психологом стоит задача правильно определить время возникновения дефекта, значимость утраченной функции в общем психическом развитии ребенка, тяжесть нарушения и преморбидные особенности личности.
Коррекционные занятия проводятся либо индивидуально, либо в группах, принимать решение стоит исходя из возраста ребенка, его мотивации, структуры и тяжести дефекта. В одной группе количество детей не должно превышать 3-4-х.
Понятие «задержка психического развития». Виды и причины ЗПР. Отграничение ЗПР от умственной отсталости. Особенности детей с ЗПР. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению задержки в развитии ребенка.
Задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы (цнс). В практике работы с детьми с зпр наиболее широко используется классификация к.с. Лебединской, разработанная с учетом этиологии.
Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему психическому развитию более младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психическое исследование показывает специфические особенности его психической деятельности, в основе которой лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям школы.
Исходя из этого, дифференцируют основные клинические типы зпр: конституционного (конституционального)происхождения, соматогенного, психогенного и церебрально-органического.
Основные отличительные признаки, значимые для разграничения задержки психического развития и умственной отсталости.
1. Для нарушений познавательной деятельности при ЗПР характерны парциальность, мозаичностьв развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. При умственной отсталости отмечается тотальность и иерархичность нарушений психической деятельности ребенка. Ряд авторов используют для характеристики умственной отсталости такое определение как «диффузное, разлитое повреждение» коры головного мозга.
2. В сравнении с умственно отсталыми детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциальные возможности развития их познавательной деятельности, и в особенности высших форм мышления — обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования. Однако нужно помнить, что некоторые дети с ЗПР, как и их умственно отсталые сверстники, затрудняются в установлении причинно-следственных зависимостей и имеют несовершенные функции обобщения.
3. Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики. В то время как у умственно отсталых детей данный феномен экспериментально не выявлен.
4. В отличие от умственной отсталости, при которой страдают собственно мыслительные функции — обобщение, сравнение, анализ, синтез, — при задержке психического развития страдают предпосылки интеллектуальной деятельности. К ним относятся такие психические процессы как внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и другие.
В то же время, у большинства из них наблюдается клиническая симптоматика: незрело сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств. В основе этих симптомов лежит перенесенное ребенком органическое поражение центральной нервной системы.
Основные задачи коррекционно-педагогической работы с такими детьми:
Совершенствование двигательных функций (развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных моторных навыков).
Сенсорное воспитание (совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, сенсорно-перцептивной деятельности).
Формирование и развитие предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста. Важно не только совершенствовать зрительно-моторную координацию, необходимо побуждать детей к решению наглядных задач в тактических играх и в быту, развивая мышление.
Педагог-психолог свою деятельность по отношению к детям с ЗПР должен осуществлять в следующих направлениях:
1. Осуществление системы коррекционных и развивающих мероприятий.
2. Осуществление комплекса поддерживающих, консультативных и просветительских мероприятий в отношении педагогов и родителей детей.
3. Осуществление социально-диспетчерской функции.