Оценка рисков и страхование
Любое предприятие сталкивается с теми или иными рисками, т.к. нет точных схем действия и предсказать ситуацию на рынке очень сложно. Бизнес всегда существует в условиях неясности и неопределенности, поэтому вопросы, связанные с рисками, весьма важны.
Предпринимательский риск- это опасность потенциальной возможность того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозами, либо получит доходы, меньше чем предполагалось.[3]
На данном этапе не главное сложные расчеты и точные вычисления, а умение предпринимателя предугадать все риски, с которыми он может столкнуться и разработать стратегию по их решению. Список рисков весьма обширен, и разная вероятность из появления. Поэтому требуется хотя бы ориентировочно оценить какие риски возможны и какие последствия они могут принести.
Потери бывают разные: материальные (дополнительные затраты, потеря имущества, потери сырья); трудовые (потеря рабочего времени); потери темпа бизнеса (предпринимательская деятельность идет медленнее).
Так же бывают разные источники потерь: темпы научно-технического прогресса, политическая обстановка в стране, воровство да и просто форс-мажорные обстоятельства.
В основе оценки рисков используется математический аппарат теории вероятности и графики. Основным инструментом оценки риска являются графики, для понятия степени риска следует выделить следующие уровни степени риска:
1. Безрисковая зона- потери в ней равны нулю или уходят в минус (превышение доходов над расходами).
2. Зона допустимого риска- потери имеют место, но они значительно меньше ожидаемой прибыли.
3. Зона критического риска- она характеризуется возможностью потерь, которые будут превышать доходы. В максимуме этой зоны потери могут превышать доходы и увести предприятие ниже точки безубыточности
4. Зона катастрофического риска- область потерь, которая изначально превосходит доходы и может достигать велечини, равной имущественному состоянию предприятия.
После анализа, ранжирования и определения зоны риска, предпренимателю следует разработать стратегию, если не по устранению, то хотя бы по снижению степени риска.
Самым распространенным метом расчета риска является экспертная оценка. Эксперты стоят недешево, но их оценка более перспективна и рассчитана более верно. Оценки экспертов могут различаться, для этого можно рассчитать среднюю оценку эксперта для каждого риска. Пример:
Было приведено 3 эксперта, которых попросили оценить возможность появления риска от 0 до 100 баллов. Получили следующие данные таблица 1.
Таблица 1. Экспертная оценка рисков
Эксперт риск | Наступление кризиса | Рэкет | ограбление |
Эксперт 1 | |||
Эксперт 2 | |||
Эксперт 3 |
Соответственно мнения экспертов разделились, для этого стоит посчитать среднее арифметическое для каждого риска.
Наступление кризиса: (60+70+30)/3=53,3. И так далее. Получим следующие данные, таблица 2.
Таблица 2. Возможность наступления риска
Наступление кризиса | Рэкет | ограбление |
53,3 | 36,6 |
Как правило, если мы оценивали по 100 бальной системе, и имеются 4 зоны риска (безрисковые, допустимого риска, критического и катастрофического), то 100/4зоны = 25 баллов в каждую зону. Соответственно наступление кризиса попадает в зону критического риска, и нужно принимать меры по снижению степени риска, например формирование страхового фонда, разработка стратегии, по большей устойчивости к кризису.
Оценка конкуренции
Во время жизни любое предприятие сталкивается с конкурентами, так сказать «паразитами», которые мешают идеальной стратегии. Возможно предприятие изобрело свое ноу-хау и мы начинаем продавать новый, никому не известный товар, но со временем об этом товаре узнают массы и по любому найдутся конкуренты. Конкуренты либо изучат наш товар и придумают свой и будут продавать по такой же или более низкой цене, либо просто заключат договор с поставщиком и будут продавать наш товар.
Выделят два вида конкуренции: ценовая и не ценовая, но оба вида несут затраты или потери. Ценовая конкуренция- конкуренция когда конкуренты манипулируют ценой, снижая или повышая ее. Данный метод соперничества не очень эффективен, т.к. конкуренты почти сразу же могут предпринять похожие ответные шаги. В основном снижение цены ведет к финансовым потерям, да и конкурентов может быть много, что может привести к банкротству. Неценовая конкуренция более эффективна, но требует больших вложений. Неценовая конкуренция- выделение товара из всех товаров-конкурентов и придача ему особых свойств. Данным методом может быть хорошая рекламная компания, либо придание свойств, лучших чем у товаров-конкурентов.
3.3 финансовый план
Финансовый план является самым важным пунктом бизнес-плана. В данном разделе прописываются все цены закупок, реализации, постоянные и переменные издержки, рассчитываются разные показатели, показывающие эффективность функционирования предприятия, а так же собственные и заемные средства, сколько средств имеется и сколько нужно инвестировать.
Данный раздел следует писать по пунктам:
1. имеющийся капитал тут следует написать сколько средств имеется
2. потребности в инвестициях тут следует расписать какие средства будут привлечены, кредитные, инвесторов, учредителей и их сумма
3. ценовая политика поставщиков где приводятся все цены на продукцию поставщиков
4. затраты на доставку товара где прописывается стоимость доставки, заключение договоров и другие издержки, связанные с доставкой
5. постоянные издержки те затраты, которые предприятие несет независимо от работы, они всегда есть. Сюда включают, аренда помещения, амортизацию т.д.
6. переменные издержки где прописывают издержки так же доставке товара, заработная плата персонала, затраты по содержанию помещения и др.
7. определить точку безубыточности.
8. расчеты по выплате кредитов, дивидендов инвесторам.
Точка безубыточности показывает цену, при которой затраты будут равняться доходам и предприятие не будет уходить в минус.
Для оценки точки безубыточности на начале создания торгового предприятия следует использовать следующую формулу T=P/∑(FС-TС) где
p- постоянные издержки
FC- сумма цен всех единиц товара
TC- сумма себестоимости всех товаров (в случае торговли это цена закупки + цена доставки, а так же возможные прочие затраты, связанные с приобретением товара).
Точка безубыточности должна равняться нулю, либо быть меньше единицы. Результат показывает во сколько раз надо повысить (если больше нуля) или уменьшить (если меньше нуля) прибыль предприятия. Например: предприятие арендует помещение за 15000 руб\мес. Зарплата работников 6000 руб\мес. Затраты на свет 600 руб\мес. Закупки товара на первый месяц составили сумму в 23000 руб. сумма цен всех товаров составила 45000 руб
Получаем T= =1.7545 значит прибыль должна увеличиться в 1,7545 раза. 45000*1,7545=38599 руб. для достижения точки безубыточности надо увеличить цену реализации, тогда предприятие не уйдет в минус.
Глава 3. Рекомендации при составлении бизнес-плана
Рекомендации.
Конечно единой формы бизнес-плана нет, для каждой отрасли он свой, на производстве он один, на предприятие торговли- другой, в складском хозяйстве- третий. Составление плана требует значительного времени и простой человек с образованием 9 классов не справится с данной задачей. Можно найти примеры бизнес-планов и доработать его, для этого можно привести примеры по доработке бизнес-плана на предприятие торговли.
В бизнес плане стоит добавить такой раздел, как анализ отрасли.Здесь стоит представить кто будет покупать данную продукцию, например текстиль, он востребован во всех сферах жизни, тем более можно получать государственные заказы, для поставок в армию. Какую часть данная отрасль занимает в общем объеме всей выпущенной продукции, не лишним будет сравнить ее с более низкой отраслью, например автомобилестроение. Безусловно одежды, и тканевой продукции производится больше, чем автомобилей, тем более в условиях кризиса. Какое примерное количество человек трудится в данной отрасли, сколько рабочих мест может предоставить данная компания. Так же какие есть привилегии, что государство делает, или собирается делать для развития данной отрасли. Конечно во многих планах имеется раздел маркетинга, он там скорее приводятся общие маркетинговые ходы. Данный раздел должен подробно пояснять маркетинговые ходы, например: как проводится маркетинговое исследование по изучению рынка спроса. Будут ли это оценки экспертов, либо будут создаваться анкеты, которые тоже надо составлять правильно, либо другие методы исследования, которые помогают определить спрос на выбранной территории, либо по стране или миру в общем, если компания собирается выходить на мировой рынок. Так же в этом разделе, как и во всех остальных должен быть приведен расчет по затратам на исследования. Даные расчеты стоит учесть в разделе финансового результата, в котором представлены все расчеты по бизнес плану.
Расчет мощностей предприятия торговли происходит исходя из площади помещения. Площадь- основной важный показатель мощности торгового предприятия. Поэтому стоит добавить такой раздел как площади и мощнастя. Особенно раздел важен, если создается большой магазин, типа супермаркет, или гипермаркет, где большие площади складских помещений. В этом случае стоит добавить еще один раздел складское хозяйство в котором стоит представить площади на складах, отельно рассчитать мощность складских помещений, организацию, работу, людей работающих на складе. Т.к. такое складское помещение имеет собственную, отдельную жизнь, и без представления как организовать склад, предприятие торговли может попросту вымереть. Так же
Еще не мало важный пункт должен быть поставщики данный пункт стоит разрабатывать вторым по значению, после финансовых расчетов. Стоит представлять кто предоставляет нам продукцию, какого она качества, какая цена закупки, какие льготы и скидки предоставляют нам поставщики. Так же этот раздел так же требует маркетинговых исследований, по поиску наиболее подходящего поставщика, а еще лучше не одного. Стоит находить взаимозаменяемых поставщиков продукции, во-избежании перебоя поставок, тем самым исключая простои и потерю прибыли.
Заключение
В условиях кризиса малым предприятиям приходится быть особенно гибкими и в то же время, каждое действие, каждое решение должно быть четко обосновано и продумано заранее.
Бизнес-планирование — один из методов, помогающих в удобной форме обосновать принятие тех или иных решений, спрогнозировать их результаты и спланировать свои действия в той или иной ситуации.
Бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях. Данный результат не представляется возможным без маркетинговых исследований, которые подстерегают практически на каждом этапе создания предприятия.
Разработки бизнес-плана помогает спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Единой универсальной структуры бизнес-плана не существует. Однако выделяют все же основные разделы бизнес-плана, которые содержат информацию, направленную на реализацию целей бизнес-планирования.
Таким образом, бизнес-план помогает организации выбрать из возможных альтернатив наиболее эффективное решение, доказать необходимость тех или иных расходов, привлечь потенциального инвестора, а так же заранее спланировать мероприятия, которые организация собирается провести.
Независимо от целей, преследуемых в бизнес-плане, стоит точно представлять чего предстоит ожидать в бедующих периодах. Расчеты должны быть точными, не завышенными и не заниженными. Каждый показатель должен быть описан и понятен всем. Все затраты на рекламу, маркетинг, покупку оборудования должны быть оценены.
Наиболее важными разделами являются такие разделы как: резюме-это общая характеристика всего бизнес-плана, в котором представлены наиболее важные аспекты, общие расчеты, учредители и руководящий персонал, реквизиты компании и продукция; финансовый план, где представлены все расчеты, калькуляция, прогнозы на будущие периоду, все сроки окупаемости и погашения кредита, без которого в наше время создание предприятия практически не возможно; оценка и прогнозирование потенциальных рисков, в котором представлены все риски и их возможные решения.
Существует несколько бизнес-планов, такие как:
1. бизнес-план форма; призвана осуществить представление бизнеса для инвесторов, акционеров или руководства.
2. бизнес-план сущность; необходима при отражении процессов, происходящих на предприятии, и прогнозировании последствий вводимых изменений.
3. бизнес-план понимание; составляется для анализа и изучения новой идеи, предполагающей развитие и изменение предприятия
теоретическую основу курсовой работы составляют труды отечественных и зарубежных специалистов.
Список использованной литературы
1. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2006
2. Бизнес-план инвестиционного проекта предпринимателя. – М.: КноРус, 2005.
3. Дубиновский М.З. Бизнес-план. Практика составления и реализации.
4. Попов В.М., Медведев, Ляпунов С.И., Муртазалиева С.Ю. Бизнес-план инвестиционного проекта. – М.: КноРус, 2008.
5. Устимов Игорь Разработка бизнес-плана: краткие комментарии. http://www.aup.ru/articles/investment/10.htm
6. Уткин Э.А. Бизнес-план: Как развивать собственное дело. – М.: Акалис, 2005.
7. Фтешин А.И. Оценка коммерческой деятельности инвестиционного проекта. – М.: Статус-Кво, 97, 2007.
8. http://znaydelo.ru/biznes/biznes-plan/cvetochnogo-biznesa.html
9. http://investment-analysis.ru/metodIA2/payback-period.html
10.Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб.пособи. Крылов Э. И. и др. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 608 с11.Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов. Попов В. М. Ляпунов С.И. – М.: КноРус, 2007. – 448 с12. В.П. Буров «бизнес-план фирмы» учебное пособие Москва «Инфа-м» 2015
Приложения
1. Бизнес-план цветочного магазина
[1] Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов. Попов В. М. Ляпунов С.И. – М.: КноРус, 2007. – 448 с [2] Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб.пособи. Крылов Э. И. и др. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 608 с
[3] В.П. Буров «бизнес-план фирмы» учебное пособие Москва «Инфа-м» 2015