Направления деятельности ПМПК

I. Комплектование специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии.
Изучение детей, направленных в ПМПК для установления их психофизического состояния, и в соответствии с этим решение вопроса о типе учреждения, в котором целесообразнее находиться ребенку, является наиболее сложной и ответственной задачей, так как от правильности ее решения во многом зависит дальнейшее развитие ребенка.

II. Консультирование родителей и педагогов.
При проведении медицинского и психолого-педагогического обследования детей с целью решения вопроса о типе учреждения, в котором должен находиться ребенок, могут возникать разные ситуации. В одних случаях действительно необходим перевод ребенка в специальное учреждение (специальный детский сад, специальную школу и др.). В других случаях бывает достаточной правильно организованная работа в условиях учреждений общего типа при условии помощи со стороны семьи.

III. Коррекционная работа с детьми.
На базе ПМПК могут проводиться занятия с детьми, которые из-за особой тяжести своего состояния не могут посещать детские учреждения. Такие занятия могут быть индивидуальными и групповыми.
Содержание и методика работы с детьми в каждом конкретном случае определяются специалистами консультации, исходя из психофизического развития ребенка, его возраста, поставленных задач (подготовка к школе, преодоление трудностей в усвоении того или иного материала, формирование навыков саморегуляции и т. д.).

13. Особенности психофизического развития детей с врожденной умственной отсталостью. Степени выраженности дефекта при олигофрении. Коррекционно-педагогическая работа с умственно отсталыми детьми.

Умственная отсталость в отечественной детской психиатрии и клинической психологии рассматривается как группа состояний общего психического недоразвития, различных по этиологии (причинам возникновения) и клиническим проявлениям.

- стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения ЦНС (в первую очередь коры головного мозга) в пренатальном, интранатальном или раннем постнатальном периоде.

Наряду с недоразвитием различных сторон мышления, лица даже с легкой умственной отсталостью обнаруживают дефицит других психических функций, слабость познавательной активности и волевой регуляции поведения. Так, Корсаков С.С. (1957 г.) подчеркивал, что недостаточность «направляющей силы ума» этих лиц отражается на особенностях их эмоционально-волевой сферы, прежде всего на ограниченности высших эмоций — эстетических, нравственных, интеллектуальных, сочетающихся с отсутствием устойчивой мотивации поведения, с её большой зависимостью от внешних, случайных влияний среды и неспособностью самостоятельно подавлять инстинктивно возникающие низшие потребности и влечения.

Признаки недоразвития проявляются и в психомоторике: недостаточной координированности движений и их угловатости, особенно в недоразвитии мимики и тонких движений кисти.

Общее недоразвитие психики этих детей нередко сочетается с различными видами микроочаговой симптоматики в виде лёгкой асимметрии иннервации и нарушений мышечного тонуса, с признаками церебрально-эндокринной недостаточности, лёгкими аномалиями развития со стороны строения черепа, ушных раковин, челюстей, зубов, расположения глаз, внутренних органов и т.п.

Олигофрения делится на три группы: дебильность, имбецильность и идиотию.

Дебильность – наиболее легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы не позволяют детям с такой степенью умственной отсталости овладеть программой общеобразовательной школы. Умственная отсталость в степени дебильности часто сочетается с нарушением фонематического слуха, что влечет за собой общее недоразвитие речи. Отсутствие умения устанавливать адекватные причинно-следственные отношения приводит к серьезным затруднениям в решении даже простых арифметических задач. Соматические нарушения, общая физическая ослабленность, нарушения тонкой моторики, свойственные большинству детей с умственной отсталостью в степени дебильности, а также особенности эмоционально-волевой сферы, системы побудительных мотивов, характера и поведения, в значительной степени ограничивают круг их последующей профессионально-трудовой деятельности.

Имбецильность является более тяжелой по сравнению с дебильностью степенью умственной отсталости. Дети этой категории обладают определенными возможностями овладения речью, усвоения отдельных несложных трудовых навыков. Однако их словарный запас крайне беден. Наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, моторики и эмоционально-волевой сферы делает часть этих детей практически не обучаемыми даже во вспомогательной школе. В правовом отношении эти дети, так же как и дети с идиотией, являются недееспособными, и над ними устанавливается опека родителей или лиц, их заменяющих.

Идиотия –самая тяжелая степень умственной отсталости. У детей с идиотией практически отсутствует речь, они не узнают окружающих, выражение лица бессмысленное, внимание почти ничем не привлекается. Отмечается резкое снижение всех видов чувствительности. Если начинают ходить, то очень поздно, движения при этом плохо координированы. На чужую мимику и жестикуляцию не реагируют. Они неопрятны в естественных отправлениях и неспособны к самообслуживанию. Иногда наблюдаются стереотипные движения. Дети с диагнозом идиотия не подлежат обучению и являются недееспособными.

Коррекционно-развивающая деятельность в учебном процессе строится и с учетом понятий темп психического развития и темп усвоения. Речь идет о скорости и интенсивности развития и усвое­ния, степени быстроты выполнения заданий. Наблюдения пока­зывают, что школьники компенсирующих классов обнаруживают невысокий или даже низкий темп умственного развития и усвое­ния материала.

Одной из специфических зако­номерностей аномального раз­вития психики являются осо­бые взаимоотношения ребенка с окру­жающей средой, и прежде всего с людьми. Причем при интеллектуальной недостаточности эти взаимоотношения редко бывают благоприятными, что су­щественно затрудняет коррекционную работу и в конечном итоге адаптацию детей данной категории в обществе. Среди причин неблагоприятного взаи­моотношения умственно отсталых уча­щихся с окружающими называют и не­достаточно глубокое понимание обще­ством проблемы интеллектуальной не­достаточности, и наличие у школьни­ков целого ряда дефектов психики, многие из которых необратимы. Кроме того, при подготовке учащихся коррек-ционно-образовательных учреждений к самостоятельной жизни слабо ис­пользуются компенсаторные возмож­ности их психики, которые, по мнению Л.С.Выготского, тесно связаны с эмо­циональным началом. Когда ребенок с интеллектуальной недостаточностью осознает трудность и имеет ярко выра­женное желание ее преодолеть, он ста­новится более восприимчивым к кор-рекционной помощи.

Дети с приобретенным слабоумием. Характерные признаки деменции. Нервно-психические нарушения при органическом поражении ЦНС. Лечебно-педагогическая помощь детям с поврежденным психическим развитием.

Наши рекомендации